Мобильная версия
сайта

Жизнь прихода

Школа церковных искусств

Просвещение

Центр ремесел

Библиотека


3D-тур
по храму

Житие Святого Георгия Победоносца

О великий избранник Божий, почита­тель Живоначальной Троицы, предводи­тель мучеников, добропобедный воин Христов Георгий! Как воспеть тебя по достоинству, как поведать читателю всю красоту и величие твоего подвига и див­ных чудес1!
Страстотерпец Георгий исповедовал Христа, когда «тьма безумного идолопоклонства разлилась по всей вселен­ной»2 и не было гонения более жестоко­го по изощренности истязаний и числу их жертв3. Святой великомученик Геор­гий мужественно претерпел самые тяж­кие пытки, которым когда-либо подвер­галась человеческая плоть, и вышел из этой брани победителем над врагом ро­да человеческого, за что и наречен Святой Церковью Победоносцем.
Крепкий и необоримый воин Христов поспешил на войну с нечестием в самом начале Диоклетианова4 гонения и стал дивным примером для целого сонма христиан, принявших вслед за ним муче­нический венец. Сиятельнейший Георгий стал факелом в кромешном сумраке но­чи для скитающихся по морю нечестия. Имя Георгий на греческом языке означает «земледелец»5. Святой Георгий не только по имени, но и по своим великим делам воистину стал «земледельцем Божественных замыслов и Божиим по­лем, возделанным благодатью»6. Он возрос как кипарис в тернистой земле, как маслина, плодоносящая в пустыне. Всехвальный Георгий - ветвь истинной виноградной Лозы (Ин. 15, 1). Он - ча­до Божие из Небесного Иерусалима.
Для пользы нашей Богу было угод­но не скрыть под спудом подвиги всехвального Георгия. Благочестивый чи­татель узнает многое о земной жизни великомученика, поразительной тяжести испытаний, перенесенных им за испове­дание Христа, а также о невероятных чудесах, которые совершил Бог через Своего угодника благодаря достовер­ным свидетельствам преданного слуги Георгия Пасикрата, присутствовавшего при всех деяниях святого и записы­вавшего его речи7.
Великий исповедник и чудный воин Христов святой Георгий родился в Каппадокии8. Он происходил из знатного ро­да и был воспитан в благочестии своими родителями-христианами9. После кончины мужа мать Георгия переселилась с сыном на свою родину, в Палестину. Там близ города Лидды у нее были бо­гатые имения.
В юном возрасте Георгий поступил на воинскую службу. В когорте10 он вы­делялся своей красивой внешностью, силой и мужеством. За отличное знание военного дела Георгий уже в двадцать лет11 был назначен начальником про­славленной когорты Инвиктиоров12. Во время войны римлян с персами13 Геор­гий выказал удивительную отвагу. За храбрость в боях император назначил его комитом14.
В феврале 303 года Диоклетиан обна­родовал эдикт15, повелевавший во всех частях Римской империи «...разрушать церкви до основания, сжигать Священ­ные книги и лишать христиан почетных должностей...»16. Начиналось величайшее из гонений в истории христианст­ва. Диоклетиан обнажил свой меч на праведных людей Божиих. Вместо пре­ступников темницы наполнились испове­дниками Истинного Бога. Первыми под­верглись гонениям христиане, служив­шие в императорской армии17.
Именно в это время, подобно яркой звезде, появился чудный воин Христов Георгий. Несмотря на свою молодость, Георгий обладал мудростью старца. Он решил восстать против нечестия и на­смерть стоять за Христа.
К тому времени мать Георгия уже скончалась. Святой Георгий раздал ни­щим все, что имел: золото, серебро и драгоценные одежды. Он даровал сво­боду находившимся при нем рабам, а также распорядился об освобождении невольников в своих палестинских вла­дениях.
Когда на совете в Никомедии18 им­ператор стал обсуждать новый эдикт об истреблении христиан, Георгий, состо­явший на службе при царе, окончатель­но убедился, что замысел Диоклетиана тверд. Великий воин Христов Георгий отверг человеческий страх, препоясал чресла свои истиной и, облекшись в броню праведности, надел шлем спасения, взял щит веры и меч ду­ховный, который есть Слово Божие (ср.: Еф. 6, 14-17).
Так исповедник Христов Георгий во­оружился против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12) и с ревностью пророка Илии мужественно обратился к собравшимся:
- О император, и вы, сенаторы и со­ветники! Вы поставлены для соблюде­ния законов и праведных судов, а ныне утверждаете беззаконие и издаете по­становления о преследовании неповин­ных христиан, требуя от них поклоне­ния идолам, как богам. Но ваши идо­лы - не боги! Не прельщайтесь ло­жью. Истинный Бог - Иисус Христос, Творец Неба и земли, всего видимого и невидимого. Познайте истину и не пре­следуйте благочестивых христиан - ра­бов Божиих.
Смелость Георгия изумила членов императорского совета. Все с нетерпе­нием ожидали, как поступит Диоклети­ан, но император медлил. Едва сдержи­вая гнев, он наконец знаком руки пове­лел своему другу проконсулу Магненцию ответить Георгию.
