От вхождения в Иерусалим до распятия. Давайте немного разберемся в хронологии?

Автор Кирилл Журналист, апреля 27, 2011, 12:05:51

« назад - далее »

Кирилл Журналист

Все, даже не особо религиозные люди знают, что есть Страстная неделя, которая начинается с Вербного воскресения, а после нее идет Пасха.

Я человек религиозный, но как-то, отметив Вербное воскресенье, задумался. Как могло столько событий уместиться все-то навсего в одну неделю? Из того, как это все показывают в фильмах или литературе (в школьной программе есть "Мастер и Маргарита" Булгакова), кажется, что неделя - это как раз то, время, какое Спаситель находился в заточении... Это домыслы режиссеров и писателей? Давайте подумаем:

Воскресенье. Спаситель въезжает в Иерусалим на осле. Жители рады этому, дети кричат "Осанна сыну Давыдову!" и бросают под ноги ослу пальмовые ветви. Вроде бы пока все хорошо. Если такая встреча возможна, значит, Иисус, скорее всего, пока что не "враг народа", выражаясь современным языком. И только Анна и Каифа не рады Его приезду (так говорил в проповеди Кирилл Туровской).

Понедельник, Вторник, Среда. Эти дни почему-то выпадают из нашего сознания. Мало кто знает, что же в них происходило. Жил ли Спаситель спокойно? Искали ли Его римские власти? Чем Он занимался?

И почему среда считается особым постным днем, наряду с пятницей (Вычитал в житие Сергия Радонежского. На журфаке с этим строго.)

Четверг. Тайная вечеря. Это знают многие. Вечером в Великий Четверг Иисус за столом сообщает апостолам, что кто-то из них Его предаст. И это случается уже ночью, в Гефсиманском саду.

Пятница. Все знают, что произошло в этот день - распятие. Но как? Как суд и приговор может свершиться за один день? Или этого не может понять только современный ум, зашоренный бюрократией? У всех в уме есть разговор Иисуса с Понтием Пилатом (спасибо господину Булгакову!). Кажется, Спасителя, то бросают в тюрьму, то снова тянут на допрос. Это не так?

Но надо бы вспомнить об еще одном факте, который на наш взгляд, тянет время... Его можно описать строчкой из стихотворения Анны Ахматовой:

"Это те, кто кричали:
"Варраву отпусти нам для праздника..."


Точно! На территории Римской империи готовился какой-то языческий праздник в честь которого было принято отпускать кого-то из заключенных. Как известно, отпустили разбойника Варраву. 

Но случайно ли, что именно этот день, когда были "выборы" того, кого надо помиловать, выпали на Пятницу? Может, время в тюрьме было все же продолжительнее, а то прямо слишком точное попадание - один день наложился на другой, причем оба события - уникальны! Да и как-то не вяжется... Опасного преступника (с точки зрения Рима) только что поймали - и тут же думают отпускать? Вот если бы Он до этого пару недель был в тюрьме - еще ладно.

Да плюс к этому еще и путь до Голгофы, как известно, пешком, с крестом на плечах!

И все это произошло в одну только Великую Пятницу, потому что в Субботу Спаситель лежал во гробу, а в Светлое Воскресение - уже воскрес!

Естественно, это все не есть сомнение в правдивости Евангелия... Это лишь попытка восстановить события с исторической точностью, чтобы глубже проникнуться главным христианским праздником.

Жду ответов! Всем спасибо за внимание!


Священник Роман Зимин

#1
Цитата: Кирилл Журналист от апреля 27, 2011, 12:05:51  
Понедельник, Вторник, Среда. Эти дни почему-то выпадают из нашего сознания. Мало кто знает, что же в них происходило. Жил ли Спаситель спокойно? Искали ли Его римские власти? Чем Он занимался?

В Великий понедельник в Евангелии на Утрени мы слышим о том, как Христос вновь входит в Иерусалим – уже без той торжественности, ликующей толпы, которая сопровождала Его еще вчера. По пути Он хотел утолить голод плодами смоковницы, росшей при дороге. Однако плодов не нашлось, и Господь произносит слова проклятия: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21:19) Смоковница вскоре засохла.

Смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял. Но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния, почему Святая Церковь и взывает к нам: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения (проклятия) убоявшеся, братие, плоды, достойны покаяния, принесем Христу, подающему нам велию милость».

В этот день мы также слышим Евангельскую притчу о злых виноградарях, также изображающую ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю сына Божия, распявших и Его Самого /Журнал "Православие и мир"/.

