"Благая беседа" - Православный форум

Жизнь Церкви => Богословские темы => Тема начата: Священник Александр Усатов от декабря 29, 2010, 17:42:20

Название: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от декабря 29, 2010, 17:42:20
Давайте поговорим о символике и смысловых глубинах православной канонической иконы.
Чему икона нас учит и чего не стоит искать в православной иконе?

Для начала рекомендую посмотреть недавний выпуски программы "Церковь и мир" от 18 декабря 2010 года (http://www.vera.vesti.ru/videos?vid=68412) и «Церковь и мир» от 25 декабря 2010 года (http://hilarion.ru/2010/12/27/3289), посвященные иконописанию.
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от декабря 29, 2010, 19:02:15
Чтобы разговор был предметным, предлагаю сравнить три изображения
1. Женщина с ребенком на руках (http://www.art-mall.ru/canvas/images/202-2.jpg)
2. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) Леонардо да Винчи  (http://health.mpei.ac.ru/image/litta.jpg)
3. Владимирская икона Божией Матери (http://mukluk.files.wordpress.com/2008/10/vladimirskaya-icon.jpg)
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Дарья от декабря 29, 2010, 23:57:17
Попробую-ка я первая  :)

рис.1

Изображение двух равноправных, по отношению к нам, героев: матери и ребенка. Их образ неразделен, т.к. чувства и эмоции направлены друг к другу: дитя обнимает маму, а мама свое чадо. Образ формируется именно на взаимоотношении, поэтому нет каких-либо дополнительных сюжетов, способных нести специальную нагрузку.

рис.2

Снова мать и ребенок. Но связь героев ощущается лишь через акт кормления: Мадонна ласково смотрит на своего достаточно крупного  голенького младенца, а тот, теребя ножкой, смотрит как бы "на нас".На заднем плане симметрично расположены два окна, предполагаю, что они несут образ света. Хочу заметить, что художник специально сделал акцент на анатомических данных героев (соблюдены пропорции тела, у младенца отчетливо видны детские складочки).

рис.3

Опять. Мать и дитя. Но ребенок изображен взрослым в уменьшенном размере, прильнувшим к своей матери, а та устремляет взор на нас, прижимая к себе ребенка, будто его хотят отнять... Глаза печальные. Также можно отметить, что покрыты одеждами все части тела, кроме лица, кистей и ступней младенца, что тем самым делает основной упор на лики.
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от декабря 30, 2010, 14:15:35
Тогда сразу провокационный вопрос: в чем отличие иконы от картины?
И в чем отличие картины от фотографии?
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Дарья от декабря 30, 2010, 15:22:06
Цитата: Священник Александр Усатов от декабря 30, 2010, 14:15:35  
И в чем отличие картины от фотографии?

Начну с простого :)

Фотография - это точная передача какого-либо момента из жизни, конечно, можно все "отфотошопить" и расставить акценты, где нужно. Но прежде всего, на мой взгляд, это неизменный фрагмент истории на бумаге, где человеку подвластно лишь нажать кнопку "снять" в момент фотографирования.

Картина - это прежде всего видение автором предмета, где он с помощью красок и кистей воплощает свое личное отражение действительности. А если художник проявит смекалку и фантазию, то может и вовсе получиться что-то совсем неправдоподобное.
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Дарья от декабря 30, 2010, 16:06:44
Цитата: Священник Александр Усатов от декабря 30, 2010, 14:15:35  
Тогда сразу провокационный вопрос: в чем отличие иконы от картины?

Икона - божественное изображение лиц или событий православия. Иконы не пишутся с натуры. Иконописец намеренно изображает человека в преображенном состоянии, одухотворенном. В данном случае мировоззрение иконописца является мировоззрением всей Церкви. Икона является посредником между осязаемой действительностью и духовным миром. В ней все символично: и изображение пространства, и отсутсвие физических источников света, и единовременность происходящих событий, -то, что не характерно для картины. Мы не можем просто получать эстетическое наслаждение от иконы. Икона призвана вызвать преображение человеческой души, доказательство существования духовного мира. В то время как картина отражает материальную сторону мира.
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Светлана Козлыкина от декабря 30, 2010, 20:18:18
И ещё на иконе чаще всего написано, кто на ней изображён.
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от декабря 30, 2010, 21:20:40
Большое спасибо Дарье.

