Какая самоценка должна быть у христианина

Автор Священник Александр Усатов, апреля 18, 2011, 21:12:40

« назад - далее »

Елена_K

Спасибо, что не обиделись на меня, Елена. Простите.  :)

Священник Александр Усатов

Цитата: Елена А. от мая 19, 2011, 23:13:24  
Я полностью согласна с Вами в том, что православие и психология имеют несколько иные цели, а их понятия лежат в разных плоскостях. И более того, их ценности во многом кардинально противоположные. Поэтому и сообщения о.Александра, на которых я строила свое сообщение, как и сама тема, не совсем для данного форума. Это наглядно подтверждают мною приведенные слова Святителя Игнатия Брянчанинова, не говоря уже о самом Новом Завете: кто хочет быть первым, тот да будет Вам слугой; благотворите обижающим и ненавидящим Вас; отвергнись себя, чтобы идти за Христом и т.п. Все несовместимо с той самостью, на которую опирается психология или психологи (т.к. сужу по их методам).
Между прочим, я бы не стал противопоставлять Православие и психологию, также как и Православие с химией.
Бывают химики православные, а бывают и психологи - оккультисты или атеисты.
К тому же в психологии нет полного единства как среди химиков. Это скорее набор психологических школ, чем единая наука. И в этом спектре бывают разные психологические подходы и методы, включая стимулирование гордости и методы манипулирования иными людьми для своей выгоды.
Но все это не означает, что любой психолог замешан в подобном. Лучшие психологи - святые отцы и старцы. Обычные православные психологи, конечно, не могут похвастаться благодатными дарами прозорливости душ человеческих. Но они могут подсказать, в каком направлении двигаться, чтобы выпрямить свою душу.

Теперь возвращаясь к теме ветки.
Цитироватьотвергнись себя, чтобы идти за Христом. Все несовместимо с той самостью, на которую опирается психология или психологи (т.к. сужу по их методам).
Ну конечно, самость несовместима с христианским путем спасения. Никто это и не утверждает.
Православный принимает не себя "как есть" (принятие себя - один из основных принципов самоуспокоения в светской психологии), а принимает "Божье прощения себя", Его любовь к себе.
Этого ведь не хватило Иуде Искариотскому.
Православный верит, что он нужен Богу, что Господь наградил Его множеством Своих драгоценных даров, и эти дары необходимо ценить, хранить и приумножать. Он верит в то, что окружающие люди могут получить радость от общения с ним, что он сможет с помощью Божией наладить с ними взаимоотношения.

Повторю еще раз: православный оценивает не самого себя (автономного человека), а именно союз "Бог+я", причем в этом союзе он фактически забывает себя, взирая на Христа и Его людей.

Елена А.


Елена_K

Спаси, Господи и помилуй нас, Елен Непремудрых!  ;D

Казачка Наталья

Для меня на этот вопрос лучше всего отвечает заповедь "Возлюби ближнего своего как самого себя". То есть, если не возлюбишь себя, то не сможешь возлюбить и ближнего. А любящий себя человек не будет оскорблять, унижать, грабить, убивать, впадать в отчаяние и тем более лишать себя жизни, потому что все это унижает и убивает в нем Душу, Искру Божью. Любящий себя и других человек будет относиться к каждому, будь то человек, животное или букашка, как к Чуду, дарованному Господом. Но это лишь мое скромное мнение, если не права, прошу поправить.


Elena

Извините, за оффтоп: эта тема, точнее ее обсуждение тронуло меня... Мне раньше не попадалось ничего на эту тему... СпасиБо всем за нее, и отдельное спасиБо отцу Александру за поднятие этой темы.
(Я эгоистка страшная :( борюсь, но как-то слабо получается... просто форма меняется, а суть остается:( Жаль, что я не воспитывалась в верующей семье, порой даже элементарные вещи для меня открытие. Зовусь христианкой, а знаю очень мало)

Олег

Не должно быть самооценки. Все это обман:) это если с позиции единства трансцедентальной и эмпирической апперцепции,а также на примере ограниченности математической системы...

Григорий Иванов

#53
Цитата: Олег от ноября 01, 2011, 20:55:47  
Не должно быть самооценки. Все это обман:) это если с позиции единства трансцедентальной и эмпирической апперцепции,а также на примере ограниченности математической системы...

