СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ

Автор Жердива Влада, ноября 14, 2011, 22:36:48

« назад - далее »

Жердива Влада

Сегодня священство несет большую ответственность не только за состояние дел в Церкви, за состояние дел в приходах — несет ответственность за духовное состояние всего народа, а значит за благополучие нашей страны. Речь идет о том, чтобы жизнь Церкви стала близкой, понятной современному человеку. Тогда  изменится эта самая жизнь»

Жердива Влада

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Управления по делам религий при Правительстве Турецкой Республики Мехметом Гёрмезом.    30 ноября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с председателем Управления по делам религий при Правительстве Турецкой Республики Мехметом Гёрмезом. Беседа проходила в Патриаршей резиденции в Чистом переулке.
На встрече присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Турецкой Республики в России Айдын Аднан Сезгин, глава Департамента внешних связей Управления по делам религий Турции Мехмет Пачаджи, советник Посольства Турции в России по вопросам религии Фахри Саглык, советник Посольства Турции по политическим вопросам Турхан Дилмач. Со стороны Русской Православной Церкви участвовали заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, сотрудник ОВЦС диакон Димитрий Сафонов.
[spoiler]
Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил Мехмета Гёрмеза с назначением на пост главы Управления по делам религий при Правительстве Турецкой Республики. Отметив добрые отношения, которые сложились у Русской Православной Церкви с данным ведомством, Святейший Владыка продолжил: «Глубоко убежден в том, что наши страны должны развивать отношения по многим направлениям, в том числе и через диалог религий».
Его Святейшество сообщил, что в Русской Церкви положительно относятся к тем переменам, которые произошли в Турецкой Республике по отношению к русским паломникам: «Мы получили больше возможностей для поклонения святым местам. Я с большим удовлетворением вспоминаю о своей встрече с Премьер-министром страны Р.Т. Эрдоганом, с которым мы обсуждали данную тему. В результате мы имеем сегодня хорошие условия для осуществления паломничеств на территории Турции». Как подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл, эти паломничества сопровождаются совершением православных богослужений, что очень важно для паломников, которые теперь имеют возможность помолиться, посещая святые места.
В ходе встречи Святейший Патриарх Кирилл коснулся темы религиозной жизни русских людей, постоянно или временно проживающих в Турецкой Республике, а также туристов из России. «Мы очень высоко оцениваем тот факт, что в Анталье действует храм для русской православной общины», ? сообщил он, пояснив, что храм входит в юрисдикцию Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, но священник, которого Предстоятель Константинопольской Православной Церкви назначил на этот приход, говорит по-русски.
«Хотел бы выразить надежду, что установившаяся добрая тенденция поддержки русского православного паломничества, а также совершения богослужений для русских людей будет иметь продолжение», ? добавил Предстоятель Русской Церкви.
Со своей стороны председатель Управления по делам религий при Правительстве Турецкой Республики поблагодарил за возможность встретиться со Святейшим Патриархом Кириллом. «Русская Православная Церковь ? очень важная часть всего православного мира», ? констатировал Мехмет Гёрмез. Он напомнил, что в ходе одного из первых своих зарубежных визитов после избрания на Московский Патриарший престол Его Святейшество посетил Турцию. Высокий гость особо подчеркнул значение состоявшихся во время того визита встреч, в том числе бесед с представителями государственной власти Турецкой Республики. «Мы считаем, что визит показал: отношения между нашими странами продолжают развиваться», ? сказал Мехмет Гёрмез.
Он поделился воспоминаниями о встречах с приснопамятным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в рамках Саммита религиозных лидеров, который состоялся в Москве в 2006 году.
Темами беседы, проходившей в атмосфере взаимопонимания, были также положение в области религиозной свободы в современной Турции; роль религиозного фактора в международных взаимоотношениях, вопросы участия людей, выступающих с позиций веры, в российско-турецком общественном диалоге.
Состоялся обмен мнениями о ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке, о положении христианских меньшинств в ряде стран, о предотвращении угрозы неконтролируемого развития в данном регионе, способного нанести непоправимый ущерб христианско-исламскому мирному сотрудничеству.
Участники встречи были единодушны в понимании роли религиозных лидеров в преодолении конфликтов и совместном противостоянии террористическим угрозам.
Обсуждались пути развития диалога Русской Православной Церкви с мусульманской общиной Турции, сотрудничества в научной и образовательной области.
Председатель Управления по делам религий при правительстве Турецкой Республики высоко оценил опыт сосуществования православия и ислама в России как образец межрелигиозного взаимодействия.
Святейший Патриарх Кирилл, в частности, рассказал о механизмах сотрудничества традиционных религий в России и странах СНГ, остановившись на деятельности межрелигиозных советов, особенно Межрелигиозного совета России и Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси/Служба коммуникации ОВЦС
[/spoiler]

Жердива Влада

#17
1 декабря 2011 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.  Во вступительном слове Святейший Владыка поделился мыслями о завершившемся на днях пребывании Пояса Пресвятой Богородицы, принесенного в Россию из Ватопедского монастыря на Святой Горе Афон.[spoiler]
В преддверии заседания я хотел бы поделиться с вами мыслями о том, что произошло в нашем Отечестве в связи с прибытием Пояса Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря на Афоне. Вся страна знает, что около трех миллионов человек приложились к святыне; что нужно было отстоять многокилометровые очереди, чтобы подойти к Поясу. И все это происходило не летом, не в теплую погоду, а осенью и даже зимой, что потребовало от людей сил — не столько физических, сколько сил веры.
Многие приходили за чудом, что естественно — ведь мы и в храм приходим за чудом. Когда мы молимся, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, мы верим, что Господь войдет в нашу жизнь. Мы отдаем Ему свою свободу, просим Его войти в нашу жизнь и помочь решить наши проблемы — физические и духовные. Поэтому соприкосновение с чудом — это реальность церковной жизни. Если бы не было этого соприкосновения, то не было бы опытного доказательства бытия Божия, не было бы доказательства присутствия внечувственного, сверхчувственного мира в нашем чувственном мире.
Поэтому, когда некоторые начинают рассуждать о том, что это стремление к чуду есть чуть ли не мракобесие, то они просто выплескивают вовне свою собственную болезнь, свое собственное внутреннее расстройство. Вообще, в негативных откликах на происходящее мы словно увидели картину нашего общества. Уже ради одного этого нужно было привезти Пояс Пресвятой Богородицы. Ведь миллионы пришли поклониться, и еще десятки миллионов не смогли — а это были бы десятки миллионов, если бы Пояс Пресвятой Богородицы побыл у нас еще некоторое время. Просто не успели, потому что было физически невозможно, даже применяя не вполне традиционные технологии подхода к святыням, обеспечить достаточно скорое прохождение столь огромного количества людей.
Так что же нам показали отклики на принесение Пояса? Дивные Божественные слова я хотел бы сейчас процитировать: «В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в теле, повинном греху» (Прем. 1:4). Почему один человек верит, а другой нет? Спросите у любого семинариста, и он ответит: существуют нравственные условия существования веры человеческой. Необходимо особое духовное, нравственное состояние человека, чтобы он был открыт действию Божественной благодати. А когда человек противится Богу, когда люди находятся в плену у диавола, то Божие чудо у одних вызывает раздражение, у других злобу, у третьих клевету. Разве не то же самое происходило и в дни земной жизни Господа Иисуса Христа? Он совершал чудеса, исцелял, воскрешал мертвых — и что, все это принимали? И злобы было не меньше, чем в наше время, и злоба эта довела Спасителя до Креста.
Ради одного этого должно было состояться принесение святыни — чтобы люди увидели, что мы живем в православной стране. Ни одно мероприятие за всю историю — ни политическое, ни спортивное — не собрало столько людей, сколько принесение образа Пресвятой Богородицы. Это и было шоком для людей, которые на дух не переносят веру — по тем самым причинам, о которых я сказал: «в злохудожную душу не внидет премудрость». Думаю, что умные люди, имеющие «злохудожную душу», сделают правильный вывод: «если я не принимаю этого, значит что-то у меня внутри не так, мне нужно в самом себе разобраться». А человек ограниченный, закомплексованный, политически ангажированный будет по-прежнему петь свою песню.
Что же на самом деле происходило в этой очереди? Я получал буквально в режиме реального времени информацию о происходившем. Конечно, были люди, которым было тяжело, которые были чем-то недовольны. Но абсолютное большинство стояло в очереди, не просто дожидаясь прикосновения к святыне, — это был молитвенный подвиг, подвиг веры, который менял людей на глазах. Представители Министерства внутренних дел, московской мэрии говорили: «Мы никогда за всю свою профессиональную жизнь не имели дела с такой очередью — где бы люди благодарили, где бы люди улыбались, где бы люди так близко к сердцу принимали любое проявление доброжелательности».
А сколько лицемерных и ложных слов было сказано по поводу пропусков! Быть может, кто-то обиделся, что люди, допустим, из детского дома, из детского сада, из какой-то организации, приехав издалека, получили эти пропуска. Но ведь вот что важно помнить: люди в очереди стояли добровольно. Многие само стояние воспринимали как богоугодное делание. Я столкнулся еще и с другим. Некоторые говорили: «Жалко, что я не сумел выстоять всей очереди». А тот, кто прошел по пропуску, сказал: «Я, наверное, не испытал того, что испытывали люди, стоявшие в очереди». Эта очередь, которая шокирует современного обывателя, привыкшего к комфорту, которая раздражает человека, не приемлющего по идеологическим причинам феномен веры вообще, — это было не что иное, как выражение сильного религиозного чувства людей.
Ну а что касается тех, кто это чувство называл обскурантизмом, суеверием — один артист договорился до того, что назвал его «сектантством», — пусть эти слова останутся на их совести. Как они могут взять на себя право судить, не зная, что происходит в душах человеческих? «Не судите, да не судимы будете» — почему Господь дает нам такую заповедь? Да потому, что ни у кого, кроме Бога, нет возможности и способности проникнуть в глубину человеческой души, понять, что по-настоящему в этой душе происходит. И тот, кто высокомерно, да еще и оскорбительно судит, словно высек самого себя перед лицом всего народа. Поэтому этих людей я бы призвал к покаянию: переосмыслите свою жизнь! Поймите, что, соприкоснувшись со святыней, вы обожглись! Обожглись потому, что душа злохудожная. И из этой ситуации есть два выхода: либо продолжать эту злохудожную жизнь, либо, обжегшись этой Божественной благодатью, задуматься о своей жизни и о вечном.
Есть нечто очень важное: присутствие Пояса Пресвятой Богородицы никого не оставило равнодушным, а это уже великое и святое дело в наш равнодушный, безразличный век. Когда люди собираются на политические или спортивные мероприятия, мотив очевиден — простой человеческий мотив. Но когда люди приходят в храм, этих мотивов нет — есть только внутренние причины. И то, что миллионы людей стояли в очередях, чтобы прикоснуться к святыне, говорит о состоянии души нашего человека.
Пока будет жива вера православная, будет сохраняться и великая сила в нашем народе. Это аксиома, которую подтверждает исторический опыт. И мы должны возблагодарить Господа за то, что величайшее тому доказательство было явлено во дни пребывания Пояса Пресвятой Богородицы на нашей земле.
Я счел необходимым поделиться с вами, братия, этими мыслями, принимая во внимание все то, что происходило и происходит вокруг Пояса Пресвятой Богородицы. Ее Покровом да сохранит Господь землю нашу от всякого зла и да поможет нам в обустройстве, как духовной, так и материальной жизни.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси[/spoiler]