Новый вопрос: кто-то заметил на первых двух изображениях Бога или святого человека?
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Дарья от декабря 30, 2010, 22:39:03
Это Вам, Батюшка, спасибо за вопросы!) Интересно разбираться в чем-то новом, приходится кое-что подчитывать, просматривать)

Ничего божественного на первых двух изображениях мною замечено не было. Просто картинка и картина.
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от января 05, 2011, 11:49:12
Протоиерей Сергий Булгаков так описал свое впечатление о "Сикстинской мадонне" Рафаэля:
"Здесь — красота, лишь дивная человеческая красота, с ее религиозной двусмысленностью, но... безблагодатность. Молиться перед этим изображением? — это хула и невозможность! Почему-то особенно ударили по нервам эти ангелочки и парфюмерная Варвара в приторной позе с кокетливой полуулыбкой... Я наглядно понял, что это она, ослепительная мудрость православной иконы, обезвкусила для меня Рафаэля... Красота Ренессанса не есть святость, но то двусмысленное, демоническое начало, которое прикрывает пустоту, и улыбка его играет на устах леонардовских героев".

Подробнее про отличие католических и православные икон здесь (http://sc135.vega-int.ru/sch_site/projects/semerenk/ik/ikon.htm)
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от января 05, 2011, 13:42:58
Отличие представленных изображений в том, что первые два описывают реальность нашего мира. Более или менее реалистично. При этом художник вкладывает, что называется, свою душу в картину.
Такое изображение умиляет, но ни к чему не обязывает. Никуда не зовет. Не открывает новых планок для предстоящего человека.

А на канонической иконе представлен взгляд Церкви на преображенного человека во Христе. Каким должен быть спасенный человек. Это рассмотрение человека, достигшего Царства Небесного.
Это образец для подражания для молящегося человека.
Вот почему на канонических иконах золотой фон неба и нет затемненных участков. Темнота на иконе часто указывает на мрак ада (Вспомним икону Дионисия "Сошествие во ад").
Таким образом, икона представляет собой средоточие смыслов и целей. Не понимая этого, нам будет очень сложно оценить этот особенный художественный жанр.
Между прочим, каноническая икона характерно отличается своей схематичностью. Многие элементы передаются условно, без тщательной прорисовки. Открыты лишь лицо и руки святых. В редких случаях открываются иные части тела. Это тоже несет в себе богословский смысл.
Напротив, обычная и западная живопись совсем не стесняется изображать обнаженных людей. Это и было запрещено на 6-м Вселенском Соборе (100-й канон).
Совершенно не реалистичными могут быть формы тела человека на иконе. Святой часто представлен в аскетичном виде, складки одежды скрывают анатомические подробности. Все это необходимо для того, чтобы молящийся концентрировал свое внимание на важнейшем, не отвлекался на второстепенное.
Посмотрите на Владимирскую икону. Главное здесь - лик Богородицы, и Ее взаимная любовь с Богомладенцем.
(http://www.pravmir.ru/uploads/resize_of_st_wbig_vlad_1.jpg)
Грустит она о том, что Сына придется отдать на смерть. Ради спасения людей.
Может быть этот укор читается в Ее глазах?
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от января 05, 2011, 19:07:32
Вот пример символических гипербол в изображении роста святых.
Повторюсь, что это не отражение физических параметров святых людей, а отражение величия их святости.
(http://content.foto.mail.ru/mail/2523292/-/i-511.jpg)
Икона "Иоанн Лествичник, Св. Георгий и Св. Власий".
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Владимир от января 05, 2011, 19:52:59
ЦитироватьПовторюсь, что это не отражение физических параметров святых людей, а отражение величия их святости
Значит,можно предположить, что Иоан Лествичник, более значимая, заслуживающая большего почитания фигура,чем Св. Георгий и Св. Власий??? И как это определяется,по каким критериям?
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Дарья от января 05, 2011, 19:55:45
(http://azbyka.ru/tserkov/ikona/ikona_i_kartina_04.jpg)

Другой пример: изображение гор на православных иконах. Это не синие рериховские вершины – на иконах это символы духовного восхождения, восхождения к личностному и Единому Богу. Поэтому горки на иконах имеют лещадки – своего рода стилизованные ступени, благодаря которым гора приобретает смысл лестницы.
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Дарья от января 05, 2011, 19:59:41
(http://azbyka.ru/tserkov/ikona/ikona_i_kartina_10.jpg)
Икона "Успение Божьей Матери"

Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На иконе «Успение Божией Матери» одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к смертному ложу Богородицы, и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа. Это говорит о том, что события Священной истории, происходившие в нашем реальном времени и пространстве, имеют другой образ в пространстве духовном. Событие, происшедшее двадцать веков назад, действенно и сейчас, оно вне пространственно-временных рамок, оно оказывает и сейчас такое же воздействие на главную цель Боговоплощения: спасение всех душ человеческих от вечной смерти.
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от января 05, 2011, 21:33:13
Цитата: Владимир от января 05, 2011, 19:52:59  
ЦитироватьПовторюсь, что это не отражение физических параметров святых людей, а отражение величия их святости
Значит,можно предположить, что Иоан Лествичник, более значимая, заслуживающая большего почитания фигура,чем Св. Георгий и Св. Власий??? И как это определяется,по каким критериям?
Знаете, есть общецерковная "градация" значимости вклада святого человека в жизнь Церкви. Выражается в торжественности богослужения, ему посвященного (славословная служба, полиелей или даже бдение).
Но еще есть народное почитание, подчас возвышающее святого, которому служба положена весьма скромная.
Например, великомученица Варвара - одна из самых почитаемых в нашей стране.

И наоборот, бывают исторически значимые святые, о которых весьма мало знают в народе.
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от января 05, 2011, 23:44:55
Протодиакон Андрей Кураев. Урок 16 (ОПК). Икона (http://diak-kuraev.livejournal.com/74324.html)

Еще. Андрей Кураев "ИКОНА. ЯЗЫК ИКОНЫ" (http://rutube.ru/tracks/3748467.html)
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: macs111 от января 07, 2011, 15:05:09
Все хочу поговорить о каноничности изображений Бога-Отца.Иларион (Алфеев)говорил что такие изображения нужно воспринимать как живопись на религиозную тематику...но существует столько икон где присутствует Бог-Отец,и что им теперь нельзя оказывать почитания как иконам? ???
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от января 07, 2011, 15:49:08
Нет. Но такие иконы назвать каноничными нельзя.
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Игорь от января 19, 2011, 21:47:12
я где то читал, что изображать Бога-Отца было запрещено с 16 века, постановлением поместного собора РПЦ. Или я ошибаюсь?
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от января 20, 2011, 10:25:49
Цитата: Игорь от января 19, 2011, 21:47:12  
я где то читал, что изображать Бога-Отца было запрещено с 16 века, постановлением поместного собора РПЦ. Или я ошибаюсь?
Это всегда запрещалось. Во все времена.

Абсолютная неизобразимость Божества, провозглашена в Ветхом и подтверждена в Новом Завете: во второй заповеди Декалог требует отказа от всяких изображений Бога (Исх.20:4). Весь древний мир не мог отрешиться от представлений о Боге как о существе человекоподобном, звероподобном или, по крайней мере, имеющем форму, облик. Пророк Моисей решительно отвергает эти антропоморфные представления - Бог невидим и не имеет изобразимой формы. Иначе Он был бы ограничен в пространстве и не обладал бы свойствами Абсолютного Существа – Вездесущием и Неограниченностью.

Этот ветхозаветный запрет провозглашен и для христиан: «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян.17:29). Стоглавый Собор, созванный в Москве в 1551 г., давая предписание иконописцам, также определил в своем 43-м правиле принципиальную неизобразимость Божества.
По словам преп. Иоанна Дамаскина, «невозможно, чтобы был изображаем безколичественный и неописуемый, и невидимый Бог».
Только после Боговоплощения этот запрет преодолевается и «неописуемое Божество описуется по человечеству»
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от января 23, 2011, 14:43:38
Вот почему изображать на иконах Богочеловека можно и нужно, а вот Бога-Отца нельзя и невозможно. Ведь Он не воплощался и НИКОГДА не являл Себя в человеческом виде
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от января 23, 2011, 14:48:26
Взирающий на икону Бога-Отца человек подвергается сильному искушению возомнить, что Бог-Отец имеет облик и вот так по-человечески выглядит, имея седые волосы, рост и одежду.
Это уже граничит с богохульством и кощунством.

