Толкование Евангелия Лк, 11-16-18 главы (Авва Памво, Фивейский)

Автор Святослав2018, апреля 28, 2018, 14:28:37

« назад - далее »

Святослав2018

Лука 11.37 – 11.54

11.37 Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.
      11.38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Мк 7, 3.
      11.39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Мф 23, 25.
      11.40 Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?
      11.41 Подавайте лучше милостыню из того, что' у вас есть, тогда всё будет у вас чисто. Ис 58, 7. Дан 4, 24.
      11.42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Мф 23, 23.
      11.43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Мф 23, 6-7. Мк 12, 38-39. Лк 20, 46.
      11.44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.
      11.45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.
      11.46 Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них. Мф 23, 4. Деян 15, 10.
      11.47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:
      11.48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.
      11.49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, 2 Пар 36, 15. Неем 9, 26. Мф 23, 34.
      11.50 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,
      11.51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего. Быт 4, 8. 2 Пар 24, 21. Мф 23, 35.
      11.52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали. Мф 23, 13.
      11.53 Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,
      11.54 подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.

Итак, рассмотрим это приглашение Господа в дом фарисея, с чисто человеческой точки зрения. Казалось бы, на Востоке приглашение к себе в дом гостя, подразумевает его лояльность по отношению к хозяину. Или же, по крайней мере, отсутствие обличительных слов в устах гостя по отношению к самому хозяину и его близких друзей. Но почему Господь не только обличает хозяина дома в его неправедном поведении по отношению к  своим соотечественникам, но и весь клан фарисеев и законников иудейского народа? Случайно ли это? Нам думается, что нет. Как все мы знаем восточный закон гостеприимства, имеет свои нерушимые правила. И нарушение их влечет за собой известные последствия, самое малое из которых, это презрение в обществе. Так почему Господь преднамеренно нарушил эти правила и не только обличил самих фарисеев, но и указал им на то, что сама память пророков убитых иудейским народом в угоду их правилам и правилам законников, является  обличительным голосом  Ветхозаветной Церкви?
Итак, нам видится, что это приглашение со стороны фарисеев и законников было сделано преднамеренно:

11.37 Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.
      11.38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Мк 7, 3.

Таким образом, надеясь увидеть в лице Господа своего человека исполняющего их предписания и законы,  они предприняли попытку договориться с Господом об устройстве Новой Церкви, где им, при удачно сложившихся обстоятельства, было  бы уготовано от Него главенствующее место. Хотя  в Евангелии нет прямых указаний на это, но само окончание их беседы с Господом, говорит о многих планах и надеждах возложенных на эту трапезу:

11.45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь...

и как результат разочарования:

... книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,

11.54 подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его

На что они и получили полный ответ изложенный Господом выше. Причем это обличение  Господа не носит характер сиюминутной выгоды, как то планировали фарисеи и законники иудейского народа. Господь  четко указывает на то, что фарисейство, как институт Церкви, полностью изжил себя:

  Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, 2 Пар 36, 15. Неем 9, 26. Мф 23, 34.

и эта ответственность  не исчезает со временем:

11.50  да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,
не заканчивается сегодняшним днем, когда Господь разделяет с ними трапезу, выполняет свое служение:
11.51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом.
и оставляет свой след в прошлом и будущем.
Ей, говорю вам, взыщется от рода сего. Быт 4, 8. 2 Пар 24, 21. Мф 23, 35.

Лк (16,  1- 13)
Одно из самых труднопонимаемых  мест Евангелия  на наш взгляд имеет следующее значение.

«1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.»