Жердива Влада

К 65-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от лица викарных архиереев и священнослужителей Московской городской епархии Святейшему Владыке была преподнесена икона Божией Матери «Взыграние» Угрешская, празднование в честь которой выпадает на день рождения Его Святейшества.
На образе, подаренном Предстоятелю, изображены города, в которых проходило служение Святейшего Патриарха Кирилла, и особо чтимые им святые.
«У меня особое слово благодарности к архиепископу Истринскому Арсению, к благочинным московских округов и ко всему московскому духовенству», ? сказал Святейший Патриарх Кирилл за братской трапезой по окончании Божественной литургии 2 декабря в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
«Это дивный образ Божией Матери — с изображением святых, которые близки мне по моей жизненной истории; с изображением городов, в которых проходило мое служение, — отметил Святейший Владыка. — Я был до глубины души тронут, когда получил возможность взглянуть на этот образ».

Жердива Влада

#19
«Я хотел бы призвать к еще большим усилиям по воспитанию детей, в том числе невоцерковленных, по воспитанию молодежи, — сказал Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к участникам братской трапезы после Божественной литургии в Богоявленском соборе Ногинска. — Нужно находить правильные способы и средства работы со взрослыми, особенно с интеллигентными людьми, которые, может быть, по своим убеждениям православные, но по образу жизни далеко отстоят от Церкви».[spoiler]
«Когда мы говорим об образовании взрослых, то следует подумать о создании некой просветительской системы в рамках тех же благочиний, — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. — Нам нужно повышать градус интеллектуальной и духовной жизни в наших продвинутых приходах, в наших продвинутых благочиниях». Возможной формой работы, по мысли Его Святейшества, могли бы стать тематические семинары разной продолжительности — от одного дня до недели, «особенно в летнее время, с привлечением знающего духовенства, как церковных, так и светских специалистов, с участием молодежи, с участием заинтересованных людей, писателей, актеров, мыслителей, политиков».
«Почему бы в приходах всех благочиний не раздавать за свечным ящиком программы семинаров, молодежных лагерей — причем не просто размноженные на принтере, а иллюстрированные, отпечатанные типографским способом буклеты? — продолжил Святейший Владыка. — Почему бы не отпечатать программы четырех церковных телеканалов — "Спас", "Союз", "Глас", "Радость моя", — чтобы они лежали в каждом приходе Русской Православной Церкви?»
Церковь обязана содействовать воспитанию и образованию своего народа, но пока она сильно проигрывает в информационной деятельности, считает Святейший Патриарх. Аудитория традиционной проповеди в храме достаточно ограничена, к тому же проповедь, как правило, ведется на специфическом языке, малоубедительном для современного человека, в то время как на антицерковную пропаганду, по словам Его Святейшества, брошены весьма значительные силы.
«Против нас работает целая индустрия, — с тревогой констатировал Предстоятель. — Возьмите Интернет — 10-15-20-тысячные блоги, работающие против Церкви. Мы не знаем, на какие деньги это делается, но факт, что там хулится имя Божие. А мы делаем вид, что у нас ничего не происходит. Так мы все потеряем. Ведь наша молодежь не в Церковь приходит, а сидит в Интернете — уже и телевизор не смотрит».
«У нас с вами сейчас нет времени раскачиваться — мы должны активно работать, — обратился Святейший Патриарх Кирилл к духовенству. — Мы должны забыть привычные стереотипы — отслужил панихидку или молебен, денежку получил, сказал всем "спаси Господи" и пошел спать. Закончилось это время, если вы действительно заботитесь о Церкви. Мы должны обращаться к людям вне богослужения, передавая им свое понимание жизни. У нас должен быть новый взгляд на человека, новый взгляд на проблемы, новый взгляд на общество, а значит, должна быть работа».
[/spoiler]

Священник Роман Зимин

К 65-летию Святейшего Патриарха Кирилла, "Путь пастыря" - фильм митрополита Илариона (Алфеева).

Жердива Влада

Спасибо вам огромное,за этот фильм.Я ещё раз убеждаюсь,что священник это Богом поцелованный человек,ещё до того как появляется возможность стать священником.СПАСИБО ВАМ ЗА ВАШ ТРУД И ЗА ВАШЕ ТЕРПЕНИЕ!

Жердива Влада

#22
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал стяжательство причиной пороков общества и призвал людей к свободе через личную святость. [spoiler]
«Стоит сказать об очень простых и таких важных словах апостола Павла: "Оставьте всякий гнев, ярость, злобу, сквернословие уст ваших, и не говорите друг другу лжи". Если бы люди исполнили этот завет апостола, как изменилась бы наша жизнь! Разве говорили бы мы о коррупции, о бесчувствии чиновников? Разве говорили бы мы о потоках клеветы и лжи в общественном пространстве, в Интернете?» – сказал Патриарх Кирилл на своей проповеди в храме великомученика Никиты в Старой Басманной слободе (Москва).
«Ничего этого бы не было, если бы мы оставили всю скверну, как это нам предлагает апостол. Но оставить мы не можем, ведь мы поглощены заботами о земле, об устроении жизни, о зарплате, о карьере — чем только мы ни озабочены!» – добавил он.
Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил слова святого Иоанна Златоуста о том, что человек, живущий так, поклоняющийся многим своим потребностям и устремлениям, теряет свою свободу, потому что служит не одному, не двум, не трем господам, а бесконечному множеству господ, и каждая его потребность оккупирует сознание человека и направляет его волю ко злу.
«Святым становится тот, кто обретает свободу — в первую очередь свободу от внешних обстоятельств, от порабощения внешней каждодневной суете, от служения маммоне, от служения всему тому, что реально порабощает человека», – сказал Патриарх.
Патриарх Кирилл подчеркнул, что выстраивая приоритеты: приобретая землю, трудясь на ней, получая образование, воспитывая детей, строя себе дом, делая свою карьеру, не следует забывать самого главного — призыва Бога быть с Ним, верить в Него, и этой вере подчинять свою жизнь.
«Быть святым — значит быть свободным человеком, которым невозможно манипулировать, который не является рабом греха, который, живя простой человеческой жизнью, имея, может быть, и землю, и семью, и автомобиль, и работу, и деньги на счету, остается свободным человеком, потому что он подчиняет себя воле Божией, а всё остальное вторично. И самый простой человек обретает способность стать святым, и у него словно вырастают крылья — только потому, что он в первую очередь преклоняет главу свою пред Богом и принимает Его закон жизни», – заключил Предстоятель.