Ранняя Церковь не знала иконы в ее современном, догматическом значении. Начало христианского искусства — катакомбная живопись — носит символический характер. Это чисто «знаковое» или «сигнитивное» искусство. Причем ее начало можно смело отнести еще к временам апостольским: пpи pаскопках в Помпеи и Геркулануме были найдены стенные pосписи на библейские сюжеты, и изобpажения кpеста. Некоторые изображения, например в крипте Люцины и в усыпальнице Домитиллы - в катакомбах Рима, учеными исследователями древностей и самими протестантами относятся даже к первому столетию. Hа дpyгом кpаю Римской импеpии - в Междypечье (катакомбы Доypа-Евpопос) от начала втоpого века до нас дошли дpyгие фpески катакомбных хpистиан (в частности, с изобpажением Девы Маpии).
Христианский писатель II-го и начала III-го столетия Тертулиан ясно говорит об изображениях доброго пастыря на чашах, употребляемых христианами. Так же и св. Климент Александрийский, знаменитый наставник христианской школы в Александрии, советовал христианам употреблять на их печатях различные символы Христа: «для печати же мы должны пользоваться изображением голубя или рыбы, или корабля с надутыми парусами, или же музыкальной лиры или же корабельного якоря» (Педагог III. 11 [7]).
Но необходимо отметить, что это были не изображение Христа, святых или разных событий священной истории, как на иконе, а выражение определенных мыслей о Христе и Церкви, причем выражение, прежде всего сакраментального опыта крещения и Евхаристии, т.е. той двуединой «мистерии», через которую даруется спасение.
В связи с этим следует отметить, что большое распространение приобрел «знак Христа» под видом рыбы, потому что в ее греческом наименовании, состоящем из 5 букв (?????), заключаются первые буквы греческих пяти слов, на русском языке означающих: Иисус Христос Божий Сын Спаситель.
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/24/Stele_Licinia_Amias_Terme_67646.jpg/230px-Stele_Licinia_Amias_Terme_67646.jpg)
Она служила символом или образом Христа, крещающего водою и дающего Плоть Свою в снедь, то есть, была символом таинств крещения и причащения. Древнейшее из многих изображений сего рода находится в подземной римской усыпальнице Люцины в Риме и относится к концу I-го или ко II-му веку; над рыбою поставлена корзина с хлебами, чем яснее выражается таинство причащения.

При этом искусство сигнитивного типа склонно изображать не столько божество, сколько функцию божества. Добрый Пастырь саркофагов и катакомб не только не образ, но и не символ Христа; он — зрительное ознаменование той мысли, что Спаситель спасает, что Он пришел нас спасти, что мы Им спасены.
Даниил во рву львином — тоже не «портрет» Даниила (пусть и самый условный), а знак того, что Даниил спасен и мы спасены, как Даниил.
«Искусство это в подлинном смысле слова вообще не может быть названо искусством. Оно не изображает и не выражает: оно знаменует».

В этом смысле икона Троицы не изображает Троицу, а являет истину о том, что Бог Троичен.
В противоположность западному искусству (реалистичному) в восточной иконе сохранился этот символизм и знаковость. Икона это знак, указывающий Путь на Небо.
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от января 23, 2011, 17:07:31
Здесь же можно упомянуть и антропоморфизмы.
Библия наполнена так называемыми  антропоморфизмами, когда Бог описывается подобным человеку. Такие вещи нужно толковать духовно. Мышца Божья - символ Божьей силы, Его очи - всеведение.
Св. Иоанн Кассиан Римлянин писал по этому поводу: 
«Если эти и подобные места Писания понимать буквально, в грубом чувственном значении; то выйдет, что Бог спит и пробуждается, сидит и ходит, обращается к кому и отвращается от него, приближается и удаляется, — и члены телесные имеет — главу, очи, руки, ноги и под. — Как этого всего без крайнего святотатства нельзя буквально разуметь о Том, Кто, по свидетельству Писания же, невидим, неописуем, вездесущ: так без богохульства нельзя приписывать Ему и возмущение гневом и яростью».
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от января 24, 2011, 08:14:33
Инок Григорий (Круг). Об изображении Бога Отца в православной церкви (http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/04g/grigory/reflection/3.html)
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Александр от января 24, 2011, 23:36:28
Почему православные считают не поклонение иконам ересью?
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Григорий Иванов от января 25, 2011, 01:42:13
Цитата: Александр от января 24, 2011, 23:36:28  
Почему православные считают не поклонение иконам ересью?

