Тайна исповеди

Автор Светланочка-беляночка, мая 14, 2015, 02:08:07

« назад - далее »

Светланочка-беляночка

Сегодня столкнулась с очень щепетильным моментом в российском фильме «Дочь» (2012г). В небольшом провинциальном городке маньяк убивает шесть девочек и признается в содеянном священнику, пользуясь тайной исповеди.
Руководствуясь нашим законодательством, тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях").
Священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию не подлежат допросу в качестве свидетелей об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди (п.3 ч.3 ст. 69 Гражданского процессуального кодекса РФ; п.4 ч.3 ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
Во времена правления императора Петра Великого Духовным регламентом предусматривалось наказание за открытие тайны исповеди, при этом разрешалось её разглашение по отношению к лицам, готовящим государственное преступление.  Извлечение из присяги Членов Духовной Коллегии: «О ущербе же Его Величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, нетокмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать тщатися буду. Когда же к службе и пользе Его Величества, или церковной, какое тайное дело, или какое бы оное ни было, которое приказано мне будет тайно содержать, и то содержать в совершенной тайне, и никому не объявлять, кому о том ведати не надлежит, и не будет повелено объявлять».
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви указано, что "даже в целях помощи правоохранительным органам священнослужитель не может нарушать тайну исповеди».
Насколько оправдано обязательство по сохранению тайны исповеди, при условии, что священнослужителю стала известна информация о совершенном или готовящемся тяжком преступлении против личности либо общественной безопасности?

Священник Роман Зимин

#1
Основы социальной концепции РПЦ предлагают священнослужителю поступать следующим образом:

"... священнослужитель должен призвать исповедуемого к истинному покаянию, то есть к отречению от злого намерения. Если этот призыв не возымеет действия, пастырь может, заботясь о сохранности тайны имени исповедовавшегося и других обстоятельств, способных открыть его личность, — предупредить тех, чьей жизни угрожает опасность".

Я думаю, возможность поделиться своими чувствами, болью со священником может удержать (потенциального) преступника от действий, продиктованных безысходностью и отчаянием, убеждённостью, что все окружающие превратились во врагов. Не говоря уж о благодатной силе самого Таинства.

Алим Хаджиевич

Цитата: Священник Роман Зимин от мая 17, 2015, 16:43:31  
[

священнослужитель должен призвать исповедуемого к истинному покаянию, то есть к отречению от злого намерения.



А если это намерение доброе например воздать злодеям по злобе их? Например вот так, что будет делать священник?

Книга Судей 15 1 Чрез несколько дней, во время жатвы пшеницы, пришел Самсон повидаться с женою своею, принеся с собою козленка; и когда сказал: `войду к жене моей в спальню', отец ее не дал ему войти. 2 И сказал отец ее: я подумал, что ты возненавидел ее, и я отдал ее другу твоему; вот, меньшая сестра красивее ее; пусть она будет тебе вместо ее. 3 Но Самсон сказал им: теперь я буду прав пред Филистимлянами, если сделаю им зло. 4 И пошел Самсон, и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами; 5 и зажег факелы, и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны и нежатый хлеб, и виноградные сады и масличные. 6 И говорили Филистимляне: кто это сделал? И сказали: Самсон, зять Фимнафянина, ибо этот взял жену его и отдал другу его. И пошли Филистимляне и сожгли огнем ее и [дом] отца ее. 7 Самсон сказал им: хотя вы сделали это, но я отмщу вам самим и тогда только успокоюсь. 8 И перебил он им голени и бедра, и пошел и засел в ущелье скалы Етама. 9 И пошли Филистимляне, и расположились станом в Иудее, и протянулись до Лехи. 10 И сказали жители Иудеи: за что вы вышли против нас? Они сказали: мы пришли связать Самсона, чтобы поступить с ним, как он поступил с нами. 11 И пошли три тысячи человек из Иудеи к ущелью скалы Етама и сказали Самсону: разве ты не знаешь, что Филистимляне господствуют над нами? что ты это сделал нам? Он сказал им: как они со мною поступили, так и я поступил с ними. 12 И сказали ему: мы пришли связать тебя, чтобы отдать тебя в руки Филистимлянам. И сказал им Самсон: поклянитесь мне, что вы не убьете меня. 13 И сказали ему: нет, мы только свяжем тебя и отдадим тебя в руки их, а умертвить не умертвим. И связали его двумя новыми веревками и повели его из ущелья. 14 Когда он подошел к Лехе, Филистимляне с криком встретили его. И сошел на него Дух Господень, и веревки, бывшие на руках его, сделались, как перегоревший лен, и упали узы его с рук его. 15 Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек. 16 И сказал Самсон: челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек. 17 Сказав это, бросил челюсть из руки своей и назвал то место: Рамаф-Лехи. 18 И почувствовал сильную жажду и воззвал к Господу и сказал: Ты соделал рукою раба Твоего великое спасение сие; а теперь умру я от жажды, и попаду в руки необрезанных. 19 И разверз Бог ямину в Лехе, и потекла из нее вода. Он напился, и возвратился дух его, и он ожил; оттого и наречено имя месту сему: `Источник взывающего', который в Лехе до сего дня.