Магненций подозвал к себе святого и спросил:
- Кто побудил тебя к такой дерзкой речи?
- Истина, - отвечал святой.
- Что же это за истина? - спросил Магненций.
- Истина - это Сам Христос, гони­мый вами, - произнес Георгий.
- Значит, ты христианин?
- Да, и готов свидетельствовать о моем Боге, - отвечал святой.
Члены совета, перебивая друг друга, стали увещевать Георгия, а Диоклети­ан внимательно смотрел на этого вое­воду и наконец узнал его. Император приказал всем замолчать и сам обра­тился к нему:
- За твое мужество и знатность ро­да я удостоил тебя чести носить высо­кое воинское звание. И сегодня, когда ты говоришь дерзкие слова себе во вред, я из уважения к твоей храбрости и заслугам, как отец, даю тебе совет: не лишай себя воинской славы и высо­кого сана и не предавай на муки своим непокорством цвет твоей юности. При­неси жертву богам - и будешь у нас в еще большем почете.
Святой Георгий отвечал:
- О император, если бы ты сам по­знал Истинного Бога и принес прият­ную Ему жертву хвалы! Он открыл бы для тебя врата безграничного Небесно­го Царства, несравненно превосходяще­го твое земное владычество. Власть и блага, которыми ты наслаждаешься, суетны, кратковременны и преходящи. Поэтому мою любовь к Истинному Богу я не променяю на земную славу, которую ты обещаешь мне: всякая сла­ва человеческая - как цвет на тра­ве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек (1 Пет. 1, 24-25).
Слова Георгия сильно разгневали ца­ря, и он повелел заключить воеводу в темницу. Но это не поколебало твердой решимости святого исповедовать Хри­ста. Георгий обратился к Богу с горя­чей молитвой, и на виду у всех по до­роге в тюрьму произошло нечто поразительное: когда один из воинов ударил Георгия копьем в плечо, железное копье согнулось, точно прутик, даже не пора­нив святого.
В темнице мучители решили ни на минуту не оставлять в покое святого, ибо понимали, как непросто им будет сломить его веру. Они распростерли Ге­оргия на земле лицом вверх и забили ноги в колодки. Затем воины взяли тя­желый камень, который едва могли не­сти четверо, и положили его на грудь святого исповедника.
Святой Георгий терпел ужасные му­ки, но непрестанно воздавал благодаре­ние Богу. Он надеялся получить от Не­го тем большее воздаяние на Небесах, чем мучительнее будут страдания за исповедание веры Христовой, поэтому непомерная тяжесть камня только ук­репляла веру Георгия и ободряла его. Воистину святой Георгий, подобно Апо­столу Петру, сам стал великим камнем, на котором созидалась Церковь Христо­ва в годы жестоких гонений.
На следующий день царь снова при­звал святого и, увидев перед собой че­ловека, изнуренного продолжительными страданиями, спросил:
- Раскаялся ли ты, Георгий, и согла­сен ли теперь отречься от Христа?
Святой Георгий едва смог прогово­рить:
- О царь, неужели ты думаешь, что после такого незначительного мучения я отрекусь от своей веры? Скорее ты изнеможешь, мучая меня.
Тогда Диоклетиан велел принести ог­ромное колесо. Под колесо подложили доски, в которые были вставлены ост­рые железные лезвия ножей и гвозди. Мученика раздели и привязали к коле­су. Когда колесо начали вращать, острое железо на досках вонзалось в тело святого и иссекало его. Страстотерпец Георгий, истекая кровью, доблестно пе­реносил мучения. Сначала он молился Богу громким голосом, затем - тихо, про себя, пока не потерял сознание.
Император решил, что святой умер. Он вознес хвалу своим богам и, с ра­достным чувством глядя на изуродо­ванное тело мученика, произнес:
- Где же твой Бог, Георгий, и поче­му он не избавил тебя от смерти?
Диоклетиан велел отвязать от коле­са тело Георгия, а сам пошел в капище Аполлона.
Вдруг среди бела дня стало темно, прогремел страшный гром и многие услышали голос с неба:
- Не бойся, Георгий, Я с тобой.
Около колеса внезапно появился Ан­гел Божий в образе лучезарного юноши и произнес:
- Радуйся, верный раб Христов!
Ангел возложил руку на мученика и исцелил его от страшных ран. Пока продолжалось видение, никто не смел приблизиться к ним. Но когда Ангел стал невидим, святой Георгий, возбла­годарив Господа, последовал за воина­ми в капище, где царь присутствовал при жертвоприношении идолам. Воины сообщили императору о случившемся чуде.
Диоклетиан и его свита сначала не поверили. Да и кто бы мог поверить, что после истязания на колесе человек может остаться совершенно невреди­мым? Все подумали, что перед ними не Георгий, а кто-то очень похожий на него. Они узнали воеводу императора, лишь пристально вглядевшись в него и услышав его речь:
- Это я, Георгий, которого вы обрек­ли на гибель. Христос спас меня от не­минуемой смерти, дабы вы уверовали в Него как Истинного Бога. Оставьте сво­их богов, ведь они не могут помочь нивам, ни другим людям, как это делает мой Господь.
