Очень часто бытует расхожее псевдоправославное мнение о любви ко всем подряд, включая врагов и этому утверждению иногда пытаются найти оправдание в Священном Писании, искажая его суть.
Посмотрим что говорят святые об этом.
Митрополит Московский Филарет: "Люби врагов своих, ненавидь врагов Христовых и бей врагов Отечества".
Святитель Феофан Полтавский, духовник Царской Семьи: "Иметь отрицательное чувство к врагам Божиим и врагам русскою народа естественно. И напротив, не иметь этого чувства не естественно. Но только это чувство должно быть правильным. А правильным оно будет тогда, когда оно имеет принципиальный характер, то есть когда мы будем "ненавидеть" врагов Божиих и врагов русского народа не за их личные обиды нам, а за их враждебное отношение к Богу и к Церкви, и за их бесчеловечное отношение к русским людям. Потому нужно и бороться с этими врагами. А если не будем бороться, тогда за свою теплохладность будем наказаны Господом. Он свое отмщение воздаст не только им, но и нам".
Святитель Иоанн Златоуст: "Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом;" Беседы о статуях, говоренные к Антиохийскому народу. Беседа 1, ч. 12. http://www.pravoslavie.ru/put/1862.htm
Уверен, что без кавычек ненавидеть кого бы то ни было мы никак не можем. В чём может проявляться наша любовь ко всем и к врагам? Мы всем желаем спасения, кому надо - обращения от греха и заблуждений. Разве не так?
Цитата: Роман2 от декабря 10, 2012, 23:17:25
Святитель Иоанн Златоуст "Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом".
И при этом правила запрещают священнику рукоприкладство, потому что "Христос этого отнюдь не заповедывал".
Об одном это говорит. Выбирая любимые цитаты, можно любую идею обосновать.
Любить своих врагов это без сомнения нужно исполняя Заповедь Божию. Вернее стараться всеми силами стать таким. Но это касается своих личных обидчиков. Какая любовь может быть к врагам Божиим и врагам Отечества? Нас никто не призывает и не обязывает любить врагов своих ближних.
Цитата: Священник Роман Зимин от декабря 10, 2012, 23:26:59
И при этом правила запрещают священнику рукоприкладство, потому что "Христос этого отнюдь не заповедывал".
Вы не мне возражаете, а Св. Иоанну Златоусту.
В пример да будет Св. Николай Чудотворец Мирликийский, слегка так Ария по мордасам...что тот свалился.
Можно бить соперника на ринге, не имея личной ненависти к нему. Всё-таки убеждён, не должно быть ненависти, нигде и никогда.
Цитата: Роман2 от декабря 10, 2012, 23:29:20
Вы не мне возражаете, а Св. Иоанну Златоусту.
В пример да будет Св. Николай Чудотворец Мирликийский, слегка так Ария по мордасам...что тот свалился.
Не собираюсь воплощать в своей жизни эти примеры.
Цитата: Роман2 от декабря 10, 2012, 23:17:25
Очень часто бытует расхожее псевдоправославное мнение о любви ко всем подряд, включая врагов и этому утверждению иногда пытаются найти оправдание в Священном Писании, искажая его суть.
Посмотрим что говорят святые об этом.
Простите, что приходится писать всем известные вещи, но что о любви к врагам говорит Писание?
люби'те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас... Мф.5:44
"Гонящих вас" - это и враги веры, в том числе. Никакого исключения не делается.
Цитата: Священник Роман Зимин от декабря 10, 2012, 23:36:45
Цитата: Роман2 от декабря 10, 2012, 23:29:20
Вы не мне возражаете, а Св. Иоанну Златоусту.
В пример да будет Св. Николай Чудотворец Мирликийский, слегка так Ария по мордасам...что тот свалился.
Не собираюсь воплощать в своей жизни эти примеры.
И да будет Бог Вам в помощь!
Может, он сгоряча кому-то по морде и дал. Все мы живые люди. Это ж не значит, что теперь оправдано битие морд.
Мы видим на примере Христа, первомученника Стефана, и многих святых мучениках моления о своих мучителях, а уж они принимали мучение за веру, мучители не были их личными врагами....
Кстати, про Св. Николая Мирликийского и Ария это все же легенда....
Цитата: Игорь от декабря 11, 2012, 11:22:28
Мы видим на примере Христа, первомученника Стефана, и многих святых мучениках моления о своих мучителях, а уж они принимали мучение за веру, мучители не были их личными врагами....
Кстати, про Св. Николая Мирликийского и Ария это все же легенда....
Личные враги Христа - и есть враги Бога. В том и суть.
Цитата: Игорь от декабря 11, 2012, 11:22:28
Кстати, про Св. Николая Мирликийского и Ария это все же легенда....
Источник этого утверждения приведите.
Как я погляжу для вас Свт. Иоанн Златоуст, Феофан Полтавский, Филарет Московский авторитетами не считаются. И кто же тогда ваши уважаемые авторы?
