Греховное "планирование" деторождения в семье

Автор Светланочка-беляночка, ноября 13, 2010, 23:43:58

« назад - далее »

Светланочка-беляночка

Центры планирования семьи и репродукции человека посещают не только семейные пары, имеющие проблемы с зачатием ребенка, но желающие основательно подготовиться к нему.
Акушеры-гинекологи в своих статьях пишут, что контроль (регуляция) рождаемости с помощью  контрацепции  является важным резервом сохранения здоровья матери ребенка, снижения материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Глянцевые журналы пестрят фразами о том, что рождение здорового желанного ребенка происходит только тогда, когда женщина следила за своим здоровьем и, используя методы контрацепции, избегала искусственного прерывания беременности.
Вопрос состоит в следующем: может ли  православная  семья  планировать рождаемость путем контроля выбора времени деторождения, определения количества детей в семье, регулирования интервала между беременностями, с помощью контрацепции? Кратко о методах контрацепции указано на сайте http://www.roditeli.ua/pregnancy/contraception/planircont.
Является ли грехом регулирование рождаемости с помощью методов предотвращающих оплодотворение, к примеру, путем применения  противозачаточных средств?
Ведь в Священном писании сказано: « И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» (Быт 1:27-28).

Священник Александр Усатов

Приведу здесь официальную позицию Русской Церкви, изложенную в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви:

Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту.
Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя.
Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.

Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.

Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».

Светланочка-беляночка

Если не ошибаюсь, в лекциях о супружестве протоиерея Артемия Владимирова была сказана такая фраза, дословно не помню, но суть в следующем, что живя по плоти – имейте детей, а ежели не думаете о детях, то и не живите вовсе по плоти. Им также было озвучено, что во время беременности, супругам следует все 9 месяцев воздерживаться от телесной близости.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви под «воздержанием от половых отношений на определенное время для реализации ответственного отношения к рождению детей» понимается воздержание от телесной близости на весь срок беременности?

Священник Александр Усатов

ЦитироватьОдним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время.
Здесь совсем нет речи о супружеском общении во время беременности. А говорится об одном из путей избежания "нежелательной беременности".

Воздержание от телесной близости на весь срок беременности необходимо как минимум для предотвращения преждевременных родов.
Вот почему так важно еще до брака учиться воздержанию. В браке этот опыт обязательно пригодится.

Светланочка-беляночка

Слова Священного писания «... плодитесь и размножайтесь...» своего рода качественное и количественное соотношение. Планируя количество детей в семье, не стоит забывать о качестве – воспитании детей в вере, т.к. женщина спасается своим чадородием, если православно воспитывает своих детей.
Отец Александр, женщина должна рожать и воспитывать детей, но это не главная самоцель создания семьи, не так ли? Ведь даже в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви указано, что «продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза», но не самой главной.
При этом в Священном писании указано, что чадородие спасительно при условии пребывания  «...в вере, и любви, и святости с целомудрием»(1Тим 2:15).
И все же, если иметь ввиду «не эгоистическое побуждение», а «здравое планирование семьи»,  с применением неабортивных средств контрацепции, не будет ли оно являться греховным?

Священник Александр Усатов

#5
Цитата: Светланочка-беляночка от ноября 14, 2010, 23:38:33  
И все же, если иметь ввиду «не эгоистическое побуждение», а «здравое планирование семьи»,  с применением неабортивных средств контрацепции, не будет ли оно являться греховным?
В данном случае не будет противопоставления БЕЛОЕ - ЧЕРНОЕ. Ведь бывает в реальной жизни выбор "ЗЛО" или "меньшее ЗЛО".
Так и здесь.
В Социальной концепции отмечено, что есть грех (аборт и тождественные действия). А то, о чем Вы пишете, с одной стороны никто не осудит, но и не похвалит.
Согласитесь, что это не идеал и признак немощи.
Но и отлучать от причастия не станут...
26 апреля 2007 года в Доме наместника Московского Данилова монастыря прошел Круглый стол на тему "Семья в современной Церкви", посвященный таким актуальным вопросам, как богословское осмысление семейной жизни, церковная и литургическая жизнь семьи, пастырское окормление семьи, место семьи в церковной общине.
В своем выступлении прот. Алексий Уминский отметил следующее:
"Поскольку деторождение не является целью брака, то важно сделать следующий вывод, который может многих - и в том числе священников - смутить. Многодетность не является идеалом христианского брака и не должна ставиться как идеал. Вменение семье многодетности как непременной обязанности приводит к тяжелым искажениям всего. Совсем не многие могут вместить призыв: "воспроизводите и воспроизводите детей". Семьи же не резиновые, люди не бесконечные. Каждый имеет свой ресурс, каждый может именно то, что может. Нельзя вменять в обязанность Церкви такую колоссальную задачу, чтобы она отвечала за воспроизводство нации. Церковь не должна решать демографические проблемы.

Перед нами поставлены совершенно другие цели. Безусловно, семья - это малая Церковь, но это не значит, что она должна быть по определению многодетной или какой-то еще. Всякая идеология, которая вносится в семью, всякая идеология, которая вносится в Церковь, страшна и губительна. Идеология всегда сужает жизнь, до каких-то сектантских образований в конечном итоге.

