Поминовение усопших

Автор Священник Александр Усатов, декабря 18, 2010, 21:56:44

« назад - далее »

Священник Александр Усатов

Владимир спросил:
ЦитироватьНо, вот какое отношение к Православной традиции имеют поминовения усопших,например на 9 день, на 40 день  после смерти. Действительно ли какие-то биотоки излучаются от останков или это псевдонаучные измышления?
И не являются ли фактически общепринятые поминки пережитком языческой тризны?? Наливают полстакана водки,накрывают ломтиком хлеба. Пьют водку не "чокаясь"и желают умершему Царствия небесного. Отказ от алкоголя воспринимается часто как неуважение к умершему и как признак "нерусскости"
Действительно, в древности язычники считали, что умершему на том свете понадобится еда, питие, посуда, жена и воины.
Поэтому все это помещали в могилу.
Иногда посуду разбивали, чтобы высвободить ее "душу", которой и будет пользоваться умерший.
В этом проявлялся примитивный взгляд на загробный мир, где якобы все будет как в этом мире.
Поэтому "полстакана водки,накрывают ломтиком хлеба" - это пережитки язычества. Причем не только в форме, но и в содержании обряда.

Священник Александр Усатов

А еще есть поверье, будто родственники не должны нести гроб с телом умершего.
Связано с весьма древними языческими представлениями, что родственники должны играть своеобразный спектакль перед душой умершего. Будто они не желают с ним расставаться. Поэтому и к телу умершего не прикасаются. На кладбище не несут.
И все, чтобы душа умершего "не обиделась" и не принесла бедствий своей же семье...

Владимир

#2
Насколько я понимаю,в христианской традиции нет обязательности в поминовении усопших именно на 3,9,или 40 день?
Сайты где об этом говорится всегда уводили в эзотерику.
И имеет ли смысл заказывать молитву за упокой души умершего,если он был атеистом?

Священник Александр Усатов

Это смотря какой атеист. Один просто не ходил в храм. И поэтому назывался неверующим.
А другой внятно говорил что не верит в Бога.

Священник Александр Усатов

По поводу особых дней поминовения хорошо пишет проф. А.И.Осипов.
Рекомендую его книгу на тему посмертной жизни.
Посмертная жизнь

Священник Александр Усатов

Цитата: Владимир от декабря 21, 2010, 19:02:49  
Насколько я понимаю,в христианской традиции нет обязательности в поминовении усопших именно на 3,9,или 40 день
Есть. Именно в это время усиленно молимся за умершего.
Интересное объяснение этих дней поминовения находим у преп. Макария Александрийского (IV в.). Он спросил ангела: «Когда отцам предано совершать в церкви приношение Богу за усопшего в третий, девятый и четыредесятый день, то какая из того происходит польза душе преставившегося?».
Ангел отвечал: «Бог не попустил ничему быть в Церкви Своей неблагопотребному и неполезному; но устроил в Церкви Своей небесныя и земныя таинства и повелел их совершать.
Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущаго ее ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, от чего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжении двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу.
После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего - Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если она виновата в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: увы мне! Сколько я осуетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу как должно, дабы можно было и мне удостоиться этой благодати и славы. Увы мне, бедной!.. По рассмотрении же в продолжении шести дней всей радости праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего.
После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения нечестивых, находясь в которых, души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место».

Священник Александр Усатов

эти дни указывают на разные события после смерти. Душа проходит проверку, экзамен.
К чему она соотнеслась в земной жизни. Что возлюбила?
Добро или зло.
В итоге и приближается или к раю, или к аду...
Красиво это и Льюис описал в книге "Расторжение брака"

macs111

Батюшка а как это "разные отделения ада"?Разве в аду есть разделение? ??? У Исаака Сирина ад — это мучение от воздействия любви Божией...А тут как у Данте-"разнообразные мучения"...

Священник Александр Усатов

Между прочим, степень мучения грешников различается.
И об этом не только Данте говорил. Смотрите в Евангелие:
«Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» Лук. 12:47-48

Я не отрицаю, что люди в аду мучаются от невозможности принять Божию любовь. Но их удаленность от Бога различна.


macs111