«Монастырская закваска» от лукавого

Автор Светланочка-беляночка, мая 19, 2015, 12:25:36

« назад - далее »

Светланочка-беляночка

Родные, друзья, знакомые или просто хорошие соседи из добрых побуждений могут предложить Вам привезённую со святого места «закваску из монастыря от Матронушки», «иерусалимскую закваску», «почаевскую закваску», «афонскую закваску», «киево-печерскую закваску», хлеб (закваску) из Почаевской Лавры, «тесто счастья» или «тесто благополучия», которая снабжается подробной инструкцией по изготовлению полезного для всей Вашей семьи хлеба. Вчера столкнулась с подобной ситуацией. Все бы ничего, но насторожил тот момент, что после приготовления хлеба из этой закваски, им нельзя никого угощать, кроме своей семьи, что смахивает больше на оккультное шестидневное шаманство на кухне с «чудодейственной закваской». Благо, ума хватило посоветоваться с о. Романом и прошерстить интернет об этом. Закваску с инструкцией выкинула в мусорный жбан, потому что для православного христианина недопустимо распространение и вкушение хлеба из подобной закваски. Судя по заметкам в интернете, «подозрительное зелье» распространяется среди населения каждые два года. По нашему маловерию, православные христиане вводятся в заблуждение сектантами или оккультистами, которые прикрывают свои коварные замыслы святыми именами. Настоятель нашего прихода (о. Валерий) призывает нас «быть воинами Христовыми», а не наивными, доверчивыми зайчиками!
«А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой» (Мк 8:15). «Берегитесь закваски фарисейской», т.е. берегитесь жизненного лукавства, и берегитесь «Иродовой закваски», т.е. истребления в себе христианства. За первым идет второе, за лукавым самооправданием - опустошение христианской души и гибель Христа в душе. (Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). Проповеди, «Благовестие святого евангелиста Марка» http://ivanovskoe.chg.ru/articles/BibComm_Matthew_16_05-12 ).
На сайте Покровского  ставропигиального  женского монастыря  у  Покровской заставы г. Москвы,  где и покоятся мощи святой Матроны Московской, размещена информация следующего содержания: "Убедительная просьба не брать у распространителей закваску с рецептом на изготовление «Хлеба из монастыря Матроны Московской». Доводим до Вашего сведения, что монастырь такую закваску не изготовляет и не распространяет, и не несет ответственность за здоровье прихожан выпекающих по этому рецепту хлеб!" (Источник: http://www.pokrov-monastir.ru/?include=static&page_id=98 ).
Братия Свято-Успенской Почаевской Лавры обращаются к гражданам со следующими словами: закваска «не имеет никакого отношения к Свято-Успенской Почаевской Лавре... является проявлением духовного невежества, суеверия и спекуляции на авторитете нашей Великой Святыни. Пользоваться этим тестом строго запрещается, так как это может привести к духовному повреждению и иметь мистическое ритуальное значение. Поскольку изготовители упомянутого хлеба лживо прикрываются авторитетом Почаевской Лавры, а ложь изначально является исчадием диавола, то отсюда очевидно, что вся эта затея есть делом рук людей, водимых бесовской силой» (Источник: http://www.pravmir.ru/xleb-iz-monastyrya-matrony-moskovskoj-spekulyaciya-na-svyatyne/ ).
Переиначив слова святых отцов о сновидениях применительно к данной ситуации, выходит, что лучше в «святость» вообще не поверить, чем полностью довериться, рискуя плениться лукавым искушением.

Алексей'

А я бы не стал так уж демонизировать подобные формы самодеятельного народного благочестия. В конце концов, почитание многих святых (как, например, Серафима Саровского) или многих икон выросло именно из них.

Наверняка же это какая-нибудь благочестивая трудница, работая в монастырской пекарне, от полноты чувств уделила себе малую толику от монастырской закваски с тем, чтобы иметь у себя дома вещественный знак памяти о благодати, полученной от пребывания в монастыре. Ну и делится, конечно, с товарками, а те  - с другими.

Конечно, такое "дикое" почитание святынек, подобно дичанию дрожжевой культуры в хлебе, постепенно обрастает суевериями и самодельными ритуалами, отражающими эти суеверия. Но такими же суевериями обрастают и вполне законные святыньки, приносимые людьми из Церкви. Как, например, агиасма, свечи или веточки вербы. Поэтому бороться надо именно с суевериями, а не со свидетельствами того, что религиозное чувство в народе живо и стремится облечься в формы для своего выражения.

Так что, на мой взгляд, если относиться к такому хлебу именно как к тому, что он из себя представляет (а именно, как к произошедшему от монастырского хлеба), ничего не выдумывать и не присочинять, то никакого вреда от того не будет.

Если, конечно, принимать меры к тому, чтобы дрожжевая культура в закваске не вырождалась и не дичала. Что, на самом деле, вовсе не требует промышленных условий производства. Ведь когда-то хлебную закваску каждая хозяйка умела сохранять и обновлять у себя дома.

Артемий

Мне думается, что это просто бизнес и ничего личного))) наверняка продают

Аграфена

К Матронушке эта закваска никакого отношения не имеет.