Изгнание торговцев из Храма

Автор Владимир, декабря 30, 2010, 23:48:21

« назад - далее »

Владимир

13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
Евангелие от Иоанна 2;13-16
На тему этого библейского сюжета написано много картин,признанных мировыми шедеврами, и на многих Христос изображен замахивающимся на людей и люди в страхе закрываются руками,пятятся.
Так вот,читая Библию,я пришел к заключению,что бить людей бичем в данном случае,а может и вообще, ЭТО НЕ В ХАРАКТЕРЕ БОГА. Бич из веревок нужен был, чтобы выгнать скот,а не для людей.
Значит подобные изображения (а у одного лишь Эль Греко их десятки) дают неверное представление о христианском Боге. Если "поклонятся не букве,а духу" Писания,то не мог Христос людей вот так, бичем из веревок.
Прав я,или нет?

Кирилл

Сейчас время такое все извращают,и тогда тоже извращали,ведь извращатели несколько веков шли к тому что бы стать хозяевами мира,христианство единственное что удерживает их.

Григорий Иванов

#2
Там описаны три действия:

1) И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов ("также" в смысле, что выгнал и тех и других "и овец и волов").
2) И деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
3) И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.

Т.е. животных выгнал, у менял рассыпал деньги и опрокинул столы, а продающим голубей сказал чтобы не торговали голубями в храме.

Я это понимаю так:

Животным в храме нельзя находится (пусть и жертвенным), поэтому выгнал.
Менялам показал, что прибыль (комиссия за обмен валют, драгоценностей и прочего принесённого паломниками на пожертвование) которую они получают обирая тех кто пришел принести дар Богу, нечиста - поэтому и столы их опрокинул, а деньги рассыпал.
Так же и продающим голубей (жертва, которая, по закону иудейскому дозволялась бедным, или, например как тут - Лук.2:24), объяснил, что храм это дом Божий, а торговать голубями нужно в другом месте. В некоторых параллельных местах, написано, что и столы торговцев голубями так же опрокинул.

(Параллельные места: Матф.21:13, Мар.11:17, Лук.19:46)

Кстати, те же слова Господа об отношении к храму, мы можем найти в Ветхом Завете - Иер.7:11.

Священник Александр Усатов

Вы думаете все это внутри здания Иерусалимского храма происходило?

Григорий Иванов

#4
Я думаю, что это могло происходить на территории Иерусалимского храма - "Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим", возможно в одном из дворов?

Священник Александр Усатов

Указанное событие произошло в так называемом дворе язычников, это внешний круг по отношению к зданию Храма (в сам Храм могли входить лишь священники).
Здесь могли молиться язычники, почитающие Бога Израиля.
Вот как молился об этом Соломон при освящении Храма:
«Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, - ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, - и придет он и помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил» (3 Цар. 8:41-43).

Но в реальности это место молитвы язычников заняли менялы и торговцы, которые помогали паломникам обменять языческие деньги на священные шекели, а также приобрести жертвенное животное.
Мотивы у всех (продающих и покупающих) были замечательные. Только вот забыли о язычниках. Решали свои проблемы за их счет.
И именно в защиту спокойной молитвы иноплеменников на этом святом месте выступил Христос.

Григорий Иванов

#6
Цитата: Священник Александр Усатов от января 06, 2011, 20:03:59  
Указанное событие произошло в так называемом дворе язычников, это внешний круг по отношению к зданию Храма (в сам Храм могли входить лишь священники).
...
И именно в защиту спокойной молитвы иноплеменников на этом святом месте выступил Христос.

Очень интересное и вместе с тем неожиданное объяснение. Смущает то, что это как бы само собой не вытекает при чтении Евангелия, котороое мы привыкли считать самодостаточным. Если это обстоятельство действительно важное для понимания сути, то странно, что ни один из четырех евангелистов не упомянул о нём. Отец Александр, не поделитесь источниками?

З.Ы. Кажется, мы немного отдалились от темы заданной Владимиром, меняет ли суть вопроса то, в каком из храмовых дворов произошло событие?

Священник Александр Усатов

#7
Здание храма в греческом тексте Евангелия передается словом NAON, а весь храмовый комплекс - IERON.
Поэтому текст оригинала все ставит на свои места.
Жаль, что в русском переводе везде стоит слово ХРАМ.

Священник Александр Усатов

Цитата: Владимир от декабря 30, 2010, 23:48:21  
13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
Евангелие от Иоанна 2;13-16
Между прочим, слово "бич" в евангелиях лишь здесь упоминается, у ап.Иоанна. У синоптиков сказано проще: выгнал (Мф.21:12, Мк.11:15).
Но и в Иоанна 2;13-16 прямо не сказано про избиение людей.
Нельзя на основании одного туманного места в Библии строить теории.

