Цитата: Артемий от июня 14, 2011, 22:02:44Бытует. Тогда следующий вопрос: где критерий "сознательности"? Совершеннолетие? Знание цитат?
Бытует мнение, что человек должен Креститься и осознавать всю важность Крещения.
Однако даже в здравом уме человек может приступать к Крещению с магическими и вообще не религиозными мотивами.
Например, так во взрослом возрасте крестился Симон-Волхв:
«Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся... Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» Деян. 8:12-21
Здесь мы видим уверовавшего человека, и принявшего крещение с "сердцем неправым пред Богом".
Вопрос подготовки человека к Крещению должен ставиться в иной плоскости: в каком соотношении находится оглашенный по отношению к Христу Спасителю и Его Церкви.
"Надо при сем иметь в мысли, что в сем умертвии греху через Крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно-свободных решимостей самого человека" (свт. Феофан Затворник).
Это касается и крещаемых младенцев.
Крещение совершается только над детьми лиц, состоящих в Церкви
Поэтому условием крещения младенца является либо церковность семьи ребенка, либо готовность ближайших родственников и восприемников (крестных родителей) пройти катехизацию, а также их обязательство воспитать ребенка в православной вере:
Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст (Пространный катехизис, п. 289).
Подробнее можно прочесть в моей методичке: Концепция подготовки к Крещению