Полностью Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю праотец и день памяти свт. Спиридона Тримифунтского читайте на сайте Патриархия.ру [/spoiler]

Жердива Влада

#23
1 января 2012 года, в неделю 29-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.[spoiler]

Неделя, посвященная отцам, — тем, кто предшествовал Христу Спасителю по плоти, — обращает наше внимание на очень важную тему — тему смены поколений, тему движения исторического времени. Наверное, замечательно, что эта неделя совпала с первым днем нового года, потому что переход символической линии, которая отделяет одно лето от другого, один год от другого, заставляет задуматься о течении времени даже тех, кому несвойственно задумываться о вещах, не связанных с их повседневной жизнью, — когда бьют куранты и когда перелистывается страница календаря, открывающая новое лето...

Смысл времени и смысл истории — это великие смыслы. Проникая в эти смыслы, человек реально мыслящий, способный оторваться от стереотипов, навязанных извне, не может не соприкоснуться мыслью своею с вечностью, с Богом. Сегодняшнее совпадение двух событий дает нам возможность поразмышлять о том, что же является смыслом истории. Мы слышали сегодня в Евангелии от Матфея перечисление имен 42 поколений (см. Мф. 1), что предшествовали Христу Спасителю. А в послании апостола Павла к Евреям он говорит о вере, о вере праотцев и отцев, о вере Авраама, Исаака и Иакова, о вере Моисея, о вере Иосифа, о вере Гедеона и Варака, о вере Самсона и Иеффая, Давида и Самуила (см. Евр. 11). И это соединение двух чтений помогает понять, что в центре — не просто смена человеческих имен, а нечто куда большее, потому что благодаря этим личностям и этим именам хранилась и передавалась из поколения в поколение истинная вера в Бога. И именно потому мы вспоминаем этих святых мужей, предшествовавших Господу, называемых праотцами и отцами, потому что они были отцами не только по плоти, но и по духу, храня веру в истинного Бога, и передавали ее из поколения в поколение.
Вся человеческая история соткана из побед и поражений во имя человеческого успеха. История, которой принадлежали святые праотцы и святые отцы, — это история хранения веры, и она называется иначе — она именуется священной историей. Но если кто-то подумает, что существует две параллельные истории — история священная и история общая, гражданская — то он ошибается. Разница только в том, что ценности человеческой истории не являются ценностями священной истории. Там речь не идет об успехах, там не возвышаются человеческие личности в соответствии с тем, сколько они завоевали земель или какое могущественное государство они построили. Соломон построил самое мощное израильское государство, и Храм построил, но он в стороне от этой священной истории. А вот отец его Давид, пророк, который не сделал столько, сколько Соломон с точки зрения внешней картины жизни, — он в этой священной истории.

Священная история вплетена в историю человеческого рода. Бог споспешествовал трудам святых, которые с Его именем совершали земную историю. Мы знаем их победы, их подвиги, их человеческий успех, но что бы он означал, если б он был оторван от сокровищ и ценностей священной истории? Когда одно проникает в другое, когда Божественное оплодотворяет человеческое, — только тогда удается достичь тех целей и покорить те вершины, которые невозможно покорить, если обычная человеческая история отрывается от истории священной.

Все эти размышления приводят нас к простому заключению. Что же происходит сегодня? Сегодня в этой внешней человеческой истории успех часто достигается греховными и даже преступными способами. И мы знаем, что происходит это потому, что в ткань современной истории все менее и менее вплетается история священная. Отсюда и роковые ошибки, и заблуждения — и больших и малых, и заметных и совсем незаметных, и сильных и слабых, и богатых и бедных. Сегодняшний день напоминает нам о том, что человек достигает успеха — не только земного, но и того, который является ценностью священной истории, — только тогда, когда ценности и цели этой истории не перестают быть для него жизненными ценностями.

И в первый день нового года мы молимся о богохранимой стране нашей, о властех и воинстве ея, о всей исторической Руси, чтобы народы наши не потеряли способность сохранять ценности священной истории, ценности веры, ценности святости, включая их в ткань современной жизни. Только тогда мы обретем мир, покой и благоденствие. И никакое разделение одного и другого, чем бы оно ни оправдывалось, неспособно помочь человеку достичь подлинных целей и ценностей земного бытия, которые одновременно являются ценностями и Царствия Божия.[/spoiler]

Жердива Влада

#24
31 декабря 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение и молебен на новолетие в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Перед началом молебна Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.[spoiler]

По установившейся традиции в преддверии Нового года в храмах Русской Православной Церкви совершается новогодний молебен. По церковному Уставу год начинается с 1 сентября по старому стилю, но поелику весь народ, вся страна и весь мир именно с 1 января вступают в новолетие, то и Церковь возносит в это время особые молитвы о годе грядущем.

Мы благодарим Бога за все милости, которые были явлены в минувшем году. Были не только милости — были и наказания, потому что любящий Бог, наказывая людей, в том числе и через эти наказания проявляет Свою заботу о человеке. Как любящие родители порой вынуждены наказывать своих детей, чтобы предотвратить бОльшую беду, так и Бог нередко останавливает нас от совершения бОльших греховных дел, проводя через испытания. Это имеет отношение и к жизни отдельного человека, и к жизни страны, и к жизни всего человеческого рода. Достаточно почитать Священное Писание Ветхого Завета, где так ясно говорится о промысле Божием — любящем и наказующем.

Когда мы устремляемся взором своим в будущее, то по-человечески непременно хотим, чтобы следующий год был легче, лучшей, успешней, и это законное, естественное стремление человека к счастью и к благополучию. Сегодня очень многие люди никак не связывают это благополучие с Богом. Им кажется, что они и только они являются началом и концом всего, что их касается, что только от человека и зависит, будет ли он счастливым или несчастным, здоровым или больным, успешным или неуспешным. Но непредвзятый взгляд на историю — не только на человеческую историю, но и на историю собственной жизни — каждого может убедить в том, что это не так. Мы проходим в своей жизни через события, через испытания, когда никаких наших сил недостаточно для того, чтобы преодолеть их достойно, чтобы избежать беды, чтобы обрести то, к чему душа наша стремится. И люди мыслящие понимают: то, что невозможно человеку, возможно Богу (см. Лк. 18:27), ибо Он Сам об этом нам сказал. Тогда мы обращаемся к Господу и просим Его, и ведь как часто Бог слышит нашу молитву! Опять-таки, людям с ожесточенным сердцем невозможно это доказать. Но ведь есть реальное доказательство силы человеческой молитвы, когда сами молящиеся получают ответ от Бога и свидетельствуют, что сила Божия была явлена на них, на их близких и родных. Собственно говоря, на этом ответе Бога на нашу молитву и основывается вся религиозная жизнь человека — не было бы религиозной веры, если бы не было ответа. Не ходят к колодцу за водой, где нет воды. Не обращаются к человеку, заведомо зная, что он не ответит и не поможет, — никто не тратит на это своего времени и сил. Неужели люди обращались бы к Богу, неужели бы люди, многие из них, посвящали жизнь свою Господу, если бы не слышали этого ответа?

Мы будем молиться о том, чтобы следующий год был годом мирным для всех народов Святой Руси, чтобы Господь сохранил Церковь нашу в единстве и мире, в духовной силе, которая только и способна оплодотворить человеческую жизнь даром Духа Святого. И верим, что Господь по неизреченной Своей милости приклонит ко всем нам Свою любовь и Свое благое промышление. Аминь.[/spoiler]

Священник Роман Зимин

Год служения Святейшего Патриарха Кирилла в фотографиях.