В Великий понедельник Господь, имеющий вскоре быть судимым, Сам изрекает суд неблагодарному еврейскому народу и всем нам, часто поступающим подобным образом.

Анна Донских

Цитата: Кирилл Журналист от апреля 27, 2011, 12:05:51  
Но случайно ли, что именно этот день, когда были "выборы" того, кого надо помиловать, выпали на Пятницу? Может, время в тюрьме было все же продолжительнее, а то прямо слишком точное попадание - один день наложился на другой, причем оба события - уникальны!
Само по себе воскрешение Христа уникально! Думаю, что оно и должно было сопровождаться по-особенному: особой концентрацией людей, вещей, событий...

Священник Александр Усатов

Есть такое издание: Евангельский синопсис

ВЕЛИКАЯ СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

131. Вход Господень в Иерусалим; плач об Иерусалиме; ночь в Вифании (Гора Елеонская, Иерусалим, Вифания, Воскресенье, 2 апреля 30 г.)

Великий понедельник

132. Проклятие смоковницы; изгнание торгующих из храма; восклицания детей; исцеление многих больных (Окресности Иерусалима, Понедельник, 3 апреля 30 г.)
133. Слова Господа о силе веры при виде засохшей смоковницы (На пути в Иерусалим, Вторник, 4 апреля 30 г.)

Великий Вторник

134. Поучения Господа в храме; три обличительные притчи (Иерусалим, Вторник, 4 апреля 30 г.)
         1. Вопрос о власти Господа
         2. Притча о двух сыновьях
         3. Притча о злых виноградарях
         4. Притча о брачном пире
135. Три искусительных вопроса Господу (Иерусалим, Вторник, 4 апреля 30 г.)
         1. Вопрос фарисеев и иродиан о подати кесарю
         2. Вопрос садукеев о воскресении мертвых
         3. Вопрос законника о наибольшей заповеди
         4. Вопрос Господа о том, чей сын Христос
136. Обличительная речь против книжников и фарисеев; плач об Иерусалиме (Иерусалим, Вторник, 4 апреля 30 г.)
137. Лепта вдовы (Иерусалим, Вторник, 4 апреля 30 г.)
138. Встреча с Еллинами; слова Господа о Своем прославлении; глас с неба (Иерусалим, Вторник, 4 апреля 30 г.)
139. Пророчество Господа о разрушении Иерусалима, о последних временах и о Своем втором пришествии (Гора Елеонская, Вторник, 4 апреля 30 г.)
140. Увещевания к бодрствованию (Гора Елеонская, Вторник, 4 апреля 30 г.)
         1. Пример со смоковницей
         2. Притча о верном и злом рабе
         3. Притча о десяти девах
         4. Притча о талантах
         5. Притча о Страшном суде

Великая Среда

141. Заговор Иудеев против Господа. предательство Иуды (Иерусалим, Вторник, 4 апреля, вечер или Среда, 5 апреля 30 г.)

Великий Четверг

142. Приготовление Пасхи (Вифания и Иерусалим, Четверг, 6 апреля 30 г.)
143. Тайная Вечеря (Иерусалим, Сионская горница, Четверг, 6 апреля 30 г.)
         1. Спор учеников о старшинстве
         2. Умовение ног
         3. Изобличение предателя; уход Иуды
         4. Установление Таинства Евхаристии
         5. Предсказание об отречении Петра и другие предостережения
144. Прощальная беседа с учениками и Первосвященническая молитва (Иерусалим, Сионская горница, Четверг, 6 апреля 30 г., вечер)
145. Повторное предсказание об отречении Петра и о рассеянии учеников (На пути в Гефсиманию, Четверг, 6 апреля 30 г., вечер)
146. Моление о чаше (Гефсимания, Четверг, 6 апреля 30 г., вечер)