Александр, мне кажется, Вы путаете "непоклонение иконам" с "иконобо?рчеством"..?
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Роман Зимин от января 25, 2011, 11:01:15
Цитата: Александр от января 24, 2011, 23:36:28  
Почему православные считают не поклонение иконам ересью?
Хотя бы потому, что аргументация противников иконопочитания, насколько я знаю, с Православием ничего общего не имеет. Они, видимо, не понимают подлинное значение икон, считают иконопочитание идолопоклонством.
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от января 25, 2011, 19:23:57
Цитата: Александр от января 24, 2011, 23:36:28  
Почему православные считают не поклонение иконам ересью?
Они видят в этом скрытое отрицание Боговоплощения
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от января 28, 2011, 09:35:01
Цитата: Александр от января 24, 2011, 23:36:28  
Почему православные считают не поклонение иконам ересью?
Правильнее говорить почитание, а не поклонение. На богословском языке поклонение приличествует лишь Богу, а вот святыни мы можем почитать.

Догмат VII Вселенского Собора об иконопочитании.

Храним не нововводно все, писанием, или без писания установленныя для нас церковныя предания, от них же едино есть иконнаго живописания изображение, яко повествованию евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истиннаго, а не воображаемаго воплощения Бога Слова, и к подобной пользе.
Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению святых отец наших и преданию кафолическия Церкви, (вемы бо, яко сия есть Духа Святаго в ней живущаго,) со всякою достоверностию и тщательным разсмотрением определяем:
подобно изображению честнаго и животворящаго креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честныя и святыя иконы, написанныя красками и из дробных камений и из другаго способнаго к тому вещества устрояемыя, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и чтимых Ангелов, и всех святых и преподобных мужей.
Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающиии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобзанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Бого поклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честнаго и животворящаго креста и святому евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестивый обычай был.
Ибо честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и покланяющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие.


Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от февраля 15, 2011, 07:46:49
Диакон Андрей Кураев. Икона Рождества (http://missionerdona.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=274&Itemid=90)
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: macs111 от февраля 15, 2011, 09:47:04
А можно в этой теме поговорить о освящение икон в России??Вопрос-зачем???Ведь и в древности не освящали,и Седьмой собор не утверждал нужды в освящение...
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от февраля 15, 2011, 10:54:59
Митрополит Иларион (Алфеев) пишет, что в наших условиях освящение икон необходимо по нескольким причинам.
Во-первых, современные иконы в большинстве случаев изготовляются без участия человека. Редко когда встретишь писаную иконописцем икону.
Во-вторых, освящение иконы означает и благословение Церкви молиться перед ней. Ведь бывают и совершенно неправильно изготовленные иконы. Или женщина вышивает икону вне всяких канонов. Или даже пишут иконы неканонизированным людям (царю Ивану Грозному или Распутину) или в оккультной манере (пример - икона Воскрешающая Русь).
Вот такие иконы священник освящать не будет. И не разрешит перед ними молиться
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от февраля 15, 2011, 18:50:31
Здесь примеры таких лже-икон: Псевдо-православие  (http://missionerdona.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=118&Itemid=83)
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от февраля 16, 2011, 09:45:58
Вот еще пример толкования иконы.
Диакон Андрей Кураев.  Пасха — путь из ада (http://missionerdona.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=123&Itemid=87)

Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от февраля 16, 2011, 09:49:39
(http://www.pravmir.ru/uploads/00186.jpg)
Есть целая книжка с такими размышлениями об иконах и праздниках.
Инок Григорий (Круг). Мысли об иконе  (http://lib.eparhia-saratov.ru/books/04g/grigory/reflection/contents.html)
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от августа 16, 2011, 10:45:58
Полюбуйтесь.
Фреска "Возвращение волхвов" (Латинская часовня Кипра, 15 век)

Чувствуете отличие от канонической иконы?
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Александр от августа 16, 2011, 10:55:47
У меня вопросик. Кто изображен на этой иконе, которую привела в качестве примера Дарья?
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Елена_K от августа 16, 2011, 11:39:53
Цитата: Священник Александр Усатов от августа 16, 2011, 10:45:58  
Полюбуйтесь.
Чувствуете отличие от канонической иконы?

То, что волхвы изображены спиной к молящемуся?
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Роман Зимин от августа 16, 2011, 16:39:40
Цитата: Александр от августа 16, 2011, 10:55:47  
Кто изображен на этой иконе, которую привела в качестве примера Дарья?
Почившая Богородица, Христос, принявший Её душу, апостолы.
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Александр Усатов от августа 16, 2011, 18:44:36
Цитата: Елена_K от августа 16, 2011, 11:39:53  
Цитата: Священник Александр Усатов от августа 16, 2011, 10:45:58  
Полюбуйтесь.
Чувствуете отличие от канонической иконы?