Если мы говорим о том, что современное слово о семье - это слово о малой Церкви, то тогда проповедуемая цель брака - это воплощение в браке христианской любви. Семья - это место, где человек по-настоящему и до конца реализует себя как христианин именно тем, что он полноценно может реализовать себя в своём жертвенном отношении друг к другу. Поэтому слова апостола, которые мы читаем на Венчании, и есть образ того, что являет собой христианская семья. Нет никакого другого у нас примера. Именно на это мы все ориентируемся, когда говорим о семье.

В головах же наших молодых прихожан, к сожалению, всё смешано, люди очень сильно дезориентированы, потому что о семье, о брачном союзе христиан как о воплощении евангельской жизни сказано очень и очень мало. В основном говорится, что надо рожать детей, надо воспитывать детей, надо быть многодетными. Говорится, что именно это приносит некую духовную пользу.
Я, например, тоже считаю, что многодетность - это хорошо, но я не считаю, что семья с малым количеством детей - это плохо. Каждому - по силам его. Этот вопрос не может регламентироваться ни духовническим руководством, ни какими-то соборными решениями, - это есть исполнение любви исключительно. Это то, что наполняет семью любовью.

Теперь о супружеских отношениях. Дети, брачные супружеские отношения - это исполнение любви. Когда мы говорим о интимных отношениях в семье - здесь, конечно, возникают многие сложные вопросы. Действительно устав, по которому живет наша Церковь - устав монашеский, находящийся вне этого вопроса. И тем не менее, он существует и никуда нам от него не деться. Я убежден, что интимные отношения - это вопрос личной внутренней свободы каждой семьи, которая свободна в том, как им строить свою семейную жизнь
".

Священник Александр Усатов

Председатель синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя заявление папы Бенедикта ХVI о допустимости использования презервативов, указал на то, что в Русской церкви тоже снисходительно относятся к неабортивным контрацептивам.

"В "Основах социальной концепции" Русской православной церкви различаются контрацептивы абортивного и неабортивного действия. И в случае применения вторых священник может применять снисхождение к своим пасомым", - сказал отец Всеволод в понедельник корреспонденту "Интерфакс-Религия".

В то же время, по словам священника, это не значит, что Церковь одобряет "в какой бы то ни было мере эгоистический отказ супругов от рождения детей".

Кирилл

#7

Елена А.

Врачи говорят, что первого ребенка физиологически женщине нужно родить до 25 лет, а то потом проблемы будут. А проблемы с беременностью и родами для ребенка затем, как правило, оборачиваются проблемами на всю жизнь. Так что нужно планировать так, чтоб первого до 25 лет родить. А если не получается спланировать (работа не позволяет, учеба, квартиры нет, муж ненадежный) - мое мнение: внепланово рожать. 

Мари

Является ли грехом нежелание иметь детей?
Я не хочу детей и все тут. Понимаю, что дети - это радость и счастье, что это дар Божий, который дается не всем, понимаю, что подарить новую жизнь по благословению Божиему - это чудесно. Но все равно не хочу детей. Может, у меня проблемы какие-то психологические? Может, это идет из детства?
Стоит ли что-то менять в себе или забыть о детях и жить как сейчас? Не пожалею ли потом, когда уже будет поздно родить ребенка?

Надежда_

Цитата: Мари от февраля 15, 2014, 14:57:59  
Не пожалею ли потом, когда уже будет поздно родить ребенка?
Пожалеете

Инна Игоревна

Цитата: Мари от февраля 15, 2014, 14:57:59  
Является ли грехом нежелание иметь детей?

зависит от того, почему у вас возникло таке нежелание...
Мне было 23 когда я впервые оказалась один на один с двухлетним карапузом... у нас с ним было пол-часа общения. По человеческим меркам он был  бесконечно мил: пухлый, голубоглазый блондин... за эти пол-часа я с удивлением поняла, что он никаких положительных эмоций во мне не вызывает. Может быть я не хочу детей? - спросила я себя.. Не хочу, - ответила себе...
В 25 я встретила любимого, неповторимого, замечательного мужчину и через год мне очень захотелось, чтобы у меня был такой же замечательный, наповторимый похожий на него и меня карапуз... Сейчас мне 28, и у меня таких карапузов 2 :)
Вобщем, я считаю, чтобы хотеть детей, некоторым людям нужны соответсвующие условия, тоесть, не в принципе хотеть детей, а хотеть именно своих детей, от какого-то определенного человека.
Но вот если вы не хотите иметь детей потому что: они заберут ваше личное время, испортят порядок в вашем доме, не дадут вам заниматься любимыми делами, беременность испортит вашу фигуру, придется менять им памперсы и кормить.. и гулять, и качать.. а еще они орут!!... тогда это эгоизм чистой воды...

Алим Хаджиевич

#12
Цитата: Светланочка-беляночка от ноября 13, 2010, 23:43:58  

Является ли грехом регулирование рождаемости с помощью методов предотвращающих оплодотворение, к примеру, путем применения  противозачаточных средств?

