Депрессия и уныние - одно и то же?

Автор Елена_K, июня 16, 2011, 09:09:05

« назад - далее »

Дионисий

простите, а как это практически сделать? если "внутреннее" не поддается усилиям, то остается послаблять "внешнее"? я правильно понял? Если я, допустим, не люблю человека, и "внутри" ну никак не могу заставит себя изменить к нему отношение, то внешне я обязан, как учат святые, "поступать с ним так, как если бы любил".  Это не то, что вы назвали "ложью несоответствия"? Да, при этом накапливается некоторое количество негатива, рождающее депрессию (сиречь уныние) которое люди могут сбрасывать либо на кого-то, либо в стакан, либо (единственно правильное) Богу - на исповеди. Тут, как мне кажется, нужно аккуратней, потому что устранение несоответствия между внешним и внутренним как правило идет в сторону внутреннего, а оно у нас..... В общем понятно. Хотя я может не правильно Вас понял.
Вообще же попытки построить хорошие отношения без Бога обязательно приведут к психическим недугам (депрессия-уныние или раздражительность-гнев). Это потому что хорошие отношения подразумевают самоограничение, самоущемление. В этом смысле "выгорание" можно назвать "выеданием" себя по кусочку ради кого-то. Но если Бог не восполнит сей ущербности (а он не восполнит, если не просить Его об этом) то ущемленная, уеденная, выгоренная душа будет требовать компенсации, возмещения, и все "построенные" без Бога отношения лопаются как мыльный пузырь. Если же отношения строятся в Боге и с Богом, то Он восполняет наш добровольный самоущерб, который уже перестает быть ущербом и человек, как говорят, "горит не сгорая". Библейский пример нам хорошо известен.

Алексей'

Цитата: Дионисий от февраля 12, 2015, 09:04:02  
простите, а как это практически сделать?
Так и делать - по принуждению. Только не делать вид, будто делаешь это не по принуждению.

Дионисий


Священник Роман Зимин

#33
Цитата: Дионисий от февраля 12, 2015, 09:04:02  
Он восполняет наш добровольный самоущерб.
В том-то и проблема, что я говорю не о добровольном и произвольном самоущербе. А о таком, который непроизвольно выворачивает духовную и душевную жизнь и мешает жертвовать собой добровольно и с пользой.

Священник Роман Зимин

Цитата: Лёша от февраля 11, 2015, 16:32:10  
Будешь принуждать себя к молитве, как тяжкому труду - не будет выгорания.
И при том должна же быть лестница мотиваций. От менее серьёзных и эгоистичных к более возвышенным.

Пришёл вот человек в храм, чтобы попросить здоровья или воду-куличи освятить - правильно, молодец. Потом как-то раз задержался, службу послушал, стал приходить периодически - почему? Потому что легче на душе становится, хор красиво поёт и т.д., - это уже не просто следование традиции или магическое потребительство. Потом до Исповеди добрался, до Причастия - вообще работа над собой началась. Дальше, может, при храме стал помогать, в сестричестве или ещё где, больных посещать, о своём покое забывать.

Я к чему. Важна эта постепенность, по-моему. Чтобы до цели дойти, пройдя все ступени последовательно, а не через одну или десять.

А то жалуется кто-то: не могу любить врагов, а сам с родными-то не особо уживается. Или: не могу от чистого сердца благодарить Бога за скорби. А сам и за приятные события не благодарит особенно. И цели-то хорошие и правильные, но несвоевременные. Может, нет и гордыни, - просто несоразмерность.

Дионисий

Прочитал статью по Вашей ссылке, батюшка, (о выгорании). Понимал через пятое на десятое и то на уровне подкорки и попыток вспомнить похожие переживания у себя. Но что характерно, перед умом все время маячило слово "теплохладность". Да еще и "Лествица", а именно там, где сказано об окаменелом нечувствии. Не утверждаю ничего, просто делюсь мыслями и переживаниями после прочтения статьи.

Алексей'

Цитата: Священник Роман Зимин от февраля 14, 2015, 12:56:48  
Цитата: Лёша от февраля 11, 2015, 16:32:10  
Будешь принуждать себя к молитве, как тяжкому труду - не будет выгорания.
И при том должна же быть лестница мотиваций. От менее серьёзных и эгоистичных к более возвышенным.

Пришёл вот человек в храм, чтобы попросить здоровья или воду-куличи освятить - правильно, молодец. Потом как-то раз задержался, службу послушал, стал приходить периодически - почему? Потому что легче на душе становится, хор красиво поёт и т.д., - это уже не просто следование традиции или магическое потребительство. Потом до Исповеди добрался, до Причастия - вообще работа над собой началась. Дальше, может, при храме стал помогать, в сестричестве или ещё где, больных посещать, о своём покое забывать.

