Старообрядцы.Кто они?

Автор jose, апреля 17, 2011, 13:07:41

« назад - далее »

jose

Уважаемые.Объясните мне пожалуйста кто такие старообрядцы!!!

Священник Александр Усатов

Cтарообрядческий раскол в Русской Церкви возник вследствие богослужебной реформы, предпринятой Патриархом Никоном и Царём Алексеем Михайловичем.

Патриарх и царь были движимы идеей освобождения Константинополя от власти язычников. В планах было и совместное с греками служение патриархов в храме Святой Софии.
Однако к тому времени исторически накопились расхождения в богослужебном строе греков и русских. Эти отличия были отражены в том числе в книгах.
Раньше книги переписывали вручную. И понятно, что переписчики совершали ошибки и описки.
Позже книги стали печатать, и к тому времени возник вопрос: по каким текстам печатать массово новые книги.
Возникло осознание того, что в книги проникли опечатки.
Однако в то время в Московской Руси не было научной базы чтобы отделить пшеницу от плевел в книжном деле.

Патриарх Никон решил предпринять унификацию русских богослужебных текстов с греческими, что не было принято значительной частью Русской Церкви.
Любителям русской старины было очень обидно воспринимать, когда за образец стали брать не древнерусские рукописи, а новопечатные греческие книги, причем изданные в Венеции.
Стали ходить слухи, что в эти греческие книги проникли католические искажения. Подогревал этот спор и тот факт, что в 1457 г. Константинополь пал, и русские воспринимали это падение Второго Рима как Божье наказание за отступничество (Ферраро-Флорентийский собор завершился заключением унии с Римом).

В итоге русские с большим подозрением относились к греческому благочестию. Их подозревали в отступничестве.
Однако патр. Никон весьма резко, фактически с насилием начал насаждать греческие книги и греческий обряд.
Русское двоеперстие было заменено на греческий способ совершения крестного знамения тремя перстами.

Противостояние реформам патр.Никона возглавили такие священнослужители, как протопоп Аввакум.
Он много писал и устно обличал царя и патриарха в отступничестве, называл их антихристами.

В конце концов, такое противостояние стало сходить на нет. Есть предположение, что русские сами бы разобрались в своих проблемах. Патр. Никон в конце этого периода перестал настаивать на важности греческого обряда.
Однако в это дело вмешались восточные (греческие) патриархи.
Они властно стали указывать на важность греческого обряда и русские обычаи выставляли как глупые и невежественные.
На самом деле в тот момент ошибки были как в русских книгах, так и в новогреческих. Но, напомню, текстологической науки тогда еще не было.
Влияние восточных патриархов подлило огня в костер полемики. Старые обряды были официально преданы анафеме.

Все это вызвало понятные возмущения в народе.
Раскол принял реальные формы.
Едва ли не 2/3 части тогдашней Церкви ушло в раскол. Причем ушли самые ревностные люди.
Это весьма ослабило нашу Церковь накануне бури Петровского времени.

Еще одно важное влияние - царя.
Он начал гнать старообрядцев, чем умножил число их "мучеников".
После этого преодолеть раскол стало весьма сложно.
До сих пор эта проблема нами не разрешена.
в 1971 году на Поместном Соборе РПЦ были отменены проклятия на старые обряды, однако воссоединения с раскольниками до сих пор не произошло.

jose


jose

Александр,а именно ваше мнение какое?

jose

Александр,т.е. старообрядец может придти в храм РПЦ и обращаться к Богу,отцу нашему небесному! а то что он креститься будет двумя перстами?Как тут быть,только я прошу  именно ваше мнение,пожалуйста.И с праздником вас !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Священник Александр Усатов

#5
В 17м веке все перегнули палку.
Патриарх и царь слишком использовали давление и унижали самосознание русского народа, греки отыгрывали свои честолюбивые амбиции (будучи под гнетом турок), а старообрядцы смешивали догмат и обряд.

В этом смысле это наша всеобщая катастрофа.

В 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами:
«Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви... Простите, братья и сестры, наши прегрешения, причинённые вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причинённых вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрёка, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения... В XX веке на Православную Российскую Церковь обрушились новые преследования, теперь уже от рук богоборного коммунистического режима... Мы со скорбью признаём, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад Старого Обряда нашими предшественниками. Итак, мы сознаём горькие последствия событий, разделивших нас и, тем самым, ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем своё глубокое желание исцелить нанесённую Церкви рану...»

