Вера и дела

Автор Священник Роман Зимин, июня 21, 2014, 20:50:19

« назад - далее »

Священник Роман Зимин

Сейчас готовлюсь к сдаче экзамена по Апостольским посланиям :) И не новая вроде проблема опять заинтересовала с новой силой.

Для затравочки:

[spoiler]Всякий, верующий в то, чему научен, подъезжая к перекрестку и увидев перед собой знак STOP, трактует его следующим образом:
1. Постмодернист «деконструирует» знак, снося его автомобилем, и таким образом кладет конец тирании движения в направлении север — юг над движением восток — запад.

2. Марксист не останавливается вообще, рассматривая знак STOP как инструмент классовой борьбы, поскольку буржуазия использует шоссе север — юг, препятствуя пролетариату в его движении в направлении восток — запад.

3. Вдумчивый православный или католик уверенно проезжает перекресток, поскольку убежден, что не в состоянии осмыслить знак STOP вне контекста поясняющих его значение традиций. Видя, что близкое ему сообщество не воспринимает знак слишком серьезно, он также не чувствует себя обязанным серьезно к нему относиться.

4. Обычные православные, католики и основная масса невоцерковленных в лоно традиционных конфессий не будут утруждать себя рассматриванием знака, но остановятся, если так поступит идущая впереди машина.

5. Фундаменталист, воспринимая надпись буквально, останавливается перед знаком STOP и ждет, пока не получит ясное откровение, куда двигаться дальше.

6. Новоиспеченный выпускник семинарии и проповедник-евангелист исследует значение слова «STOP» и выясняет, что оно обозначает нечто, предотвращающее движение, либо остановку — место для высадки пассажиров. Он приходит к выводу, что знак STOP служит признаком затрудненного движения, а потому сейчас самое время избавиться от пассажиров.

7. Ортодоксальный иудей избирает дороги без знаков STOP, чтобы избежать опасности нарушить Закон.

8. Участник «Семинара Иисуса» решает, что Иисус никогда не употреблял слово «STOP», поскольку не хотел сдерживать движения людей вперед. Следовательно, «STOP» — это текстуальная вставка III этапа евангельской традиции, когда церковь впервые столкнулась с ограничением движения на своей автостоянке.

9. Профессор кафедры Нового Завета обращает внимание на то, что на улице Св. Марка нет знака STOP, однако он есть на улицах Св. Матфея и Св. Луки, и делает вывод, что знаки на улицах Св. Матфея и Св. Луки — это копии знака с улицы, называемой «Q», которую никто никогда не видел. Он знает, что предпринимаются обширные исследования различий между знаками на улицах Матфея и Луки, но ничего не делается, чтобы пояснить значение текста.

10. Профессор кафедры Ветхого Завета указывает, что имеется множество стилистических различий между первой и второй частями «STOP». В «ST» нет замкнутых областей, но имеется пять строковых окончаний, в то время как «OP» содержит две замкнутые области и только одно строковое окончание. Он приходит к выводу, что автор второй части не тот же самый человек, что и автор первой части, и, вероятно, жил на сотни лет позже. Другие специалисты на основании подобных стилистических различий между «O» и «P» приходят к выводу, что фактически вторая часть написана двумя различными авторами.

11. Еще один богослов в области Ветхого Завета обращает внимание, что знак STOP лучше подходит к контексту, который был три улицы назад, и перемещен на свое нынешнее место позднейшим редактором. Соответственно, он истолковывает перекресток, как если бы на нем не было этого знака.

12. Тем не менее, другой богослов Ветхого Завета вносит поправку в текст, заменяя «T» на «H». Получившийся в результате SHOP в данном контексте понять гораздо легче, чем «STOP», поскольку вокруг находится множество магазинов. Искажение текста легко трактуется как форма культурноисторической трансформации. Следовательно, знак извещает о наличии в окрестностях предприятий торговли. Истинность этого может указывать на то, что правомерны оба значения, составляя, таким образом, сообщение «STOP & SHOP».

