Толкование Псалмы 23-24-37-98-146 (Авва Памво, Фивейский)

Автор Святослав2018, апреля 28, 2018, 14:41:00

« назад - далее »

Святослав2018

Псалом 23

Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возьмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы.

Самым известным толкованием этого псалма, является толкование
свт. Афанасия Великого.
«Возмите врата князи ваша.»:
Отселе Давид пророчествует о вознесении Господа на небеса. Он здесь представляет Ангелов, служивших Христу, когда Он находился на земле, восходящими на небеса вмести с возносящимся Христом, и одних идущими Ему на встречу, а других повелевающими хранившим вход в небеса взять врата. Порядок же сих слов должен быть таков: начальники, примите врата ваши. т. е. вы, имеющие власть над вратами небесными, *) примите их. Поставлено же ваши вместо: над которыми имеете власть. Не сказал отворите, но "возмите", иначе -совершенно примите их, каковым словом изображает невместимую славу Христа имеющего войти. А под вратами надобно разуметь Ангельские стражи и смотрения. И далее по тексту.

Не претендуя на истину, а самое главное не вступая  в противоречие со свт. Афанасием Великим, мы хотели бы обратить ваше внимание на этот спорный с точки зрения грамматики текст псалма и предложить свое,  недалекое толкование этого места. С течением времени все труднее становиться владеть грамматической основой языка того времени. А порою перевод теперь уже становиться и вовсе невозможным, по причине полного забвения  тех грамматический правил того языка, с которого был сделан перевод псалмов. Здесь нас больше всего заинтересовало словосочетание   «Возмите врата князи ваша», которое повторяется в псалме дважды. Как нам кажется, здесь произошла ошибка перевода, а точнее ошибка чтения буквы «ш» и «щ», как в примере с чтением греческого словопроизношения о Церкви, точнее ка(т)олической или  ка(ф)олической  его интерпритации.  В данном случае мы в поисках слова обращаемся к Дьяченко. (Полный церковно слав. словарь Дьяченко, изд. отд. Моск. Патр. Москва 1993 год.)
«Ващага» -  и синоним этого слова «Вощага». Первое из них и его производные «вачега», «вачига», «вачуга», или «вачуга» -  обозначают толстую рукавицу, обшитую кожей с верхней стороны. Но есть еще слово «вощага», обозначающая короткую палку с прикрепленной к ней на толстом ремне, деревянным шаром, служившим для ударения в бубен. Т.е. речь идет о «вощаге», как о музыкальном инструменте, с которым князья иудейского народа должны были выйти навстречу Господу.
Если принять этот рассуждение к сведению, то тогда текст псалма выглядит следующим образом:
Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возмите врата князи ваша, князья иудейского народа, возмите, т.е. идите к ним навстречу Господу при Его явлении к вратам Иерусалима с вощагами, т.е бубнами, и возмитеся .... и откроются ..... врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возьмите... их, т.е. откройте эти врата вечности для народа иудейского через познание истины,  врата князи ваша,....в радости и с песнопениями, музыкой и радостью.... и возмитеся....и откроются эти врата души и сердца.... врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы.

Псалом Давиду, 24.

К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеют ми ся врази мои, ибо вси терпящии Тя не постыдятся. Да постыдятся беззаконнующии вотще. Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя. Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день. Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея, и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи. Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути. Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его. Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть. Кто есть человек бояйся Господа? Законоположит ему на пути, егоже изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю. Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им. Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои. Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз. Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя. Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя. Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя. Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя. Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи, Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его.


Ибо вси терпящие Тя не постыдятся... (Пс.24.2)

Здесь интересна сама трактовка слов «...терпящие Тя». Как можно терпеть Господа? Т.е. пророк имеет ввиду те скорби, которые Господь попускает человеку за его беззакония. В этих преступлениях виноват сам человек. И поэтому он и «терпит Господа». Т.е. смиряясь под Его крепкую руку, человек получает прощение. Душа человека знает, что только он сам виноват во всех своих грехах. И их последствия, что приходят от десницы Господа, есть Его награда. И поэтому человеку не стыдно терпеть их, а наоборот почетно.

