Можно ли виды любви расположить в иерархию в зависимости от почтения, уважения и силы чувств? Ведь наверняка, у каждой женщины своя иерархия приоритетов, но меня волнует, что же является первичнее для замужней и не замужней христианки?
К примеру, для незамужней девушки, любовь ко Господу - первична, т.к. заповеди гласят: «Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене»; «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим».
На втором месте оказывается любовь к самому себе, ведь сказано «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
Третье место занимает любовь к родителям, ведь сказано: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земле».
На четвертом – любовь к ближнему.
На пятом – любовь к человечеству.
Иерархия любви (почтения) после замужества или венчания меняется? К примеру, первую ступень для замужней женщины – занимает муж, потому что в Священном Писании сказано: «... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, женщину, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть...»(Быт 2:22-24); «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос - Глава Церкви, и Он же Спаситель тела...»(Еф 5:22-24) .
Тогда на каких ступенях будет располагаться, после любви к мужу, - любовь к детям, родителям, родным, начальству, государству, человечеству, природе, животному миру и т.д.? Может быть все обстоит гораздо проще, чем я думаю? Возможно, что я во всем ошибаюсь.
Думаю, главное об этой иерархии сказал Господь Иисус Христос здесь: «... первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет». (Мк. 12:29-31)
И не думаю, что относительно этих слов Спасителя есть какое-то различие для находящихся в браке и холостых. Главной ценностью, главным объектом нашей любви должен быть Бог.
Другое дело, что «есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. <...> Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше». (1 Кор. 7:30-40) Т.е., пребывая в безбрачии, человек может быть менее связан необходимостью заботиться о житейских нуждах и больше внимания уделять духовным трудам.
Что касается любви к себе, то заповеди "возлюби себя" в Священном Писании, насколько я знаю, нет. Зато есть указания прямо противоположного содержания: «... отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24) «... кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35).
Приведённый Вами евангельский призыв возлюбить ближнего, как самого себя, думаю, указывает на столь обычную нашу заботу о своем благополучии и подвигает нас с неменьшим усердием послужить пользе другого человека.
О необходимости любви к родственникам и заботы о них говорит апостол Павел: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8 ). Но не к этой только любови, которая должна быть естественным ответом на доборое к нам расположение, призываются христиане. Господь говорит: «... если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. <...> Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6:32-35)
«Кто себя любит, тот любить Бога не может» (Прп. Серафим Саровский), но Иисус сказал: «...Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?»(Мф 16:26). Разве можно полюбить «ближнего», не любя себя самого душевного, ведь человек, является Божьим Творением? Часто нелюбовь к себе мы выражаем, когда обрекаем душу на муки из-за похотей, страстей, гордости. Получается, что ближнего мы можем возлюбить лишь после того, как научимся любить себя разумной любовью, с желанием спасти свою грешную душу. Разве не нужно хранить душу в чистоте? Это ли не любовь?
«Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог – предела и ограничения. Но любовь к ближним должна иметь свой предел и ограничения...»(прп. Никодим Святогорец). Так какова иерархия любви, в зависимости от её пределов и ограничений? Являясь замужней женщиной, она в первую очередь должна любить мужа, потом детей, родителей, ближнего? Или все-таки дело обстоит иначе?
Цитата: Светланочка-беляночка от ноября 02, 2010, 00:23:12
Разве можно полюбить «ближнего», не любя себя самого <...> ближнего мы можем возлюбить лишь после того, как научимся любить себя разумной любовью, с желанием спасти свою грешную душу.
Думаю, любовь к другому человеку, а тем более к Богу, измеряется тем, насколько мы в силах пожертвовать ради этой любви собой, своими интересами. Ведь и спасения души мы надеемся достигнуть через эту любовь, а не через самоанализ только и работу над собой.
Поэтому, мне кажется, нельзя сказать, что любовь к ближнему начинается с любви к себе. Она, видимо, наоборот становится возможной, когда нам удаётся наконец хоть насколько-то отвлечься от самих себя, постараться услышать другого человека.
Бог, которого мы называем Любовью, бескорыстно любит Своё творение. Кроме того, отношения Лиц Пресвятой Троицы также состоят во взаимной любви и самоотдаче: "
Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия, так что все три сопребывают в любви друг с другом <...> Таким образом, бытие Бога Троицы осуществляется как любовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей", - пишет в своём "Догматическом богословии" (http://www.sedmitza.ru/text/431688.html) священник Олег Давыденков.
Думаю, невозможно любить себя самого. Для любви всегда нужен другой.
Цитата: Светланочка-беляночка от ноября 02, 2010, 08:33:25 Являясь замужней женщиной, она в первую очередь должна любить мужа, потом детей, родителей, ближнего?
