Евангелие от Марка

Автор Владимир, апреля 05, 2011, 16:22:27

« назад - далее »

Владимир

Митрополит Антоний Сурожский в своей беседе " О Церкви" рассказывает,что его опыт встречи с Богом начался с чтения Евангелия от Марка.Я решил пойти тем же путем и сразу возникли вопросы,хотя раньше думал,что всё понял. Оказалось не всё так просто. Буду рад если кто-то поможет разобраться. Вот например:

1. В чем смысл крещения покаяния? В прощении грехов. Но ведь грехи до распятия Христа,смывались только кровью жертвенных животных в храмах. Грехи ведь смываются только кровью?
И зачем Иисус крестился? Какие у него грехи,Он же Бог!?

2. И был Он там в пустыне... и Ангелы служили ему.
Интересно,как служили?

Заранее благодарю за пояснения!!!

macs111

http://www.pravoslavie.ru/put/3930.htm
Вот там немного о том зачем Господь крестился...

Священник Роман Зимин

#2
Цитата: Владимир от апреля 05, 2011, 16:22:27  
1. В чем смысл крещения покаяния? В прощении грехов. Но ведь грехи до распятия Христа,смывались только кровью жертвенных животных в храмах. Грехи ведь смываются только кровью?

Вот, что говорит по этому поводу блаженный Феофилакт Болгарский

"Иоанново крещение не имело отпущения грехов, а вводило для людей одно покаяние. Но как же Марк говорит здесь: "для прощения грехов"? На это отвечаем, что Иоанн проповедовал крещение покаяния. А эта проповедь к чему вела? К отпущению грехов, то есть ко крещению Христову, которое заключало уже в себе и отпущение грехов. <...> Предтеча проповедовал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и приняв Христа, получили оставление грехов".

Цитата: Владимир от апреля 05, 2011, 16:22:27  
И зачем Иисус крестился? Какие у него грехи,Он же Бог!?

Когда Предтеча недоумевает, как смеет он крестить Господа, Тот отвечает, что "так надлежит [им] исполнить всякую правду" (Мф. 3:15).

Имеется в виду Закон. Блаженный Феофилакт поясняет: "Природа человека, говорит, проклята, потому что не могла исполнить закона. Поэтому Я исполнил и другие предписания закона. Остается Мне - это креститься. Исполнив это, Я освобожу [человеческое] естество от клятвы".

Христос - Единственный, Кто в силах вполне исполнить Закон. И по букве, и по духу.

Люди приходят на Иордан, чтобы омыть его водами свои грехи, - Христос, входя в ту же воду, принимает грехи всего человечества на Себя.

Цитата: Владимир от апреля 05, 2011, 16:22:27  2. И был Он там в пустыне... и Ангелы служили ему.
Интересно,как служили?

Толкуя это место, блаженный Феофилакт говорит, что "ангелы служили [Христу], чтобы показать, что и нам после победы [над диаволом] они будут служить, ибо все это делает и показывает Христос ради нас. Ему же, как Богу, ангелы служат всегда".

Ему же, как Богу, служат всегда. Значит, имеется в виду прославление, а ещё, возможно, исполнение поручений.

А ещё Христос по Своему человечеству имел немощи, и поэтому нуждался в поддержке: вспомним, как во время Его гефсиманского моления, явился "Ему Ангел с небес и укреплял Его" (Лк. 22:43). Так, Александр Павлович Лопухин в своей "Толковой Библии" предполагает, что ангелы принесли Господу пищу.

Ещё он отмечает, что "логическое ударение как у Матфея, так и Луки стоит, по-видимому, не над тем, чем служили Христу Ангелы, а над тем, что они Ему именно служили.

Диавол требовал от Него поклонения, Ангелы служили. Такая резкая перемена в указании отношений едва ли может считаться только метафорической. <...>

В некоторых случаях
[выражение «?????????» («служили»)] указывает на «служение» или «прислуживание» за столом (Лк.4:39, 10:40, 12:37, 17:8; Мф.8:15; Мк.1:31; Ин.12:2), но употребляется не всегда в таком значении, а означает и более общие услуги. Здесь можно наблюдать, что служение Ангелов соответствовало намерению Самого Христа "служить".

Священник Александр Усатов

СпасиБо отцу-диакону.
«прислуживание» за столом  может в данном контексте указывать на приближение Царства Божьего, часто изображаемого как Брачный пир и Трапеза, в которой участвуют Бог и человек.

«И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему» Марк. 1:13
Союз со зверями также указывает на возвращение рая.