Любой метод предотвращения зачатия абсолютно нормален и может быть использован семьей чтобы регулировать численность детей по достатку семьи, ибо Бог сначала сотворил небо и землю и все на ней чтобы были условия для жизни Адама и Евы, вот так же и мы должны подражать Богу в этом, если условия и достаток позволяет иметь ребенка то зачинайте и рожайте а если нет то нет, ибо и все созданное Богом не будет расти без условий получения солнца и воды и всего другого, вот так же должен думать и человек, если имеет дом и достаточно комнат для желаемого количества детей и накопления денег достаточное для покупки всего что требуется матери и ребенку то имеет право родить ребенка, но если нет то зачем растить голодных и нищих чтобы они после завидовали всем и становились разбойниками и ворами?

1Тим.5:8 Если же кто о своих и
особенно о домашних не печется,
тот отрекся от веры и хуже
неверного.



Цитата: Светланочка-беляночка от ноября 13, 2010, 23:43:58  
Ведь в Священном писании сказано: « И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» (Быт 1:27-28).

Вы совершенно забыли что земля давно уже наполнена и плодитесь и размножайтесь уже отменено давно.

Захария 1 11 И они отвечали Ангелу Господню, стоявшему между миртами, и сказали: обошли мы землю, и вот, вся земля населена и спокойна. 12 И отвечал Ангел Господень и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет?

Говорят Бог даёт детей – значит их нельзя планировать это противление Богу.                                                                     
Ответ: Это так, Бог даёт детей, но давайте посмотрим, даёт ли Бог что-нибудь ещё чего тоже нельзя планировать, а мы планируем и тем самым противимся Богу?
1)   Бог даёт болезни и исцеления (Исход 15:26; Иов 5:18) значит лечиться можно только у Бога через пресвиторов (Иаков 5:14-16) не врач и не лекарства или операция, а Бог и молитва. А то на лицо противление в вопросах исцеления, следовательно, к врачам нельзя обращаться?
2)   Бог даёт пищу (Иов 36:31; Псалом 110:5; 135:25) и Иисус просит доверить это Ему (от Матфея 6:24-34, гл.13:22; от Луки 10:41; 1-е Петра 5:7; Филиппийцам 4:6; Псалом 54:23) следовательно, каждый кто имеет дома холодильник или морозильную камеру для хранения продуктов на завтра и дольше, а так же погреб или тому подобное да ещё занимается консервированием продуктов и.т.д. открыто противиться Богу и грешит в вопросе заботы о нашем пропитании, ибо и в молитве говорим на день сей а не на неделю и.т.д следовательно, холодильник, камера, погреб и.т.д это грех и имеющий их есть язычник (от Матфея 6:32). А у баптистов есть всё это так может они противяться Богу в таких не менее важных вопросах?
3)   Бог даёт дождь (Иов 5:10; Иеремия 5:24) и снова те же выводы: поливающий свой участок, огород и.т.д. противиться Богу и Его заботе о нас?
4)   Бог даёт успех, (Бытие 39:3) суд, хлеб, одежду, (Второзаконие 10:18) разумение, Иов 32:8, песни,(Иов 35:10) силу, (Псал. 67:36) сон, (Псал. 126:2) мудрость, (Притчи 2:6) богатство и имущество (Екклес. 6:2), и.т.д. и из каждого такого стиха можно вывести точно такое же учение как и чадородие поэтому кто считает аргументом что планировать детей нельзя, исходя из достатка семьи (Иеремия 29:6) тот должен не противиться и в других вопросах, где сказано Бог даёт.  Делают ли так заявители сего или противятся Богу?



fluora


Дионисий

#14
Да... чего тут только не придумают. И вроде обе позиции можно обосновать. Вроде и то верно, и с тем приходится соглашаться. Будем смотреть в корень. То есть в ПРИЧИНУ, по которой семья предохраняется (напрямую не запрещенными способами) от деторождения. В СК РПЦ четко озвучена одна из них - эгоизм. Согласен, в данном случае это греховно. Это беда всего современного потребительского (или, простите, как выразился один человек - "потреблятского") общества. Ну, а если семья из трех человек (муж, жена, ребенок) живет на 18 кв метрах (общей площади!!!) на зарплату в 25-30 тыс.? Можно сказать, что здесь есть недоверие ко Господу, ведь говорят - Бог дал ребенка, даст и на ребенка... Но! С другой стороны также сказано - "...не искушай Господа Бога твоего" (Мф. 4:7). Здесь полностью согласен с позицией "выбор не ДОБРО - ЗЛО, а ЗЛО - МЕНЬШЕЕ ЗЛО". Интересно, где меньшее зло - использовать, простите, презерватив, или оставлять каждые два - три года детей в роддомах? Или давать им дохнуть от болезней, как у крестьян в старину.
Полностью также согласен с доводами приведенными выше о доверии во всем! И верно, раз говоришь, что Бог дает детей и планировать их - грех, то уж изволь быть честным до конца на этой позиции и откажись от медицины, холодильника и полива огорода на даче - дескать, Бог польет дождем, когда Ему это угодно будет...