Иерархия любви

Автор Светланочка-беляночка, ноября 01, 2010, 20:01:32

« назад - далее »

Светланочка-беляночка

Можно ли виды любви расположить в иерархию в зависимости от почтения, уважения и силы чувств?  Ведь наверняка, у каждой женщины своя иерархия приоритетов, но меня волнует, что же является первичнее для замужней и не замужней  христианки?
К примеру, для незамужней девушки, любовь ко Господу  - первична, т.к.  заповеди гласят: «Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене»; «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим».
На втором месте оказывается любовь к самому себе, ведь сказано «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
Третье место занимает любовь к родителям, ведь сказано: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земле».
На четвертом – любовь к ближнему.
На пятом – любовь к человечеству.
Иерархия любви (почтения) после замужества или венчания меняется? К примеру, первую ступень для замужней женщины – занимает муж, потому что в Священном Писании сказано: «... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, женщину, и привел ее к человеку.  И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть...»(Быт 2:22-24); «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос - Глава Церкви, и Он же Спаситель тела...»(Еф 5:22-24) .
Тогда на каких ступенях будет располагаться, после любви к мужу, - любовь к детям, родителям, родным, начальству, государству, человечеству, природе, животному миру и т.д.?  Может быть все обстоит гораздо проще, чем я думаю? Возможно, что я во всем ошибаюсь. 

Священник Роман Зимин

#1
Думаю, главное об этой иерархии сказал Господь Иисус Христос здесь: «... первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет». (Мк. 12:29-31)

И не думаю, что относительно этих слов Спасителя есть какое-то различие для находящихся в браке и холостых. Главной ценностью, главным объектом нашей любви должен быть Бог.

Другое дело, что «есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. <...> Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше». (1 Кор. 7:30-40) Т.е., пребывая в безбрачии,  человек может быть менее связан необходимостью заботиться о житейских нуждах и больше внимания уделять духовным трудам.

Что касается любви к себе, то заповеди "возлюби себя" в Священном Писании, насколько я знаю, нет. Зато есть указания прямо противоположного содержания: «... отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24) «... кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35).

Приведённый Вами евангельский призыв возлюбить ближнего, как самого себя, думаю, указывает на столь обычную нашу заботу о своем благополучии и подвигает нас с неменьшим усердием послужить пользе другого человека.

О необходимости любви к родственникам и заботы о них говорит апостол Павел: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8 ). Но не к этой только любови, которая должна быть естественным ответом на доборое к нам расположение, призываются христиане. Господь говорит: «... если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. <...> Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6:32-35)


Светланочка-беляночка

 «Кто себя любит, тот любить Бога не может» (Прп. Серафим Саровский), но Иисус сказал: «...Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?»(Мф 16:26). Разве можно полюбить «ближнего», не любя себя самого душевного, ведь человек, является Божьим Творением? Часто нелюбовь к себе мы выражаем, когда обрекаем душу на муки из-за похотей, страстей, гордости. Получается, что ближнего мы можем возлюбить лишь после того, как научимся любить себя разумной любовью, с желанием спасти свою грешную душу. Разве не нужно хранить душу в чистоте? Это ли не любовь?

Светланочка-беляночка

«Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог – предела и ограничения. Но любовь к ближним должна иметь свой предел и ограничения...»(прп. Никодим Святогорец). Так какова иерархия любви, в зависимости от её пределов и ограничений? Являясь замужней женщиной, она в первую очередь должна любить мужа, потом детей, родителей, ближнего? Или все-таки дело обстоит иначе?

Священник Роман Зимин

#4
Цитата: Светланочка-беляночка от ноября 02, 2010, 00:23:12  
Разве можно полюбить «ближнего», не любя себя самого  <...>  ближнего мы можем возлюбить лишь после того, как научимся любить себя разумной любовью, с желанием спасти свою грешную душу.
Думаю, любовь к другому человеку, а тем более к Богу, измеряется тем, насколько мы в силах пожертвовать ради этой любви собой, своими интересами. Ведь и спасения души мы надеемся достигнуть через эту любовь, а не через самоанализ только и работу над собой.

Поэтому, мне кажется, нельзя сказать, что любовь к ближнему начинается с любви к себе. Она, видимо, наоборот становится возможной, когда нам удаётся наконец хоть насколько-то отвлечься от самих себя, постараться услышать другого человека.

Бог, которого мы называем Любовью, бескорыстно любит Своё творение. Кроме того, отношения Лиц Пресвятой Троицы также состоят во взаимной любви и самоотдаче: "Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия, так что все три сопребывают в любви друг с другом <...> Таким образом, бытие Бога Троицы осуществляется как любовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей", - пишет в своём "Догматическом богословии" священник Олег Давыденков.

Думаю, невозможно любить себя самого. Для любви всегда нужен другой.

