Совершенно с Вами согласна, отец Александр, приступать к Священному Писанию лучше всего совместно с толкованием святых отцов. И мне кажется, что чтение Толкования на Евангелие от Матфея свт. Иоанна Златоуста могло бы быть очень плодотворным. По ходу дела святитель Иоанн Златоуст совершает экскурсы и в книги Ветхого Завета, и в другие Евангелия, и в Послания Апостольские, выявляя связи между различными текстами, которые новичку не так-то просто обнаружить. При этом возникает ощущение единства всех книг Священного Писания, их взаимопроникновения друг в друга. Кроме того, комментарии святителя Иоанна Златоуста вселяют надежду в тех, кого лицезрение "множества согрешений" способно ввести в уныние. Вот как, например, он толкует довольно трудное место из Евангелия от Матфея:
ЦитироватьПосмотри на хананеянку, и послушай, что Господь сказал ей: "Несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом" (Мф XV, 26). Почему же Он сделал, если это не добро? По неотступной просьбе жена достигла этого добра, дабы ты знал, что чего мы недостойны, того делаемся достойными чрез неотступную просьбу.
Я сказал это для того, чтобы ты не говорил: я грешник, я не имею дерзновения, у меня нет молитвы. Кто не думает, что он имеет дерзновение, тот имеет дерзновение, но кто думает, что он имеет дерзновение, тот потерял дерзновение, подобно фарисею, а кто считает себя отверженным и презренным, тот особенно и будет услышан, подобно мытарю. Посмотри, сколько ты имеешь примеров: хананеянку, мытаря, разбойника на кресте, упомянутого в притче друга, просившего трех хлебов и получившего не столько за дружбу, сколько за неотступную просьбу. Если бы каждый из них сказал: я грешник, я стыжусь, и потому я не должен приступать, то не имел бы никакого успеха. Но так как каждый из них взирал не на множество грехов своих, но на богатство Божия человеколюбия, то получил дерзновение, осмелился, и, будучи грешником, просил не по достоинству своему, и каждый успел в том, чего желал. Будем же помнить все это и соблюдать; будем молиться непрестанно, бодрственно, с дерзновением, с благими надеждами, с великим усердием... и непременно получим все полезное, потому что человеколюбив Подающий, и не столько мы желаем получить, сколько Он желает подать. Итак, зная все это, хотя бы мы погрузились в крайнюю бездну нечестия, не будем и тогда отчаиваться в своем спасении, но приступим с благою надеждою, убедив самих себя, что мы непременно получим, чего просим, если станем просить согласно с установленными Им законами.