Жердива Влада

#26
7 января 2012 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Научно-практический центр медицинской помощи детям Департамента здравоохранения г. Москвы. [spoiler]
В ходе визита Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы корреспондента телеканала «Россия 24» Ивана Семенова.
— Ваше Святейшество, Рождество — праздник радостный даже для неверующих. Они воспринимают его как красивую сказку о том, что есть слава Божия, мир на земле, в человеках благоволение. Но вот сегодня мы с Вами находимся в таком месте, где безвинные младенцы, подобные новорожденному Христу, испытывают тяжелые, часто смертельные страдания. Для некоторых это может стать препятствием на пути к вере в милостивого и вселюбящего Бога. Что Вы можете сказать таким людям?
— Таким людям я бы посоветовал почаще посещать подобные места и прикасаться к этим младенцам. Для меня посещение такого учреждения — примерно то же, что посещение монастыря и прикосновение к святыне. Здесь явно ощущается присутствие Божественной благодати, потому что дети беспомощные, обреченные уже пребывают в Царствии Небесном. И это присутствие Божественной благодати чувствуется всеми фибрами души.
Мы не можем понять Божиего замысла о каждом из нас. Мы должны воспринимать Божественный промысл как поток. Кто-то из нас, попадая в этот поток, не желает плыть по течению, кто-то хочет выпрыгнуть на берег, кто-то развернуться и плыть против течения. Ничего не получается и ничего получиться не может, потому что это поток Божественной воли. Нам не дано видеть окончательные цели этого движения, но человек должен отдаться этому потоку. А для того чтобы иметь силы сопротивляться скорбям, в том числе смертельным опасностям, нужно быть в постоянном контакте с Богом, просить Его установить эту внутреннюю связь, как я сегодня сказал детям и родителям. И тогда движение настолько легкое, что слова Господа Иисуса Христа «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (см. Мф. 11:30) воспринимаются через реальный опыт внутренней духовной жизни. Тогда отступают все эти сложные вопросы, которые будто не имеют ответа, о соотношении Божией любви и человеческого страдания — потому что, находясь в живом потоке Божественного промысла, начинаешь понимать всё, в том числе тайну мироздания, тайну Божественной любви. Все это как-то очень ясно чувствуется именно в таких местах.
Я хотел бы, пользуясь случаем, пригласить всех, кто хочет душу свою очистить, приходить сюда помогать, поддерживать или даже брать на воспитание, усыновлять младенцев. Сегодня в одной палате, где лечится сложный ребенок, меня очень порадовали, рассказав, что уже есть семья, которая желает этого больного ребенка усыновить. Эти люди знают, что они делают. Дай им Бог помощи, и дай Бог, чтобы как можно больше таких людей было у нас в стране.
— Ваше Святейшество, я уверен, что сердца многих людей, которые сейчас Вас услышали, будут тронуты состраданием. Но не каждый готов взять в семью больного ребенка, не каждый может прийти работать в больницу, не у всех есть деньги помочь материально — допустим, на аппарат искусственной вентиляции легких. Как бы Вы посоветовали поступить?
— Все равно нужно в жизни своей всегда делать добро в тех масштабах, которые для нас возможны. Ведь Христос не призывает нас к сверхдеяниям. Он призывает к очень простому: накормить того, кто нуждается в еде, посетить того, кто в больнице или в заключении. Вот самые простые вещи. Если мы хотя бы в быту, в своей семье научимся делать друг другу добро, жизнь наша действительно будет меняться к лучшему — радикально.
Должен быть навык доброделания. Человек без навыка доброделания — это неполноценная личность. Не уметь делать добро куда опаснее, чем не иметь диплома или профессиональных навыков. Человек без добра перестает быть человеком, и человеческое общество превращается в волчью стаю, что мы и видим — в сводках чрезвычайных происшествий, криминала и т. д. Поэтому я просто предложил бы всем учиться делать добро, хотя бы микроскопическое; и каждый, встав на путь доброделания, очень скоро поймет, что это как кислород: без доброго дела человек жить не может.
— Спасибо большое, Ваше Святейшество.
[/spoiler]

Жердива Влада

#27
В праздник Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы корреспондента телеканала «Россия-1» Евгения Ревенко.[spoiler]
— Ваше Святейшество, добрый день, это уже традиционное рождественское интервью нашему телеканалу. В этот светлый праздник Рождества Христова в начале нового 2012 года, думаю, было бы уместно попросить Вас подвести итоги года ушедшего. Что было главным для Вас, для Церкви, для общества, какое событие Вы могли бы поставить на первое место, что стало определяющим?
— Это трудный вопрос, потому что на него нет объективного ответа — каждый человек смотрит со своей точки зрения. Но человеческая точка зрения, конечно, не соответствует взгляду Бога на человеческую историю. И поэтому только по прошествии времени, когда более контрастной становится картина, когда уходят полутени и серая краска исчезает, когда видно, где добро, где зло, люди дают более трезвые оценки происшедшему. Поэтому и мой взгляд на минувший год будет, конечно, субъективным, но вот о чем я, может быть, хотел бы сказать.
Было много важных событий в политике, экономике, в социальной жизни, было много положительного — и было то, что очень разочаровывало людей. Но если взглянуть на все это с религиозной точки зрения, то все эти события отражают некую динамику жизни, которая лично меня заставляет о многом задуматься. Что происходит с современным человеком? Мы реально становимся лучше? У кого-то есть ощущение, что мы — как личности, как семьи, как народ — становимся лучше, крепче, сильнее, разумнее. Мы с легкостью используем современные технологии, у нас возникает чувство всемогущества: у одних — от того, что у них слишком много денег, у других — потому что они прекрасно овладели компьютерными технологиями и делают то, что не могли делать в прошлом. А на самом деле это является могуществом или нет? Тема ценностей является самой важной, и от того, что мы называем ценностями, и зависит расстановка событий по шкале.
Для меня самым потрясающим событием было принесение Пояса Пресвятой Богородицы, которое всколыхнуло все наше общество и которое лишь отчасти помогло людям увидеть уровень религиозности в нашей стране. В самом деле, Пояс месяц находился у нас, и, как подсчитали те, кто стоял рядом со святыней, есть определенное количество людей, которое может пройти в единицу времени, — физически больше пройти не может. Так вот, при максимальном наплыве людей в течение всего месяца не смогло бы пройти больше трех — трех с половиной миллионов; ну, а если бы Пояс Пресвятой Богородицы находился в течение года, то это были бы 40 миллионов, — я почти не сомневаюсь, что так, — а, может, и больше. А если бы мы провезли Пояс по больницам, по домам престарелых, по сиротским домам, по воинским частям, по местам лишения свободы, — какую цифру мы бы тогда имели? Все это свидетельствует о том, что вера очень глубоко внутри человека, и к счастью, несмотря на наши исторические потрясения, а таких было много, особенно в XX веке, генетически мы храним веру.
И пока вера живет в нашем народе, это самое сильное, самое светлое и самое вдохновляющее явление. Тогда мы не потеряем шкалу ценностей, тогда нам никто не заморочит голову, и мы сами себе ее не заморочим, тогда мы действительно сохраним способность жить. А когда человек сохраняет способность к Жизни с большой буквы — не к физиологической жизни, но к жизни культурной, духовной, интеллектуальной, — тогда есть надежда.
Поэтому принесение Пояса Пресвятой Богородицы дало мне великую надежду. И как бы скептически на это ни смотрели некоторые — Бог с ними, я могу потом, если нужно будет, прокомментировать, но сейчас даже не хотел бы об этом говорить, — у нас есть надежда на то, что вера — великая твердыня, основа нашей национальной жизни — существует и даже, может быть, больше, чем сами верующие об этом знают.
— Пожалуй, столь многомиллионное паломничество к Поясу Пресвятой Богородицы, столько желающих прикоснуться к православной святыне — наверное, это было впервые в новейшей истории России. Но как бы Вы могли оценить это событие с точки зрения того, что в нашем обществе довольно сильные антиклерикальные настроения? Почему вдруг возник такой запрос на чудо — и ведь многие такое количество паломников называли чудом?

