Кто такие "успокоившиеся"?

Автор Сергий Н., декабря 28, 2015, 18:44:55

« назад - далее »

Сергий Н.

КТО ТАКИЕ "УСПОКОИВШИЕСЯ"?

Я - веруюший со стажем. Я пережил некоторые искушения и соблазны, знаком с окольными путями в Православии. Давно хожу в храм, пусть может быть и не очень регулярно, зато постоянно, - другие и этого не делают... Мне известно молитвенное правило мирянина, я читал Евангелие, знаю апостолов по именам, знаю церковную службу, устройство храма, какой предмет в нем что означает, чего в храме делать не положено, а что положено, знаю, кто изображен на иконах и кому от какого недуга молиться и свечку поставить... В принципе, я спокоен за свое спасение.
Я - веруюший со стажем, а не фунт изюма. Я пережил некоторые искушения и соблазны, знаком с окольными путями в православии. Давно хожу в храм, пусть может быть и не очень регулярно, зато постоянно, - другие и этого не делают (положа руку на сердце, я уже достаточно опытен, чтобы самостоятельно определить, какие причины извинят мой пропуск богослужения). Мне известно молитвенное правило мирянина, я читал Евангелие, знаю апостолов по именам, знаю церковную службу, устройство храма, какой предмет в нем что означает, чего в храме делать не положено, а что положено, знаю, кто изображен на иконах и кому от какого недуга молиться и ставить свечи. Мне уже не надо понуждать себя, чтобы пойти в церковь; я вхожу свободно и спокойно, и уже не прячусь во время службы за колоннами, боясь, как бы что сделать не так, а достойно стою в центре где посвободнее, напротив алтаря, ведь я это уже заслужил. Я знаю все великие церковные праздники, и храмовый праздник тоже не забываю, поздравляю батюшку, обмениваюсь поздравлениями с прихожанами, чувствуя себя частью коллектива. Я готов помочь новеньким и с удовольствием дам им указания, как себя вести и что делать - в таких случаях я уверен, любезен и снисходителен к наивным вопросам.
Мое христианство гармонично вливается в мою жизнь. Я современный, культурно, эстетически, политически и религиозно подкованный человек, стремящийся к всестороннему развитию, заботящийся обо всех сторонах своего тела и души: регулярно смотрю новости, во вторник хожу в бассейн, в субботу в театр, а в воскресенье к обедне. Люблю церковное пение, высоко его ценю, могу на слух отличить всенощную Рахманинова от итальянского исполнения, замечаю ошибки, - я действительно люблю послушать церковный хор. Посты для меня не в диковину, я хорошо знаю, что можно кушать, а от какой пищи следует воздержаться, и другим могу посоветовать. Я уже много раз причащался, и не смущаюсь необходимостью исповеди перед причастием, я давно знаю священника, а он меня, исповедь мне не в тягость. Правило ко святому причащению вычитываю полностью. В ряде случаев одной общей исповеди мне достаточно, чтобы приступить к Таинству евхаристии, ведь я не совершаю никаких особых и тяжких грехов. Конечно, я не монах, но я и не обязан им быть. Я регулярно жертвую на храм и меня уважают. Я скорее добродетелен, нежели наоборот. В принципе, я спокоен за свое спасение. Сытая борьба со страстями, неспешная и необременительная - вот моя христианская жизнь.
Сатана действует как хороший психолог. Он смотрит, на что человек "клюет". Подобно рыбаку, проверяющему, на что клюет рыба, предлагает манку, червей, хлебный мякиш: "На что ты клюнешь, человек? Хочешь много денег, власти? Не хочешь... А с девушками у тебя как? А-а, монахом хочешь остаться... Ну ладно, тогда я тебя епископом сделаю". И вот от этого последнего, пусть и в переносном смысле, отказаться почти невозможно. Почти невозможно отказать себе в ощущении того, что ты все делаешь правильно, исполняешь все что надо, что ты - хороший. И пусть сатане не удалось отвратить тебя от Христа, сатана постарается уловить тебя в тонком, скрытом даже от себя самого, ощущении, что ты - в общем-то хороший человек.
Говоря серьезно, состояние мирянина через несколько лет после крещения - самый опасный период, уровень, на котором все останавливаются, решив, что они достигли правильной духовной жизни. О, если бы мы только останавливались, и больше ничего! Но осознание своей правильности незаметно и плавно перетекает в осознание своей праведности, далее в ощущение собственной святости, а от последнего до погибели остается меньше половины шага.
Каков святоотеческий критерий истинного состояния духовного здоровья? Эти слова ох как бы надо всем нам крепко запомнить: "первым признаком начинающегося здравия души является видение своих грехов, неисчислимых, как песок морской". Оцени себя по этому критерию, каким ты себя видишь? Нет, ну все мы грешники конечно, кто же без греха, но все же я в общем-то хороший? Все же хоть где-то с самого краешка, но место в Царствии Небесном мне уготовано? Так?
Если в тебе еще осталась хотя бы капля Божьего страха, ты ужаснешься.