Священник Александр Усатов

Цитата: jose от апреля 17, 2011, 20:25:56  
Александр,т.е. старообрядец может придти в храм РПЦ и обращаться к Богу,отцу нашему небесному! а то что он креститься будет двумя перстами?
Есть ведь такое направление в нашей Церкви:
Единове?рие (другие самоназвания — «новоблагословенное согласие», «церковное старообрядчество», «духовская вера», «старообрядные приходы Русской православной церкви») — направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата

Алексей'

Родственники моей жены спокойно ходят в новообрядческий храм, принимают Причастие. Своего-то храма у них поблизости нет. Крестить детей, однако, ездят из Калужской области в Москву.

Александр

#8
Лет 10 назад старообрядцы приходили до нас в Молитвенный Дом.
Походили, походили, а потом один из них надумал свататься на одной сестре...

jose

#9
Про сестру конечно хорошо)))) :D
Спасибо всем за разъяснение!!!!!

Священник Александр Усатов

Москва. 23 апреля. ИНТЕРФАКС - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в преддверии Пасхи посетил старообрядный храм Святителя Николая на Берсеневке, отметив важность сохранения старого обряда в современной жизни Русской православной церкви

По словам патриарха, которые приводит его пресс-служба, старообрядчество "сохраняет связь с нашим древним преданием", и, кроме того, "есть люди, которые сегодня именно через этот обряд находят путь ко Христу".

"В Русской церкви все это должно быть, и не как явление второго сорта, а точно так же, как и новый обряд", - подчеркнул предстоятель.

Самое главное, добавил он, чтобы не было расколов и разделений. "Вот на чем наша Церковь теряла много сил, отчего, может быть, и не справилась с теми задачами, с которыми должна была справиться, что и привело к революции, гражданской войне, безбожию", - сказал патриарх Кирилл.

Поэтому сегодня, считает он, нужно хранить единство Церкви. "А что касается обрядов, то каждый из них - и новый, и старый - должны помогать людям открывать Евангелие, открывать Господа и Спасителя", заключил патриарх.

Раб божий Константин

Знаю, что креститься двумя пальцами стали после того, как я не помню кто сказал, что когда человек креститься 3 пальцами, то он показывает Богу фигу.

Священник Роман Зимин

Нет. Троеперстие появилось позднее.

Греки, изменившие <...> древнехристианское единоперстие на двоеперстие, которое продолжалось у них более четырехсот лет, переменили потом у себя двоеперстие на троеперстие.

Причины этого явления можно полагать в следующем: <...> греки отказались от древнего единоперстия <...> потому, что ей воспользовались еретики монофизиты, связавшие с нею, к соблазну православных, своё еретическое учение, так что единоперстие стало символом монофизитства, а двоеперстие - православия. <...>

И от двоеперстия греки отказались. <...> Греческая константинопольская церковь, желая и самой формой перстосложения отличаться не только от монофизитов-одноперстников, но и от несториан, всегда строго державшихся двоеперстия, так как они соединили с ним свое еретическое учение о соединении во Христе двух природ, и в двоеперстии видели символическое выражение и подтверждение своего еретического учения,- заменила у себя двоеперстие <...> троеперстием, как выражающим главный, основной догмат христианства - учение о святой Троице.

Эта перемена у греков перстосложения в крестном знамении - из двоеперстия в троеперстие произошла, как можно думать, в конце XII века и продолжалась до конца XIII-го, когда оно у них сделалось наконец господствующим.

/История перстосложения. Каптерев Н. Ф./

Владимир Михайлович

Цитата: jose от апреля 17, 2011, 20:06:22  
Александр,спасибо !!!
Извините.
Правильное обращение - "о. Александр". :)
(обращение к духовному лицу)

Михаил_

Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 17, 2011, 21:07:14  В 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами:
«Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви... Простите, братья и сестры, наши прегрешения, причинённые вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причинённых вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрёка, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения... В XX веке на Православную Российскую Церковь обрушились новые преследования, теперь уже от рук богоборного коммунистического режима... Мы со скорбью признаём, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад Старого Обряда нашими предшественниками. Итак, мы сознаём горькие последствия событий, разделивших нас и, тем самым, ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем своё глубокое желание исцелить нанесённую Церкви рану...»
О. Александр, а как лично Вы относитесь к этому обращению архиереев РПЦЗ?