Соединение Бога и человечества в Лице Христа

Автор Священник Александр Усатов, августа 02, 2011, 21:06:20

« назад - далее »

Священник Александр Усатов

Начнем разговор цитатой из учебника догматики о.О.Давыденкова:

По православному учению, Господь, однажды решившись воплотиться, принимает на Себя все последствия человеческой падшести. Конечно, Он принимает их добровольно. Он мог бы их не принимать, в этом отношении Его страдания являются свободными. Но воплотившись, подчинив всецело Себя законам падшего человеческого естества.
С самого момента своего возникновения жизнь человечества Христа является всецело содержанием жизни Божественной Личности, Второго Лица Троицы.
С момента Воплощения человечество Христово находилось в неразрывном единстве с Божеством (даже в смерти разлучается Тело от Души Христа, но Божество от них не отделяется).
Прот. Николай Малиновский таким образом описывает тайну соединения двух природ в едином Лице Богочеловека:
Цитировать"При действительном различии Божества и человечества, с их соответствующими свойствами и деятельностями, во Христе Иисусе есть единое Лицо Бога Слова, единое "Я", единично сознающее Себя в двойстве естеств и управляющее всеми явлениями и обнаружениями в жизни человека. Человеческая природа не получила самостоятельной ипостаси, отдельно от Ипостаси Бога Слова, но получив Ипостась в Божественной Ипостаси, стала принятой в Ипостась Бога Слова". Иначе говоря, во Христе есть только одно "Я", это "Я" тождественно Второму Лицу Пресвятой Троицы, Сыну Божию. Это "Я" живет, действует и сознает Себя в двух природах, по Божеству и по человечеству. Во Христе есть полная человеческая природа, которая включает в себя человеческое тело, разумную человеческую душу, даже человеческое сознание. Но Тот, Кто обладает этой природой, Тот, Кто через эту природу живет и действует, Кто осознает Себя через эту природу, есть Бог — Второе Лицо Пресвятой Троицы.

Апостол Павел говорит нам, что явление Бога во плоти есть "велия благочестия Тайна". Сам по себе этот образ соединения недоступен нашему пониманию, поэтому выразить эту Тайну мы можем только в отрицательных терминах:

НЕСЛИТНО. Это значит, что в результате соединения природы не слились между собою так, чтобы составилось из них новое естество, отличное от исходных; оба прибывают в Лице Спасителя как два различных естества.
НЕИЗМЕННО или НЕПРЕЛОЖНО. Это значит, что в результате соединения ни божеское естество не изме¬нилось в человеческое, ни человеческое не преложилось в божеское, но то и другое остается целым в Лице Спасителя. Каждое из естеств сохраняет тождественность своих качественных определений.
НЕРАЗДЕЛЬНО. Хотя два естества во Христе пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они тем не менее не существуют отдельно, не составляют двух особых лиц, соединенных только нравственно, а соединены в Единую Ипостась Бога Слова.
НЕРАЗЛУЧНО. Соединившись в единую Ипостась с момента зачатия Спасителя в утробе Пресвятой Девы, два естества никогда не разлучались и не разлучатся, т. е. имеет место непрерывное соединение.
Этого расторжения двух естеств не было даже во время страстей и смерти Спасителя. Свщ. Писание, говоря о страданиях Христа, относит эти страдания не к человечеству как к какому-то особому, отдельному от Христа лицу, а к Лицу Самого Бога Слова, т. е. субъектом страданий и смерти являлся Сам Бог Слово. Например, в Рим. (5, 10) говорится о смерти Сына Божия, а в 1 Кор. (2, 8 ) сказано: "Распяли Господа славы". Когда после смерти душа Спасителя сошла во ад, а тело Его покоилось во Гробе, Божество не было отделено ни от души, ни от тела. И тело и душа в этот период времени не переставали быть "включенными" в единую Ипостась Бога Слова. Эта мысль выражена в известном тропаре: "Во Гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог".