Священник Илия Шугаев в своей книге "Один раз на всю жизнь" (http://www.wco.ru/biblio/books/shugaev2/Main.htm) пишет: "
У православного современного семьянина семья занимает вполне ясное и четкое место в иерархии ценностей. Система этих ценностей такова: Бог — семья — общественное служение (или служение людям) — личные интересы. Семья стоит на втором месте после Бога, намного выше общественного служения, а тем более личных интересов".
Здесь правда не сказано, кого нужно больше любить, мужа, родителей или детей. Можно поставить вопрос иначе: "Кто больше нуждается в нашей любви и внимании?" Тогда со временем на первом месте окажется малыш-грудничок, а скоро - престарелые родители.
С другой стороны, есть представления о степенях родства. Первая степень между детьми и родителями, вторая - между братьями и сёстрами. Между мужем и женой степень родства отсутствует, т.к. они составляют одну плоть, один организм.
Отец Роман, благодарю Вас, за внесение ясности!
Если вернуться к обсуждению этого интересного вопроса, давайте еще раз определимся с наполнением слова "любовь".
Светлана, как Вы его понимаете?
Почтение, уважение и сила чувств?
Желание спасти? Спасти от чего?
Трудно определить понятие любви одной фразой, тем более что её суть зависит от ёё формы, но все же есть общее...помноженное на «крепость».
Любовь ко Господу: «Кто боится Бога, чтобы Его чем-нибудь не оскорбить, - это первая любовь...»(старец схимонах Силуан)
Супружеская любовь – целый комплекс чувств (тело), отношений (душа) и переживаний (дух), но при этом «... жена да убоится своего мужа»(Еф 5:33), «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу...»»(Еф 5:22).
Любовь детей к родителям – повиновение, почитание.
Мне нравятся строки старца Иосифа Исихаста: «Настоящая любовь не бывает без подчинения. Как ты можешь оказывать любовью и услуживать, если не покорился воле другого?»
Любовь это своего рода готовность отдать себя другому.
До вчерашнего дня считала, что человек будучи храмом Божиим, должен любить и себя тоже - уберегать свою душу от похотей, страстей и гордости. После указания на слова из евангелие от Матфея «... отрекись от себя...» (Мф 16:24) Отцом Романом, поняла, что пребывала в заблуждении. Из иерархии выпала такая ступень как любовь к самому себе. Все оказалось намного проще:
1. Бог
2. Семья
3. Общественное служение
4. Личные интересы
Попробуем определить любовь как желание блага другой личности .
Иными словами, если мы кого-то любим, мы будем стараться оградить его от зла и желать доставить ему благо.
И напротив, замыкание в себе, закрытость, использование иной личности в качестве вещи, опредмечивание иного человека есть проявление страсти самолюбия.
Между прочим, есть две любви к себе: одна истинная, а вторая - ложная.
Вот вторую и называют самолюбием.
Самолюбие есть извращенная любовь к себе. Безумна и пагубна эта любовь. Самолюбивый, пристрастный к суетному и преходящему, к греховным наслаждениям – враг самому себе. Он – самоубийца: думая любить себя и угождать себе, он ненавидит и губит себя, убивает себя вечной смертью (Святитель Игнатий (Брянчанинов))
Истинная любовь к себе тоже возможна, однако исключительно через причастность к любви к Богу и окружающим людям.
Истинная любовь есть свет души: в ней мне виден ближний мой; я люблю его как себя, и это самое свидетельствует, что я поистине в ближнем моем люблю себя (Монах Георгий (Стратоник), затворник Задонский (1789-1836)).
Предпочитая другого, ты отдаешь честь самому себе, делаясь достойным большей чести (Свт. Иоанн Златоуст)
В свете сказанного можно утверждать, что Вы с диаконом говорили об одном и том же, но с разных сторон.
Борьба с грехом в своей душе и покаяние и является проявлением истинной любви к себе.
"Ужасная жестокость к себе – отвержение покаяния! Ужасная холодность, нелюбовь к себе – небрежение о покаянии. Жестокий к себе не может не быть жестоким и к ближним. Умилосердившийся к себе приятием покаяния, вместе делается милостивым и к ближним. Из этого видна вся важность ошибки: отнять у сердца заповеданное ему Самим Богом, существенно и логически необходимое для сердца чувство покаяния, и усиливаться раскрыть в сердце, в противность порядку, в противность установлению Божию, те чувствования, которые сами собою должны явиться в нем по очищении покаянием, но совершенно в ином характере" (Святитель Игнатий (Брянчанинов))
Иными словами, ненависть к себе в христианском понимании это не мазохизм, а отвержение саможаления и потворства греху.
Печально, что в нецерковном обществе принято словом ЛЮБОВЬ обозначать вообще все подряд.
«Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них» Прит. 22:5