Олег, нам всем очень приятно увидеть на форуме настоящих ценителей Канта, но можно ли попросить Вас развить свою мысль более простыми словами, которые будут понятны большинству читателей форума?

Надежда

#54
Может кому-то поможет, прочитала здесь-же, на ссылке отца Александра «Уверенность в себе или самоуверенность?»
«У нас нет силы, у нас, возможно, многого нет, но главное – у нас есть своя воля. «Да, я хочу это сделать, я хочу быть христианином, я хочу следовать Евангелию, я хочу держать свое слово и свое обещание Богу. Смогу ли я? Не знаю, но знаю, что хочу этого. Так что если я проявлю свою волю, то Бог даст мне силы, и моя свобода и Божия сила будут работать вместе ради блага меня, как человека, на пути к совершенству».
«....... даже когда святые грешили, у них были силы подняться вновь с простотой и здоровым отношением; если они грешили, то каялись из самой глубины своего сердца, и так до самой смерти, но они никогда не поддавались чувству угнетения и депрессии. Мы же, когда внутри нас есть грех, начинаем заниматься мучительным самокопанием и терзанием, как будто согрешить есть что-то странное для нас... Неужто вы и впрямь считаете себя настолько важным и непогрешимым, что рассчитывали никогда не ошибаться и не в чем не погрешить?»

Олег

Григорий,если проще,то для меня не возможна мысль в целом и объективно дать самому себе оценку,опираясь на собственное самоощущение и -сознание...здесь не может быть (опять таки по-моему) нисколько  объективности,потому как мы хоть и созданы созерцать себя созерцающими,но все же наше сознание находится в определенных рамках,в ограниченности. Пока не выйдет за границы'системы',не сможет познать себя объективно,будучи само частью системы...

Григорий Иванов

Цитата: Олег от ноября 01, 2011, 23:57:05  
Григорий,если проще,то для меня не возможна мысль в целом и объективно дать самому себе оценку,опираясь на собственное самоощущение и -сознание...здесь не может быть (опять таки по-моему) нисколько  объективности,потому как мы хоть и созданы созерцать себя созерцающими,но все же наше сознание находится в определенных рамках,в ограниченности. Пока не выйдет за границы'системы',не сможет познать себя объективно,будучи само частью системы...

Иначе говоря - "Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан..." (1Кор.13:12)

Елена_K

Я думаю, что самоцен, о котором говорит о.Димитрий Смирнов и самооценка в понятии отца Александра - разные вещи.

Самоцен - это попытка определить "чего я стою со своими достоинствами и недостатками перед самим собой и перед другими людьми" у неверующих. Либо "Чего я стою пред Богом со своими добродетелями и трудами." Либо то и другое вместе. Эта самооценка хлипкая, чуть "ветер подул" - переменится.

А вторая самооценка - "что я стою перед Богом, как бы ни был плох" - цена велика бесконечно, она равна бесконечности божественной любви, отдавшей Сына Своего... "Отсчет" ведем от Бога, и Его божественных качеств, а не от себя и переменчивого отношения окружающих.

Еще очень к месту, мне кажется, последнее сообщение Надежды, цитаты. Я тоже считаю, что мы просто не можем не ошибаться в жизни, и несколько спокойнее к этому надо относиться, чтобы избежать смущения и самобичевания.  "Се бо в беззакониях зачат есмь..." - если отсюда начинать, с присущей всем нам первородной порчи человеческой природы.

Олег

Да,Григорий,примерно так:) наши рамки по-моему до конца не сотрутся. Потому что 'система' для меня это- тварные категории бытия: пространство и время. Именно они и определяют материю,или тварность нашего естества,нашей природы. Только Бог как их Творец абсолютно не подвластен этой системе,так как Он ее создал. И освободиться от нее полностью нам нельзя,иначе мы бы стали Им...чего быть не может. Не знаю правда как эти категории относительно человека меняет обожение...это сокрыто для ума,думаю...

Григорий Иванов

Цитата: Елена_K от ноября 02, 2011, 10:30:52  
...Я тоже считаю, что мы просто не можем не ошибаться в жизни, и несколько спокойнее к этому надо относиться, чтобы избежать смущения и самобичевания.

Елена, а как Вы соотнесете это суждение со следующим евангельским отрывком:

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(Лук.18:13,14)