Ужас и недоумение надолго сковали уста всех присутствовавших. Многие из них уразумели, что Георгий - свидетель истинной веры. Два почтенных мужа, военачальники Анатолий и Протолеон, которые ранее были оглашены в христи­анской вере, совершенно утвердились в исповедании Христа и воскликнули:
- Велик и славен христианский Бог!
Император Диоклетиан приказал схватить их, вывести за город и от­сечь им головы мечом. Перед муче­нической кончиной святые Анатолий и Протолеон19 обратились к Богу с пока­янной молитвой:
-  Господе Иисусе Христе, мы от­крыто исповедуем веру в Тебя. Будь милосерд и прости нам грехи. Упокой в мире души наши и сподоби Твоего Веч­ного Царства.
Царица Александра20 также была свидетельницей чудесного исцеления мученика Ангелом и познала истину. Се­мя веры, брошенное святым Георгием, попало на благодатную почву. Царица хотела дерзновенно исповедать Христа, но проконсул Магненций удержал ее и повелел отвести домой, прежде чем им­ператор узнал об этом.
Мужество воина Христова Георгия вызвало сильную ярость тирана. Он ре­шил предать святого новым пыткам и приказал бросить Георгия в яму, обло­женную камнем, и засыпать мученика негашеной известью. Император пове­лел также поставить стражу со всех сторон ямы, чтобы никто не мог подой­ти к ней: ни друзья, ни враги мученика. Святой же уповал не на человеческую помощь, а на заступничество Господа и по дороге к месту нового истязания усердно молился:
-  Господи Боже мой, Спаситель скорбящих, Прибежище гонимых, На­дежда безнадежных! Услышь молитву раба Твоего и избавь меня от диавольского коварства. Дай мне силы соблю­сти до конца моей жизни исповедание Твоего Святого имени. Не оставь ме­ня, Владыка, покажи силу Твою и прославь имя Твое во мне. Ты сохранил невредимыми от огня в печи трех от­роков в Вавилоне. Сохрани и меня.
Помолившись и осенив себя крест­ным знамением, Георгий спустился в яму, радуясь и славя Бога, а воины по приказу императора связали мученика и засыпали его негашеной известью.
На третий день император повелел воинам извлечь из ямы кости мученика и разбросать их, ибо он думал, что не­гашеная известь сожгла тело Георгия.
- Уничтожьте останки Георгия, - ска­зал Диоклетиан, - пусть от этого строп­тивого человека не останется никакой памяти его почитателям, дабы они не шли на смерть, подражая его безумию.
Царь намеревался поступить так с останками святого еще и потому, что хотел поглумиться над христианами - Диоклетиан знал, какую боль он при­чинит боголюбивым людям. Но когда воины разгребли известь, то вопреки ожиданию императора нашли святого живым и абсолютно невредимым. Те­ло Георгия благоухало запахом роз, ли­цо излучало свет, а руки он простирал к небу и благодарил Бога за все Его благодеяния.
Такое великое чудо может показать­ся тебе, читатель, невероятным. Вспом­ни тогда Священное Писание. Невреди­мым остался Иона, пробыв три дня во чреве кита, уцелел Иеремия, потоплен­ный в яме с грязью, и три отрока в Ва­вилоне не пострадали в огненной печи. Вспомни и не усомнись в великих под­вигах и чудотворениях святого Георгия.
Воины, посланные за останками Ге­оргия, и другие свидетели этого непо­стижимого чуда, среди которых была царица Александра, пришли в ужас и изумление. Многих присутствовавших чудо окончательно привело к вере во Христа. Народ, видевший святого Геор­гия выходившим из ямы с негашеной известью живым и здоровым, стал вос­клицать:
- Велик и славен христианский Бог! Император Диоклетиан был сильно напуган случившимся. Он приказал тот­час привести к себе святого и спросил его:
- Откуда, Георгий, в тебе такая си­ла и какой магией ты пользуешься? Я думаю, ты нарочно притворился верую­щим во Христа, дабы удивить всех сво­им чародейством и волшебством завое­вать великую славу.
-  О царь, - отвечал святой, - Хри­стос, Сын Божий, незримыми крылами покрывает и сохраняет от всякого зла уповающих на Него. Ты же прельщен диаволом и впал в глубочайшее заблу­ждение, называя магией чудеса Истин­ного Бога, которые совершились на тво­их глазах. Поэтому ты, безумный сле­пец, недостоин даже моего ответа.
Слова святого Георгия привели Ди­оклетиана в ярость. Он повелел принес­ти железные сапоги, в подошвы кото­рых были вбиты гвозди, и раскалить их на огне. Затем это орудие пытки наде­ли на ноги святого и с побоями погна­ли мученика до темницы. Император смотрел, как гнали Георгия, и, насмеха­ясь, говорил:
- Ты теперь скороход, Георгий! Беги же быстрее, как на беговом ристалище!
Но святой воин Христов уже избрал для себя другое ристалище - ристали­ще стяжания мученического венца ради Христа и Его учения, по слову Апостола Павла: Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его... Бегу­щие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить (1 Кор. 9. 23,24).
