Таинства и магия

Автор Священник Александр Усатов, августа 23, 2010, 19:58:14

« назад - далее »

Священник Александр Усатов

Как думают форумчане, что если человек участвует в Таинстве с магическим мотивом?

Священник Роман Зимин

#1
Мне кажется, всё зависит от того, какой религиозный опыт был у этого человека прежде.

Допустим, он до сих никогда в храме не был, а знал только гороскопы и экстрасенсов. Тогда этот его первый приход к Таинству, хоть и мотивирован неверно, но, во-первых, не противоречит его совести и, кроме того,  является всё-таки шагом в сторону Истинного Бога.

К тому же, ведь и у каждого из нас представления о Боге наверняка чрезвычайно далеки от реальности. И потребность у нас, приходящих в храм, часто бывает не в Нём Самом, а в тех благах, который мы ожидаем от Него получить.

И другое, конечно, дело, если этот человек уже успел вкусить и увидеть "яко благ Господь", успел ощутить хоть отчасти радость богообщения. И скатился к магизму. Предпочёл вступить с Богом в какие-то партнёрские отношения вместо предложенных сыновних.




Григорий Иванов

#2
Цитата: Священник Александр Усатов от августа 23, 2010, 19:58:14  
Как думают форумчане, что если человек участвует в Таинстве с магическим мотивом?

о. Александр, поясните пожалуйста, я правильно понял, что судя по заглавной букве в слове "Таинство", имеются в виду Православные Таинства  (крещение, миропомазание, елеосвящение, покаяние, причащение, христианский брак, принятие священного сана)? Неужели это дейстительно встречается, что люди учавствуя в каком-то из этих семи священнодейстий руководствуются магическими мотивами?  :o

Если, под "магическими мотивами" понимать желание добиться определённых целей, через подчинение себе неких сверестественных сил, то понятно, что ни какие силы человек себе не подчинит, за то рискует сам оказаться во власти своего неведения, или того хуже во власти бесовской.

С другой стороны, действительно, как выше написал о. Роман, возможно, что человек пришедший в храм "случайно", руководствуясь магическими мотивами, после участия в Таинствах, прикоснувшись к церковной жизни, может и поменять своё отношение вере, попытается вникнуть в суть Таинств глубже и разобраться. Для Бога нет ничего невозможного и пути Его неисповедимы, люди по разному приходят к вере, кто-то таким образом...

В Деяниях описаны разные случаи:

Цитировать
Деян.8:9
8 И была радость великая в том городе.
9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.
10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.
11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.
12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.
13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего;
23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.

Цитировать
Деян.13:6
6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
8 А Елима волхв ибо то значит имя его противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,
10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.

Кирилл

#3
Считаю все должно быть по правилам Апостольской Церкви, все инородное (чужеродное) должно пресекаться строго.

Священник Александр Усатов

Кирилл, мы здесь хотели поговорить о мотивах людей для участия в Таинствах.
Про каноны Церкви можно поговорить в иной ветке.
Будет интересно, обещаю.
Вы их изучали?

Кирилл

Цитата: Священник Александр Усатов от ноября 05, 2010, 21:02:32  
Кирилл, мы здесь хотели поговорить о мотивах людей для участия в Таинствах.
Про каноны Церкви можно поговорить в иной ветке.
Будет интересно, обещаю.
Вы их изучали?

К сожалению мало,нет пока я не готов обсуждать по поводу канонов Церкви.Простите не так понял тему.

Дмитрий

#6
Я думаю, отец Александр, что в этом  случае  мотивов несколько. Например,  безграмотность, или нежелание потрудится, но самое страшное полагаться не на Бога.

Светланочка-беляночка

Участие в Таинстве с магическим мотивом – это верх неуважения. Наверное, человек пытается тем самым доказать себе, что он выше Господа, и не боится его, и своим поступком хочет высмеять священнодействие, невидимую  благодать Божию.
Мотив для участия в Таинствах – укрепление своего «магического мастерства».
Такой человек не видит Господа, зато Господь видит его не искренность, обман и подмену, и решит, как поступить с такой «заблудшей овцой». 