Далее святой Давид призывает Господа к наказанию тех, кто не принимает  Его промыслительных указаний к исправлению своей души:  «Да постыдятся...» т.е. опустят глаза пред лицом людей и Господа «...беззаконнущие вотще.» (Пс.24.3)
Вотще: напрасно, втуне, даром, всуе.( Полный церковно слав. словарь Дьяченко, изд. отд. Моск. Патр. Москва 1993 год). Своими поступками  они как бы говорят, что вот мы, совершаем беззакония и где Он ваш Бог? Его нет, и поэтому мы будем совершать свои преступления и дальше. Но «...беззаконущие напрасно». - постыдятся не только в этой жизни, но и в вечности. Им будет стыдно за свою жизнь не только перед лицом Господа, но и перед людьми.

                                                    Кафизма 6
                                   Псалом Давиду,  в воспоминание о субботе  ( 37, 7-8)


Пострадах и слякохся... ( Слякохся: сгорбился, скорчился,  Полный церковно слав. словарь Дьяченко, изд. отд. Моск. Патр. Москва 1993 год). ...до конца, весь день сетуя хождах: Яко лядвия моя наполнишася поруганий,...

    Очевидно пророк говорит о том  времени когда ему было особенно тяжело как в физическом так и в духовном плане. Скорее всего, этот псалом, предваряющий известный  50 й псалом, говорит нам о том времени, когда наказание за преступление Давида против Иурии вступило в силу. Покаяние, отразившееся в словах последующего 50 го псалма пока не наступило, и пророк терпит скорбные последствия своей минутной слабости.
     Но здесь интересна трактовка слов  «Яко лядвия моя наполнишася поруганий». Лядвия – мясо на чреслах, мускулы в чреслах, ляжки, (Полный церковно слав. словарь Дьяченко, изд. отд. Моск. Патр. Москва 1993 год) т.е. задняя поверхность бедер.
     Известно, что во время особенно тяжких телесных страданий у человека не редко происходит непроизвольное извержение кала. В данном случае пророк описывает не только телесные страдания, но и главное свое чувство ужаса перед отступлением от него  Божественной благодати. Это одиночество приводит его в неописуемый трепет и страх даже до состояния когда: «...лядвия моя наполнишася поруганий,...».    Известно, что Давид имел многочисленные свидетельства явлений Божественной благодати.  И поэтому он так переживал ее отступление от своей души, что страдал до «...лядвий, наполнившихся ...поруганий. И далее «... и несть исцеления (без возвращения Божественной благодати) в плоти моей. Озлоблен бых... (как человек он говорил в то время: «Где Ты есть? Вот я страдаю. А тебе нет до этого ни какого дела!) ..., и «смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего». И только познав свою немощь и смирившись пред Богом, он получил помощь от Него.  О чем и говорит далее в 49м псалме. Но истинное покаяние родилось следом за ним в словах 50 го псалма: « Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству  щедрот Твоих очисти беззаконие мое». 
PS По всей видимости ввиду этической составляющей этого 37 - го псалма его дословное толкование завуалированно: «В переводе с еврейского весь стих читается таю "ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей". Преосвященный Порфирий переводит первую половину стиха так: "ибо чресла мои наполнены поруганиями", и в примечании дополняет: "болезни суть как бы ругательства над здоровьем". Некоторые толковники под поруганиями разумеют беспорядочные движения похоти плоти (блж. Иероним, блж. Феодорит). "Под словом лядвия, - говорит блж. Феодорит, - пророк дает разуметь похотения, потому что в чреслах находятся почки, в которых естественно возбуждаются пожелания" [6, с. 175].».

                                                Псалом 98 (6,9).


Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призыаающих имя Его, призываху Господа и Той послушаша их. В столпе облачнее глаголаше к ним: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им. Господи боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты милостив бывал им, и мщая на вся начинания их.
Нас заинтересовал следующий момент этого псалма:  Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты милостив бывал им, и мщая на вся начинания их.
Безусловно Господь слышит молитвы праведников и мстит, т.е.  помогает им одолеть все препятствия которые творят им люди или демоны в выполнении божественных повелений. Поэтому и сказано: Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его, призываху Господа и Той послушаша их... и далее ... яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им. Но здесь интересна трактовка слов: Боже, Ты милостив бывал им, и мщая на вся начинания их.
Как Бог может мстить своему творению? Если он войдет в спор с человеком, то будет ли хотя бы единственный  шанс для него остаться в живых? Мы думаем, нет. Поэтому здесь слова «...мщая на вся начинания их», обозначают милосердие Господа по отношению к людям, исполняющим Его повеления. Т.е. Господь помогает, защищает и мстит за всех тех, кто живет для прославления Его имени и выполняет Его святую волю.