— Что касается антиклерикальных настроений. Есть миф о росте
антиклерикальных настроений в обществе. У нас есть рост в процентном отношении —
значительный рост — антицерковной и антирелигиозной составляющей в средствах
массовой информации. Но это не отражает настроения людей, это отражает лишь то,
что вера и Церковь становятся более видимыми, более значимыми для жизни людей и
встречают сопротивление тех, кто не чувствует веры в сердце, кто не связывает с
верой в Бога свое будущее, кто считает своей задачей бороться с религиозными
убеждениями. Эти люди ведь никуда не улетучились — они присутствовали на
протяжении долгих десятилетий в нашей жизни; кроме того, современный
потребительский образ жизни содействует формированию агностических настроений.
Люди не задумываются о великом, о вечном, о святом, о добре, о зле — они думают
о деньгах и о том, как их потратить. И эти два фактора — рудиментарная
антирелигиозность советского времени плюс этот новый потребительский контекст —
действительно формируют в определенной части нашего общества некое безразличие к
религиозной идее. Такие люди иногда становятся питательной средой для
распространения антирелигиозных убеждений, чем и воспользовались те, кто
профессионально работал и работает в этой области — в области антирелигиозной
пропаганды, как мы бы сказали в советское время.


Но вот еще что, быть может, более сложное. Действительно,
современный образ жизни как бы вытесняет Бога. Вот Вы сказали о чуде, а что
такое религия? Религия — это связь с Богом. Человек обращается к Богу и в ответ
на это получает нечто просимое. Поэтому каждая молитва — это чудо. Если бы я не
переживал это чудо в своей жизни, я бы никогда не надел рясу, я бы нашел, чем
заниматься, но только потому что я с детства слышал и чувствовал, как Бог
отвечает на мою молитву, я стал не просто верующим человеком, глубоко верующим,
— я всю свою жизнь этому посвятил.


Вот некоторые говорили: «Пошли, мол, к какому-то кусочку
материи, — это же язычество, это же суеверие». Но, во-первых, слово Божие
говорит нам о том, что через материальные предметы энергия параллельного мира
передается в наш физический мир. Тень проходящего апостола Петра исцеляла
больных. Платок, который держали в руках апостолы, исцелял больных — это в слове
Божием сказано, поэтому даже самые рационально мыслящие христиане, самого
крайнего протестантского толка, и то признают факт, что в Библии говорится о
чуде. А в Ветхом Завете? Вся Библия — это Священная история, в центре которой
присутствует чудо. А иначе и быть не может, потому что в ответ на молитву Бог
дает нечто, чего не может обеспечить реальность, и человек это воспринимает как
чудо.


Поэтому нет сейчас никакого особого запроса на чудо — как он
всегда был, как он проистекал из религиозного чувства, так он и сейчас
проистекает, ничего нового не происходит. И через многие, многие годы, если Бог
еще потерпит род человеческий и все мы, или наши потомки, будем существовать,
люди так же будут верить в Бога, призывать Его имя и, получая просимое,
исповедовать это чудо в их жизни.


— Сейчас события в политической и общественной жизни
будто бы уплотнились, часть наших сограждан посчитала прошедшие выборы в
парламент несправедливыми. По стране прокатились акции протеста, но самые
многочисленные были здесь, в Москве, причем люди, которые собирались и на
Болотной площади, и на проспекте Сахарова, были абсолютно разных политических
взглядов, но они были объединены одним лозунгом — «За честные выборы». В конце
года, в самый разгар митингов, Вы в своей проповеди призвали к сохранению
согласия и гражданского мира, а ведь впереди у нас, пожалуй, самые ответственные
и важные президентские выборы. Что бы Вы сегодня могли сказать властям
предержащим и протестующим, как найти это взаимопонимание, как можно
протестовать, не подвергая опасности, не расшатывая фундамент нашего общего
дома?



— Ваша последняя фраза является ключевой. У каждого человека в
свободном обществе должно быть право выражать свое мнение, в том числе
несогласие с действиями власти. Если люди такого права лишаются, то это
воспринимается как ограничение свободы, это очень болезненно. Давайте вспомним
то же самое советское время: не было такого права, оно декларировалось на
бумаге, а реально его не было.


В Новочеркасске люди вышли, сказали, что все плохо, что зарплату
задерживают, — и что? Пролилась кровь. У людей не было такого права, а сейчас
такое право есть, и, конечно, люди этим пользуются. Если они чувствуют наличие
несправедливости, какого-то обмана, манипуляции и таким образом выражают свое
мнение, то в самом этом выражении нет ничего такого, что сотрясает основы.


Для Церкви этот вопрос очень чувствительный, ведь наши прихожане
есть и среди тех, кто был на площади, и среди тех, против кого выступала
площадь. Поэтому слово Церкви не может быть политизированным, не может быть
несбалансированным в самом принципиальном смысле этого слова. Не в смысле ложных
дипломатических балансов, а в смысле того, что слово Церкви должно нести правду,
которую примут все — и одни, и другие. И правда заключается в том, что ложь
должна уходить из нашей жизни, из политической, экономической, социальной
жизни.


Но позвольте мне сказать теперь то, что не может оставить
безразличным ни одного из тех, кто протестовал на площади. Из личной жизни — а
разве среди протестующих нет тех, кто обманывает своего мужа или свою жену, кто
ведет параллельную жизнь, кто нечистоплотен в бизнесе? Но если мы творим
неправду в нашей жизни — в семейной жизни, в нашей профессиональной сфере, то
почему мы так горячо требуем, чтобы правда сохранялась где-то на макроуровне? А
на микроуровне ее не должно быть? Вот Церковь и призывает к тому, чтобы на
каждом уровне была правда — на уровне личности, семьи, трудового коллектива, на
уровне политических партий, на уровне экономических корпораций, на уровне
правительства, на уровне тех, кто возглавляет страну. Правда должна быть — когда
я говорил о Божией правде, я имел в виду жизнь по совести, ведь, в конце концов,
понятие правды — это просто соответствие Божественным заповедям.


Поэтому первое, что я хотел бы сказать сегодня всем: мы должны
научиться жить по Божией правде, то есть мы не должны лгать друг другу.


Второй момент — тот, о котором мы уже с вами сказали: если
что-то происходит, у общества должно быть право высказать свое недовольство. Но
при этом должна быть определенная мудрость. Вот если бы демонстрации,
предшествующие революции 1917 года, закончились выражением мирных протестов и за
ними не последовала кровавая революция и братоубийственная война, то сегодня
Россия имела бы больше 300 миллионов населения и была по уровню экономического
развития либо такой, как Соединенные Штаты, либо даже превысила эта страну.


Мы не сумели тогда сохранить баланс и сохранить мудрость. Мы
разрушили свою страну. А почему это произошло? А потому что справедливые, в
общем-то, протесты людей очень ловко используются теми политическими силами,
которые стремятся к власти, а радикальная смена власти — это всегда смена элит.
Помните замечательные призывы наших демократов в конце советской эпохи: нужно
разрушить номенклатуру! нужно отказаться от всех тех людей, которые ездят на
черных «Волгах»!


— Ну, конечно, шторки снять...


— «Шторки снять» — ведь под этот лозунг тысячи выходили. Что
произошло? Взяли власть, из черных «Волг» пересели на черные «Мерседесы»...


— И поставили мигалки.


— ... и поставили мигалки, и разделили ресурсы страны. Я не
оправдываю то, что было, — я просто говорю о том, как легко соблазнить человека.
То же самое ведь было и в связи с революцией 1917 года. «Грабь награбленное!» И
ведь что? Пошли врываться в квартиры, разрушать усадьбы, спалили страну... А где
это награбленное? Новая элита кое-что получила, а народ разве стал жить
лучше?


Задача заключается в том, чтобы протесты, правильным образом
выраженные, приводили к коррекции политического курса. Вот это самое главное.
Если власть остается нечувствительной к выражению протестов, это очень плохой
признак — признак неспособности власти к самонастройке. Власть должна
настраиваться, в том числе воспринимая сигналы извне.


Я никого не хочу учить, я просто скажу, как я сам работаю. Я
постоянно стараюсь слышать эти сигналы — и через Интернет, и через переписку; и
происходит, если Вы могли заметить, самонастройка церковного аппарата, быть
может, недостаточная. Я отдаю себе отчет в том, что мы очень далеки от
совершенства, но эта обратная связь в Церкви существует — еще и потому, что
священники исповедуют людей.


— А вы читаете Интернет?


— Я, к сожалению, имею возможность очень мало сидеть у
компьютера, но мои коллеги дают мне исчерпывающую информацию о том, что
происходит в интернет-сообществе, ну, а когда есть какая-то свободная минута, я
смотрю. Не могу сказать, что меня радует все, что я там вижу, но мы должны
учиться — как Церковь сейчас учится, так и власть должна сейчас учиться
воспринимать сигналы извне и корректировать курс. Помню, вышла замечательная
книга, — не могу сейчас навскидку назвать имя, но это был один известный
американский экономист, который в начале 70-х годов, когда начался первый
энергетический кризис, написал книгу «Корректива курса», потому что мировая
экономика больше не могла развиваться в тех условиях, которые сложились к началу
70-х годов. Я прочитал эту книгу, и первая мысль, что мне пришла в голову, — как
важно научиться корректировать курс.