Священник Александр Усатов

#8
Вчера по Союзу передавали лекцию Осипова.
Он ясно сказал, что следствие магического отношения к Таинству - болезни и смерть. Иными словами, в этом случае Таинство принесет не благодать, а послужит во вред человеку.
Одна и та же благодать достойных просветляет, а лукавых людей - омрачает и опаляет.

Напомню, что такое магия.
Магизм (греч. ?????? – «колдовство, чародейство, волшебство») - вера в возможность человека овладеть сверхъестественными и естественными (природными) силами с помощью заклинаний, ритуалов и т.д. В основе магизма лежит мысль о детерминированности, охватывающей все бытие, т.е. магическое миропонимание не оставляет места для свободы ни богам, ни духам, ни силам природы. Все и вся подчинены извечно существующим оккультным законам, поэтому нашедший к ним «ключ» становится подлинным властелином богов, людей и мира. В магизме скрытно присутствует та духовная тенденция, которая коренится в первородном грехе человечества: поставить себя в центре мироздания и заставить служить себе его силы. Магизм ставит на первое место не волю Творца, а волю человека, который стремится вырвать дары у Неба с помощью ритуальных актов. Антиподом магизма является открытость Богу, выраженная в словах Молитвы Господней: «Да будет воля Твоя».

В религии общение с Богом - первая ценность. А в магии более важны дары Неба, чем Само Небо. Также как в советском мультфильме Золотая антилопа была интересна радже лишь как источник золота, а для мальчика это был Друг. Точно также в сказке о Золотой рыбке старик являет собой религиозного человека, а бабка - магического.
Для мага соприкосновение с невидимым миром обусловлено лишь стремлением ИСПОЛЬЗОВАТЬ его в своих целях, ВЛАСТВОВАТЬ над ним, ПОТРЕБЛЯТЬ его помощь...
Понятно, что при таком потребительском подходе нет и благоговения к Богу, или той служебной силе, которую маг пытается поставить себе на службу.

"В христианском богообщении нет механицизма. Здесь не найти той древней, как первородный грех, ложной языческой послыки: если я совершил Таинство, то оно должно «сработать», и Господь, в ответ на мои действия, просто обязан дать мне то-то и то-то. В Церкви Христовой нет места магизму – как принуждению Божества" (П.Ю.Малков. Введение в литургическое предание).

Св. Феофан Затворник говорит: «Господь приступающего к нему с покаянием и верою приемлет, прощает ему все прежние грехи и освящая таинствами, снабжает силою препобеждать живущий в нем грех, самого же греха не изгоняем, возлагая на самого человека изгнать его с помощью даруемой ему для того благодати».