Священник Александр Усатов

Выводы из сказанного весьма интересные:

При этом свойства человеческие приписываются Христу как Богу. Например, "Распяли Господа славы" (1 Кор. 2, 8 ). "Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он (Бог) приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20, 28 ). "Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба" (1 Кор. 15, 47). "Мы примирились с Богом смертью Сына Его" (Рим. 5, 10). И наоборот, свойства Божеские приписываются Христу как человеку.
В Предании Церкви эти выражения встречаются фактически с 1-го века: и в Свщ. Писании есть такие выражения, ими пользовались и отцы Церкви.
Например, Игнатий Антиохийский, один из самых ранних христианских авторов, пишет: "Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего" (Рим. 6, 3). Св. Ириней Лионский ("Против ересей"): "Что Само Слово Божие воплотившееся было повешено на древе, это я не раз показал". В Никео-Цареградском Символе веры тоже имеются теопасхистские выражения:
"Верую во Единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, Единородного ... единосущна Отцу ... и страдавша и погребенна". Страдание и погребение в Символе веры усваиваются Сыну Божию как субъекту этих состояний человеческой природы Спасителя.
Православное богословие никогда не допускало мысли о страдании во Христе Божеского естества. Одним из свойств Божественной природы является ее бесстрастие, поэтому страдательные состояния Господа Иисуса Христа не могут быть отнесены к Его Божественной природе.

Поскольку жизнь этой человеческой природы является содержанием жизни Божественной Личности, все то, что претерпевает человеческая природа Спасителя, усвояется, относится к единому Лицу, Второму Лицу Прв. Троицы, Сыну Божию. Поэтому страдания Его человечества — это Его собственные страдания. Божественная природа остается бесстрастной, страдает человеческая, но поскольку это человечество есть собственное человечество Бога Слова, можно, не впадая в ересь, усвоять эти страдательные состояния Самому Богу, Сыну Божию, считая Его субъектом страданий во плоти.

Елена_K

Вот непонятно: Если, приняв на Себя человеческую тварную природу в Единую Свою Ипостась, Бог Слово не перестал быть менее совершенным Богом, то что тогда есть человек по замыслу Божию в восстановленном своем состоянии? Даже страшно становится.

Да простит меня Господь за невольные догматические погрешения, если таковые есть.

Священник Александр Усатов

Попробую эту тайну "на пальцах" пояснить.
Мы можем говорить о человеческой природе: о теле человека, о его душе, психике, духовном уровне.
А еще мы можем говорить о том центре человеческой глубины, которую называем "Я".
Получается, что в жизни человека есть то, что ему дано, а есть владелец всех этих даров и уровней.
Наше "я", человеческая ипостась - это хозяин и управитель человеческой природы. При этом напрямую на наше я состояние тела не влияет. Тело, в конце концов, из атомов и молекул состоит.
Однако, все, что происходит с нами, мы воспринимаем "близко к сердцу". Например, ударили по пальцу молотком, и говорим: МНЕ БОЛЬНО, хотя вроде бы процессы прошли чисто физические. Ан-нет. Наше Я воспринимает происходящее с молекулами тела как СВОЕ, относящееся также и к нашей ипостаси.

Видимо, это похоже на боговоплощение. Бог принял человеческую природу и все, что происходило с человеческой природой Христа уже воспринималось Его Ипостасью как Свое.
В этом смысле мы Богу родные теперь. Он ближе к нам теперь, чем мы сами...

Еще пример: усыновление чужого ребенка.
В результате он становится нам родным, и все его проблемы стали нашими проблемами, его долги - нашими долгами, а его радости - нашими радостями.

Александр

После вознесения, как сочетаются человеческая и Божественная природа Христа?

Сергей Девятко

Когда-то я очень долго и тщательно размышлял о Боговоплощении,в голове путались понятия-личность,природа,ипостась.Не могу сказать что сейчас для меня всё ясно,это далеко не так.Но пришёл в голову один интересный для меня пример.

Сергей Девятко

Я представил Вездесущего Бога бескрайним океаном,безбрежной бездной,и не видно ни конца,ни края,ни дна.Океан содержит в себе и даёт жизнь и пропитание многим живым существам.И вот,в морозную ночь на поверхности появляется первая льдинка.В определённое время в определённом месте вода усвоила себе иное состояние,иную структуру,оставаясь водой.