Святой мученик, бесчеловечно под­талкиваемый жестокими ударами стра­жи, говорил себе:
- Иди, Георгий, иди к венцу нетлен­ному, - и с горячей молитвой призывал Бога: Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои. Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня (Пс. 24. 18, 19). Ненавидят за исповедание Тебя. Но Ты Сам исцели меня, Владыка, и дай мне терпение до конца, чтобы не сказал враг: я силен против него.
Ноги мученика были истерзаны же­лезными сапогами, но дух его не изне­мог. В темнице он не переставал воз­носить молитвы Богу. Ночью страсто­терпец Георгий услышал голос с Неба - Господь исцелил его от жестоких ран.
Утром святого Георгия привели к ца­рю на очередной допрос. Император с удивлением увидел, что мученик ходит, не хромая, будто его ноги еще вчера не были изуродованы раскаленными же­лезными сапогами, и спросил:
- Неужели тебе понравились мои са­поги?
- Вполне, - ответил святой Георгий.
- Доколе ты по своей гордости со­бираешься сопротивляться нам, прибе­гая к волхвованию и магии? - произ­нес царь. - Будь кроток и покорен. От­кажись от своих колдовских хитростей и принеси жертву милостивым богам или я подвергну тебя множеству других мучений и лишу жизни.
Доблестный Георгий ответил импе­ратору:
- Ты подвергал меня лютым пыт­кам и обрекал на неминуемую смерть. А я стою перед тобой и неопровержи­мо свидетельствую о могуществе Хри­ста. Никому не пожелаю мук, которые я перенес. Но если ты пожелаешь уго­товать мне новые пытки - приму и их без страха, ибо надеюсь получить за страдания ради Христа Вечную жизнь. Вы же, язычники, на что надеетесь? Все поклоняющиеся бездушным идо­лам будут гореть в вечном огне.
Гнев снова охватил тирана. Диокле­тиан криком прервал речь святого и, повелев воинам бить его по устам, про­изнес:
-  Пусть воевода Георгий научится не досаждать царю.
Затем святой был страшно избит плетьми и воловьими жилами: импера­тор приказал истязать Георгия до тех пор, пока его плоть не прилипнет к земле.
Но по воле Божией во время пытки -это легко было заметить - мучители страдали больше, чем святой. Импера­тор видел очевидное превосходство страстотерпца Георгия и с огорчением воспринимал его победы в их противо­стоянии.
Император и многие из его свиты были убеждены, что воевода Георгий легко переносит жесточайшие пытки и спасается от лютой смерти с помощью волшебства и чародейства. Занимав­ший при дворе Диоклетиана высочай­шее положение Магненций, друг и со­ветник императора, приблизился к нему и сказал:
-  В Никомедии есть некий Афана­сий, имеющий большие познания в во­рожбе. Он лучший и искуснейший из волхвов. Если ты прикажешь его при­вести, я думаю, Георгий будет побеж­ден и вернется к тебе в повиновение.
Тотчас волхв был призван к царю. Диоклетиан сказал ему:
- Все видели, что творил здесь сквер­ный Георгий, но как он это делал, знае­те только вы, волхвы, искусные в ма­гии. Или победи его в волхвовании и сделай покорным нам, или лиши Геор­гия жизни чародейными травами, дабы он принял смерть от той магии, которой всех удивляет.
Афанасий обещал исполнить повелен­ие императора на следующий день, и му­ченика Георгия отвели в темницу. В ней святой стал призывать Бога на помощь:
- Яви, Господи, мне Твою милость, направь стопы мои к Твоему исповеда­нию и сохрани путь мой в вере Твоей, чтобы везде прославилось имя Твое Пресвятое.
Утром царь снова явился в суд и сел на высоком месте на виду у всех. Волхв Афанасий, гордящийся своим превосход­ством, принес в глиняных сосудах приготовленные им зелья, показал их царю и всем присутствовавшим и произнес:
- Пусть сейчас приведут сюда вое­воду Георгия, и он увидит силу наших богов и моих чар.
Афанасий взял сосуд и сказал импе­ратору:
-  Если хочешь, чтобы безумец Ге­оргий во всем тебе повиновался, пусть он выпьет это зелье. Если же угодно будет твоему суду видеть его горькую смерть, тогда прикажи напоить его из второго сосуда.
По повелению царя святой был тот­час приведен на суд.
- Сейчас твоим волхвованиям, Геор­гий, придет конец, - сказал Диоклетиан и приказал насильно напоить святого магическим напитком.
Мужественный Георгий без колеба­ний выпил зелье, насмехаясь над бесов­ской прелестью, и не покорился язычни­кам. Тогда, кипя от ярости, царь велел напоить его из малого сосуда, наполнен­ного ядом. Святой же не стал ожидать насилия, а сам взял сосуд и выпил смертоносный яд. И снова произошло чудо: с помощью благодати Божией он остался невредимым. Волхв Афанасий недоумевал, почему не подействовал сильнейший яд.