13. Проповедник «пророческого» типа замечает, что квадратный корень из суммы числовых значений букв S-T-O-P (сигма-тау-омикрон-пи), умноженный на 40 (годы блужданий в пустыне) и деленный на 4 (четыре угла), равен 666, ужасному «начертанию зверя». А потому все знаки STOP — от лукавого. [/spoiler]

Священник Роман Зимин

#1
Собственно интересует пункт "3".

В самих Апостольских посланиях известно одновременное акцентирование на вере и делах. И это заслуживает обсуждения. Но к тому ещё хотелось бы добавить упоминания в тему и из нашего молитвенно-богослужебного предания.

У Апостола Павла:

«... узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16).

Но: Бог «воздаст каждому по делам его». (Рим. 2:5-8).


Из утренних молитв: "Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя",

перевод: "Да зачтется же мне вера вместо дел, Боже мой, ибо не найдешь Ты никаких дел, оправдывающих меня. Но вместо всех их пусть будет довольно этой веры моей, – пусть она отвечает, пусть она оправдает меня, пусть она покажет меня участником славы Твоей вечной".

Очевидно, тут есть терминологическая проблема. Что называть делом и что за вера может быть отдельно от дел. Обнаружил, что тут есть простор не только с протестантами поспорить, у знакомых мне православных очень разное понимание этого вопроса.

Алексей'

Цитата: Священник Роман Зимин от июня 21, 2014, 21:05:22  Что называть делом и что за вера может быть отдельно от дел.
Почему обязательно "отдельно"? Можно, например, сказать: "Ложка без супа лишена питательности, но суп без ложки не насыщает".  Какие могут быть причины рассматривать эти предметы отдельно, коль уж мы говорим о питании?

Диакон Дионисий Сакович

Моё понимание этого: "Прежде всего вера должна в нас родить и воспитать любовь, а уже от этой веры мы научаемся делам. Наши дела могут быть вызваны разными мотивами, но если мы стараемся все делать во славу Божью, с молитвой, тогда уже вера в нас рождает эти дела, через которые мы можем спастись. А как в нас нет не совершенной веры, ни совершенных дел мы не делаем, то одно другое, как костыли, подталкивает."

Священник Роман Зимин

Цитата: Лёша от июня 22, 2014, 00:41:13  
Почему обязательно "отдельно"?
Конечно, не обязательно. А может и не возможно. Просто хочется проследить взаимосвязь, а для этого определить, что мы понимаем под одним словом и под другим.

Диакон Дионисий Сакович

Цитата: Священник Роман Зимин от июня 22, 2014, 23:18:56  
Цитата: Лёша от июня 22, 2014, 00:41:13  
Почему обязательно "отдельно"?
Конечно, не обязательно. А может и не возможно. Просто хочется проследить взаимосвязь, а для этого определить, что мы понимаем под одним словом и под другим.

Вера - верность. Не просто знать, что Бог есть, а быть верными Ему и следовать за Ним. Дела - это и есть материальная сторона веры. Как бы все это одно и тоже, просто с разных углов обозримо. Как движение - сначала думаем что пойдем,затем идем. Если будем просто думать о движении, то останемся на месте)) Не судите строго)

Алексей'

Цитата: Священник Роман Зимин от июня 22, 2014, 23:18:56  Просто хочется проследить взаимосвязь, а для этого определить, что мы понимаем под одним словом и под другим.
Можно, наверное, так соотнести эти понятия: Дело - это внесение человеком изменений в мир, совершаемое по свободному человеческому произволению. А вера - это принятие человеком изменений, внесённых в мир Богом. (Разумеется, под изменениями, привносимых Богом, следует понимать и само Творение).

Священник Роман Зимин

И всё-таки не на пустом месте появилась моя попытка отделить одно от другого: "Вера же вместо дел да вменится мне..." - ведь это противопоставление.

Я бы так сформулировал мой главный вопрос в этой теме: Что ценно для Бога в человеке?

Особенно если вера - это дар.