Владимир

СпасиБо за подробный ответ. Еще раз убеждаешься,что в Библии сокрыта необычайная глубина!

Владимир

Прочитал 4 главу. Притча о сеятеле просто потрясающая!
Не могу вот что-то разобраться, объясните, пожалуйста, следующие места Писания:

11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;
12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.

Как-то непонятно. Не видят,не слышат...не обратятся,а грехи простятся. Или здесь "не обратятся" значит "не отрекутся", но кажется смысл в том,что не обратятся  в веру.

А это место сколько не читаю,столько и не понимаю.
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

Что кто имеет и что у кого отнимется?

Артемий

Интересные вопросы, я бы тоже хотел знать  :-\

Алексей'

Цитата: Владимир от апреля 14, 2011, 23:18:40  
11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;
12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.

Как-то непонятно. Не видят,не слышат...не обратятся,а грехи простятся. Или здесь "не обратятся" значит "не отрекутся", но кажется смысл в том,что не обратятся  в веру.
Думаю, не обратятся по причине невидения и неразумения тайн Царства Божия. Но через притчи Царство достигнет их сердец, минуя более поверхностные - чувственные и рассудочные слои сознания. Тогда обратятся (отвернутся от греха и повернутся к Богу) и прощены будут грехи их.

Цитата: Владимир от апреля 14, 2011, 23:18:40  
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

Что кто имеет и что у кого отнимется?
Вера. Это как на работе. Тот, кто тянет большую нагрузку, того нагрузят ещё. А тому, кто постоянно отлынивает, перестанут доверять и простенькие дела.

Священник Роман Зимин

Цитата: Владимир от апреля 14, 2011, 23:18:40  
11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;
12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.

Думаю, это пример одиночного отрицания, характерного для греческого и церковнославянского языков. Можно интерпретировать так: "Да не обратяться, чтобы были прощены их грехи".

В переводе С. Аверинцева примерно так это место и звучит:

"Очами взирали, и не видели, ушами внимали, и не слышали, и не обратились, и не стяжали прощения".

Цитата: Владимир от апреля 14, 2011, 23:18:40  
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

Что кто имеет и что у кого отнимется?

Блаженный Феофилакт Болгарский пишет по этому поводу:

"Господь побуждает учеников к бодрствованию. Замечайте, - говорит, - что слушаете; не опускайте ничего сказанного Мною. <...> Тому слушателю, который внимателен всегда и притом в высшей степени, воздаст Бог и награду великую, а медлительному человеку соразмерная будет и прибыль вознаграждения. Кто будет иметь ревность и усердие, тому дастся и награда, а кто не имеет ревности и усердия, у того взято будет и то, что он думает иметь. Ибо по причине лености гаснет в нем и та малая искра, которую он прежде имел, подобно как от усердия она возжигается".

Владимир

ЦитироватьВ переводе С. Аверинцева примерно так это место и звучит:

"Очами взирали, и не видели, ушами внимали, и не слышали, и не обратились, и не стяжали прощения".
Но это же совсем наоборот! Почему же в синодальном переводе не перевели так как у Аверинцева?

Священник Роман Зимин

Видимо, в пору появления Синодального перевода церковнославянские обороты не нуждались в подобных интерпретациях.

Священник Александр Усатов

#11
Сравним это место в Евангелии от Иоанна:
«народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» Ин. 12:40 (Синодальный перевод)

Однако, обратимся к переводам еп.Кассиана (Безобразова):
От Матфея 13
12 ибо, кто имеет, тому будет дано, и будет у него изобилие; а кто не имеет, у того будет взято и то, что имеет.
13 Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14 и исполняется на них пророчество Исаии, которое говорит: "Слухом будете слышать, и не уразумеете; и глазами глядеть будете, и не увидите;
15 ибо ожирело сердце народа этого, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь и не обратиться. И Я исцелю их".

От Иоанна 12

38 дабы исполнилось слово Исаии пророка, которое он сказал: Господи, кто поверил слышанному от нас, и рука Господня кому открылась?
39 Они потому не могли верить, что еще сказал Исаия:
40 Он ослепил их глаза и сделал жёстким их сердце, чтобы не увидели они глазами и не поняли сердцем, и не обратились. И Я исцелю их.
41 Это сказал Исаия, потому что увидел славу Его и сказал о Нем.