Царь еще некоторое время ждал смерти Георгия, но святой не умер, и тогда Диоклетиан снова обратился к нему:
- До каких пор, Георгий, ты будешь удивлять нас своим колдовством? От­крой нам, какие таинственные магиче­ские силы помогают тебе оставаться живым и совершенно невредимым по­сле лютых истязаний и даже смерто­носного яда? Скажи правду нам, желающим милостиво выслушать тебя.
- Господь научил нас, Своих слуг, не бояться убивающих тело, так как они не могут убить души (ср.: Мф. 10, 28). Мы верим, - отвечал блаженный Геор­гий, - что без воли Божией волос с го­ловы нашей не упадет (ср.: Лк. 21, 18) и смертоносный яд не повредит нам (ср.: Мк. 16, 18). Происходящее со мной подтверждает слова Христа и утвер­ждает истинность Его учения. Не ду­май, о царь, что человек сам может выдержать такие лютые муки. Нет, я спасаюсь призыванием Христа и Его всемогуществом. Только уповая на Не­го, мы, христиане, можем претерпевать любые муки и даже творить чудеса. Наш Бог Христос сказал: ...верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит (Ин. 14, 12).
- Какие же это дела вы способны творить? - спросил царь.
- Исцелять больных, очищать прока­женных, возвращать слух глухим, а зре­ние - слепым, изгонять бесов и воскре­шать мертвых (ср.: Мф. 10, 8) - эти и подобные дела Бога нашего мы можем творить, - отвечал святой.
Тогда Диоклетиан обратился к вол­хву Афанасию:
- Что ты скажешь на это?
- Удивляюсь, - отвечал Афанасий, - как Георгий глумится над твоей крото­стью. Он лжет в надежде избежать твоей державной руки. Мы, наслаждаю­щиеся ежедневно многими благодеяния­ми наших бессмертных богов, еще ни­когда не видали, чтобы они воскресили мертвого. Георгий утверждает, будто не только его Бог может сотворить столь великое чудо, но и верующие в Него способны совершать такие дела. Пусть Георгий воскресит мертвеца перед то­бой и всеми нами, о царь! Тогда и мы покоримся его Богу как Всемогущему. Отсюда видна могила, в которой недав­но похоронен мертвец. Я знал его при жизни, и если Георгий воскресит мерт­вого, то воистину победит нас.
Император изумился такому совету Афанасия. Суд происходил на месте бывшего театра, у ворот города, а мо­гила, указанная им, отстояла от суда на полстадия21 и была за городом, так как по обычаю эллинов их мертвецы погре­бались вне города.
Проконсулу Магненцию очень понра­вилось предложение Афанасия, и он не только упросил царя освободить Георгия от оков, но, когда оковы были сняты, по­обещал отпустить святого мученика, ес­ли он оживит мертвеца, и добавил:
- Если ты сможешь возвратить к жизни мертвого, мы без всякого про­медления уверуем в твоего Бога.
Магненций полагал, что воскресить мертвеца - дело невозможное. Он пред­ложил сделать это Георгию ради на­смешки над нашей святой верой. Георгий, наоборот, считал, что, если будет на то воля Божия, вдохнуть в мертвого жизнь так же легко, как спящему про­снуться, орлу летать, а дельфину пла­вать, и поэтому ответил проконсулу:
- Слова волхва Афанасия справедли­вы: ни ваши боги, ни волхвы никогда не могли воскресить мертвого. Дабы вы не приписывали все совершенное мной ранее колдовству, я перед лицом всех стоящих во всеуслышание призову мое­го Бога, и Господь, Который все сотво­рил из ничего (2 Мак. 7, 28), воскре­сит мертвеца. Совершенно ясно, что ты, император, во власти диавольского за­блуждения, и даже когда воскреснет мертвый, все равно не уверуешь в Ис­тинного Бога. Но ради обращения ко Христу многих благоразумных людей, находящихся здесь, я призову Всемогу­щего Бога, и Он через меня сотворит это великое чудо.
Святой Георгий преклонил колени и горячо, со слезами молился Богу, затем встал и громким голосом воззвал к Господу:
- Боже Вечный, Боже Милостивый, Боже Всемогущий, не посрами уповаю­щих на Тебя. Господи Иисусе Христе, услышь в этот час меня, смиренного Твоего раба, как слышал Ты всегда свя­тых апостолов Своих, творя чудеса и знамения, и воскреси мертвеца, лежа­щего в гробу. О Владыка, покажи ны­не, что Ты Бог Един для всей земли, дабы многие познали Тебя, Господа Всесильного, Коему слава, честь и по­клонение во веки веков. Аминь.
Когда святой произнес: «Аминь», за­гремел гром, затряслась земля, так что все ужаснулись, и крышка гроба упала на землю. Святой Георгий преклонил колени, благоговейно поклонился Госпо­ду, обратил свой взор к небу и стал сла­вословить Бога. И произошло чудо - мертвец ожил, вышел из гроба, припал к ногам святого и стал просить его:
- Раб Бога Вышнего, сподоби меня печати Христовой и спасения.
- Веруй в Бога Животворящего мерт­вых (ср.: Рим. 4, 17) и будешь спасен, -произнес святой.