Священник Роман Зимин

Цитата: Алим Хаджиевич от января 01, 2017, 08:39:43  
А если это намерение доброе например воздать злодеям по злобе их?

В пределах действующего законодательства?

Алим Хаджиевич

Цитата: Священник Роман Зимин от января 05, 2017, 01:18:47  


В пределах действующего законодательства?

Какое именно законодательство вы имеете в виду человеческое или Божие?

Если человеческое то ответьте Самсон  и другие святые действовали в пределах действующего царского законодательства?

Им можно подражать если их хвалит Бог?

4-я Царств 1 5 И возвратились к Охозии посланные. И он сказал им: что это вы возвратились? 6 И сказали ему: навстречу нам вышел человек и сказал нам: пойдите, возвратитесь к царю, который послал вас, и скажите ему: так говорит Господь: разве нет Бога в Израиле, что ты посылаешь вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское? За то с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь. 7 И сказал им: каков видом тот человек, который вышел навстречу вам и говорил вам слова сии? 8 Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин. 9 И послал к нему пятидесятника с его пятидесятком. И он взошел к нему, когда Илия сидел на верху горы, и сказал ему: человек Божий! царь говорит: сойди. 10 И отвечал Илия, и сказал пятидесятнику: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь с неба и попалил его и пятидесяток его. 11 И послал к нему царь другого пятидесятника с его пятидесятком. И он стал говорить ему: человек Божий! так сказал царь: сойди скорее. 12 И отвечал Илия и сказал ему: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь Божий с неба, и попалил его и пятидесяток его.

Священник Роман Зимин

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1).

«Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело» (Тит. 3:1).

Алим Хаджиевич

Цитата: Священник Роман Зимин от января 05, 2017, 12:36:41  
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1).

«Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело» (Тит. 3:1).

Верно на всякое доброе дело надо покоряться, ибо порядок от Бога, но как вы видите если власти не от Бога а от сатаны и требуют невозможного и противного Богу и Его порядку, то их надо ли слушать их и подчиняться? А если нет, то может надо святым подражать которые убивали тысячами представителей власти?

4-я Царств 1 5 И возвратились к Охозии посланные. И он сказал им: что это вы возвратились? 6 И сказали ему: навстречу нам вышел человек и сказал нам: пойдите, возвратитесь к царю, который послал вас, и скажите ему: так говорит Господь: разве нет Бога в Израиле, что ты посылаешь вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское? За то с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь. 7 И сказал им: каков видом тот человек, который вышел навстречу вам и говорил вам слова сии? 8 Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин. 9 И послал к нему пятидесятника с его пятидесятком. И он взошел к нему, когда Илия сидел на верху горы, и сказал ему: человек Божий! царь говорит: сойди. 10 И отвечал Илия, и сказал пятидесятнику: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь с неба и попалил его и пятидесяток его. 11 И послал к нему царь другого пятидесятника с его пятидесятком. И он стал говорить ему: человек Божий! так сказал царь: сойди скорее. 12 И отвечал Илия и сказал ему: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь Божий с неба, и попалил его и пятидесяток его.