Владимир

Вот и получается,что в средние века представление о христианском Боге было такое же,как и о богах языческих. "Бьет-значит любит". И потому и в воспитании детей розгами пользовались изрядно. А зачем ребенка бить если можно объяснить и договориться? Из-за неправильного понимания характера Бога возникла целая система воспитания основанная на ветхозаветном страхе. Чуть оступился и... бичем по спине. Какая-то странная домостроевская любовь :)). Кстати, "Домострой",написанный священником Сильвестром,довольно подробно описывал,как и по каким местам бить жену, в воспитательных целях,и чтобы не причинить ей вреда непоправимого.На мой взгляд всё это пережитки Ветхого завета и язычества.

Священник Александр Усатов

я немного касался темы жестокости воспитательного процесса в своем докладе про ЮЮ:
Священное Писание говорит вполне определенно: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притч. 19: 18). Однако такой совет не подразумевает собственно жестокости, когда ради достижения результата отец сокрушает ребра своему сыну («Сокруши ему ребра, пока растет» (совет из 17-й главы «Домостроя»)). 
Святитель Филарет (Дроздов) дает такой совет: «Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением».

Несомненно, в процессе воспитания родители призваны применять особые методы наказания, вразумляющие ребенка больше, чем физическое насилие. Это и призыв к ребенку исправить свою ошибку, и отказ в замене испорченной вещи, и лишение чего-то приятного, и просто серьезный разговор.

Собственно физическое наказание в традиционной  системе воспитания может быть употреблено тогда, когда иные меры уже не действуют, причем родитель призван соизмерять важность проступка, возраст ребенка и его чувствительность к наказанию. Подобное наказание призвано выявлять любовь родителя к своему ребенку и желание его вразумить (славянский термин «наказание» означает «наставление, учение, образование, ученость»), а не унизить и причинить боль: «ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Прит. 3:12).

Священник Александр Усатов

Вот еще одна реконструкция иерусалимского храма

В Евангелии есть четкие указания на то, что миряне молились во дворе храма, а священники входили внуть здания храма:
«по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения» Лук. 1:9-10

Священник Александр Усатов

#12
Здесь дана подробная схема здания Иерусалимского храма.
В Святое Святых входил лишь первосвященник, и лишь раз в году.
В центральную часть храма входили священники. Во времена Христа это происходило для каждого из них один раз в жизни. Так их было 18-20 тысяч, а служили по очереди.

Священник Александр Усатов

#13
Цитата: Владимир от января 08, 2011, 09:00:05  
Вот и получается,что в средние века представление о христианском Боге было такое же,как и о богах языческих. "Бьет-значит любит". И потому и в воспитании детей розгами пользовались изрядно. А зачем ребенка бить если можно объяснить и договориться? Из-за неправильного понимания характера Бога возникла целая система воспитания основанная на ветхозаветном страхе. Чуть оступился и... бичем по спине. Какая-то странная домостроевская любовь :)). Кстати, "Домострой",написанный священником Сильвестром,довольно подробно описывал,как и по каким местам бить жену, в воспитательных целях,и чтобы не причинить ей вреда непоправимого.На мой взгляд всё это пережитки Ветхого завета и язычества.
Священное Писание говорит вполне определенно: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притч. 19: 18). Однако такой совет не подразумевает собственно жестокости, когда ради достижения результата отец сокрушает ребра своему сыну [«Сокруши ему ребра, пока растет» (совет из 17-й главы «Домостроя»)]. 

Святитель Филарет (Дроздов) в XIX веке дает иной совет: «Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением».

Несомненно, в процессе воспитания родители призваны применять особые методы наказания, вразумляющие ребенка больше, чем физическое насилие. Это и призыв к ребенку исправить свою ошибку, и отказ в замене испорченной вещи, и лишение чего-то приятного, и просто серьезный разговор.

Собственно физическое наказание в традиционной  системе воспитания может быть употреблено тогда, когда иные меры уже не действуют, причем родитель призван соизмерять важность проступка, возраст ребенка и его чувствительность к наказанию. Подобное наказание призвано выявлять любовь родителя к своему ребенку и желание его вразумить[Славянский термин «наказание» означает «наставление, учение, образование, ученость»], а не унизить и причинить боль: «ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Прит. 3:12).

Там, где нет любви, наказание превращается в жестокость и деструктив.

Священник Александр Усатов

Вернемся к началу ветки.
Обращение Владимира содержит два пункта.
Замахивался ли Христос на торговцев бичом и правильно ли отображается данное действо в живописи?
Из текста Евангелия этого не видно. Никто из торговцев и менял не выявил протеста против действий Христа. Ни одно животное, и, тем более, ни один человек не пострадал.
Изображения западных живописцев здесь представляют произвольную догадку.