-  Верую в Бога Живого и Едино­родного Его Сына Иисуса Христа, воз­двигнувшего меня ныне из мертвых по молитве твоей, - ответил воскресший человек.
Многие горожане и воины, свидете­ли этого чуда, поверили в Бога. Молва о случившемся разнеслась по городу: люди рыдали от радости и прославляли Христа и угодника Его Георгия.
Но царь и Магненций, хотя и были сильно удивлены и напуганы, однако не уверовали во Христа, назвали святого мужа чародеем, а само воскрешение -иллюзией мага. Они говорили:
- Георгий - великий волхв. Он под­нял из гроба не мертвеца, а некоего духа или привидение, дабы обольстить народ.
Однако вскоре все убедились, что перед ними не привидение, а действи­тельно живой человек, воскресший из мертвых. Император и вельможи при­шли в великое недоумение и молча ок­ружили Георгия, совершенно не зная, как с ним быть. Волхв Афанасий уверовал во Всесильного Бога Христа и стал рас­каиваться в своих поступках. Он припал к ногам святого и молил мученика про­стить ему согрешения, содеянные в не­ведении. Обращение ко Христу Афана­сия вызвало у царя новое подозрение. Он велел народу умолкнуть и произнес:
-  Нечестивейший Афанасий помог своему собрату волхву Георгию обма­нуть нас. Он дал ему выпить вместо яда безвредный напиток. А в гроб волхвы положили живого человека, ко­торого подговорили изобразить мерт­веца, и на наших глазах как бы воскресили его из мертвых. Теперь вы видите, о мужи, здесь был хитроумный сговор фокусников.
За исповедание Христа император приказал без допроса и пыток отсечь головы Афанасию и воскресшему из мертвых человеку. Так Афанасий пре­терпел смерть от меча, унаследовав соответствующую своему имени22 Веч­ную жизнь на Небесах. Святого же Георгия царь велел держать в оковах в темнице, пока он не придумает, как по­ступить с мучеником.
Император удалился в свой дворец, а святого Георгия увели в тюрьму, где он радовался и благодарил Бога:
- Слава Тебе, Господи, подающему великую силу на Тебя уповающим. Ты укрепляешь меня, недостойного, и с ка­ждым днем посылаешь мне все боль­ше благодеяний. Дай мне вскоре уви­деть славу Твою и посрами до конца диавола, преследующего меня.
Но врагам Божиим не удалось скрыть в темнице благодать, исходившую от святого. Именем Христовым и крест­ным знамением святой исцелял боль­ных. Множество людей, уверовавших во Христа стекалось к тюрьме. Они подкупали стражников, чтобы увидеть святого и получить от него наставление и помощь.
Бедный землепашец Гликерий23 так­же пришел к святому за утешением. Гликерий оплакивал быка, который пал у него под плугом. Святой улыбнулся ему и сказал:
- Иди, брат, и не печалься. Мой Бог, Христос, возвратит жизнь твоему быку.
С твердой верой в слова мученика землепашец вернулся домой и действи­тельно увидел своего быка живым.
Когда Гликерий убедился, что его бык ожил, он окончательно уверовал во Христа и немедленно отправился к свя­тому Георгию. По дороге Гликерий от­крыто, с великой ревностью исповедовал Христа, громким голосом крича на весь город:
- Воистину велик Бог христианский!
Воины императора случайно встре­тили Гликерия, услышали, как он про­славляет Христа, и донесли об этом ца­рю через его телохранителей. Бедного землепашца схватили и привели к Ди­оклетиану. Император даже не удосто­ил его судебного разбирательства и приказал умертвить исповедника. На смерть за Христа Гликерий пошел с радостью, как на праздник, громко призывая и благодаря Бога. За горо­дом воины отсекли ему голову, и бла­женный Гликерий славно закончил зем­ную жизнь, крещенный собственной кровью. Так бедняк, имевший клочок земли в несколько югеров24, стал «вла­дыкой всего райского сада»25.
Советники императора сообщили Ди­оклетиану, что Георгий даже в темнице именем Распятого Христа врачует боль­ных и отвращает народ от отеческих бо­гов. Царь призвал проконсула Магненция и повелел ему наутро приготовить место для суда близ капища Аполлона.
Ночью перед новым испытанием святой Георгий усердно молился, а ко­гда немного задремал, увидел в сонном видении Господа. Христос обнял его, возложил на голову мученика венец и произнес:
- Не бойся, но дерзай. Ты скоро при­дешь ко Мне в Небесное Царство.
Святой проснулся, радостно возбла­годарил Господа и позвал тюремного сторожа:
-  Прошу тебя, брат, об одном бла­годеянии: впусти ко мне моего слугу Пасикрата.
Сторож позвал слугу Георгия, кото­рый постоянно стоял у входа в темницу. Слуга до земли поклонился своему гос­подину, сидящему в оковах, приник к его ногам и заплакал. Святой поднял Пасикрата с земли, попросил быть муже­ственным и сообщил о своем видении:
-  Скоро Господь призовет меня к Себе. После моей смерти возьми мое тело, перенеси его в Палестину и испол­ни все, что я завещал. Имей страх Бо­жий и не отступай от веры во Христа.