Книга Судей 15И пошли три тысячи человек из Иудеи к ущелью скалы Етама и сказали Самсону: разве ты не знаешь, что Филистимляне господствуют над нами? что ты это сделал нам? Он сказал им: как они со мною поступили, так и я поступил с ними. 12 И сказали ему: мы пришли связать тебя, чтобы отдать тебя в руки Филистимлянам. И сказал им Самсон: поклянитесь мне, что вы не убьете меня. 13 И сказали ему: нет, мы только свяжем тебя и отдадим тебя в руки их, а умертвить не умертвим. И связали его двумя новыми веревками и повели его из ущелья. 14 Когда он подошел к Лехе, Филистимляне с криком встретили его. И сошел на него Дух Господень, и веревки, бывшие на руках его, сделались, как перегоревший лен, и упали узы его с рук его. 15 Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек. 16 И сказал Самсон: челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек. 17 Сказав это, бросил челюсть из руки своей и назвал то место: Рамаф-Лехи. 18 И почувствовал сильную жажду и воззвал к Господу и сказал: Ты соделал рукою раба Твоего великое спасение сие; а теперь умру я от жажды, и попаду в руки необрезанных. 19 И разверз Бог ямину в Лехе, и потекла из нее вода. Он напился, и возвратился дух его, и он ожил; оттого и наречено имя месту сему: `Источник взывающего', который в Лехе до сего дня.

Вот у меня был случай в 1987 году в военкомате сказали что я приписываюсь к части которая летит в Термез и после будет введена в Афганистан так сказать исполнить свой долг. На что я ответил, что я в долг у родины тоесть правительства ничего не брал, а вот оно мне очень много должна за убийство моих родственников в 1919 году и если оно пехнет меня убивать братьев моих мусульман воюющих за свою землю, то я отрежу голову командиру и уйду к ним на священную войну против убийц и завоевателей. Много меня тягали потом по разным милициям и КГБ и решили что не стоит меня посылать испугались, что не благонадежен и исполню свои слова, вот так и с любым царем надо поступать на доброе зовет идти а на злое позовет резать голову, или скажете что это грех так поступать?


Священник Роман Зимин

Цитата: Алим Хаджиевич от января 06, 2017, 07:42:13  
Верно на всякое доброе дело надо покоряться, ибо порядок от Бога, но как вы видите если власти не от Бога а от сатаны и требуют невозможного и противного Богу и Его порядку, то их надо ли слушать их и подчиняться? А если нет, то может надо святым подражать которые убивали тысячами представителей власти?

"Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению".

/Основы социальной концепции Русской Православной Церкви/.

Алим Хаджиевич

Цитата: Священник Роман Зимин от января 06, 2017, 15:42:15  


"Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению".


А если власть не понимает и идет с оружием на народ и церковь что будуте делать?

Можно конечно и так разговоры вести, если власть не предпринимает агрессивных вооруженных действий против нежелающих исполнять ее преступные повеления. Но если власть идет на народ с оружием то любому царю даже помазаннику можно оказывать вооруженное сопротивление с уничтожением врагов народа которые рядятся в служителей закона и порядка как сделал святой пророк сжег их огнем просто за грубость, вот тоже самое может делать и любой, о чем я в свое время и оповестил власть и она испугалась и отказалась от намерения толкать меня в ад. Вот так же и поступили и с сыном Соломона за его глупость и насилие.

3-я Царств 12 12 Иеровоам и весь народ пришли к Ровоаму на третий день, как приказал царь, сказав: придите ко мне на третий день. 13 И отвечал царь народу сурово и пренебрег совет старцев, что они советовали ему; 14 и говорил он по совету молодых людей и сказал: отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами. 15 И не послушал царь народа, ибо так суждено было Господом, чтобы исполнилось слово Его, которое изрек Господь чрез Ахию Силомлянина Иеровоаму, сыну Наватову. 16 И увидели все Израильтяне, что царь не послушал их. И отвечал народ царю и сказал: какая нам часть в Давиде? нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! теперь знай свой дом, Давид! И разошелся Израиль по шатрам своим. 17 Только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных, царствовал Ровоам. 18 И послал царь Ровоам Адонирама, начальника над податью; но все Израильтяне забросали его каменьями, и он умер; царь же Ровоам поспешно взошел на колесницу, чтоб убежать в Иерусалим.




Священник Роман Зимин

Цитата: Алим Хаджиевич от января 07, 2017, 07:51:02  
... вот тоже самое может делать и любой

Вы по сути проповедуете анархию и экстремизм. Каждый, по-Вашему, в праве насильственно навязывать свои представления окружающим

Алим Хаджиевич

#10
Цитата: Священник Роман Зимин от января 07, 2017, 22:08:58  

Вы по сути проповедуете анархию и экстремизм. Каждый, по-Вашему, в праве насильственно навязывать свои представления окружающим

Это написано не с моих слов а есть слово Божие которое научает не экстремизму и анархии а правильному образу жизни в примерах святых людей хвалимых Богом, а если Бог хвалит дела то они правильные не так ли? Кому я тогда должен поверить более Богу или вам и вашей ветви Церкви или царю вашему и его закону?