Великая Пятница

147. Поцелуй Иуды; взятие Господа под стражу; рассеяние учеников (Гефсимания, В ночь с Четверга, 6 апреля, на Пятницу, 7 апреля 30 г.)
148. Допрос Господа у Анны (Дворец первосвященника в Иерусалиме или дом Анны, В ночь с Четверга, 6 апреля, на Пятницу, 7 апреля 30 г.)
149. Господь перед синедрионом в доме Каиафы (Дворец первосвященника в Иерусалиме, В ночь с Четверга, 6 апреля, на Пятницу, 7 апреля 30 г.)
150. Отречение Петра (Дворец первосвященника в Иерусалиме, В ночь с Четверга, 6 апреля, на Пятницу, 7 апреля 30 г.)
151. Утреннее совещание синедриона; приговор Господу (Дворец первосвященника в Иерусалиме, Пятница, 7 апреля 30 г., рано утром)
152. Господь перед Пилатом; попытка Пилата отпустить Господа (Дворец римского правителя, Пятница, 7 апреля 30 г., рано утром)
153. Господь перед Иродом (Иерусалим, Пятница, 7 апреля 30 г.)
154. Новая попытка Пилата отпустить Господа; иудеи испрашивают Варавву; умовение рук (Дворец римского правителя, Пятница, 7 апреля 30 г.)
155. Осуждение Господа на смерть; бичевание и уничижение (Дворец римского правителя, Пятница, 7 апреля 30 г.)
156. Последняя попытка Пилата отпустить Господа; "се, Человек! се, Царь ваш!"; предание Господа на распятие (Дворец римского правителя, Пятница, 7 апреля 30 г.)
157. Конец Иуды (Иерусалим, Пятница, 7 апреля 30 г.)
158. Крестный путь (Иерусалим, Пятница, 7 апреля 30 г.)
159. Распятие (Окрестности Иерусалима, гора Голгофа, Пятница, 7 апреля 30 г.)
160. У Креста Господня (Окрестности Иерусалима, гора Голгофа, Пятница, 7 апреля 30 г.)
161. Смерть Господа (Окрестности Иерусалима, гора Голгофа, Пятница, 7 апреля 30 г.)
162. События после смерти Господа (Иерусалим и окрестности, Пятница, 7 апреля 30 г.)
163. Прободение ребер Спасителя, снятие со Креста; погребение (Окрестности Иерусалима, Пятница, 7 апреля 30 г.)
164. Первосвященники и фарисеи у Пилата; поставление стражи у гроба (Окрестности Иерусалима, Суббота, 8 апреля 30 г.)

ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

165. Первые события Воскресения (Иерусалим и окрестности, Воскресение, 9 апреля 30 г.)
166. Подкуп стражи (Иерусалим и окрестности, Воскресение, 9 апреля 30 г.)
167. Явление Воскресшего Господа двум ученикам на пути в Эммаус (На пути в Эммаус (около 11 км от Иерусалима), Воскресение, 9 апреля 30 г.)
168. Явление Воскресшего Господа ученикам без Фомы (Иерусалим, Воскресение, 9 апреля 30 г.)
169. Явление Господа ученикам в присутствии Фомы (Иерусалим, Воскресение, 16 апреля 30 г.)
170. Явление Господа при море Тивериадском. Восстановление Петра в апостольском достоинстве (Море Тивериадское (Галилейское озеро), 30 г.)
171. Благословление апостолов на проповедь по всему миру (Гора в Галилее, 30 г.)
172. Вознесение Господне (Гора Елеонская вблизи Вифании, Четверг, 18 мая 30 г.)

Священник Александр Усатов

Первые два синоптика, повествуя о событиях Страстной Недели, несколько раз упоминают о пребывании Иисуса в Вифании (ср. Мф. 21:17, Мк. 11:11-12). К Вифании относится и то помазание, .которое, по свидетельству Ин., произошло за шесть дней до Пасхи (12:1) еще до Входа, а в Мф. (26:6) и в Мк. (14:3) упомянуто, в связи с рассказом о решении Синедриона и предательстве Иуды. Из Ин. (11:1) нам известно, что Вифания была деревня Марфы и Марии и их брата Лазаря, расположенная стадиях в пятнадцати от Иерусалима (ст. 18).
В этой деревне — естественно думать, в этом доме, с которым Иисус был связан узами личной дружбы, — Он и жил в течение Страстной Недели.
Об этом прямо говорит краткое указание Лк. (21:37-38): "днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его."
Как известно, Вифания была расположена, на возвышенности, которая оканчивалась против Иерусалима горою Елеонскою. Евангелист Лука употребляет географические термины: Вифания и гора Елеонская, как синонимы (ср. Лк. 24:50 и Деян. 1: 12).
Из приведенного указания Лк. вытекает, что во время Своего последнего пребывания в Иерусалиме Господь только ночью оставался один, точнее говоря, в обществе одних учеников (ср. Мк. 11:11). Целыми днями Он был окружен народом. Явившись, как Мес-сия. Он являл Свою власть в учении
(еп.Кассиан (Безобразов)).