Вот главное послание власти и главное послание людям: нужно
уметь выражать свое несогласие, но не нужно поддаваться на провокации и
разрушать страну. Мы полностью исчерпали лимит разделения. У нас нет больше
права на разделение, и власть должна через диалог и слушание общества
корректировать курс. И тогда у нас все будет хорошо, потому что ведь есть умные
люди — образованные, достаточно энергичные — которые способны, я думаю,
совместно работая и опираясь на широкую поддержку людей, правильно определять
развитие страны и содействовать процветанию нашего общества. У меня такое
глубокое убеждение, и я очень хотел бы передать это убеждение всем тем, кто нас
сегодня видит и слышит.


— Все мы прекрасно помним, что еще в 2008 году Вы
принимали участие в масштабном проекте «Имя России» и во многом благодаря именно
Вам тогда на первое место вышел благоверный князь Александр Невский. С точки
зрения дня сегодняшнего, того накала страстей, которые кипят порой на наших
улицах, какой, Вы полагаете, лидер нужен сегодня России?



— Когда закончился раунд по выявлению героя, который стал именем
России, то в одной из своих передач Никита Сергеевич Михалков, который защищал
Столыпина и который несомненно был расстроен тем, что не Столыпин стал именем
России, замечательно подвел результат всей дискуссии. Он сказал: «Я еще раз
подумал и пришел к выводу: если бы Александр Невский был президентом, он
непременно взял бы Столыпина премьер-министром».


Вот я и не хочу ничего говорить, но мне кажется, что идеальные
черты этих двух замечательных исторических персонажей должны быть примером для
власть имущих. Нужно ориентироваться на самую высокую планку — ту, что
канонизирована в сознании нашего народа или которая глубоко почитается всем
обществом.


Ну, а если говорить о том, о чем, может быть, сегодня многие
думают и на что сегодня нацелено внимание людей, — а в чем, собственно говоря,
должна проявляться в приоритетном плане власть высших должностных лиц? Ведь
приоритеты в работе всегда связаны опять-таки со шкалой ценностей. Думаю,
невероятно важным качеством, которое во многом будет определять и приоритет
повестки дня, является чувство ответственности человека перед Богом. Если это
верующий лидер, он ни на минуту не должен забывать о своей личной
ответственности перед Богом. Это Бог его привел к власти — через людей, через
какие-то механизмы, но Бог допустил, что тот или иной человек воспринял эту
великую ответственность, и Бог с него будет спрашивать не только за его личные
грехи и прегрешения, но и за все то, что он сделал или не сделал для жизни
народа.


Ну и, конечно, ответственность перед людьми, и здесь я хотел бы
сказать о том, что является для России, пожалуй, самым важным — это чувство
справедливости. Когда-то, обращаясь к международному сообществу, я сказал, что у
каждой великой страны есть некий лозунг, с которым она могла бы обратиться, а
иногда и обращается, к миру. Например, лозунг Америки — демократия, и мы знаем,
что во имя этой демократии происходит во всем мире. А какой мог быть лозунг
России? Только один — мир и справедливость. Потому что для нашего человека
справедливость — это невероятно важное измерение качества человеческой жизни.
Если нарушается система справедливости в обществе, система начинает
расшатываться. Почему это происходит? Глубоко убежден — от наших религиозных
корней. Хотя нам сейчас некоторые внушают, что современное российское общество
более индивидуалистично, чем любое другое, это не так. От наших религиозных и
культурных корней происходит это обостренное чувство справедливости, и каждый
правитель должен это иметь в виду. Политическая программа партии, если эта
партия обладает властью, должна иметь это в виду. Но что самое главное — 
практическая политика должна быть направлена на это.


— Ну так чего же не хватает?


— Не хватает многого, и часто это не зависит от политических
лидеров и не зависит от того, что написано на бумаге. Позвольте, приведу Вам
один пример. Сегодня протестные настроения направлены против власти, и очень
часто мы говорим, что это происходит в связи с коррупцией власти. Это
действительно так. Как-то недавно я включил телевизор, и по какому-то каналу шел
советский фильм, не знаю какой, потому что не досмотрел его до конца. Сцена в
магазине — покупатель и продавец. Продавщица хамит, покупатель, несчастный
человек, стоит. И вдруг меня осенило — а что это за картинка с философской точки
зрения? Да ведь это отношение власти и безвластного! Кто в этой картинке имеет
власть? Продавщица. Потому что власть — это способность свое навязать другому,
повлиять на человека так, чтобы осуществить свои умонастроения, свое
целеполагание; когда воля одного господствует над волей другого или направляет
волю другого. В советское время у нас власть имели продавщицы, зав. складом,
товаровед, как говорил классик сатиры, проводники в поездах, люди в ЖЭКах — да
везде была власть. Что с системой произошло? Рухнула. Конечно, не из-за того
только, что продавцы у нас были злые, хамы и действительно кошмарили человека,
но потому, что соприкосновение с властью вызывало у людей отторжение.


Что сейчас происходит? У нас что, с президентом народ общается,
с министрами? У нас общаются с милиционерами, с управляющими компаниями ЖКХ —
это те же самые ЖЭКи и ДЭЗы, да? К счастью, свободная экономика более или менее
решила, кажется, проблему продавщиц. Но ведь нас, простого человека, опять
кошмарит этот уровень власти — но и не только этот.


Я использую слово «кошмарить» не потому, что это слово из моего
лексикона, а потому, что это слово сейчас широко распространено, и люди
понимают, о чем речь идет, не нужно никаких определений. Вот если мы с этим
кошмаром справимся на бытовом уровне, на уровне местных властей, в первую
очередь, и, конечно, на уровне коррупции на более высоком уровне, — тогда будет
снята тема отношений человека и власти. Я не могу давать социальных и
политических рецептов, как с этим справиться, хотя какие-то мысли у меня есть,
как и у любого гражданина. Но как пастырь я скажу: ничего у нас хорошего не
будет, пока мы действительно не изменим свое умонастроение, пока у нас не будет
другое сердце, пока мы не научимся уважать друг друга.


Эти слова Церкви повисают в воздухе — хотя мы стараемся говорить
громко, но не все нас слышат. Однако это действительно основополагающий принцип
устроения человеческой жизни. Почему? Да потому, что Бог так захотел. Не мы с
вами, не правители, не парламенты — Бог захотел, чтобы человек был счастлив
только при соблюдении определенных условий общежития. Вот давайте соблюдать эти
условия в меру наших сил. Мир преобразится так быстро — мы даже и глазом
моргнуть не успеем.


— Действительно, коррупция и взяточничество, которые
пропитывают и пронизывают буквально все, — это одна из самых острых и, пожалуй,
опасных проблем нашего общества. Часто человек, который не хочет давать или не
хочет брать взятку, выглядит просто белой вороной. И что делать человеку,
который противится жить по таким извращенным правилам и хочет прислушиваться к
голосу собственной совести, и вообще, он может ли противостоять в одиночку этой
коррупции?



— Не только может — должен, но не в одиночку, а вместе с
другими. Вот для этого мы сегодня — опять использую современное слово —
переформатируем характер православного прихода.


Вообще в социологическом плане православный приход — это
уникальное явление. Это место, где во имя высочайшей идеи собирается большое
количество людей, которые вступают в отношения некой духовной и практической
солидарности. В советскую эпоху у нас, к сожалению, из приходской жизни ушла
социальная, образовательная, культурная работа, приход перестал быть общиной.
Какая община, когда в храм ходить было опасно?! Это вошло в плоть и кровь людей:
люди в церковь приходят, как в магазин, —  свечку купить, записочку написать,
помолиться и уйти.


Сегодня употребляются огромные усилия, чтобы приход стал
общиной, чтобы такие люди, вставшие на путь твердого противостояния злу, могли
найти в приходе своих единомышленников, чтобы они могли вовлекать в это Церковь,
задача которой заключается в том, чтобы печаловать, то есть бороться за права
обижаемых людей. Приход может и должен стать этим очагом, опорной точкой
нравственного преображения общества. Но для этого я обращаюсь ко всей нашей
православной интеллигенции: пожалуйста, в воскресенье не спите слишком долго,
приходите в храм. Приходите в храм для того чтобы помолиться, для того чтобы
пообщаться друг с другом. Если в храме все заканчивается после Литургии,
обратитесь к настоятелю и скажите: «а мы хотим посидеть, чаю попить», — он
обязательно организует. Мы должны иметь действительно систему социальной
солидарности. И когда все это связано с духовной жизнью, с высокими
нравственными и жизненными принципами, когда все это оплодотворяется молитвой,
тогда у человека появляется реальная способность и возможность сопротивляться
злу и в личной, и в общественной жизни.


