Пожалуйста, подскажите, можно ли молиться за упокой души православных людей, умерших или погибших в XX веке, и которых затем причислили к лику святых? Например, за членов императорской семьи? И какой конкретно молитвой можно за них молиться?
Об упокоении канонизированных святых молиться не принято. Напротив, мы просим их молитв перед Господом о нас, грешных
Большое спасибо, отец Роман! Но мне не совсем понятно - почему не принято? И разве нет молитв, в которых бы мы могли высказать свое уважение, любовь и сочувствие по поводу тех испытаний, которые выпали душам мучеников при жизни, ничего не прося от них?
Прославлению подвига святых посвящены акафисты. Они вполне подойдут
Огромное Вам спасибо, батюшка, за совет и подсказку об акафистах! Однако я не поняла, а почему нельзя/не принято молиться за мучеников молитвой " Упокой господи душу..."? У них же такие же души, как и у всех людей. Они много страдали, но выстояли во всех испытаниях. Почему нельзя обращаться к Господу, чтобы он успокоил их?
Канонизация святого означает констатацию факта, что он уже достиг райских обителей, Царства Божьего, спасения. Поэтому просьбы о его упокоении больше не имеют смысла. Теперь он сам имеет благодать и дерзновение молиться перед Престолом Божиим о нашем спасении
Отец Роман, подскажите пожалуйста, а что конкретно понимается под упокоением души в православии? Что дает/делает "упокоение" душе/для души? Может быть я просто не совсем правильно понимаю эти слова? Почему можно молиться об упокоении душ, находящихся в преддверии Рая или Ада и ожидающих там Страшного Суда, а молиться об упокоении душ, находящихся в райских обителях не имеет смысла? Разве упокоение души ведет к достижению душой райских обителей?
Разве душам в райских обителях не нужен покой, как и любым другим душам?
Они там имеют его в избытке
Т.е. тогда не будет грехом молиться за упокой души мучеников, причисленных к лику святых? Пусть это будет "масло масленное", но это же никому не навредит?
Не думаю, что это грех. Но довольно странное занятие, на мой взгляд :)
Представьте, что Вы о чём-то просили Бога в молитве. Получили просимое. Но вместо того, чтобы теперь благодарить, продолжаете просить.
Большое спасибо, отец Роман! Главное, что это не будет грехом. Молились же за упокой душ членов императорской семьи до причисления их к лику святых...
Но, вот, еще такой вопрос возникает: души святых в райских обителях испытывают не только чувство покоя, но и радости, насколько я понимаю. Тогда зачем в акафистах постоянно повторяется: Радуйтесь" в адрес таких душ?
Т.е. желать покоя душам мучеников в их состоянии покоя нам не надо, а желать радости душам мучеников в их состоянии радости мы можем. Почему так?
Думаю, в акафистах "радуйся" - это скорее констатация, чем императив, пожелание. Речь о достигнутом святыми состоянии блаженства, к которому нам нечего прибавить своими пожеланиями.
Можно было бы переформулировать это как "вы теперь радуетесь".
Понятно. Спасибо, отец Роман! А что означает призыв в Акафисте святому страстотерпцу царю Николаю Второму в Конда́ке 3 фраза: "Си́ла вы́шняго осени́ тя ..."? Насколько я понимаю, в этом акафисте мы призываем (а уже не просто констатируем) Господа "осенить своею силою" душу царя Николая Второго. "Упокоить" и "радоваться" теперь более менее понятно, но что означает "осенить силой" Господа для состояния самой души? Передать ей часть силы духа Господа? И что с ней (душой) после этого должно произойти (больше покоя или больше радости или...)?
И еще один момент - души умерших благочестивых людей, не причисленных к лику святых, в преддверии райских обителей могут ли тоже испытывать радость или только покой? Можем ли мы в молитвах просить Господа послать им не только покой, но и радость?
Цитировать"Си́ла вы́шняго осени́ тя ..."
Здесь "осени" стоит в аористе - одной из прошедших форм церковнославянского языка. Так что перевести нужно так: "Сила Всевышнего осенила тебя".
Цитироватьдуши умерших благочестивых людей, не причисленных к лику святых, в преддверии райских обителей могут ли тоже испытывать радость или только покой?
Думаю, радость тоже испытывают :)
Большое спасибо за объяснения, отец Роман!