Источник: миссионерский отдел Московской Епархии

Алексей'

Цитата: Сергий Н. от декабря 28, 2015, 18:44:55  "первым признаком начинающегося здравия души является видение своих грехов, неисчислимых, как песок морской".
А что будет являться вторым признаком начинающегося здравия души? Или признаком продолжающегося здравия души?

Сергий Н.

А.И.Осипов:                Итоги темы о Богопознании и о духовной жизни

Критерии правильной духовной жизни (выводы):

1) Петр Дамаскин – первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской. А грех – это болезнь, ненормальность. Это видение своей ненормальности, неспособности, болезненности, страстности.

2) Другая сторона этого критерия – видение того, что даже мои т.называемые добрые дела, которые я должен делать по заповеди Евангелия – и они оказываются повреждены всем этим дегтем, из которых первый – тщеславие. Макарий Великий: «Боже, очисти мя грешного, яко николиже (никогда) сотворих благое пред тобою» (1 утр.молитва). Поэтому, когда я вижу, что делаю что-то доброе – у меня искажается духовное зрение, я придаю значение своим «добреньким» делам. Беда тому человеку, который говорит – смотрите, какое я делаю добро. И также надо помнить – святые омывали свои добродетели как грехи.

Человекоугодие и фарисейство – это самые страшные вещи, которые атакуют человека, ставшего на путь духовной жизни.

3) Истинное смирение не видит себя смиренным. Напротив, говорит Пимен Вел. – куда будет ввергнут сатана, туда буду ввергнут я. Макарий Вел. – я не видел ни одного человека, который бы победил этого червячка в корне. Самые смиренные видели в себе этого червячка и плакали о нем.

4) Один из признаков смирения – прекращение осуждения др.людей и молитва не только за врагов, которые мне делают зло, но и вообще за всех других согрешающих.

Что такое осуждение? – это значит, что я никогда этого не сделаю, а он – делает! Вот кто я, до чего же я хорош, а он – такой плохой. «Сам дрянь дрянью, а все твердит – несмь, якоже прочии человецы».

Страх Божий и покаяние – вот прочный фундамент, на котором м.строиться духовная жизнь. Страх Божий – это не страх перед чудовищем, который меня сожрет за мои грехи, а трепет и благоговение перед любовью Божией. Представьте, что вот этот человек жизнь за меня отдал, а я ему подлость делаю. Вот это и есть страх Божий.

5) Такие духовные дары, как мир души, любовь и сострадание к людям, утешение другого человека, духовная радость – это значит, что Бог иногда дает нам маленькие утешения, а это не признак того, что я стал хорошим человеком. Милость Божия немножко утешает нас в той беспорядочности, в которой мы живем. А это не награды сыплются на нас за наши добродетели.

Алексей'

Я бы сказал, что продолжением начинающегося здравия души будет видение человеком того, что все силы его души направлены на творение греха.