Сергей Девятко

#7
Когда появилась эта ледяная крупица океан не исчез,не уменьшился,не перестал существовать и содержать и питать всё живое в себе.Эта льдинка может перемещаться в пространстве,носимая волнами и ветром,она уязвима и в конце концов может растаять,быть разрушена,но под воздействием мороза она возродится вновь.Сразу вспоминаются слова Христа:''Разрушьте храм сей,и Я в три дня воздвигну его.А Он говорил о храме Тела Своего''(Ин.2:19,21). Сколько бы льдинку не пытались растопить и раскрошить,она всё-равно будет появляться в этом незыблемом неизменном океане.

Александр

Сергей, мне нравится Ваш пример.
Если это пример по теме, то можете сделать комментарий? :)
Под образом льдинки Вы имеете Христа, или человека находящегося в Теле Христовом (Церкви)?

Сергей Девятко

''Каждый в своём порядке:первенец Христос,потом Христовы...''(1Кор.15:23)Сперва появляется малая льдинка,но на этом ведь процесс не останавливается!Иисус Христос-это лишь верхушка айсберга,глава Тела,''из Которого всё тело,составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей,при действии в свою меру каждого члена,ПОЛУЧАЕТ ПРИРАЩЕНИЕ ДЛЯ СОЗИДАНИЯ СЕБЯ САМОГО В ЛЮБВИ''(Еф.4:16)

Сергей Девятко

Малая льдинка постепенно обрастает толщами льда,подобно как''малая закваска квасит всё тесто''(1Кор.5:6)Бог Слово принял на Себя и обновил нашу плоть,присоединяя к Своему Телу остальных членов,''Я есмь Лоза,а вы ветви;кто пребывает во Мне и Я в нём,тот приносит много плода''(Ин.15:5)Этот процесс будет продолжаться до тех пор,пока Церковь-Тело Христово,не достигнет своей полноты.''да будет Бог всё во всём''(1Кор.15:28)т много плода''(Ин.15:5)Этот процесс будет продолжаться до тех пор,пока Церковь-Тело Христово,не достигнет своей полноты.''да будет Бог всё во всём''(1Кор.15:28)

Сергей Девятко

Итак,догматика нам говорит,что ''ДАЖЕ В СМЕРТИ РАЗЛУЧАЕТСЯ ТЕЛО ОТ ДУШИ ХРИСТА,НО БОЖЕСТВО ОТ НИХ НЕ ОТДЕЛЯЕТСЯ'',а также ''РАСТОРЖЕНИЯ ДВУХ ЕСТЕСТВ НЕ БЫЛО ДАЖЕ ВО ВРЕМЯ СТРАСТЕЙ И СМЕРТИ СПАСИТЕЛЯ''Однако я думаю можно говорить о таком понятии как различие свойств человеческой природы во Христе и Божественной.Например человечество Христа имеет временные и пространственные рамки,а Божество не имеет.

Сергей Девятко

Таким образом,Душа Христа,соединённая с Божеством,после Его смерти продолжала жить,но Тело Бога истинно умерло,''быв умерщвлён по плоти,но ожив духом,которым Он и находящимся в темнице духом,сошед,проповедал''(1Пет.3:18,19)Так не о смерти ли Тела,ОСТАВЛЯЕМОГО жизнью,(в отличии от Души,продолжающей жить),говорил Иисус в Мф.27:46?

Священник Александр Усатов

Цитата: Сергей Девятко от августа 30, 2011, 18:26:03  
Однако я думаю можно говорить о таком понятии как различие свойств человеческой природы во Христе и Божественной.Например человечество Христа имеет временные и пространственные рамки,а Божество не имеет.
Так тоже не стоит говорить.
Вспомните, как Воскресший Христос вошел к ученикам, "дверем затворенным". Разве Его Воскресшее Тело не восприняло свойства преодоления пространственных преград?

Сергей Девятко

Право слово,сплошная апофатика... :-) Ну да,вошёл дверью затворённой,но ведь не находился телесно и там и там одновременно?В любом случае мы же не можем сказать ''вездесущая плоть''?Или можем...?