Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Мф. 5, 42 Вот вопрос, а если я не хочу давать? Ну к примеру видно, что человек не такой уж и нуждающийся и не хочется давать, это вменяется в грех? Или такова есть воля Божья?
Не всегда "Золотое правило" может быть применимо.
Особенно, если просят на зло. Или если это просимое точно полезнее отдать иному человеку.
Ну вот к примеру, возле храма цыганки суетятся, мне например не хочется ничего им давать ???
- Скажите, всем ли надо подавать милостыню?
- При подаче милостыни естественно возникает вопрос: пойдет ли это подаяние на пользу просящему или во вред. Ведь просят и пьяница, копящий на бутылку, и профессиональный попрошайка, и ряженый мошенник, переодевшийся странствующим монахом....
В Евангелии сказано «просящему у тебя дай» (Мф. 5,42). Всякому ли просящему и обо всем ли? Если убийца просит одолжить ему яду, стоит ли ему давать? Но даже и не в столь крайнем случае возникает потребность в рассудительности.
Уже во втором веке в христианских преданиях возникают разномыслия по этому поводу. "Учение двенадцати апостолов" (Дидахе) – текст, быстро утраченный и вновь обретенный только в 19 веке - говорит: "Всякому просящему у тебя давай. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял" (Дидахе, 1). Тем не менее, Дидахе призывает все же к некоторой осмотрительности: "Впрочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь" (там же).
У многих позднейших отцов встречается совет давать без рассуждения: ты дай, а Бог управит.
Логика этой позиции такова: пусть даже я отдал деньги в дурные руки и облагодетельствованный мною человек дурно употребит мою милостыню Например, напьется и пойдет «для добавки» грабить ларек. Но это его грех, а не мой. Если же я ему не дам денег, он может именно поэтому пойти на грабеж. В таком случае моя неотзывчивость может стать побудительной причиной к преступлению. И тогда это уже мой грех...
И все же св. Василий Великий настаивает на рассудительности: "Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося от просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу, а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетой" . Аналогично и мнение ветхозаветного мудреца: «Давай благочестивому и не помогай грешнику» (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова 12,4).
Поскольку у святых разные советы – то пусть уж каждый христианин выбирает сам, как ему вести себя.
Я же могу облегчить или затруднить выбор постановкой еще двух ориентировочных вешек.
Первая: можно осмотреться вокруг себя и заметить человека или семью, которым заведомо хуже, тяжелее, чем тебе. И помогать этой семье, причем не разово, а постоянно. Стоит также понять, что нужда бывает не только в еде или платье. Детям и студентам нужны книги, нужна информация, которая отключала бы их от телепопсы и учила бы думать. Так что умный фильм и хорошая книга тоже могут быть милостыней.
Вторая вешка: милостыня должна быть настолько большой, чтобы потом тебя «жаба душила». Если твоя милостыня это всего лишь копеечка, то ты не человека пожалел, а просто свои карманы освободил от лишнего груза и брянчания. Тут нет жертвы, а значит, и любви к просящему. Серьезная милостыня – та, которую ты мог бы истратить на себя. В таком случае при ее отдаче «ветхий человек» в тебе начинает ворчать: «Зачем так много! Хватило бы и половины! А мы на эти деньги вот это вот себе бы купили!».
Протодиакон Андрей Кураев. ПОЧЕМУ ПРАВОСЛАВНЫЕ ТАКИЕ?
Спаси Господи! Хороший ответ, самое главное полезный!
Мне определиться помогла следующая притча:
ЦитироватьЦарство Небесное подобно десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху.
Из них было пять мудрых и пять неразумных. Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла.
Мудрые же вместе со светильниками своими взяли масла в сосудах своих.
И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик:
- Вот жених идёт, выходите навстречу ему!
Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
Неразумные же сказали мудрым:
- Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
А мудрые отвечали:
- Чтобы не случилось недостатка и у нас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
Тут все предельно ясно,на мой взгляд. "Слушай сердце свое и полагайся на разум свой"
И можно с чистой совестью отказать просящему,если считаешь,что так будет правильнее.
Спаси Господи! :)