Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Просмотр сообщений

Сообщения - Священник Александр Усатов

#496
Одна из лучших сказок, описывающих рассматриваемую проблему: Гадкий утенок.
Мысль о том, что он странный и безобразный изначально гадкому утенку внушили окружающие. Это на их совести...
Когда утенок вылупился, его «клевали, толкали и дразнили решительно все».
В итоге он поверил в свою безобразность и любую заминку в общении списывал на это: «Уж видно, такой я безобразный»
Утенок заранее уверен, что окружающие о нем плохого мнения. Характерная пораженческая позиция. Так называемый «самореализующийся прогноз»: раз все плохо, значит и поделать нечего, не стоит стараться.
На этом этапе единственным выходом видится бегство от всех. Бегство закрыв глаза. В сказке самоизоляция изображается жизнью на болоте.
Эмоциональная сфера утенка характеризуется усталостью и печалью...
Не видя выхода, он пустился бежать дальше.
Комплекс неполноценности к этому времени вполне созрел.
Утенок твердо уверен, что весь мир враждебно настроен к нему: «Вы меня не понимаете»
И действительно, все животные по-прежнему презирали его за безобразие.
Возможно, что своим «пораженческим» поведением он «подсказывал» окружающим отношение к себе («дети вздумали поиграть с ним, а ему показалось, что они хотят обидеть его. Шарахнулся от страха...»).

Вдруг он видит чудных птиц и понимает, что хочет быть рядом с ними.
«- Полечу-ка к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть!»

Замечательная развязка. Из самоизоляции наш герой вышел к тем, на кого хотел быть похож.
«Что же увидел он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение. Но он был уже не гадким темно-серым утенком, а лебедем».
#497
Нам важно понять, что самооценка это не аналог взвешивания себя на весах.
Это оценка своего места в мире, взаимодействия с Богом и людьми.

Вспомним пару примеров из мультфильмов. Там много героев с заниженной самооценкой.
Чебрашка: "Я был когда-то странной игрушкой безымянной, к которой в магазине никто не подойдет..."
Водяной: "Я водяной, я водяной, никто не водится со мной. Внутри меня водица, ну что с таким водиться? Противно! Поговорил бы кто со мной... А то мои подружки - пиявки да лягушки! Фу, какая гадость!..."

Видите? Такой человек не верит в то, что с ним можно на равных общаться.
Это убеждение он выдает своим поведением и внешним видом.
Психологи назовут это проблемой, а мы - грехом.
Ведь все, что разобщает нас от Бога и от людей - грех.

Обратите внимание на подмену.
Такой человек не ищет решения проблемы, не пытается устранять преграды между собой и окружающими. Он капитулировал и сдался в этом бою.
Назовем это унынием и отчаянием.
И уж ни в коем случае не будем называть такой подход смирением.
#498
Цитата: Елена_K от апреля 19, 2011, 11:21:48  
И что же делать человеку, если ему постоянно говорят слова, подобные этим и самооценка у него уже ниже плинтуса? Если он осознает это? Есть выход?
Возьмем пример у многострадального Иова и ап.Павла.

Здоровье и имущество Иова сокрушил сатана, потом его искушала собственная жена, потом на него с издёвками стали нападать так называемые друзья. Они с "благими намерениями" обвиняли его в грехах.
Иов при всём этом думал лишь об одном: как на всё это смотрит Бог? Даже в лишениях он видел руку Божью и Его волю...

Подобным образом поступал и ап.Павел.
Посмотрите, что он пишет коринфянам:
«Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» 1 Кор. 4:3-5.

Для христианина важно не то, кто ты есть сейчас и кем ты был вчера, а то, кем ты будешь завтра, и каким ты предстанешь пред Богом на Суде.
В иерархии авторитетов для него на высшей ступени стоит Христос, а не соседские мальчишки, бабушка или преподаватель-атеист.
Сравнивает себя такой человек не с героями боевиков, не с однокурсниками, не с "нормальным  человеком" мира сего.
Планка, на которую он равняется - его собственное призвание от Бога, то есть кем его хочет видеть Господь.
#499
ЦитироватьПсихология изучает душу, устроенную по подобию скотскому. А мы призваны превзойти естество.