Аллилуиа, 146.

Хвалите Господа, яко благ псалом. Богови нашему да усладится хваление. Зиждай Иерусалима Господь, разсеяния Израилева соберет. Исцеляяй сокрушенныя сердцем и обязуяй сокрушения их. Исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй. Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа, Приемляй кроткия Господь, смиряяй же грешники до земли. Начните Господеви во исповедании, пойте Богови нашему в гуслех. Одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь, прозябающему на горах траву и злак на службу человеком, дающему скотом пишу их, и птением врановым призывающым Его. Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит. Благоволит Господь в боящихся Его и во уповающих на милость Его.


                                                        Псалом 146, (10)

Не в силе констей восхощет( Господь) ниже в  лыстех мужеских благоволит.

Само рассуждение на этот стих не подразумевает под собой особого толкования. Здесь был интересен перевод слов ...ниже в лыстех мужеских...
У Дьяченко читаем: « не в силе коней открывает (Господь) хотения Свои и не к
(сильным) голеням мужей оказывает Свое благоволение (Свою крепость). И далее: не на силу коней смотрит (Господь) и не к быстроте ног благоволит.» ( Полный церковно слав. словарь Дьяченко, изд. отд. Моск. Патр. Москва 1993 год).
Отсюда и понятие  того, что для Господа нет разницы в том на сколько богат человек... Не в силе констей восхощет (Господь)... сколько он имеет сильных  коней или полагает свое упование на их ценность. А так же и на свое здоровье.
Собственно говоря «Лысто» - это голень, мышца. ( Полный церковно слав. словарь Дьяченко, изд. отд. Моск. Патр. Москва 1993 год). И поэтому пророк говорит о бесполезности силы человека перед лицом его Создателя. Ведь все его богатство, и он сам принадлежит Творцу. Отсюда и  ... ниже в лыстех мужеских благоволит.
Т.е. надеющийся только на свое здоровье и силу не получает благоволения от Бога.  А паче благоволит Он к смиренной душе, которая  если и сознает свое превосходство над природой и обладает всеми богатствами сего мира, но использует их для прославления  Творца и благодарит Его за  то, что: « не на силу коней смотрит (Господь) и не к быстроте ног благоволит.» ( Полный церковно слав. словарь Дьяченко, изд. отд. Моск. Патр. Москва 1993 год). А любит тех, кто будучи сильным и богатым  приобретает смирение и любовь. О чем и подтверждают слова данного псалма идущие следом за ними:
Благоволит Господь в боящихся Его и во уповающих на милость Его.








Сергий программист

Церковнославянский текст псалмов - это перевод с греческого, сделанный Кириллом и Мефодием. В греческом языке на месте слова "ваша" стоит ὑμῶν, которое с рукавицей никак не связано.
В псалмах интересно сопоставлять церковнославянский текст - кальку греческого и перевод Юнгерова, сделанный с еврейского   (см. https://azbyka.ru/biblia/?Ps.23&ceg&ucs)

Святослав2018

В поздних изданиях Псалмов ( как и указано в толковании) встречается перевод "ващя", что в конечном итоге  противоречит как греческому, так и еврейскому переводу. И поэтому смысл псалма теряется в непонятном значении: "возьмите врата князи ваша", что порождает множество догадок и непонятных определений этого  слова или же действия связанного с ним. Если же допустить (как и сказано в толковании), что речь идет об ударном инструменте ( в славянском переводе Кирилла и Мефодия), то тогда появляется и смысл и прямое его значение. Ведь так и полагается на востоке, в случае праздничной встречи высокого лица, ударять в кимвалы или другие ударные инструменты. Все становится логичным и понятным.