12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. 13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. 14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. 15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. 16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, 17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

Вот посмотрите жития этих святых и ответьте они экстремисты по вашему и им нельзя подражать? А если можно делать тоже что и они то как вы можете учить иному?

К Евреям 11 32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;


Священник Роман Зимин

Цитата: Алим Хаджиевич от января 08, 2017, 08:00:24  
Вот посмотрите жития этих святых и ответьте они экстремисты по вашему и им нельзя подражать? А если можно делать тоже что и они то как вы можете учить иному?

Очень важен контекст - кому, когда и зачем Бог давал определённые указания. То, что применимо в одном случае, не уместно в других.

Ну и для того, чтобы буквально подражать некоторым (или даже многим) поступкам и образу жизни святых, нужно самим сначала стать святыми. Чтобы быть в праве так же поступать.

Алим Хаджиевич

#12
Цитата: Священник Роман Зимин от января 09, 2017, 13:07:32  
Очень важен контекст - кому, когда и зачем Бог давал определённые указания. То, что применимо в одном случае, не уместно в других.

Никаких указаний от Бога люди не получали но действовали лично движимые святыми гневом и целью и Бог их хвалил за это и благословлял а не делающих убийства святые Бог проклинал, вот почему контекст жития истинных святых а не тех которых выдумали люди себе сами ясно говорит о том что делать можно всем, например вот так любой может делать и таких примеров несчесть[spoiler]

23 Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните, прокляните жителей его за то, что не пришли на помощь Господу, на помощь Господу с храбрыми. 24 Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет благословенна! 25 Воды просил он: молока подала она, в чаше вельможеской принесла молока лучшего. 26 [Левую] руку свою протянула к колу, а правую свою к молоту работников; ударила Сисару, поразила голову его, разбила и пронзила висок его. 27 К ногам ее склонился, пал и лежал, к ногам ее склонился, пал; где склонился, там и пал сраженный.

30 И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей.

29 И собрал Давид весь народ и пошел к Равве, и воевал против нее и взял ее. 30 И взял Давид венец царя их с головы его, - а в нем было золота талант и драгоценный камень, - и возложил его Давид на свою голову, и добычи из города вынес очень много. 31 А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими.

5 И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору. 6 И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания. 7 Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, 8 и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых. 9 Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи. 10 И сказал Господь Моисею, говоря: 11 Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей; 12 посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира, 13 и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых.

9 И роздал Иодай священник начальникам сотен копья и малые и большие щиты царя Давида, которые были в доме Божием; 10 и поставил весь народ, каждого с оружием его в руке его, от правой стороны храма до левой стороны храма, у жертвенника и у дома, вокруг царя. 11 И вывели сына царя, и возложили на него венец и украшения, и поставили его царем; и помазали его Иодай и сыновья его и сказали: да живет царь! 12 И услышала Гофолия голос народа, бегущего и провозглашающего о царе, и вышла к народу в дом Господень, 13 и увидела: и вот царь стоит на возвышении своем при входе, и князья и трубы подле царя, и весь народ земли веселится, и трубят трубами, и певцы с орудиями музыкальными и искусные в славословии. И разодрала Гофолия одежды свои и закричала: заговор! заговор! 14 И вызвал Иодай священник начальников сотен, начальствующих над войском, и сказал им: выведите ее вон [из храма], и кто последует за нею, да будет умерщвлен мечом. Потому что священник сказал: не умертвите ее в доме Господнем. 15 И дали ей место, и когда она пришла ко входу конских ворот царского дома, там умертвили ее. 16 И заключил Иодай завет между собою и между всем народом и царем, чтобы быть им народом Господним.



Цитата: Священник Роман Зимин от января 09, 2017, 13:07:32  

Ну и для того, чтобы буквально подражать некоторым (или даже многим) поступкам и образу жизни святых, нужно самим сначала стать святыми. Чтобы быть в праве так же поступать.

Все святые были обычными людьми даже грешили и падали как и мы, поэтому не нужно быть святым чтобы делать дела их, просто надо поразмыслить над делами их в чем мотив дел и пользоваться их мотивами и будет то что нужно и научимся святости как и они, ибо все они не были святыми но стали научившись действовать правильно.

3Цар.15:5 потому что Давид
делал угодное пред очами Господа
и не отступал от всего того, что Он
заповедал ему, во все дни жизни
своей, кроме поступка с Уриею
Хеттеянином.
[/spoiler]