Вопрос об "Армянская Апостольская Церковь"

Автор Антон, июля 29, 2011, 22:42:30

« назад - далее »

Алексей'

[spoiler="Вероучение Армянской Церкви" (сноски)]1 Архиепископ Иосиф, князь Аргутинский-Долгорукий (1743-1801) - церковный, общественный и политический деятель, духовный предводитель российских армян (с 1773 г.). Входил в ближайшее окружение императрицы Екатерины II.
2 Несторий – епископ Константинопольский (428-431), глава богословской школы несториан, разгромленной св. Кириллом Александрийским. Был осуждён и низложен на III Вселенском Соборе.
3 Зенон Исаврянин – византийский император (474-491).
4 Дувин, Тевин, Двин – город в 35 км от Еревана. С 30-х гг. IV в. до падения династии Аршакуни служил царской резиденцией, с VII в. был центром арабского эмирата в Закавказье. Кафедра Католикоса находилась здесь с VI по IX в.
5 Авраам, Авраам I – Армянский Католикос (607-615).
6 Кирион служил епископом Айраратской области в Армении. В 599 г. Армянский Католикос Мовсес II рукоположил его в Католикоса Грузинского, после чего Кирион отпал от Армянской Церкви. Грузинская духовная кафедра официально отделилась от Армянской Церкви в 608/609 г.
7 Карин, Эрзерум – пограничный с Византией город в Верхней Армении, близ Евфрата (ныне в пределах Турции). Был резиденцией Армянского Католикоса. Император Феодосий II укрепил город, превратив его в военно-административный центр.
8 Езрас, Езр I – Армянский Католикос (630-641). Император Ираклий предложил Езру принять Халкидонский собор с условием, что Греческая Церковь также пойдёт на уступки исповедного характера. В 632 г. Ираклий велел созвать собор в армянском городе Карине и вынудил Езра подписать его решения. Армянское духовенство отказалось принять их.
9 Ираклий (575-641) – византийский император из армянского царского рода Аршакуни.
10 Иоаннес – Ованнес Майраванеци, армянский богослов VII в., архимандрит, ключарь двинской кафедральной церкви Св. Григора. Составитель сборника «Исповедание веры» - свода материалов, обосновывающих истинность православного исповедания Армянской Церкви. Из-за непримиримости Ованесса к союзу с Греческой Церковью Католикос Езр отлучил его от церкви.
11 Маназкерт – ныне Манацкирт, город в Турции, севернее озера Ван.
12 Нерсес III – Армянский Католикос (641-661), строитель церкви Звартноц – храма Бдящих Сил, ознаменовавшего высшие достижения армянской национальной культуры V- VII вв. В 648 г. византийский император Констант II предпринял попытку объединения Армянской Церкви с Греческой. Нерсес созва VI Двинский собор, отказавшийся от унии в связи с неприятием формулы Халкидонского собора. Констант ввёл войска в Армению и во время литургии в двинском кафедральном соборе заставил Нерсеса признать Халкидонский собор в качестве святого.
13 Ширакаван, Ширак, Еразгаворк, Еразгаворс – город в гаваре Ширак провинции Айрарат (ныне село Баш-Шорагял недалеко от города Гюмри), был резиденцией армянского царя Смбата I Багратуни.
14 Захария I – Армянский Католикос (855-876). Константинопольский Патриарх Фотий, пытавшийся объединить Греческую и Армянскую Церкви, в 862 г. направил к Захарии делегацию во главе с Никейским епископом Иоанном. Католикос созвал в Ширакаване собор, выслушавший Иоанна и отказавшийся принять Халкидонскую формулу.
15 Амод – «князь князей» Ашот Багратуни, правитель Армении (685-689).
16 Фотий – Патриарх Константинопольский (858-867, 877-886), известный церковный и политический деятель, причислен к лику святых.
17 Яковиты – последователи сирийского проповедника Якова Барадея.
18 Переписку между Фотием, Каталикосом Захарией I и «князем князей» Ашотом Багратуни см. «Малые творения Фотия», Православный палестинский сборник, вып. 31, т. 11. 1. 1892.
19 Еразхавор – Ширакаван. См. сноску 13.
20 Громкла, Ромкла, Рум-кале – крепость у Евфрата. В 1149 г. католикос Григор III Пахлавуни перенёс сюда католикосат, остававшийся здесь до 1293 г.
21 Григорий Тха (Отрок) – Армянский Католикос Григор IV (1173-1193), видный церковный и государственный деятель. Император Мануил требовал от Григора признания Халкидонского собора и подписания унии с Греческой Церковью. Чтобы избежать политических последствий, Григор созвал в Ромкле собор (1179), согласившийся на союз при условии, что Греческая Церковь также внесёт изменения в своё кредо.
22 Григорис – Армянский Католикос Григор III Пахлавуни (1113-1166). Император Византии Мануил I Комнин вёл переписку с Григором, стремлясь к объединению двух церквей.
23 Нерсес Клаенский – Армянский Католикос Нерсес IV Шнорали, Клаеци (1166-1173). Выдающийся церковный и общественный деятель, один из крупнейших армянских средневековых поэтов, видный философ-эстетик, педагог, музыкант. Причислен к лику святых. Шнорали не противился союзу с Греческой Церковью, но считал, что изменения должны быть внесены в соответствии со Священным Писанием, а не по прихоти монарха.
24 Мануил I Комнин – византийский император (1143-1180).
25 Будущий Католикос Барсег I (1105-1113).
26 Ани – столица Армянского царства Эпохи Багратидов.
27 Алексей II Комнин наследовал престол своего отца Мануила в 12-летнем возрасте. В борьбе за власть был задушен своим родственником Андроником.
28 Докеты не признавали Христа истинным воплотившимся человеком, считая, что Его видимые человеческие действия кажущимися.
29 Аффартодокеты (афтартодокеты) – последователи Галикарнасского епископа Юлиана, учившего, что нетленное тело Христа испытывало человеческие чувства не на самом деле, а по воле Бога Отца.
30 Арий (250/56-336) – пресвитер Александрийской церкви, отрицал божественность Иисуса Христа и догмат о триединстве Бога. Выдвинул тезис о том, что Бог един, всё остальное сотворено Им, а значит, и Сын Божий тоже. Арий был осуждён Первым Вселенским Собором.
31 Македоний – епископ Константинопольский (342-360), глава духоборов.
32 Павел Самосатский – епископ Антиохи (260-268). Отрицал божественность происхождения Христа. Был низложен на епископском соборе в Антиохи.
33 Григорий Нарекенский (951-1003) – Григор Нарекаци. крупнейший богослов, поэт, предтеча Армянского Ренессанса. Настоятель монастыря Нарек, архимандрит. Автор «Книги скорбных песней». Причислен к лику святых.
34 Нерсес Ламбренский (153-1198) – архиепископ Нерсес Ламбронаци. Один из блестящих представителей Армянской литературы XII в., мыслитель, богослов, крупный политический и общественный деятель.
35 Нинейский Символ Веры – краткий свод главных догматов как основа христианского вероучения, принят в 325 г. на первом вселенском Соборе в Нике. Читается во время Литургии.
36 Св. Афанасий (296/98-373) – епископ Александрийский. «Отец православия», возглавил борьбу Церкви с арианством. Произведения Афанасия переводились на армянский язык уже в V-VIII вв. и вошли в «Свод армянских канонов». Сформулированный Афанасием Символ веры не отвергается Православной церковью.
37 Иоанн Дамаскин (ок. 675 – до 753) – византийский философ, богослов и поэт. Называл монофизитов «раскольниками и схизматиками, но не еретиками», подчёркивая, что во всём остальном они православные».
38 Пётр Гнафий – епископ Антиохи с 468 г., монофизит. До принятия сана был суконщиком, почему и носил прозвище Фуллон.
39 Мелхиседек – царь Салима (Шалема – будущего Иерусалима) и «священник Бога Всевышнего (Быт. XIV.18). Явился прообразом Христа. По апостолу Павлу, Мелхиседек не имеет ни начала дней, ни конца жизни (Евр. VII. 3).
40 Гайканский народ, народ Гайка – самоназвание армян, ведущих своё начало от патриарха hАйка.
41 «Плач об Армянском царстве» из «Истории Армении Великой» епископа Мовсеса Хоренаци (410-495).
42 Маккавеи – семеро братьев, претерпевших мучения по приказу сирийского царя язычника Антиоха Елифана в 116 г. до Р.Х.
43 Имеется в виду архиепископ Нерсес Ламбронаци.
44 Из «Соборного послания» Армянского Католикоса Нерсеса IV Шнорали.[/spoiler]