Я к чему. Важна эта постепенность, по-моему. Чтобы до цели дойти, пройдя все ступени последовательно, а не через одну или десять.

А то жалуется кто-то: не могу любить врагов, а сам с родными-то не особо уживается. Или: не могу от чистого сердца благодарить Бога за скорби. А сам и за приятные события не благодарит особенно. И цели-то хорошие и правильные, но несвоевременные. Может, нет и гордыни, - просто несоразмерность.
Мне такой путь видится проблематичным и чреватым многими неприятностями (например, тем же «выгоранием»). Получается, что шествуя таким путём, человек сам формирует в себе образ Бога, к которому и полагает себе стремиться. И который, вопреки всему своему возможному соответствию Первообразу, будет являть собой нечто Ему в некотором смысле противоположное. Это как катафатическое богословие – всегда приходится иметь ввиду, что в его основе лежит принципиальное противоречие.

Отсюда и «выгорание. Потому что легко может получиться, что объектом устремлений будет не Бог, а всё-таки идол.

Артемий

немного не в тему, но на собственном опыте ощутил негативное влияние мудрствований и поисков ответов на вопросы которые не ведут к спасению. Чем кончилось? Пришел к самому простому и понятному, пытайся жить по заповедям и слушай голос совести. Просто в православии есть вопросы на которые нельзя получить ответы в устной или письменной форме, их познают духом. Простите ежели чаво не так сказал или не в тему!

Алексей'

В сущности, единое лишь на потребу - покаяние, влекущее за собой причащение, которое есть и благодарение. Всякая прочая деятельность вытекает из этого. А если она вытекает не из этого, то и выгорает в "огне поядающем". Потому что невозможно сколь-либо долго заниматься бессмыслицей.

Священник Роман Зимин

Цитата: Лёша от февраля 14, 2015, 18:02:44  
Получается, что шествуя таким путём, человек сам формирует в себе образ Бога, к которому и полагает себе стремиться <...> Это как катафатическое богословие – всегда приходится иметь ввиду, что в его основе лежит принципиальное противоречие.
Что-то подобное я и имею в виду. А как же по-другому? Главное - вовремя сменять образ Бога на более адекватный.

Катафатика, как богословствование в тварных категориях, конечно, не совершенна. Но ведь приходится о Боге хоть что-то утверждать? Рискуя ошибиться.

Алексей'

Цитата: Священник Роман Зимин от февраля 15, 2015, 15:27:27  Что-то подобное я и имею в виду. А как же по-другому? Главное - вовремя сменять образ Бога на более адекватный.
Мысля рационально, по-другому - никак. Далее должен вступать иррациональный опыт.

Цитата: Священник Роман Зимин от февраля 15, 2015, 15:27:27  
Катафатика, как богословствование в тварных категориях, конечно, не совершенна. Но ведь приходится о Боге хоть что-то утверждать? Рискуя ошибиться.
Я бы лучше сказал: с необходимостью ошибаясь. Нужно только понимать - в чём.

Священник Роман Зимин

Цитата: Лёша от февраля 16, 2015, 00:49:23  
Цитата: Священник Роман Зимин от февраля 15, 2015, 15:27:27  Что-то подобное я и имею в виду. А как же по-другому? Главное - вовремя сменять образ Бога на более адекватный.
Мысля рационально, по-другому - никак. Далее должен вступать иррациональный опыт.
Вот. И меня в последнее время стал беспокоить вопрос соотношения рационального и иррационального в религиозной жизни. Часто сталкиваюсь с тем, что верующие, по-моему, слишком легко и безосновательно отказываются от своего Богом данного рацио.

Алексей'

Цитата: Священник Роман Зимин от февраля 16, 2015, 16:36:51  
Вот. И меня в последнее время стал беспокоить вопрос соотношения рационального и иррационального в религиозной жизни. Часто сталкиваюсь с тем, что верующие, по-моему, слишком легко и безосновательно отказываются от своего Богом данного рацио.
Я так понимаю, что это соотношение подобно соотношению рациональных и иррациональных чисел на числовой прямой. Числовая прямая вся из них состоит. Но не припомню, чтобы кому-нибудь приходило в голову сравнивать их количество.

Священник Роман Зимин

Но приходится ведь сравнивать. И предлагать интеллектуальные рецепты для веры. Взять к примеру "технику религиозной безопасности" по о.Кураеву и Дворкину - правила непопадания в секту.

Алексей'

Цитата: Священник Роман Зимин от февраля 16, 2015, 18:27:33  
Но приходится ведь сравнивать. И предлагать интеллектуальные рецепты для веры. Взять к примеру "технику религиозной безопасности" по о.Кураеву и Дворкину - правила непопадания в секту.
Да. Вот тут хорошо видно. Рациональное способно отвергнуть что-то ложное или даже указать границы собственной применимости. Но указать на непознанное или непознаваемое может только ничего не отрицающее иррациональное.