А теперь очень сложный комментарий на это место еп.Кассиана (Безобразова):

Передав последние слова Иисуса к народу и сказав о Его удалении, евангелист делает остановку и старается осмыслить происходящее. Чем объясняется неверие народа после всех тех знамений, которые Господь совершил у него на глазах (ст. 37)? Евангелист отвечает от Писания, сначала в общей форме: «... кто поверил... кому открылось?» (ст. 38, ссылка на Ис. LIII. 1 в переводе Семидесяти). Неверие народа было предсказано пророком. На вопрос пророка подразумевается ответ: никто не поверил, никому не открылось. Но этим общим ответом евангелист не ограничивается. Он приводит другой текст Исаии (VI. 9-10), из которого вытекает, что народ и не мог верить (ст. 40), потому что «Он ослепил их глаза и сделал жестким их сердце, чтобы не увидели они глазами и не поняли сердцем, и не обратились. И Я исцелю их».
В этом месте книги Исаии еврейский текст не совпадает с переводом Семидесяти. Ссылка Иоанна ближе к еврейскому тексту. Эта близость сохраняется и в славянском переводе.
В прежних русских переводах воспроизводится редакция Семидесяти.
Это воспроизведение было продиктовано апологетическими соображениями: «Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое... »
Нет, не «народ сей», а «Он». Этот «Он» есть Бог. В пророческой цитате, как она приводится в Ин., субъект ослепления есть Бог. Если Бог ослепил, разумеется народ не мог верить. Эта страшная мысль о Боге как субъекте ослепления казалась невыносимой и была причиной исправлений, которые, однако, должны быть отвергнуты как искажения.
В новом русском переводе, как это вытекает из сопоставления цитат, восстановлен апостольский подлинник. Что побудило Бога ослепить глаза народа, евангелист не говорит. Он ставит нас перед неисповедимой тайной промышления Божия.
И однако цитата кончается: ka'i iasomai autou. В лучших списках стоит будущее время.
Ослепление мыслится как временное. Христос исцелил ослепленных. И еще другое. Выше было сказано, что ближайшее понимание «всех привлеку к Себе» (ст. 32) есть универсальная полнота спасения. В Евангелии нет никакого указания, которое требовало бы понимания «всех» в ограничительном смысле. Если бы мы поняли panta («всех») буквально, мы получили бы право утверждать, что на путях Божественных промышлений отпадение Израиля было необходимо, но что отпадение это — временное и что Христос и отпадших привлечет к Себе. Это будет и то исцеление Христом, которым кончается пророческая цитата.

Владимир

Слава Господу! Несмотря на суету мира сего,я уже до 6 главы дошел! Помогите разобраться,пожалуйста! :)
Глава 6.
1 Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.
........
5 И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их.
6 И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.

Интересно! Почему почему не мог сотворить чуда? По неверию?
Всегда ли вера должна предшествовать чуду? Можно ведь и наоборот, совершить несколько чудес во славу Бога Отца и тем самым посеять веру, или по крайней мере заставить человека задуматься,или укрепить ослабевшую веру.
Превратил же Иисус воду в вино на свадьбе.Думаю, тогда уж точно никто в это не верил,может и не знал об этом. Хотя была ли в том вине такая уж необходимость или это просто "проба пера"? Как-то это превращение особняком стоит от всех других чудес.
И почему же так удивлялся Иисус неверию их, он ожидал чего-то другого? Ведь сам же сказал, что нет пророка в своём отечестве? Чему же удивляться?
Например есть у меня вера " с горчичное зерно", что возложу руки на человека и он исцелится и вед человек этот,согласно Писанию, должен исцелиться,даже если и не верит!
Вот как много вопросов, в таком маленьком отрывке :))

А вот 11 стих легка меня озадачил,даже стало немного страшновато!

11 И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.
Я просто представил, что приходят,предположим ко мне несколько человек и начинают проповедовать,просятся на ночлег, я отнесся с недоверием к их словам,ну мало ли кто ходит,сказал, приходите завтра,сошлюсь на усталость или занятость и что же из-за меня городу Ростову крышка? Как-то слишком категорично!

Священник Александр Усатов

5 И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их.
Христос никогда не творил чудес, чтобы люди уверовали в Него. Такого рода вынужденная вера ничего не стоит.
Бог не насилует волю человека ни доказательствами, ни чудесами.
Вера - это способность человека откликнуться на Божье Откровение и благодать.

11 И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.
Здесь речь идет об апостолах, как полномочных представителях Христа.
Отвергающий их, отвергает Самого Христа

Священник Александр Усатов

Превратил же Иисус воду в вино на свадьбе

Это было не чудо, а знамение!