Алексей'

Цитата: Татиана от сентября 02, 2011, 19:28:21  
Прочитала внимательно здесь об Армянской церкви. Просто сегодня в Чалтыре я посетила их храм. Конечно, чувствуется различие от наших храмов - наши и богаче,красочнее, нет свободных мест от иконописи на стенах и куполах. У армян все намного скромнее, напротив алтаря - лавочки для верующих, свечки можно поставить в большие железные ящики с песком (подобные только с водой есть и в монастырях Черногории), и иконы у них не той школы как наши. Но мне самой очень симпатичны наши донские армяне (у меня даже есть молочный брат из них), ведь это здорово, что в нашей области мирно живут около 150 национальностей, нет ведь одинаковых людей. И армяне - большие труженики, хлеборобы... Мне кажется,что они несмотря на разницу в церковной жизни заслуживают симпатию и уважение.  :)
Наверное, самое заметное отличие в устройстве армянских храмов - это отсутствие иконостаса. Алтарь отделён занавесом, который на время службы раскрывается. Также при богослужении используются музыкальные инструменты вроде небольших органчиков или клавесинов (которые теперь иногда заменяются синтезаторами): Тер Вохормия (Господи помилуй)

Татиана

Не знаю, но кажется там алтарь был открыт (на нем же расположена икона Божьей матери с младенцем ?). А орган или клавесин присутствуют в католических церковях. Тогда почему же армяне все-таки православные ???  ??? Но я еще заметила вот что - на центральной площади расположен памятник Ленину, наискосок от него - церковь, а напротив памятника - районнный суд, который рядом с церковью. Своеобразный треугольник. Впрочем, в одном из поселений Семикаракорского района районная администрация расположена напротив церкви...