Замечательно сказано, Алексей!
Попутно замечу, что у реальных людей душа именно так и "устроена". Вернее, она повреждена грехом, т.е. отрывом от общения с Богом, разрывом нормальных отношений с другими людьми, отторжением от самого себя.
И задача Церкви - показать этой душе её истинное призвание. Помочь ей услышать тот Вечный зов, в котором Бог её зовет к Себе.
И сама по себе наша душа не может "превзойти естество". Это возможно лишь на пути взаимодействия с Другой Личностью - с Господом Иисусом Христом.
#500
Вот что говорят психологи:

Низкая самооценка - причина многих бед

Психологи пришли к выводу, что самооценка влияет на наше восприятие окружающих. Человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что он не достоин любви, никогда не научится любить.

Низкая самооценка - причина многих бед и главная из них - в том, что человек, невысоко себя ставящий, едва ли будет когда-нибудь счастлив. С другой стороны, в традициях нашего воспитания уже с самого детства внушать ребенку, что хорошего человека отличает самокритичность. Но самокритичность подразумевает конкретные недостатки, с которыми необходимо бороться. Низкая самооценка отмечает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом, она сродни самоуничижению. Ну, а раз я сам целиком плох, нет нужды бороться с отдельными недостатками. Эта позиция очень вредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих. Ибо тот, кто не ценит собственную личность, не посчитается и с чужой.

Полноценный человек, деятельный и полезный для общества, реализующий свои творческие возможности, способный прийти на помощь ближним,- это человек с несколько завышенной или адекватной самооценкой. К такому тянутся, с таким дружат, такому скорее повезет в любви. Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, кажущиеся безобидными, но способные при частом повторении раздражать не меньше, чем явная грубость или крик, даже если они сказаны спокойным тоном. А есть другие слова, способные залечивать обиды, заглаживать промахи, улучшать настроение. К числу выражений, снижающих самооценку другого, и которые нужно исключить из общения между взрослыми, взрослыми и детьми, относятся следующие:

Я тысячу раз тебе говорил, что....
О чем ты только думаешь...
Неужели тебе трудно запомнить, что....
Неужели тебе не понятно, что...
Сколько раз надо повторять...
Неужели ты не видишь, что...
Все люди (такие-то, так-то себя ведут), а ты...
Ты стал таким (невнимательным, грубым, скучным...)
Ну что за друзья у тебя...
Ну на кого ты похож(а)...
Что ты ко мне пристал(а)...
Ты такой же (такая же), как твои родители, тоже
...
#501
Предлагаю два ответа.

Первый с точки зрения психологии.

Самооценка – переживание единства и специфичности Я как существа, наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта). Координация взаимодействия реального и воображаемого в сознании и деятельности.
Положительная самооценка - убеждение человека в ценности собственной личности.
Низкая самооценка отмечает не отдельные недостатки (это самокритичность), а отрицает ценность личности в целом (сродни самоуничижению)

Второй ответ могли бы дать богословы:

Самооценка - осознание самого себя как целостной, многомерной личности, способность ставить перед собой задачи и решать их.
Представления человека о самом себе могут быть обусловлены страстью (самообожание) или сформированы в соответствии с созерцанием Божиих совершенств.
Положительная самооценка – не себялюбие, а почитание в себе святыни образа Божия (который недопустимо осквернять грехом), а также уверенность в помощи Божией: «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил.4:13). Отметим, что религиозный человек всегда рассматривает себя через призму "Я-ТЫ-отношений" с Богом, а не в отдельности.
Низкая самооценка (мнительная совесть) рассматривается как одна из форм духовного заболевания, недоверие Богу и гордость со знаком «минус».
#502
Цитата: Лёша от апреля 18, 2011, 22:55:52  
Понятие оценки или самооценки того, кто предстоит перед Богом, пытается видеть себя Его глазами, стремится своими глазами узреть Превышающего всё зримое, как-то лишается чёткого смысла. Эта оценка и исчезающе низка и невообразима велика одновременно. Это песчинка на вершине Эвереста, росинка, отражающая Солнце
СпасиБо. Замечательные слова
#503
Цитата: Виктор от апреля 18, 2011, 23:07:29  
Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 18, 2011, 22:52:31  
А что означает для нас это понятие - самооценка?
Сравнение себя со своим идеалом.
Вы хотели сказать сравнение себя с тем уровнем, к которому призвал Господь?
#504
А что означает для нас это понятие - самооценка?
#505
Митрополит Антоний Сурожский.
Вход в алтарь собора
#506
Какая самоценка должна быть у христианина?
#507
Снова митр.Антоний Сурожский
#508
Митрополит Антоний Сурожский.
Ростовский кафедральный Собор
#509
Вот еще фото митр.Вениамина. Крестный ход. 1954 год.
#510
Весь пост мы вместе с Адамом плачем о своей падшести. Но и взираем на Небо в надежде...