Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Просмотр сообщений

Сообщения - Татьяна

#1
Совершенно с Вами согласна, отец Александр, приступать к Священному Писанию лучше всего совместно с  толкованием святых отцов. И мне кажется, что чтение  Толкования на Евангелие от Матфея свт. Иоанна Златоуста могло бы быть очень плодотворным. По ходу дела святитель Иоанн Златоуст совершает экскурсы и в книги Ветхого Завета, и в другие Евангелия, и в Послания Апостольские, выявляя связи между различными текстами, которые новичку не так-то просто обнаружить. При этом возникает ощущение единства всех книг Священного Писания, их взаимопроникновения друг в друга. Кроме того, комментарии святителя Иоанна Златоуста вселяют надежду в тех, кого лицезрение  "множества согрешений" способно ввести в уныние. Вот как, например, он толкует довольно трудное место из Евангелия от Матфея:
ЦитироватьПосмотри на хананеянку, и послушай, что Господь сказал ей: "Несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом" (Мф XV, 26). Почему же Он сделал, если это не добро? По неотступной просьбе жена достигла этого добра, дабы ты знал, что чего мы недостойны, того делаемся достойными чрез неотступную просьбу.
Я сказал это для того, чтобы ты не говорил: я грешник, я не имею дерзновения, у меня нет молитвы. Кто не думает, что он имеет дерзновение, тот имеет дерзновение, но кто думает, что он имеет дерзновение, тот потерял дерзновение, подобно фарисею, а кто считает себя отверженным и презренным, тот особенно и будет услышан, подобно мытарю. Посмотри, сколько ты имеешь примеров: хананеянку, мытаря, разбойника на кресте, упомянутого в притче друга, просившего трех хлебов и получившего не столько за дружбу, сколько за неотступную просьбу. Если бы каждый из них сказал: я грешник, я стыжусь, и потому я не должен приступать, то не имел бы никакого успеха. Но так как каждый из них взирал не на множество грехов своих, но на богатство Божия человеколюбия, то получил дерзновение, осмелился, и, будучи грешником, просил не по достоинству своему, и каждый успел в том, чего желал. Будем же помнить все это и соблюдать; будем молиться непрестанно, бодрственно, с дерзновением, с благими надеждами, с великим усердием... и непременно получим все полезное, потому что человеколюбив Подающий, и не столько мы желаем получить, сколько Он желает подать. Итак, зная все это, хотя бы мы погрузились в крайнюю бездну нечестия, не будем и тогда отчаиваться в своем спасении, но приступим с благою надеждою, убедив самих себя, что мы непременно получим, чего просим, если станем просить согласно с установленными Им законами.
#2
Дорогой отец Александр, я ничуть не хотела умалить роль молитвы. Но речь идет о том, с чего начать изучение Священного Писания. И, как мне думается, прежде всего хорошо бы подумать о том, что в целом огромном море книг, существующих на белом свете, есть одна, в которой запечатлены те слова, которые сказаны не человеком, пусть даже самым умным, а Богом. Осознание этого должно помочь относится к слову Божию с вниманием и полным доверием.
#3
Как-то я услышала замечательные слова: "Когда мы молимся, мы говорим с Богом; когда мы читаем Священное Писание - Бог говорит с нами".
Мне кажется, очень важно понять, что слова Священного Писания - это именно слова Божии. Слова, которые сказали не евангелисты даже, не пророки, а Бог через евангелистов и пророков сказал слова, которые собраны и передаются из поколения в поколение вот уже столько веков и даже тысячелетий. Собственно, это мы и чувствуем, когда читая Евангелия,  замечаем, что в один момент для нас вдруг вспыхнуло одно место из Евангелия, а в другой момент - другое. И эти вспышки совершенно не зависят от нашей воли. Если в молитве мы обращаемся к Богу с заведомо известными нам прошениями, благодарениями, молениями, то при чтении Евангелия никогда на знаешь, что вдруг высветится особенно ярко. Помню, как много лет назад меня спросили: какое ваше любимое место в Евангелии. Я не смогла ответить. Потому что именно так и происходит: каждый раз при чтении Евангелия открывается что-то новое, сегодня - одно, завтра - другое. Потому что открываем не мы, а открывает нам Бог.