То, что волхвы изображены спиной к молящемуся?

Кроме вспомогательной фигуры непонятно какого человека тут ВСЕ персонажи повернуты к нам спиной. И волхвы и их кони :(
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Александр от августа 16, 2011, 23:45:11
Цитата: Диакон Роман Зимин от августа 16, 2011, 16:39:40  
Цитата: Александр от августа 16, 2011, 10:55:47  
Кто изображен на этой иконе, которую привела в качестве примера Дарья?
Почившая Богородица, Христос, принявший Её душу, апостолы.
А поименно можно?
Почему нимб только у святителей?
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Роман Зимин от августа 24, 2011, 15:50:59
Проконсультировался с иконописцами из нашей приходской мастерской.

Раз имена предстоящих на иконе не подписаны, - мы можем только догадываться, кто именно изображён. С другой стороны, есть предание об обстоятельствах Успения Пресвятой Богородицы и сложившаяся иконографическая традиция, позволяющая сделать некоторые предположения о личностях, к примеру, изображенных апостолов.

Правда возникает трудность, с которой можно столкнуться и на иконе причащения апостолов: среди них явно узнаётся апостол Павел, а общее число - 12. Кто-то, значит, не был изображён. Да и апостол Павел на этих событиях не присутствовал. Видимо, здесь проявляет себя символизм иконографии и стремление показать духовную реальность: апостол Павел, приняв апостольство последним, встал в число первых.

Насчёт истории изображения нимбов, наш иконописец Александр сказал мне, что видел много изводов иконографии Успения. И везде ситуации разная, вплоть до противоположности. Так, что трудно уловить какую-то закономерность, почему у одних святых нимбы изображены, а у других нет. Он предполагает, что это продиктовано стремлением расставить акценты между главными героями и лицами второго плана, новозаветной святостью и ветхозаветной и т. д.
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Татиана от августа 24, 2011, 16:01:35
А еще нам в туре по Золотому кольцу на одной из икон объяснили, что нимбы, изображенные на ней, составляя сплошную полосу, символизируют дорогу в рай. Это нам рассказали в музее иконографии Ярославского кремля.
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Александр от августа 25, 2011, 12:03:33
Спасибо о.Роман. :)
Если вернуться к этой иконе. Скажите, как её следует читать? Я так понимаю, что здесь представленно три события. И третье событие изображено в верхней части иконы - это событие когда все уже на небесах. Я правильно понял, или нет?
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Анна Донских от марта 11, 2012, 20:18:56
Икона святого мученика воина Христофора.
Была удивлена подобным изображением на православной иконе. Подробнее об иконографии и почитании этого святого можно почитать на сайте "Православие" (http://www.pravoslavie.ru/put/070522120099.htm)
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Вадим Петрович от марта 11, 2012, 21:01:19
Странная икона. Словно древнеегипетское изображение божества.
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Раб божий Константин от марта 14, 2012, 19:41:57
Цитата: Вадим Петрович от марта 11, 2012, 21:01:19  
Странная икона. Словно древнеегипетское изображение божества.
Да, на Анубиcа похож.
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Раб божий Константин от марта 23, 2012, 18:17:18
Цитата: Анна Филоненко от марта 11, 2012, 20:18:56  
Икона святого мученика воина Христофора.
Была удивлена подобным изображением на православной иконе. Подробнее об иконографии и почитании этого святого можно почитать на сайте "Православие" (http://www.pravoslavie.ru/put/070522120099.htm)
Так ему сняли кожу с лица, поэтому такая икона.
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Владимир от октября 29, 2013, 22:17:57
Похищение образа (http://www.pravmir.ru/sergej-chapnin-reklama-igraet-s-xristianskimi-obrazami-video/)
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Священник Роман Зимин от июня 24, 2014, 11:49:07
Все этапы изготовления канонической иконы за 8 минут!

И всё как в нашей иконописной мастерской - натуральные темперные краски из минералов на яичном желтке. И ковчег, и шпонки, и левкас, и золочение... Красота.

http://psgp.ru/fplayer/player.swf?file=https://www.youtube.com/watch?v=HTb7l3VF1HY
Название: Re: Православная икона: смыслы и значение
Отправлено: Афанасий от июня 27, 2014, 17:12:12
Выскажу может несколько необычную мысль: "Икона это молитва". Почему молитва? Потому, что образ без участия человека не существует. В чем участие? В общении с Богом и потому икона это форма молитвы, форма богообщения, нашего проникновения в духовный мир.