Воцерковление семьи

Автор Константин, октября 14, 2010, 14:38:55

« назад - далее »

Константин

Здравствуйте! С чего начинается воцерковление семьи? Старшей дочке 13 лет, вопросы веры ее не интересуют.
В храм (с женой и младшими) и сами ходим только по большим праздникам.
Что бы вы посоветовали. С чего начать? Я бы на подобный вопрос ответил, не задумываясь - "с себя", если бы меня так спросили, но раз "с себя" не начинается, что-то мешает, получается так. Но и пример родителей ведь не всегда работает, а подростка формирует окружающий его мир, во многом уже больше, чем могут влиять на это сами родители.
Буду рад какому-то мнению, совету. У меня все, спасибо.

Священник Роман Зимин

#1
Здравствуйте, Константин! Мне кажется, очень важно - не обделить детей своей любовью. Пытаясь преподать им нечто полезное, постараемся и вникать в то, что их интересует. 
И начать, думаю, действительно надо с себя - чтобы на деле показать, какое благо быть православным христианином.

Священник Александр Усатов

Действительно, в переходном периоде поздно давить на подростка и заставлять причащаться и иконочку целовать.
Многие дети входят в этот возраст с протестом и бунтом. Их не устраивает детское отношение к миру. И к религии в том числе.
В этом есть надежда.
Что спустя несколько лет подрастающий человек сознательно придет ко Христу и Его Церкви. Не за ручку мамы и папы.
Другое дело, что мир давит своей безбожностью и культом потребления. Это так.
Но не стоит думать, будто подросток совершенно не замечает наших усилий и надежд.
Еще как!
Поэтому если мы сможем явить в себе пример стяжания мира и света во Христе, это непременно будет отмечено подростком. И может быть принято им "на вооружение".
Главное не делать это на показ, а жить этим.

Это мы говорим о наших человеческих усилиях.
Ведь Господь промышляет о всех людях.
И использует каждую возможность повернуть человека к Себе лицом.
Жаль, что для этого порой приходится испытать очень многое и потерять.

Священник Александр Усатов

В статье "О церковном воспитании детей" игумен Петр (Мещеринов) пишет:
В деле церковного воспитания детей имеются две основные ошибки. Первая - подмена внутреннего религиозного развития внешним. Вторая - перекладывание религиозного воспитания с семьи на Церковь...
Итак, подведём итоги. Как нам воспитывать наших детей? Прежде всего надо их любить, заниматься с ними, уделять им время - то, чего у нас большой дефицит. Нужно во всём быть примером для детей: самим родителям учиться жизни и культуре, не "закисать" в быту, учиться быть христианами во всём, воспринимать церковность не начётнически-узко, а так, как она есть - охватывающей всё богатство человеческого бытия; быть открытыми, "незашоренными", порядочными и здравомыслящими людьми. Наконец, нужно уважать своих детей, доверять им - этим и создастся в семье упомянутая мною атмосфера мира, любви, доверия и свободы, без которых невозможна никакая духовная жизнь. Если наши дети, при внешнем церковном обучении, растут без любви, брошенными, в немирной обстановке, задёрганные, без уважения к себе, без раскрытия их творческого и человеческого потенциала, - то есть большой риск, что, придя в возраст, они воспримут Церковь как лицемерие и не смогут стать настоящими христианами.

И, конечно, необходимо осознать личную ответственность за наших детей перед Церковью и Отечеством. Какие мы - такие и наши дети. Начинать их воспитание нужно с себя, с семьи, - а не перелагать оное на внешние церковные формы в надежде, что благодать "автоматически" подействует. Церковь - не магия, в ней нет ничего автоматического; действие благодати всегда сообразуется с нравственными усилиями человека, а особенно в деле духовного воспитания.

...В заключение - ещё одна история. Знакомые привели ко мне своего сына - парня 15 лет, с просьбой - поговорить с ним, как-то вразумить ("совсем от рук отбился"). Мне удалось разговориться с ним (наверно, он почувствовал, что я не "заодно" с родителями). Я спросил у него: что же ты оставил церковный уклад жизни? Он ответил: хочу жить настоящей жизнью...

Это значит, что церковная жизнь в этой семье была не настоящей. Церковная жизнь была, а Христа в ней не было. И этот парень (как и все подростки) остро почувствовал этот "зазор" и восстал против него.

Вот я и подумал: может, не всегда нам ругать наших детей? Нередко очень нелишне и поучиться у них...

Священник Александр Усатов

Рекомендую по данной теме следующие работы:
1. протоиерей Василий Зеньковский. О религиозном воспитании в семье
2. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети

Здесь подробно описаны процессы, происходящие в душе подростков

Константин

о. Александр, спасибо! ...надо обдумать все это, напишу еще потом.

Священник Александр Усатов

А еще очень советую труд наших православных психологов.
Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене. Возрастная педагогика и психология:
ЦитироватьНо если все же, несмотря на все усилия, подросток от Церкви отходит, а такое вполне может быть, нельзя заставлять его ходить в церковь. Признавая существование такого рода проблем, В.В. Зеньковский предупреждает родителей и педагогов о том, что основная беда заключается не в том, что дети перестают ходить в церковь, а в тех душевных переменах, которые стоят за этим. «И как бывает опасно, а порой даже гибельно для религиозной жизни подростка, когда в период сложной душевной работы, период тревожных исканий мятущейся души, родители или школа думают не о том, чтобы войти в эту внутреннюю драму души, а заставляют идти в церковь! Ничего кроме лицемерия, недоброй враждебности к религиозной жизни не дают такие меры» (22, 169). В.В. Зеньковский уверяет своих читателей в том, что к Церкви никого не нужно принуждать, ибо она так полна красоты и правды: «Нужно, чтобы каждой душе дано было найти в Церкви отзвук на ее искания и запросы, дано было опытно познать правду и силу Церкви» (там же). А задача родителей или учителей, по мысли Зеньковского, и заключается в этот серьезный период именно в том, чтобы разделить с подростком его внутреннюю душевную драму, постараться вместе с ним пережить это время.