Слуга со слезами обещал все испол­нить, а святой на прощанье обнял его и поцеловал.
Утром, как только взошло солнце, император велел привести святого Геор­гия. По совету Магненция царь прики­нулся кротким, он как бы сменил львин­ую шкуру на лисью и стал льстиво бе­седовать с Георгием:
- Клянусь богами, если ты меня по­слушаешь, Георгий, и совершишь жертвоприношение, то получишь высшие по­чести и неисчислимые богатства. Я да­же готов сделать тебя вторым лицом в моем дворце. Пусть боги будут свиде­телями: я человеколюбив и не желаю твоей преждевременной смерти.
- О царь, - ответил святой, - ты хо­чешь оказать мне такую милость после столь лютых пыток и предлагаешь му­ченику забыть о его страданиях?
- Да, - произнес император. - Если ты станешь повиноваться мне, как от­цу, я воздам тебе за страдания, кото­рые ты перенес. Принеси жертву богам.
-  Царь, - предложил святой Геор­гий, - отправимся в храм Аполлона, дабы я смог увидеть твоих богов.
Ответ Георгия обнадежил Диоклети­ана. Он немедленно приказал глашата­ям известить народ, что всем извест­ный христианин совершит в храме Аполлона жертвоприношение. Язычни­ки громкими возгласами приветствовали царя и прославляли могущество и побе­ду своих богов. Жертвы были приготов­лены, и все вошли в храм. Воцарилась тишина. Народ смотрел на Георгия, ожи­дая, когда он совершит жертвоприношение богам. Святой подошел к извая­нию Аполлона, простер руку и обратил­ся к нему, как к живому:
-  Ты ли хочешь принять от меня жертву как бог?
Злой демон, обитавший в идоле, хо­тя и был лжецом, от страха перед свя­тым покорно возвестил правду о себе:
- Я не бог, как не боги демоны, жи­вущие вместе со мной в этом храме. Истинный Бог - Христос, Которого ты исповедуешь. Мы же отступники от Бога, падшие ангелы, бесы, из зависти прельщаем людей.
-  Как вы смеете оставаться здесь, когда сюда пришел служитель истинно­го Бога?!
Как только святой Георгий произнес эти слова и сотворил крестное знаме­ние, храм наполнился стонами и вопля­ми: демоны стали покидать идолов. За­тем статуи, словно по мановению могу­чей руки, стали взлетать и, падая, раз­биваться вдребезги.
Что же было потом? Ревностные язычники, подстрекаемые жрецами, бро­сились бить святого и потребовали:
-  Убей этого волхва, о император, убей его прежде, чем он погубит нас!
Слух о чуде в храме Аполлона рас­пространился по всему городу и дошел до царицы Александры. Царица решила более не скрывать своей веры во Хри­ста и немедленно отправилась к велико­мученику Георгию. Она издалека увиде­ла святого, но не смогла пройти к нему сквозь толпу и стала громко взывать:
- Бог Георгиев, помоги мне! Ты Один Всесилен.
А Диоклетиан велел подвести муче­ника к себе и, бледный от ярости, ска­зал святому:
- Вот как ты приносишь жертву бо­гам? Больше я не позволю тебе глумить­ся над непобедимыми богами!
-  О безумный царь, - отвечал свя­той Георгий, - постыдись называть де­монов непобедимыми богами. В храме Аполлона все видели, как демоны были побеждены и с позором бежали, а кумиры повержены мной крестным зна­мением.
Пока святой говорил, царица Алек­сандра пробилась через толпу и прибли­зилась к мученику. Затем она перед всеми дерзновенно исповедала Христа, Истинного Бога, стала высмеивать идо­лов и поносить тирана. Император был чрезвычайно изумлен, увидев царицу Александру, прославлявшую Христа, уничижавшую кумиров, их служителей и самого Диоклетиана. Когда же цари­ца припала к стопам святого, импера­тор спросил:
- Что с тобой, Александра? Неуже­ли и ты вместе с волхвом Георгием бесстыдно отрекаешься от богов?
Святая Александра отвернулась и не ответила императору. Тогда Диоклетиан уже не стал пытать ни Георгия, ни ца­рицу, а вынес смертный приговор обоим:
- Георгий, непримиримый поборник Христа, не внял нашим уговорам и уг­розам и вместе с царицей Александрой, совращенной его волхвованием, вос­стал против отеческих богов и дерзко осмеивал меня. За поругание наших бо­гов и тяжкие оскорбления императора повелеваю усечь мечом головы комита Георгия и царицы Александры.
Воины повели мучеников за город к месту казни. Благороднейшая царица с радостью последовала за святым Геор­гием. Она, горя духом, молилась и, при­зывая имя Господа, часто устремляла глаза к небу. В пути царица изнемогла, присела на дороге у стены, приклонила голову к коленям и предала дух свой Богу. Когда Георгия привели к месту казни, он попросил освободить его от оков и стал вслух молиться:
-  Господи из глубины сердца взы­ваю к Тебе. Ты - надежда моя, Гос­поди Боже, упование мое от юнос­ти моей (Пс. 70, 5). Ради исповедания Имени Твоего подвизался я в этой бра­ни. Укрепи меня в мой смертный час. Благословен Ты, ибо не предал меня в добычу ищущих меня и не возвеселил врагов моих. Подай врагам моим про­щение и любовь, просвети их, ибо Ты хо­чешь, чтобы все люди спаслись и до­стигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Прости мои прегрешения вольные и не­вольные. Прими душу мою, избавь ее от злых духов и причти меня к избран­никам Твоим.