Кстати, когда накануне революции Церковь и государство
задумались о том, что нужно как-то реформировать общественную жизнь, тогдашний
премьер-министр Витте, человек, как известно, либеральных взглядов, предложил
митрополиту Антонию (Вадковскому), который был тогда Петербургским митрополитом
и Первенствующим членом Святейшего Синода, подумать о том, как можно
использовать систему православных приходов для реформирования России. И они
начали писать прекрасный церковный устав, но охранительная часть власти в лице
Победоносцева, известного обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода,
узнала об этих попытках, доложила государю императору, и Витте запретили
разрабатывать вместе с митрополитом проект такого реформирования общественной
жизни, который предполагал, что не политические партии, не протестные группы, а
приходы становятся очагами общественной и социальной активности в обществе — для
того чтобы эта активность служила на благо людям и на благо Отечества. Думаю,
если бы эти планы реализовались, никакой революции в 1917 году бы не произошло.
Дай Бог нам всем вместе реализовать сегодня эти планы, и тогда мы будем
застрахованы от революций.


— Вы сегодня довольно часто вспоминаете и 1917-й год, и
предреволюционный период. С учетом накала страстей к какому периоду времени Вы
бы могли отнести сегодняшний день?



— Конечно, по накалу страстей это нельзя сравнить ни с
предреволюционными месяцами и годами, предшествовавшими революции 1917 года, ни
с тем, что происходило на излете перестройки. Последнее многие из нас помнят
хорошо, но иногда из малого вырастает большое; и поэтому сегодня мое особое
слово к нашему народу: помнить, что мы исчерпали лимит конфронтации, что мы
исчерпали всякую возможность осуществлять революционную перестройку жизни нашего
общества. Наш путь —  это спокойное эволюционное развитие, в том числе через
реальный диалог с властью, в том числе, когда необходимо, через внешнее
выражение протеста, но таким образом, чтобы не сотрясались основы
государственной жизни, чтобы не останавливалась экономика, чтобы не разрушались
культура, искусство, образование, спорт, наука — все то, что мы разрушили в
90-ые, а еще к этому давайте добавим армию. Мы должны помнить, что у нас нет
больше такого права. Но это не значит, что мы должны стагнировать, — мы должны
развиваться, в том числе через диалог, через столкновение мнений, через
интеллектуальную борьбу, через взаимные убеждения. И я полагаю, что это
достаточно сильные средства, особенно в наш просвещенный век, век Интернета, для
того чтобы реально менять жизнь страны к лучшему.


— Церковь сегодня достаточно активно и быстро входит в
жизнь простого человека, и, как я понимаю, болезнь общества с этим тоже связана.
Из зримых проявлений — это быстровозводимые храмы, это возникновение новых
епархий, рукоположение епископов, священников, но как Вы полагаете, это все-таки
естественное стремление расширить свое влияние или как-то изменить моральный
климат общества?



— Да, конечно, изменить моральный климат общества. Нам иногда
говорят: «Вот Церковь стала свободной, а почему количество абортов не
уменьшается? А почему количество разводов не уменьшается? Почему по этим
показателям мы впереди планеты всей?»


— Впереди Европы на первом месте...


— Да, совершенно верно. Россия, Белоруссия, Украина, Молдова —
четыре страны — возглавляют этот печальный список. Это происходит потому, что
часто люди, даже сохраняющие религиозные чувства, в обычной жизни никак не
обращаются к своему религиозному чувству с тем, чтобы получить опору, поддержку,
в том числе в сфере мотивации своих поступков. А вот теперь вопрос. Начну с
примера: мог бы один политрук на 10 тысяч военнослужащих повлиять на моральное
настроение армии? Риторический вопрос. Хотя в армии дисциплина: «направо,
вперед, пошли в красный уголок, там можно проводить беседу». В среднем по России
один приход приходится на 10 тысяч человек — так же, как один священник. Можно с
этого батюшки, который приходится на 10 тысяч крещеных людей, спрашивать
улучшения статистики в сфере разводов, абортов, наркомании, алкоголизма? Это
хорошо, что такая средняя цифра за счет провинции, а в городе Москве — почти на
40 тысяч, а в некоторых районах — на 100 тысяч. Мы живем в безбожном городе.
Центр у нас имеет эти прекрасные старинные храмы, а новостройки — вообще никаких
религиозных символов.


Вот почему сегодня увеличение количества храмов — это не
попытка, как некоторые критики говорят, собирать больше денег и не попытка
осуществлять какую-то клерикализацию общества и клерикально влиять на политику.
Из того, что я сказал, вы видите: нет такого стремления и желания вообще влиять
на политику. Есть только стремление и желание нести нравственный посыл обществу,
в том числе и в адрес власти. А вот что необходимо — необходимо, чтобы приходы
действительно становились общинами, действительно становились центрами
социальной, духовной, культурной активности, центрами, где бы оттачивалась
солидарность, взаимная поддержка людей? Для этого община должна быть ограничена
разумным количеством людей — вот поэтому мы и пошли по пути создания новых
храмов.


Лозунг такой: архиерей и священник должны быть ближе к народу. А
как это сделать, если один храм — на 10 тысяч? Не будет же архиерей по улице
ходить вместе с батюшками и, подобно некоторым заезжим сектантам, предлагать
свои религиозные услуги! В первую очередь нужно увеличить количество приходов и
количество священников. Для того чтобы это произошло, нужно иметь больше
епархий. Проехав по Сибири и по Дальнему Востоку я, как вы знаете, был поражен,
как мало приходов, как мало священников на сотни километров.


— В Сибири особенно.


— В Сибири особенно. 127 приходов на Красноярский край! А
Красноярский край — это пол-Европы. Поэтому необходимо было ответить на эту
реальную потребность в рамках, опять-таки скажу нецерковным языком,
макроадминистративной системы. Нужно было создать сверху систему, которая
помогла бы достичь той цели, к которой мы стремимся, чтобы больше людей могли
посещать храм и менять свою душу, воспитывать свое сознание, очищать свое
сердце. А в условиях современной жизни очищение человека от греха вообще
является непременным условием здоровья — подобно тому как человек, который
работает в шахте, должен помыться, покидая шахту. Вот и современный человек,
даже работая с информацией, соприкасается с такой грязью, что ему время от
времени нужно помыться, нужно почувствовать покой, подумать о вечном. Вот храм и
приход и дают такую возможность.


— Наверное, состояние общества зависит от того, как
чувствует себя отдельно взятая семья, и Вы уже затронули тему большого
количества разводов. Действительно печальная картина. В Православии о семье
говорят как о малой церкви, другие скажут, что это ячейка общества. Но возможно,
что в эти минуты, когда мы с Вами говорим, решается чья-то судьба. Кто-то стоит
на пороге разрыва. Что Вы как пастырь и как Предстоятель может сказать тем
людям, которые сейчас, в эти минуты, решают, быть или не быть
вместе?



— Кризис семьи — это кризис любви, а без любви человек жить не
может. Когда мы разрушаем семью, мы разрушаем любовь. Любовь и удовольствие —
это не синонимы. Очень часто нам что-то не нравится в семейной жизни, что-то
становится некомфортным, как говорят опять-таки современные люди, и, устремляясь
к достижению какого-то комфорта, благополучия, мы идем на то, чтобы разрушить
свою собственную семью. Этого делать нельзя. Это очень трудно понять
современному человеку, но Бог этого не пожелал.


Некоторые скажут: «А что же делать, если любовь прошла?» Любовь
прошла или проходит в том случае, когда сами люди любовь разрушают. Если эти
радостные, сердечные отношения, которыми овеяны первые годы совместной жизни,
оба — и муж, и жена — пестуют, поддерживают, лелеют, охраняют, то это чувство
сохраняется до гроба. Но если начинается взаимный обман, параллельная жизнь, то
все разрушается.