Далее комментарий А.И.Осипова:
"Вы слышите, какие сильные мысли? Автоматически Бог не изгоняет. Совершили действие и все в порядке, и греха нет. Нет-нет! Без нравственно свободной решимости, т.е. без воли самого человека, его напряжения духовного ничего не произойдет. Даже греха Бог сам не изгоняет, а предоставляет человеку изгонять его. Чем? Как? Праведной жизнью и дарованием той благодати, которая подается в Крещении. В каком качестве? В качестве помощи человеку. Ведь нам что хочется? Хочется что-нибудь такое сделать. Чтобы без меня я оказался спасенным. «Господи спаси меня, а я буду сидеть сложив ручки». Вот что нам хочется. Крестить человека и все в порядке, больше ничего не надо. Я освобожден от всего. Все время мы стремимся к магизму, а Святые отцы настаивают на необходимости сознательного, волевого, добровольного участия человека, настаивают на необходимости подвига для очищения человека. Ничего без человека не происходит
Афанасий Великий произнес великую истину: «Бог спасает нас не без нас и ни одно таинство не может иметь в нас действие без нас». Если, т.е. с нашей стороны не будет соответствующего духовного устроения, которое называется: Вера, Благоговение и Покаяние. Нет этого – ничего не будет. Бог спасает нас не без нас. И это прямо относится ко всем таинствам Церкви, нет магии в христианстве. Христианские таинства не магические действия. Это помощь Божия человеку. Помощь, Великий Дар Божий, который дается только тому, кто способен принять этот дар...
Где нет сердца, души и ничего не может быть и никакие таинства не спасут, по толкованию отдельных отцов. Толкования в данном случае разные бывают, но по толкованию некоторых отцов в Иуду вселился сатана, вы помните когда? Некоторые утверждают что после того, как он причастился. С этим куском вошел в него сатана. Вот оказывается, таинство какое имеет действие. Это сильное лекарство, сильное. Оно требует соответствующих условий в человеке. Врачи знают, что некоторые лекарства можно применять только при соблюдении очень строгих условий. И оно может быть очень полезным, нарушаете эти условия – виновны сами, жестоко пострадаете. Это относится к любому таинству. Учтите, таинство действует соответственно мере нашего духовного устроения
Ибо Бог не может насильно войти в душу человека. Бог только говорит одно, помните Апокалипсис: «Се стою при дверях сердца и стучу. Кто откроет мне, к тому я войду и буду вечерять». Т.е. торжествовать, пировать с ним. Стучит только Бог, насильно не входит. И никаким священнодействием вы не заставите Бога войти в ту душу, которая не способна принять Бога. Нет такого священнодействия, которое может заставить Бога войти в душу неподготовленную. В этом глубочайший порок языческого воззрения на отношения человека с Богом. Там только понимается: «Главное правильно сделать все и тогда мы все получим. И сам Бог подчинится нам. Заставим Бога средствами священнодействия войти в человека». Нет, этого быть не может".

Священник Александр Усатов

Попробуем рассмотреть это на конкретных примерах. Что сказано в Св.Писании и у свв.отцов о попытках заставить Бога войти в грешную и неверующую душу, а также о надежде на святыню без покаяния сердца.

Елена_K

ЦитироватьЧто сказано в Св.Писании и у свв.отцов о попытках заставить Бога войти в грешную и неверующую душу, а также о надежде на святыню без покаяния сердца.
Вот вспомнилось:

Цитировать
        Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

        Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.

        Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

        Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

        Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных (Мф. 22, 1-14).

о втором вопросе:

Цитировать18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,  19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.  20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.  21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.  22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего;  23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
Деян 8:18

Священник Александр Усатов

#11
Крещение может стать осуждением
Крещение не имеет значения для спасения крещенного, если он не будет наставлен и не научится истинам веры, которые он свободно примет.

"надо при сем иметь в мысли, что в сем умертвии греху через Крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно-свободных решимостей самого человека" (свт. Феофан Затворник).

Некрещеный будет судим по закону совести, а крещеный человек - по закону Евангелия, даже если он и не собирался свою жизнь посвятить Христу:
"Принявшие Крещение в младенчестве и недостойно прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, чем не крещеные, как поругавшие... святую одежду Христову" (преп. Симеон Новый Богослов).

"Кто по принятии благодати Крещения делает лукавые дела, тот отпал от благодати, и Христос нимало не поможет ему, пребывающему в грехе" (Преподобный Ефрем Сирин) .

"Должен христианин, как обновившийся Божией благодатью, к лучшему стремиться, расти во Христе и приходить в "мужа совершенного" (Еф. 4, 13). Но он в худшее впадает и делается злее язычника и идолопоклонника. Такому Крещение будет во обличение в день Суда Христова, если не покается, и не исправится, и не омоет скверн своих сокрушением сердца и слезами" (Святитель Тихон Задонский)

«Если кто не исправился, пусть не крестится... Пусть он останется при дверях и не входит, пока не очистится от своих грехов... Кто не исправил своих нравственных недостатков и не приготовил себя к добродетелям, тот пусть не крестится. Ибо эта купель может отпустить прежние грехи; но не мал страх и незначительна опасность, как бы нам снова не возвратиться к ним, и лекарство не стало для нас язвою. Ведь чем больше благодать, тем строже будет наказание для тех, кто впоследствии согрешает» (свт. Иоанн Златоуст) 

