Надо откровенно говорить о догматике, как о творческом прорыве церковного сознания в 4-ом веке. До этого у самых почтенных учителей Церкви принято было говорить о подчинении в Троице - Сына Отцу, и Духа Сыну. Ни в Новом Завете, ни тем более в Ветхом нет и не может быть (с точки зрения исторической) догмата Троицы. Отсюда такая трагическая и жестокая, трудная война с тем, что стали жестко обличать как "ереси". Иисус ответственно исповедует строжайший монотеизм, повторяя главное еврейское "Шма" - "Слушай Израиль, Господь твой есть Бог единый..." и, несомненно, обращен к ЕДИНОМУ Богу только как к Отцу. Слово "бог", которое мы произвольно пишем (где хотим найти подтверждение догмата) с большой буквы (как это сделано на сайте священником), употребляется в Новом завете широко. Никаких заглавных букв в греческом тексте нет. "Вам сказано: вы - боги". "Бог века сего" - говорит Павел о Дьяволе... Есть иной критерий - определенный греческий артикль. Так вот оказывается, что "то Теос" употребляется в Н.З. только по отношению к Отцу.
Все это нисколько не умаляет значение догматики, равно как и церковного авторитета. Наоборот. Вера всегда была живой, живо выражала себя и развивалась в меняющейся культуре. Уже Деяния показывают нам радикальные изменения в церковном Кредо на выходе веры во Христа из чисто еврейской среды. "Духу святому и нам изволилось" - означает способность и право церкви творчески развиваться в единстве благодати Божьей и свободного духовного человеческого творчества.
К сожалению, многие наши богословские пособия давно устарели, не считаясь с развитием научного анализа текстов Библии и уровнем современного богословия. Например. Такие аргументы, как множественное число от лица Бога "СОТВОРИМ...", или ТРИ ангела - никак не признаются. До сих пор не изъяты вставки из синодального перевода "так и на небе Отец, Сын и Дух" (сегодня лучший перевод у нас - еп. Кассиана, Безобразова)... Считается, что дальним зачатком догмата Троицы является повеление в конце МФ крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа. Но как и другие сопоставления в один ряд речи этих, как мы смело говорим "лиц" Троицы, прямо в догмат о Троице не выводят...
А что же выводит? Крайне важный вопрос сегодня для осознания нами основной идеи христианской веры - как религии Откровения. Различение в едином Боге "ипостасей" или "лиц" или "форм бытия Бога" (говорят современные богословы) имеет своим корнем самое дерзновенное мистическое озарение христианской веры. Глубина тайны Бога - в полноте Его откровения. Только так мы восходим к истоку самого трудного и глубокого вопроса о различии в глубине несомненного единства Бога. И только так, что для нас крайне важно, преодолевается иначе непреодолимый, навязчивый скептицизм (являющийся подосновой современного безбожия) в отношении к Откровению: а вдруг не так? Как это возможно решительно верить в полноту знания о глубинах божественной Тайны?! Ответить на эти вопросы можно только тогда, когда для нас глубина божественной Тайны раскрывается только в чуде ее Откровения. Это и только это возвращает нас от привычной для нас наукообразной идеологизации веры к основному: "никто не может назвать Иисуса Господом, иначе как Духом Святым".
Все это нисколько не умаляет значение догматики, равно как и церковного авторитета. Наоборот. Вера всегда была живой, живо выражала себя и развивалась в меняющейся культуре. Уже Деяния показывают нам радикальные изменения в церковном Кредо на выходе веры во Христа из чисто еврейской среды. "Духу святому и нам изволилось" - означает способность и право церкви творчески развиваться в единстве благодати Божьей и свободного духовного человеческого творчества.
К сожалению, многие наши богословские пособия давно устарели, не считаясь с развитием научного анализа текстов Библии и уровнем современного богословия. Например. Такие аргументы, как множественное число от лица Бога "СОТВОРИМ...", или ТРИ ангела - никак не признаются. До сих пор не изъяты вставки из синодального перевода "так и на небе Отец, Сын и Дух" (сегодня лучший перевод у нас - еп. Кассиана, Безобразова)... Считается, что дальним зачатком догмата Троицы является повеление в конце МФ крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа. Но как и другие сопоставления в один ряд речи этих, как мы смело говорим "лиц" Троицы, прямо в догмат о Троице не выводят...
А что же выводит? Крайне важный вопрос сегодня для осознания нами основной идеи христианской веры - как религии Откровения. Различение в едином Боге "ипостасей" или "лиц" или "форм бытия Бога" (говорят современные богословы) имеет своим корнем самое дерзновенное мистическое озарение христианской веры. Глубина тайны Бога - в полноте Его откровения. Только так мы восходим к истоку самого трудного и глубокого вопроса о различии в глубине несомненного единства Бога. И только так, что для нас крайне важно, преодолевается иначе непреодолимый, навязчивый скептицизм (являющийся подосновой современного безбожия) в отношении к Откровению: а вдруг не так? Как это возможно решительно верить в полноту знания о глубинах божественной Тайны?! Ответить на эти вопросы можно только тогда, когда для нас глубина божественной Тайны раскрывается только в чуде ее Откровения. Это и только это возвращает нас от привычной для нас наукообразной идеологизации веры к основному: "никто не может назвать Иисуса Господом, иначе как Духом Святым".