Кирилл Журналист

Батюшка, так если дата Христова Воскресения известна и эта 9 апреля, то зачем же нужна вся это сложная процедура с высчитыванием Пасхального дня? Только чтобы он выпал на воскресенье?

Интересно, а каким же путем это удалось узнать? В Риме же, кажется, было 10 месяцев! Да и срок жизни Спасителя тоже вроде бы точно не известен - то 30, то 33 года... Я не прав?

Священник Александр Усатов

Цитата: Кирилл Журналист от апреля 27, 2011, 12:39:03  
Интересно, а каким же путем это удалось узнать? В Риме же, кажется, было 10 месяцев! Да и срок жизни Спасителя тоже вроде бы точно не известен - то 30, то 33 года... Я не прав?
Действительно, Пасха по определению I Вселенского Собора празднуется всегда в воскресный день.
Что касается возраста Христа, то здесь не так все сложно.
«Иисус, начиная [Своё служение], был лет тридцати» Лук. 3:23
Евангелия позволяют думать, что общественное служение Христа длилось три с половиной года. Итого 33 года.
Другое дело, что мы точно не знаем в каком году родился Богомладенец. Видимо, в 5 г. до н.э. Ведь в 4 г. до н.э. умер Ирод Великий

Священник Александр Усатов

Цитата: Кирилл Журналист от апреля 27, 2011, 12:05:51  
еще и путь до Голгофы, как известно, пешком, с крестом на плечах!
Этот путь не такой длительный, как кажется.
О месте распятия сказано (Ин.19:20), что оно было близ города. Так нам это и показывали в Иерусалиме. Найдена городская стена и в непосредственной близости - Храм Гроба Господня.

Священник Александр Усатов

Кирилл, нельзя черпать информацию о Христе из романа Булгакова. Не забывайте, что это "Евангелие от Воланда", а не церковная книга.

Суд Пилата рассказан с особыми подробностями в Ин. (18:28-19:16а), но на нем останавливаются с вниманием и другие Евангелисты (Мф. 27:11-26, Мк. 15:2-15 и Лк. 23: 2-25).

Снова приведу слова еп.Кассиана:

Для Евангелиста Иоанна противоположение Иисуса и Варравы было, как нам может казаться, противоположение Праведного, Человека в идеальном значении этого слова (ср. 19:5), и злодея: "был же Варавва разбойник" (18:40). Но из более конкретных указаний синоптиков вытекает, что Варавва был политический преступник. По свидетельству Евангелиста Марка, Варавва был в узах вместе с другими мятежниками, которые во время мятежа совершили убийство (15:7, ср. Лк. 23: 18-19, 25). Заслуживает внимания, что и слово разбойник, употребленное в Ин. и имевшее для его Ефесских читателей — так же, как и для нас — общее значение, было техническим термином, который применялся в Палестине к вооруженным противникам Римской власти, обычно называвшимся "зилотами." Пилату предстояло сделать выбор между двумя обвиняемыми в политическом преступлении. Агитация Синедриона в народе заставила его сделать выбор в пользу Вараввы. Но эпизод Вараввы еще раз подтверждает, что Иисус был предан суду Пилата и осужден Пилатом на смерть по обвинению в политическом преступлении.

Кирилл Журналист

ЦитироватьЕвангелия позволяют думать, что общественное служение Христа длилось три с половиной года. Итого 33 года.
Другое дело, что мы точно не знаем в каком году родился Богомладенец. Видимо, в 5 г. до н.э. Ведь в 4 г. до н.э. умер Ирод Великий

Тогда почему же сейчас не 2006 год, а 2011? Почему летоисчисление идет от ненастоящего Рождества Христова?

Священник Александр Усатов

Летоисчисление идет от начала нашей эры.
К сожалению, оно не совпадает с датой Рождества Христова.

Кирилл Журналист

А от чего же тогда оно идет? От чего начинается наша эра? И почему же все всегда говорят, что летоисчисление идет от Рождества?

Священник Александр Усатов

Цитата: Кирилл Журналист от апреля 27, 2011, 18:48:17  
А от чего же тогда оно идет? От чего начинается наша эра? И почему же все всегда говорят, что летоисчисление идет от Рождества?
В 6 веке монах Дионисий Малый допустил ошибку в расчетах летоисчисления и поэтому начало нашей эры не совпадает с датой Рождества.

Подробнее здесь: К. Иванов. Дата Рождества Христова согласно историческим свидетельствам

Кирилл Журналист

Как интересно, батюшка! Большое спасибо! Никогда бы не мог подумать!