Подобным образом катехуменов предупреждал и свт. Кирилл Иерусалимский:
«Хотя Бог и щедр и долготерпелив,  однако же от каждого ожидает искреннего произволения... Но если телом ты здесь, но не мыслию, то нет в этом пользы... Мы, служители Христовы, приемлем всякого, и как бы исправляя должность придверников, оставляем двери незапертыми. Нет запрещения войти тебе, если у тебя и душа осквернена грехами, и намерение нечисто... Приимет тебя вода, но не восприимет Дух ... Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить».

Блаж. Августин Иппонский:  «Есть люди, которые полагают, что все без исключения должны быть допущены к источнику перерождения, который в Господе нашем Иисусе Христе, даже те, кто, будучи известен своими преступлениями и ужасными пороками, не желают изменить свои злые и постыдные пути, а честно (и публично) признают, что они намерены продолжать пребывать в своем состоянии греха... С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить в вере, он достигнут вечного спасения».

В своем «Огласительном слове» свт. Григорий Нисский выражает сходную мысль:
«Должно, думаю, обратить внимание на то, что после сего оставляют без внимания многие из приступивших к благодати крещения, себя самих вводя в обман и почитаясь только возрожденными, а не действительно таковыми делаясь. Ибо если баня послужила телу, а душа не свергла с себя страстных нечистот, напротив жизнь по тайнодействии сходна с жизнью до тайнодействия; то хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таковых вода останется водою».

Таким образом, по мысли святых отцов Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно благодатным залогом дальнейшего следования за Христом. И было бы совсем неправильно понимать Крещение как верный способ записаться в ряды воинов Христовых без реального желания выйти на войну с собственным грехом и искушениями.

Священник Александр Усатов

#12
Исповедь может быть в осуждение

1. Видел Павел Препростый
Подошел на исповедь грешник, стал свои грехи говорить и из его уст также стали выходить змеи разных размеров. Решил он один грех назвать и начала из его уст большая змея выползать, но устыдился он и не назвал грех, и змея опять в него вошла. А духовник спрашивает: «Ничего не осталось?» - «Нет, - говорит, - не осталось» И духовник покрыл голову епитрахилью и стал читать молитву: «прощаю и разрешаю», а Господь говорит: «Не прощаю и не разрешаю». И человек отошел с утаенным грехом, и Ангел Хранитель стал плакать, а демон приступил к человеку и говорит: «Вот так всегда делай, Господь милостив, Он знает немощи человека, Он тебе и так все простит». И вот эти два человека подходят к чаше причащаться, принимать в себя Живого Христа, Творца Вселенной и тот, кто достойно покаялся, достойно и причастился: принял в себя Живого Бога, просиял, а нераскаянный грешник отошел от чаши омраченный, с еще большим грехом, а Ангел причастие у него отнял и вместо Тела Христова дал ему уголь...

2. «А если исповедующийся недостаточно проникнут покаянным намерением, а духовник прочтет над ним разрешительную молитву, тогда что? — Тогда может случиться, что когда духовный отец будет произносить: "прощаю и разрешаю", Господь скажет: "а Я осуждаю"» (свт. Феофан Затворник).

Священник Александр Усатов

Причащение Христовых Таин может быть в осуждение
Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. (1Кор.11:29-30)

Елена_K

Цитата: Священник Александр Усатов от мая 21, 2011, 11:08:52  
Вчера по Союзу передавали лекцию Осипова.
Он ясно сказал, что следствие магического отношения к Таинству - болезни и смерть. Иными словами, в этом случае Таинство принесет не благодать, а послужит во вред человеку.
Одна и та же благодать достойных просветляет, а лукавых людей - омрачает и опаляет.
Вот эта лекция