Вышла видеопередача "Прощеное воскресенье с митрополитом Иларионом (Алфеевым)". В гостях у владыки режиссер фильмов "Остров" и "Царь" Павел Лунгин.
Программа посвящена проблеме неприятия идеи покаяния современным обществом. Обсуждается новый фильм Лунгина "Дирижер", в котором почти через весь фильм звучит оратория владыки Илариона "Страсти по Матфею".
Как отмечает музыковед Ольга Гарбар: «История музыки знает огромное множество «Страстей» (т.е. Пассионов) – католических, протестантских, даже карнавальных и в стиле «рок»... Но впервые в истории музыкальной традиции произведение такого масштаба написано на канонический текст Евангелия от Матфея и богослужебные тексты Православной Церкви. [spoiler]Оратория наполнена интонациями русского церковного мелоса, но также впитала в себя стилистику и приемы европейской барочной музыки. При всем этом она отличается от сходных сочинений подлинно православным пониманием Страстей Спасителя: в музыке отсутствует натурализм, театральность, «страдания» потрясают не описанием физических мук, а внутренним состоянием, душевным напряжением, духовным смыслом. Музыка Владыки Илариона ведёт человека к духовному через душевное. Его оратория – не просто музыкальное произведение, полное страстей, борений, всевозможных концертных эффектов, это скорее духовное действо, проповедь Слова Божьего, приобщение всех нас Тайнам Божественного бытия. Высокое музыкальное мастерство, разнообразие, цельность, эмоциональная насыщенность, духовная глубина и доступность для неискушённого слушателя – все эти качества делают данное произведение уникальным явлением в истории современного музыкального искусства».[/spoiler]
Удивительное произведение. Звучит классически, но молитвенно. Мотивы западной музыки перекликаются с церковными мотивами.
Программа посвящена проблеме неприятия идеи покаяния современным обществом. Обсуждается новый фильм Лунгина "Дирижер", в котором почти через весь фильм звучит оратория владыки Илариона "Страсти по Матфею".
Как отмечает музыковед Ольга Гарбар: «История музыки знает огромное множество «Страстей» (т.е. Пассионов) – католических, протестантских, даже карнавальных и в стиле «рок»... Но впервые в истории музыкальной традиции произведение такого масштаба написано на канонический текст Евангелия от Матфея и богослужебные тексты Православной Церкви. [spoiler]Оратория наполнена интонациями русского церковного мелоса, но также впитала в себя стилистику и приемы европейской барочной музыки. При всем этом она отличается от сходных сочинений подлинно православным пониманием Страстей Спасителя: в музыке отсутствует натурализм, театральность, «страдания» потрясают не описанием физических мук, а внутренним состоянием, душевным напряжением, духовным смыслом. Музыка Владыки Илариона ведёт человека к духовному через душевное. Его оратория – не просто музыкальное произведение, полное страстей, борений, всевозможных концертных эффектов, это скорее духовное действо, проповедь Слова Божьего, приобщение всех нас Тайнам Божественного бытия. Высокое музыкальное мастерство, разнообразие, цельность, эмоциональная насыщенность, духовная глубина и доступность для неискушённого слушателя – все эти качества делают данное произведение уникальным явлением в истории современного музыкального искусства».[/spoiler]
Удивительное произведение. Звучит классически, но молитвенно. Мотивы западной музыки перекликаются с церковными мотивами.