Гений и злодейство

Автор Светлана Козлыкина, октября 26, 2010, 21:56:17

« назад - далее »

Светлана Козлыкина

Ни для кого не секрет, что дарование человека в творческой и нравственной сферах могут не совпадать. Все мы знаем примеры аморальных гениев. И хоть Пушкин устами Моцарта говорил, что "Гений и злодейство - две вещи несовместные", на деле это, к сожалению, далеко не всегда так. Более или менее тяжкие грехи встречаются у самых выдающихся представителей, например, искусства. Убийство, мужеложество, блуд, не считая пьянства, непомерной гордыни и других грехов, были спутниками некоторых знаменитейших композиторов. Откладывает ли нравственное состояние творца отпечаток на его творение? Безусловно. Но непонятно, может ли знакомство и изучение произведений подобного человека пагубно повлиять на слушающего или исследующего? И если да, то как?

Священник Роман Зимин

Мне кажется, что знакомство с произведениями творческого человека - это некая форма общения с ним. И как в диалоге с человеком лицом к лицу мы можем не только обогатить друг друга чем-то полезным, но и обменяться дурными наклонностями, так - и при знакомстве с литературными, живописными и музыкальными произведениями.

Конечно, мы не обязаны со всем соглашаться и всё увиденное и услышанное принимать. Но имеет ведь место и непосредственное воздействие искусства на подсознание.

Светлана Козлыкина

Понимаете в чём дело. Литература и живопись более конкретны, чем музыка, там нет таких сомнений и споров по поводу того, о чём написано произведение (я говорю сейчас об общей тенденции, из которой, естественно, может быть много исключений). Именно поэтому, как мне кажется, на творениях писателей, поэтов и художников духовное состояние их создателей отражается явственно и зримо. В музыке всё гораздо более неуловимо. Если в литературе, живописи и особенно кино есть многое, что я принципиально не буду читать и смотреть, то в музыке подобное острое отторжение я испытываю гораздо реже. Например, с трудом выношу музыку среднего и позднего периода творчества Скрябина. Сильное увлечение композитора теософией (Блаватской) и навязчивое желание с помощью своих мистерий переделать мир отражается в музыке - нездоровой экзальтацией, культом экстаза, что проявляется прежде всего в гармонической системе. А вот музыку некоторых других тяжко грешивших композиторов я очень люблю. В них может быть слышен надлом, даже надрыв, но это гениальные произведения.
Ещё очень часто возникает желание помолиться об упокоении души того или иного творца, причём не только русских и православных (хотя бы даже формально), но и зарубежных.

Соприкасающаяся тема - нравственный облик известных педагогов и методистов. Недавно прочитала одну совершенно ужасающую историю об одном из известных педагогов, который работал с детьми. Его методика считается очень интересной и передовой. Однако я провела некоторые исследования и не считаю, что он был первым в одной из частей своей методики. Другая же часть - сказки о различных теоретических музыкальных сведениях. Сказки, надо отметить, довольно жуткие и жестокие. Их категорически нельзя рассказывать детям, я считаю. Вот тут духовное состояние человека очень чётко проявилось.

Прошу прощение за сумбурное высказывание, пишу о наболевшем.

Священник Роман Зимин

#3
Один из героев фильма "9-я рота", по прозвищу Джоконда, цитируя кого-то, объясняет, как создаётся скульптура. Он говорит: "Я просто беру камень и отсекаю всё лишнее".

По-моему, часто художнику удается сказать в своём произведении гораздо больше, чем он намеревался. Наверное, композитор походит скорее на свидетеля творения, нежели на подлинного творца. Не посетит его вдохновение - ничего не выходит.

Поэтому, думаю, красота произведений вполне может не соответствовать нравственным и духовным качествам их создателей. Из каких глубин личности рождается музыка, художественный образ? Каков сознательный вклад композитора в каждое его произведение?.. Кроме того, очевидно, что можно иметь от Бога обильные дарования и не уметь ими правильно распорядиться. Писать, например, гениальную музыку ни о чём.

Священник Александр Усатов

Здесь есть нечто ценное.
Ведь и Каиафа пророчествовал, и лжепророк Валаам говорил о Христе в Духе Святом.

Григорий Иванов

Хочется поделиться своим, сугубо личным мнением:

Мы не можем считать какого-то человека грешником или пропащим. Мы можем лишь попытаться дать оценку некоторым его действиям и устремлениям. Вопрос, сводится к следующему - может ли грех осквернить (изменить) человека до такой степени, чтобы все, к чему бы не прикосался этот "духовно прокажённый", считать нечистым? Кто первым камень бросит?

Но есть и ещё один серьёзный момент, если соприкосновение с делами человека, который сознательно живет (или жил) и популяризирует грех, послужит смущению нашему, его самого или кого-то другого (например дурной пример звезды экранов ТВ), а ещё хуже распространению греха, то думаю, следует воздерживаться от любой причастности как к самому человеку, так и к его деятельности.

Священник Александр Усатов

Цитироватьможет ли грех осквернить (изменить) человека до такой степени, чтобы все, к чему бы не прикосался этот "духовно прокажённый", считать нечистым?
Это крайность. Светлана спросила о другом, как мне показалось.
Речь шла о том, что творчески одаренный человек страдает от определенной страсти. Как нам кажется, что страдание сказывается и на его творчестве. И исходя из этого вопрос: восприятие творчества этого поврежденного гения повредит ли иному человеку?
Смежный вопрос: а если мы лишь нечто из его творчества воспринимаем, это вредно?
И какой критерий этой вредности?

Что касается Вашей позиции, хочу согласиться. Всеядность вредна. В ряде случаев не хочется вообще слушать песни какой-нибудь каббалистки, или читать произведения ярого безбожника или оккультиста.

Но еще раз отмечу, мы не смешиваем отношение к человеку и к его страсти.