Путь разрушения семьи — это не путь к человеческому счастью.
Конечно, бывают исключения, но не будем сейчас о них говорить, потому что в
таком случае каждый скажет: «Я и есть исключение». Будем говорить о том, что
нужно сохранять семью, потому что это крепость, это дом, это место, где рядом с
тобой родные, близкие люди, способные быть и в радости, и в горе. Для того чтобы
это было так, нужно все время возрастать в любви — а в любви невозможно
возрастать без самоотдачи друг другу. Я об этом часто говорю — в каком-то смысле
любовь должна всегда сопровождаться способностью пожертвовать собой ради другого
человека. Если это происходит, если один научился жертвовать собой ради другого
или другая ему отвечает, то люди возрастают в любви. Вот тогда ни о каких
разводах и речи не идет. Я очень желал бы нашим соотечественникам научиться
хранить любовь с первого дня совместной жизни, с тем чтобы как можно меньше
наших семей стояло перед этой страшной проблемой разделения, особенно тогда,
когда есть дети, когда от этого страдают не только муж и жена, но и несчастные
детишки.


— Что касается единства веры и Русской Православной
Церкви. В самом начале своего Патриаршества Вы говорили о необходимости
сохранять единство Русской Православной Церкви, о том, что ни государство, ни
границы, ни политики не могут разделять эту Церковь. Речь, конечно же, идет о
нашем духовном понимании такого пространства, как Святая Русь. Вы много ездили в
этом году, были на Украине. Как обстоят дела сейчас, есть ли угроза нашему
единству?



— До сих пор на Украине, к сожалению, существуют раскольнические
группировки, и Церковь наша старается делать все для того, чтобы раскол был
преодолен. И сейчас мы молимся и постоянно обращаемся к нашим собратьям, чтобы
употребляя, конечно, с обеих сторон необходимые усилия, преодолеть это
разделение. Но ведь разделение на Украине продиктовано не религиозными
соображениями — это некая историософия определенной части украинского общества,
которая была крепко замешана, в том числе, на протестных настроениях
позднесоветского и постсоветского периода; и желание разделить Церковь в
соответствии с национальными границами — это тоже некое последствие этих
политических потрясений. Но ведь что происходит в истории человеческого рода?
Границы постоянно меняются: есть периоды создания империй, периоды распада,
потом периоды новых интеграционных процессов, — так что, Церковь должна идти
постоянно в хвосте этих событий и постоянно менять себя, свои границы и всю свою
систему в соответствии с тем, что происходит на политической карте? Например, в
Европе — очень поучительно смотреть на европейскую карту, допустим, XVII, XVIII
и XXI века. Что было бы с Церквами или, допустим, с Католической Церковью, если
бы происходило разделение по всем этим границам? Вот то же самое и в нашей части
мира. Поэтому Церковь не идет вслед за политическими переменами, вслед за
переменами границ, но это требует от Церкви очень большой открытости,
преодоления всякого узко понимаемого национального начала.


С одной стороны, Церковь должна поддерживать национальную
культуру и национальное самосознание людей. С другой стороны, она должна всегда
делать все это в контексте христианского универсализма. Только тогда мы избежим
национализма грубого и радикального, жесткого, и только тогда Церковь может быть
матерью для всех, когда человек любой национальности видит в церковном послании
этот христианский универсализм. Это и есть построение церковной жизни в
соответствии со священной традицией христианства. Русская Церковь остается верна
этой традиции, и мы будем делать все для того, чтобы никакие местечковые,
сиюминутные политические, националистические и прочие предпосылки и идеи не
раздирали единство Церк[/spoiler]

Священник Роман Зимин

Здесь - видеозапись рождественского интервью Святейшего Патриарха Кирилла.

Жердива Влада

#29
Сердечно всех вас поздравляю с великим спасительным праздником Богоявления Господня!
Этот праздник, вместе с праздником Рождества, одновременно с которым он и отмечался в древности, свидетельствует о величайшей истине Божественного Откровения — о том, что Бог явился в мир. [spoiler]И не просто коснулся Духом Своим особо выдающихся, просвещенных людей, как то было в Ветхом Завете, но вошел в соприкосновение со всем родом человеческим, со всей природой, со всем космосом.
Все это стало возможным именно потому, что грех, который пытался разрушить Божий замысел о мире и человеке, грех, движимый темной диавольской силой, не сумел достичь победы. Ибо Христос, Сын Божий, став Сыном Человеческим, одержал победу над грехом, над злом. Он прошел жизненный путь, который был предназначен каждому человеку, — путь в полном общении с Богом-Отцом, в полном соединении Своей воли с Его волей, в Самом Себе полностью осуществив Божественный замысел о человеке.
Грех, не единожды побежденный, уже побежден; какие бы временные победы над людьми он ни одерживал, он надорван, у него нет силы господствовать над родом человеческим. И задача Церкви, задача каждого верующего человека заключается в том, чтобы не допустить господства греха и диавола над всем родом человеческим. Даже если по слабости люди сдают свои позиции перед искушениями и соблазнами, Церковь призвана оставаться несокрушимым островом свободы, где человек остается действительно свободным, потому что живет в соответствии с законом Творца и не покоряет свою волю диаволу и греху.
Это очень непросто — быть островом, когда вокруг бушует море, пытающееся его разрушить или поглотить. Но Сам Господь сказал, что врата ада не одолеют Церковь (см. Мф. 16:18); а это значит, что никогда не исчезнет Божия правда из человеческой жизни, никогда не исчезнут те, кто согласен, свободно и разумно приняв эту правду, жить по ней. И как бы ни были могущественны силы зла, им не дано победить тех, кто живет по закону Божиему, потому что так восхотел Господь, и Он, в Сыне Своем победив грех в человеческой истории, дает всем нам видимый и яркий знак этой победы. А совершается эта победа не столько нашими немощными силами, не столько силою ума, силой воли или силой чувств, сколько нашей верой, в ответ на которую Бог дает нам Свою энергию, Свою благодать, Свою силу.
Неслучайно, что в день Богоявления мы освящаем воду — как видимый знак соприкосновения материальной природы сего мира с Божественной благодатью и Божественной энергией. И мы знаем, что сия святая вода обретает совершенно особую силу — силу исцеления и вспомоществования. Но это не сила чародейства, не сила колдовства, которая действует вне зависимости от воли человека, — это благодатная Божественная сила, которая действует только тогда, когда мы имеем веру и когда мы главу свою и главу сердца своего преклоняем пред Господом.
Вот почему восприятие святой воды должно сопровождаться особым душевным состоянием. Мы не можем отнестись к этой воде как к некоему необходимому товару. Иногда в храмах после освящения воды люди пытаются как можно быстрее почерпнуть ее, шумят, иногда даже обижают друг друга, привнося зло и неправду в то место, где Божественная благодать соприкоснулась с нашей жизнью. Такое поведение является кощунством, за которое Бог наказывает, так что и святая вода в руках кощунствующего человека перестает быть святой, теряя свою силу. Ведь святая вода ни на кого не действует магически — она остается святой только в руках того, кто верит, кто волю свою стремится подчинить воле Божией, кто исповедует свои грехи и кто ясно чувствует Божие присутствие в своей жизни.
Вот почему важно, чтобы и в стране нашей Крещение не превращалось в фольклорный праздник, когда в прорубь нередко погружаются не для того, чтобы соприкоснуться с благодатью Божией, а лишь в силу некоего обычая. Пусть каждый, кто опускается сегодня в воду, помнит, что вода сия освящена, что он соприкасается со святыней, что выйти из этой проруби он должен другим, почувствовав не только физическую бодрость организма, но и освящение своей души, бодрость и силу духа. Тогда этой зарядки духовной, Божественной, хватит надолго.
Пусть Господь поможет нам силой Своей благодати хранить веру, хранить Божий закон в своих сердцах, сопротивляться греху и лжи в нашей жизни, преодолевать неправду, стоять крепко на том фундаменте, на котором Бог возжелал поставить нас, — на фундаменте веры, на камне Церкви (см. Мф. 16:18). И верим, что силой Божией преобразуется наша жизнь, жизнь нашего народа, что множество людей, готовых идти за Христом, сохранят в современной человеческой цивилизации остров духовной свободы, став свободными от пленения греху.
Собственно говоря, к этому и направлены все усилия тех, кто принимает на себя ответственность быть учениками Христовым. К этому направляются все усилия Церкви Божией, которую не одолеют врата ада. И пусть благодать Богоявления, благодать Иордана, как мы только что слышали в молитве, присутствует со всеми нами, укрепляя наши немощные человеческие силы для созидания жизни мирной, радостной, свободной от греха, жизни, дарующей людям то, к чему они так стремятся, — подлинное и непреходящее счастье. И да сохранит всех нас Господь силой Своей благодати. Аминь.[/spoiler]