Просящему у тебя дай

Автор Артемий, февраля 12, 2011, 15:31:59

« назад - далее »

Артемий

Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Мф. 5, 42  Вот вопрос, а если я не хочу давать? Ну к примеру видно, что человек не такой уж и нуждающийся и не хочется давать, это вменяется в грех? Или такова есть воля Божья?

Священник Александр Усатов

Не всегда "Золотое правило" может быть применимо.
Особенно, если просят на зло. Или если это просимое точно полезнее отдать иному человеку.

Артемий

Ну вот к примеру, возле храма цыганки суетятся, мне например не хочется ничего им давать  ???

Священник Александр Усатов

#3
- Скажите, всем ли надо подавать милостыню?
- При подаче милостыни естественно возникает вопрос: пойдет ли это подаяние на пользу просящему или во вред. Ведь просят и пьяница, копящий на бутылку, и профессиональный попрошайка, и ряженый мошенник, переодевшийся странствующим монахом....
В Евангелии сказано «просящему у тебя дай» (Мф. 5,42). Всякому ли просящему и обо всем ли? Если убийца просит одолжить ему яду, стоит ли ему давать? Но даже и не в столь крайнем случае возникает потребность в рассудительности.
Уже во втором веке в христианских преданиях возникают разномыслия по этому поводу. "Учение двенадцати апостолов" (Дидахе) – текст, быстро утраченный и вновь обретенный только в 19 веке - говорит: "Всякому просящему у тебя давай. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял" (Дидахе, 1). Тем не менее, Дидахе призывает все же к некоторой осмотрительности: "Впрочем, об этом  сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь" (там же).
У многих позднейших отцов встречается совет давать без рассуждения: ты дай, а Бог управит.
Логика этой позиции такова: пусть даже я отдал деньги в дурные руки и облагодетельствованный мною человек дурно употребит мою милостыню Например, напьется и пойдет «для добавки» грабить ларек. Но это его грех, а не мой. Если же я ему не дам денег, он может именно поэтому пойти на грабеж. В таком случае моя неотзывчивость может стать побудительной причиной к преступлению. И тогда это уже мой грех...
И все же св. Василий Великий настаивает на рассудительности: "Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося от просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу, а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетой" . Аналогично и мнение ветхозаветного мудреца: «Давай благочестивому и не помогай грешнику» (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова 12,4).
Поскольку у святых разные советы – то пусть уж каждый христианин выбирает сам, как ему вести себя.
Я же могу облегчить или затруднить выбор постановкой еще двух ориентировочных вешек.
Первая: можно осмотреться вокруг себя и заметить человека или семью, которым заведомо хуже, тяжелее, чем тебе. И помогать этой семье, причем не разово, а постоянно. Стоит также понять, что нужда бывает не только в еде или платье. Детям и студентам нужны книги, нужна информация, которая отключала бы их от телепопсы и учила бы думать. Так что умный фильм и хорошая книга тоже могут быть милостыней.
Вторая вешка: милостыня должна быть настолько большой, чтобы потом тебя «жаба душила». Если твоя милостыня это всего лишь копеечка, то ты не человека пожалел, а просто свои карманы освободил от лишнего груза и брянчания. Тут нет жертвы, а значит, и любви к просящему. Серьезная милостыня – та, которую ты мог бы истратить на себя. В таком случае при ее отдаче  «ветхий человек»  в тебе начинает ворчать: «Зачем так много! Хватило бы и половины! А мы на эти деньги вот это вот себе бы купили!».

Протодиакон Андрей Кураев. ПОЧЕМУ ПРАВОСЛАВНЫЕ ТАКИЕ?

Артемий

Спаси Господи! Хороший ответ, самое главное полезный!

Владимир

Мне определиться помогла следующая притча:
ЦитироватьЦарство Небесное подобно десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху.

Из них было пять мудрых и пять неразумных. Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла.

Мудрые же вместе со светильниками своими взяли масла в сосудах своих.
И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик:

- Вот жених идёт, выходите навстречу ему!

Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
Неразумные же сказали мудрым:

- Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

А мудрые отвечали:

- Чтобы не случилось недостатка и у нас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
Тут все предельно ясно,на мой взгляд. "Слушай сердце свое и полагайся на разум свой"
И можно с чистой совестью отказать просящему,если считаешь,что так будет правильнее.

Артемий