В данном примере Спаситель показывает, как  поступают предприимчивые люди в сложной житейской ситуации. Они в надежде на помощь зависящих от них людей сокращают их долги. В данном примере можно предположить, что управитель сделал это из расчета того, что после своего увольнения он сможет провести некоторое время  в домах должников. По всей видимости, у него не было собственного угла. А на те запасы продуктов питания, которые он аннулировал в их долговых записках, он некоторое время сможет питаться. Поэтому Господь и говорит о том, что господин управителя похвалил его, ибо тот убедился в том, что он  хороший, предприимчивый хозяйственник, что косвенно подтверждается в словах святителя Феофана Затворника:
«В притче этой только одну черту имел в виду Господь указать, именно, как неверный приставник, услышав, что его ожидает отставка, не зевал, а тотчас взялся за дело и обеспечил себя на будущее время. Приложение таково: мы же, зная наверно, что ожидает нас лишение Царствия, и ухом не ведем: живем, как живется, будто не ожидает нас никакая беда. Такую мысль и выразил Господь, сказав: сыны века мудрей сынов света».

Нам кажется, что значение этой притчи лежит не только в буквальном понимании предприимчивости любого человека, но в духовной плоскости:

9 «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей.... т.е. те события и бесовские воздействия которые искушают нашу душу  и которые служат тем самым ко ее исправлению  «.... богатством неправедным,...» скорбями, болезнями, и т.д. ... чтобы они, когда обнищаете,» т. е. события от которых мы впадем в различные искушения и даже смерть смирят нас перед лицем Божиим, ... приняли вас... т.е. ввели всех нас ... в вечные обители. Навык терпения приведет к исправлению и спасению души.

10 Верный в малом и во многом верен,... Т.е. тот кто терпит малые искушения  посылаемые от Господа, тот вытерпит и большие. ... а неверный в малом... ропщущий на любые события жизни ... неверен и во многом. Непригоден к вечной жизни.

11 « Итак, если вы в неправедном богатстве... т.е приобретенном при искушениях житейском опыте ...не были верны,  т.е. не приобрели смирения « ... кто поверит вам истинное?» Т.е доверит вам  божественные  тайны.

12 «И если в чужом не были верны, ...»  т.е. отказались от любви Божьей  к вам и искушений  приходящих от руки Господа «... кто даст вам ваше?» Т.е кто даст спасение вашей душе, если вы сами отказались от пути познания Бога.

13 «Никакой слуга не может служить двум господам,... т.е. заботиться о земной жизни  и угодить Богу,

« ...ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Т.е человек  должен сделать выбор между служением Богу и служением земным утехам.

Лк ( 18, 9 – 14)             
9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

В данном случае мы не ставим перед собою целью толкования этой части Евангелия. Т.к.  святые отцы в полной мере раскрыли  его смысл, и добавить к их словам просто нечего. Нас  заинтересовал один аспект этой притчи и Евангельских притч в целом. Как известно Господь множество раз говорил к людям притчами. И в них нам стал интересен момент тайных размышлений человека. Т.е. никто как сердцеведец Бог не может знать тайные помышления человеческого сердца или слова, произносимые в его глубине. И как нам кажется, Спаситель  говорит  в притчах о  действительных событиях. Т.е. многие Евангельские притчи - это  реальные, жизненные события. Господь, как Творец и Причина всего бытия, показывает  нам это  и в данной притче:

«10   два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:»
Нам думается, что эти слова «... молился сам в себе так...» лишний раз подтверждают то, что ничто тайное в сердце человека не может быть сокрыто от Господа. Ведь эти слова фарисея не были произнесены им в слух.

«13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!»
Евангелие не уточняет нам, говорил ли мытарь эти слова про себя, или в слух. Но все таки нам кажется, что и он не смел возвысить свой голос в храме. И далее интересен момент оправдания одного и другого:

«14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.»

Смотрите как Господь, будучи благ, не осуждает фарисея, но говорит: ... «Сказываю вам, что сей( т.е. мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот. Таким образом, слова ...более нежели тот...  говорят нам о бывших в жизни фарисея благих делах. Т.е. если бы их не было вовсе, тогда не было бы и слов «... более нежели тот». Так же как и мытарь, наверное имел в своей жизни неблаговидные поступки. Но за покаянное чувство он ...более... оправдан, чем фарисей. Но осуждение фарисеем мытаря лишает его награды за свои добрые дела. Т.е. фарисей не совсем лишается надежды на свое исправление, но получает заслуженное наказание за грех осуждения своего ближнего.