Впереди Светлое Христово Воскресение.
Богослужение этого дня, а вернее, этой самой светлой ночи, самое красивое.
Расскажу немного, как оно проходит.
(http://psgp.ru/assets/images/userimages/22-aprelya-2011-500.jpg)
Пасхальная ночная служба предваряется чтением Деяний святых апостолов, после чего (примерно в 23.30) следует ПОЛУНОЩНИЦА с каноном утрени Великой Субботы (http://www.paskha.ru/worships/worship.html). (Этот канон мы уже сегодня читали в храме).
Совершение полунощницы происходит при закрытых царских вратах и завесе.
В начале 9-й песни, по традиции, отверзаются царские врата. Совершающий полунощницу священник с диаконом, совершив каждение окрест Плащаницы, при пении катавасии 9-й песни (на словах: «...востану бо и прославлюся...») подъемлют Плащаницу и вносят в алтарь.
Вслед за этим царские врата затворяются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до отдания Пасхи.
В 12 часов ночи при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе...» совершается КРЕСТНЫЙ ХОД вокруг храма.
Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон.
Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь, по обычном возгласе священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: "Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Эта песнь троекратно повторяется священнослужителями и хором.
Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества св. Царя Давида: "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...", а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: "Христос воскресе из мертвых..."
Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма; они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом возженных всех светильников и лампад, и оглашает ее радостною песнью: "Христос воскресе из мертвых!.."
Здесь при затворенных дверях храма начинается ПАСХАЛЬНАЯ УТРЕНЯ (http://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_tsvetnaya/zvet00u.shtml) возгласом «Слава Святей...» .
При пении после «Слава, и ныне» второй половины тропаря Пасхи («И су?щим во гробе?х живо?т дарова?в») церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм.
Диакон произносит Великую ектению и начинается пение Пасхального канона (текст с переводом можно найти по ссылке Пасхальной утрени).
Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом радостно приветствуют всех словами: Христос воскресе!" На что верующие отвечают: "Воистину воскресе!" Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа ученикам Своим по воскресении.
Во время пения стихир Пасхи священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре.
После пения хвалитных стихир и стихир Пасхи «Да воскреснет Бог...» предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху: «Аще кто благочестив...», после чего поется тропарь св. Иоанна Златоуста: «Уст твоих якоже светлость огня...».
Произносятся Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...», затем – просительная ектения
Далее хор поет ПАСХАЛЬНЫЕ ЧАСЫ (http://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_tsvetnaya/zvet00ch.shtml).
После этого начинается собственно ПАСХАЛЬНАЯ ЛИТУРГИЯ (http://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_tsvetnaya/zvet00l.shtml).
На Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова (начинающееся словами: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово...), в котором изображается божественность нашего Искупителя. Если Литургия совершается собором священников :), то Евангелие читается на различных языках, в знак того, что всем народам на земле "изыде вещание" о Господе.
После причащения народа и по заамвонной молитве освящается пасхальный хлеб, - Артос, который в Светлую Субботу после Литургии раздается верующим, как пасхальное благословение.
:)
Есть хорошая статья ПАСХА: история, богослужение, традиции (http://azbyka.ru/days/ruban/pasha-all.shtml)
Расскажите, что означала смена облачений священослужителей во время Пасхальной службы?
Пасха - это праздник праздников и торжество из торжеств.
Он исходный, оснОвный.
Вся жизнь Церкви имеет своим началом Христово воскресение.
Поэтому Пасха как бы включает в себя все смыслы, изображаемые цветовой гаммой облачений