Алексей'

Цитата: Священник Роман Зимин от июня 23, 2014, 14:38:36  
И всё-таки не на пустом месте появилась моя попытка отделить одно от другого: "Вера же вместо дел да вменится мне..." - ведь это противопоставление.

Я бы так сформулировал мой главный вопрос в этой теме: Что ценно для Бога в человеке?

Особенно если вера - это дар.
Это же противопоставление не чего-то равнозначного. Это противопоставление формы и содержания, существенно неотъемлемых друг от друга. Понятно, что содержание единственно и важно. Однако содержание содержится в форме и без формы не обнаруживается.

Священник Роман Зимин

Хорошометр

http://psgp.ru/fplayer/player.swf?file=http://www.youtube.com/watch?v=t2PT8nALHQU
   
Мф, 25

      "31   ¶ Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
   32   и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;[spoiler]
   33   и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
   34   Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
   35   ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
   36   был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
   37   Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
   38   когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
   39   когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
   40   И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
   41   Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
   42   ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
   43   был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
   44   Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
   45   Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
   46   И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную".[/spoiler]

Священник Роман Зимин

Я так понимаю. Первоначальный дар веры явным образом не зависит от человека. Почему одних Бог призывает раньше, других позже; почему в сердце тяжкого грешника нередко вера зарождается легче, чем в сердцах "неплохих" людей, - это нам не ведомо.

А дальше действует принцип «... делами вера [Авраама] достигла совершенства» (Иак. 2:22). То есть необходим сознательный ответ человека на Божий призыв - верность и доверие. И на Страшном суде будут оценены не только убеждения человека и не его фактические поступки, а прежде всего состояние сердца - чему, Кому оно посвящено?

Но всё-равно это "вера же вместо дел" поражает моё воображение. То есть добрые намерения вместо не всегда достигнутого результата?

Алексей'

Цитата: Священник Роман Зимин от июня 24, 2014, 12:17:41  
Я так понимаю. Первоначальный дар веры явным образом не зависит от человека.
Очевидно, зависит от веры предков.

Цитата: Священник Роман Зимин от июня 24, 2014, 12:17:41  
...почему в сердце тяжкого грешника нередко вера зарождается легче, чем в сердцах "неплохих" людей, - это нам не ведомо.
Находим у Леонида Андреева: " Но разве благочестивые люди умеют отличить фальшивое от настоящего? Это умеют только мошенники".

Алексей'

Цитата: Священник Роман Зимин от июня 24, 2014, 12:17:41  То есть добрые намерения вместо не всегда достигнутого результата?
А я сказал бы: никогда не достигаемого. Да и сами намерения не бывают чисты.

Сергий программист

Вопрос, конечно, очень животрепещущий и часто встречающийся. С одной стороны послание Иакова:
"Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?"
С другой стороны утренние молитвы: "Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя..."

Долгое время отступал от этого парадокса, ссылаясь на свою непросвещенность в богословии. Но, вероятно, дело здесь в различных пониманиях слова "вера". У Иакова "вера" - пассивное согласие с христианским вероучением. Мне кажется, что это трактовка слова "вера" близка к "делам закона" в послании апостола Павла: самооправданию человека пусть даже строгим соблюдением религиозных обрядов. Поэтому и тяжким грешникам легче это принять - они себя ведь не оправдывают! А мы, воцерковленные православные этим грешны (это я про себя).
Термин "Вера" в утренних молитвах означает совсем другое. И понять это могут только те, кто ею обладает, кто может ее показать из дел своих (поэтому термин "вера" здесь очень даже уместен: уму непостижимо). У Семена Франка хорошо написано:
... по Христову откровению, подлинное существо веры состоит не в утверждении, как таковом, «существования личного Бога», а в живом ощущении Бога как средоточия и первоисточника некой выходящей за его пределы, несказанной сферы божественного, просветленного высшими силами бытия. ... так как «Бог есть любовь», то не имеющий любви к ближнему совсем не знает Бога, не верит в Него





Афанасий

Сказано: "Вера без дел мертва". Вот только в чем дела эти? Они в любви к Богу и людям.
Вера и дела веры суть одно и то же, иначе, если они поврозь, то ...... их нет.