Алексей'

Цитата: Татиана от сентября 03, 2011, 10:21:27  
Не знаю, но кажется там алтарь был открыт (на нем же расположена икона Божьей матери с младенцем ?). А орган или клавесин присутствуют в католических церковях. Тогда почему же армяне все-таки православные ???  ???
Очевидно, дело не в органе.

А на площади у них всё расположено. Это же деревня. Всё важное там строится в центре.

Татиана


Священник Роман Зимин

Цитата: Татиана от сентября 03, 2011, 10:21:27  
Тогда почему же армяне все-таки православные ???  ???
Армянская Апостольская Церковь не является Православной. Об этом вся ветка.

Татиана

Кажется, поняла, перечитав еще раз все материалы в этой замечательной теме. Сайт очень информативен !

Алексей'

Цитата: Диакон Роман Зимин от сентября 03, 2011, 12:18:39  
Цитата: Татиана от сентября 03, 2011, 10:21:27  
Тогда почему же армяне все-таки православные ???  ???
Армянская Апостольская Церковь не является Православной. Об этом вся ветка.
Армянскую Церковь вкупе с Эфиопской, Коптской, Сиро-Яковитской, Малабарской, а также Ассирийской Церковью Востока называет православной религоведение - сугубо светская наука. С церковной точки зрения, конечно, мы не можем называть их православными. Хотя, признаться, при изучении вопроса у меня сложилось мнение, что дело даже не собственно в различии догматических формулировок, а в расставлении усиленных смысловых акцентов в определённых местах этих формулировок. Так, например, они вовсе не считают, что божественная природа Христа "поглотила" Его человеческую природу (ересь Евтихия они анафематствовали практически сразу), но указывают на то, что эти две природы действовали в Христе неотделимо друг от друга и считают, что мы недостаточно внимания уделяем этому факту.

Честно сказать, это больше похоже на повод к разделениям, чем на причину их.

Священник Александр Усатов

Причин было много и вне религиозной сферы. И обида на византийского императора. И языковые препятствия. И многое другое

Татиана

Большое спасибо за исчерпывающий ответ и разъяснения !  :)

Алексей'

Цитата: Священник Александр Усатов от сентября 03, 2011, 18:51:39  
Причин было много и вне религиозной сферы. И обида на византийского императора. И языковые препятствия. И многое другое
На "языковые препятствия" они сильно обижаются. Говорят, что напрасно их считают неразвитой, бескультурной страной, лежавшей за пределами цивилизованного мира. Говорят, что у них были достаточно грамотные специалисты, знающие и греческий, и сирийский языки. Тем более, что Сирия некогда довольно продолжительное время входила в состав Великой Армении. Там до сих пор существует сильный Католикосат Великого Дома Киликийского, претендующий даже на независимость от Эчмиадзина.

А вот к грекам у них, действительно, есть серьёзные претензии. Они считают, что пока армянские первоиерархи вместо Халкидона находились в персидском плену насильно склоняемые к принятию Зороастризма, где многие и погибли, но не отреклись от Христовой веры, Византия, вместо ожидаемой помощи единоверцам, выжидала окончательного ослабления Армении, чтобы урвать от неё свой кусок (что она впоследствии и сделала). И один из последних всплесков армянской государственности - Анийское Царство (выходцами из которого являются ново-нахичеванские (ростовские) армяне) - был подавлен именно византийцами.

Сейчас армяне с превеликой радостью вошли бы в общение с Русской Церковью, но когда слышат о греках, ни о каком единении речи уже идти не может. И греки платят им той же монетой. Подтверждение чему мы можем ежегодно наблюдать в Храме Гроба Господня.

Алексей'

Здесь хорошо видно устройство алтаря армянского храма: Patarag (Литургия)Надо сказать: впечатляюще.

Сергей Девятко

Как бы там ни сложилось,но и у Византийского престола тоже был армянин.Обида и неприязнь к грекам не помешала Иоанну I Цимисхию стать Византийским императором :-)

Алексей'

Цитата: Сергей Девятко от сентября 04, 2011, 13:40:34  
Как бы там ни сложилось,но и у Византийского престола тоже был армянин.Обида и неприязнь к грекам не помешала Иоанну I Цимисхию стать Византийским императором :-)
Также и императору Льву V Армянину, Вардану Филиппику, императрице-регентше Феодоре (Мамиконян) и другим многим иногда насчитываемым до четырёх десятков. В связи с этим удивительно слышать о том, что армяне-де не разобрали некоторых греческих текстов.

Владимир

 Армянская церковь канонизирует 1,5 млн. жертв турецкого геноцида. Интересно, что 1,5 млн. погибли за веру? Кажется это неправильно.