Вот в чём дело. Можно и с любовью, но в морду. Только с большим разбором, в исключительных случаях, предварительно крепко помолившись и впоследствие крепко покаявшись. А с ненавистью нельзя ни в морду давать, ни конфеткой угощать.
Цитата: Лёша от декабря 11, 2012, 15:11:16
Вот в чём дело. Можно и с любовью, но в морду. Только с большим разбором, в исключительных случаях, предварительно крепко помолившись и впоследствие крепко покаявшись. А с ненавистью нельзя ни в морду давать, ни конфеткой угощать.
Я думаю, с любовью можно даже убивать (на войне, например), глубоко жалея убиваемых по необходимости. Впрочем, такое мое рассуждение чисто теоретическое.
Почитайте Св. Отцов что они говорят о ненависти. Я сейчас не могу в точности привести цитаты, но по их словам, ненависть - это естественное чувство в человеке и не противное Богу. Другое дело, что это чувство должно быть направлено не против человека, а против греха в себе и других людях, в первую очередь против тех тангалашек которые эту ненависть привносят в мир.
Цитата: Роман2 от декабря 11, 2012, 15:16:58
Почитайте Св. Отцов что они говорят о ненависти. Я сейчас не могу в точности привести цитаты, но по их словам, ненависть - это естественное чувство в человеке и не противное Богу. Другое дело, что это чувство должно быть направлено не против человека, а против греха в себе и других людях, в первую очередь против тех тангалашек которые эту ненависть привносят в мир.
Тангалашка это бес? Как же Вы бесу в морду дадите?
Цитата: Священник Роман Зимин от декабря 10, 2012, 23:26:59
И при этом правила запрещают священнику рукоприкладство
Давайте будем в таких вопросах стараться максимально следовать учению Церкви. Чтобы свое мнение не выдавать за позицию всей Церкви, ибо как вы сами говорили, ошибки священника обходятся несравнимо дороже чем ошибки обычных людей.
У меня вопросы по существу.
1. Какое обоснование этому запрету рукоприкладствовать для священников?
2. Почему на монашествующих лиц не в священном сане этот запрет не распространяется?
Цитата: Елена_K от декабря 11, 2012, 15:19:35
Тангалашка это бес? Как же Вы бесу в морду дадите?
Я скорее всего ни как. А вот Отечники и Патерики очень даже много чего содержат по этому поводу. Кстати, советую почитать Ю. Воробьевского, особенно про Афон.
Цитата: Елена_K от декабря 11, 2012, 15:16:16
Цитата: Лёша от декабря 11, 2012, 15:11:16
Вот в чём дело. Можно и с любовью, но в морду. Только с большим разбором, в исключительных случаях, предварительно крепко помолившись и впоследствие крепко покаявшись. А с ненавистью нельзя ни в морду давать, ни конфеткой угощать.
Я думаю, с любовью можно даже убивать (на войне, например), глубоко жалея убиваемых по необходимости. Впрочем, такое мое рассуждение чисто теоретическое.
Ага. Только нужно немножко понимать, что такое любовь. А то бытует мнение, что любовь - это "вздохи на скамейке".
Цитата: Роман2 от декабря 11, 2012, 15:02:33
Цитата: Игорь от декабря 11, 2012, 11:22:28
Кстати, про Св. Николая Мирликийского и Ария это все же легенда....
Источник этого утверждения приведите.
Я ничего против заушения Ария не имею, но в сохранившихся документах 1 Вселенского собора, нет упоминания о св. Николае Мирликийском. А если бы заушение было, думаю такое событие было бы запечетлено в деяниях собора....
Цитата: Роман2 от декабря 11, 2012, 15:22:27
1. Какое обоснование этому запрету рукоприкладствовать для священников?
27 Апостольское правило: "Повелеваем епископа, или пресвитера, или дьякона, биющаго верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священнаго чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал".
А почему монахом не запрещается?
Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XIV—XV века), подтверждает древнее сказание, будто во время Вселенского Собора (325) Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария. По словам протоиерея Л. Воронова Церковь «не сомневается в действительности факта соборного суда над свт. Николаем» за этот проступок.
Иоанн Златоуст учит: «если услышишь, что кто-то хулит владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его — не отвращайся... Пусть узнают необузданные развращенные... еретики, что им подобает бояться рабов Божьих» «и если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом».
Цитата: Священник Роман Зимин от декабря 12, 2012, 20:01:39
27 Апостольское правило: "Повелеваем епископа, или пресвитера, или дьякона, биющаго верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священнаго чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал".
По моему в любом деле нужна рассудительность, а не просто правило гласит и точка. Священник может бить и даже насмерть если есть угроза его жизни или применять силу к внешним которые пришли хулить и мешать Богослужению в храме. А вот если идет апологетическая дискуссия с инако верующими то я не вижу смысла применять силу ибо это показатель слабости веры и отсутствие аргументов. Хотя опять же если на него нападут бить то самозащита дело вполне нормальное.