Цитата: Светланочка-беляночка от ноября 02, 2010, 08:33:25  Являясь замужней женщиной, она в первую очередь должна любить мужа, потом детей, родителей, ближнего?
Священник Илия Шугаев в своей книге "Один раз на всю жизнь" пишет: "У православного современного семьянина семья занимает вполне ясное и четкое место в иерархии ценностей. Система этих ценностей такова: Бог — семья — общественное служение (или служение людям) — личные интересы. Семья стоит на втором месте после Бога, намного выше общественного служения, а тем более личных интересов".

Здесь правда не сказано, кого нужно больше любить, мужа, родителей или детей. Можно поставить вопрос иначе: "Кто больше нуждается в нашей любви и внимании?" Тогда со временем на первом месте окажется малыш-грудничок, а скоро - престарелые родители.

С другой стороны, есть представления о степенях родства. Первая степень между детьми и родителями, вторая - между братьями и сёстрами. Между мужем и женой степень родства отсутствует, т.к. они составляют одну плоть, один организм.



Светланочка-беляночка

Отец Роман, благодарю Вас, за внесение ясности!

Священник Александр Усатов

Если вернуться к обсуждению этого интересного вопроса, давайте еще раз определимся с наполнением слова "любовь".
Светлана, как Вы его понимаете?
Почтение, уважение и сила чувств?
Желание спасти? Спасти от чего?

Светланочка-беляночка

Трудно определить понятие любви одной фразой, тем более что её суть зависит от ёё формы, но все же есть общее...помноженное на «крепость».
Любовь ко Господу: «Кто боится Бога, чтобы Его чем-нибудь не оскорбить, - это первая любовь...»(старец схимонах Силуан)
Супружеская любовь – целый комплекс чувств (тело), отношений (душа) и переживаний (дух), но при этом «... жена да убоится своего мужа»(Еф 5:33), «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу...»»(Еф 5:22).
Любовь детей к  родителям – повиновение, почитание.
Мне нравятся строки старца Иосифа Исихаста: «Настоящая любовь не бывает без подчинения. Как ты можешь оказывать любовью и услуживать, если не покорился воле другого?»
Любовь это своего рода готовность отдать себя другому.
До вчерашнего дня считала, что человек будучи храмом Божиим, должен любить и себя тоже - уберегать свою душу от похотей, страстей и гордости. После указания на слова из евангелие от Матфея «... отрекись от себя...» (Мф 16:24) Отцом Романом, поняла, что пребывала в заблуждении. Из иерархии выпала такая ступень как любовь к самому себе. Все оказалось намного проще:
1.   Бог
2.   Семья
3.   Общественное служение
4.   Личные интересы

Священник Александр Усатов

#8
Попробуем определить любовь как желание блага другой личности .
Иными словами, если мы кого-то любим, мы будем стараться оградить его от зла и желать доставить ему благо.
И напротив, замыкание в себе, закрытость, использование иной личности в качестве вещи, опредмечивание иного человека есть проявление страсти самолюбия.

Между прочим, есть две любви к себе: одна истинная, а вторая - ложная.
Вот вторую и называют самолюбием.
Самолюбие есть извращенная любовь к себе. Безумна и пагубна эта любовь. Самолюбивый, пристрастный к суетному и преходящему, к греховным наслаждениям – враг самому себе. Он – самоубийца: думая любить себя и угождать себе, он ненавидит и губит себя, убивает себя вечной смертью (Святитель Игнатий (Брянчанинов))

Истинная любовь к себе  тоже возможна, однако исключительно через причастность к любви к Богу и окружающим людям.

Истинная любовь есть свет души: в ней мне виден ближний мой; я люблю его как себя, и это самое свидетельствует, что я поистине в ближнем моем люблю себя
(Монах Георгий (Стратоник), затворник Задонский (1789-1836)).
Предпочитая другого, ты отдаешь честь самому себе, делаясь достойным большей чести (Свт. Иоанн Златоуст)

В свете сказанного можно утверждать, что Вы с диаконом говорили об одном и том же, но с разных сторон.

Борьба с грехом в своей душе и покаяние и является проявлением истинной любви к себе.
"Ужасная жестокость к себе – отвержение покаяния! Ужасная холодность, нелюбовь к себе – небрежение о покаянии. Жестокий к себе не может не быть жестоким и к ближним. Умилосердившийся к себе приятием покаяния, вместе делается милостивым и к ближним. Из этого видна вся важность ошибки: отнять у сердца заповеданное ему Самим Богом, существенно и логически необходимое для сердца чувство покаяния, и усиливаться раскрыть в сердце, в противность порядку, в противность установлению Божию, те чувствования, которые сами собою должны явиться в нем по очищении покаянием, но совершенно в ином характере" (Святитель Игнатий (Брянчанинов))

Иными словами, ненависть к себе в христианском понимании это не мазохизм, а отвержение саможаления и потворства греху.

Священник Александр Усатов

Печально, что в нецерковном обществе принято словом ЛЮБОВЬ обозначать вообще все подряд.

Священник Александр Усатов

«Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них» Прит. 22:5