Затем святой Георгий преклонил го­лову и был усечен мечом26. Слуга воево­ды Георгия Пасикрат27 до конца сохранил верность своему господину. Он не толь­ко присутствовал при подвигах и муче­нической кончине всехвального Георгия, но и достоверно записал все о его дея­ниях. Блаженный Пасикрат в точности исполнил завещание святого. Он перенес и похоронил драгоценное сокровище - тело великомученика - в Палестине28. От святых мощей Георгия множество людей получили исцеление и помощь29.
О великий угодник Божий Георгий! Ты в решающей битве с языческим нечестием за исповедание Христа пре­терпел самые жестокие истязания и казнь и получил нетленный венец. Ты, всехвальный страстотерпец Георгий, стал знаменем для многих тысяч мучеников, последовавших твоему примеру. Ты, славный воин Христов Георгий, воистину совершил великий подвиг, побе­див врага рода человеческого - диавола и за это наречен Победоносцем.
Примечания:

1 Авторы надеются, что это повествование о Житии и чудесах святого великомученика Георгия может быть использовано при составлении будущей Четии-Минеи.
2  Святитель Андрей Критский. Похвальное слово великомученику Георгию. Гл. 1.
3 Современник Георгия историк Сульпиций Север так свидетельствует о Диоклетиановом го­нении: «Никогда и никакой войной не была так опустошаема земля и никогда христиане не побеж­дали с таким торжеством».
4 Император Диоклетиан царствовал с 284 по 305 год.
5 Святой Георгий считается покровителем земледельцев и пастухов и охранителем их стад. По­этому в Георгиев, или Юрьев, день в России благочестивые жители сел и деревень, выгоняя по­сле зимы скот на пастбища, служат водосвятные молебны великомученику Георгию с окроплением святой водой пастухов и скота.
6  Святитель Андрей Критский. Указ. соч.
7 Упоминание о том, что слуга Пасикрат присутствовал при истязаниях Георгия и его казни и делал записи о всем происходившем, сохранились во многих древних рукописях.
8 Каппадокия - область в восточной части Малой Азии.
9 В некоторых очень древних Житиях святого Георгия указывается имя его отца - Геронтий и матери - Полихрония. По некоторым источникам, Геронтий был военачальником Каппадокии. Гру­зинская Православная Церковь называет святую равноапостольную Нину племянницей святого Георгия по отцу.
10 Когорта - подразделение численностью от 500 до 1000 воинов.
11  Назначение Георгия начальником этой когорты было до войны в Персии 296-297 годов (см. ссылку 13). Следовательно, в 296 году Георгию было уже не менее 20 лет, то есть он ро­дился не позднее времени воцарения императора Проба в 276 году.
12 Инвиктиор в переводе с латыни означает «непобедимый».
13 Эта война с персами была в 296-297 годах. Император Диоклетиан поручил в 296 году Галерию Максимиану выступить в Месопотамии вместе с армянским царем Тиридатом против пер­сов. Галерий потерпел поражение около Карр от персидского царя Нарсеса, но в 297 году он с помощью Диоклетиана одержал решительную победу над персами в Армении и заставил их усту­пить римлянам пять провинций. Армения была возвращена Тиридату и вновь подпала под влия­ние Рима. Прочный мир и спокойствие на этой границе были установлены на 50 лет.
14 Комиты (comites), «спутники», - приближенные императора, сопровождавшие его во время путешествий и получавшие содержание. При императоре Диоклетиане, часто находившемся в по­ходах, его двор приобрел статус ставки верховного главнокомандующего и назывался comitatus. Поэтому титул «комит» стал применяться ко всем высшим военным чинам империи в ставке импе­ратора. Так как комиты составляли свиту императора и вместе с тем были его советниками, то должность эта считалась очень почетной. Специально же комитами назывались офицеры второго ранга (viri spectabiles), командовавшие соединением нескольких отрядов.
15 Евсевий Памфил, епископ Кесарийский. Церковная история. Москва, 1993.
16 Диоклетиан был ярым приверженцем древней римской религии. Он расходовал громадные суммы денег из государственной казны на строительство языческих храмов. Диоклетиан обвинил христианских священников в колдовстве, которым они срывали все его начинания. 23 февраля 303 года, в день Термина, бога границ и пределов, император издал первый эдикт против христиан и приказал сжечь их храм в Никомедии. Вскоре после этого императорский дворец в Никомедии дважды охватывали пожары. Это совпадение послужило поводом для бездоказательного обвине­ния христиан в поджогах дворца и усиления гонений.
17 Вначале император осмелился пролить кровь лишь немногих рабов Божиих, так как значи­тельная часть его армии состояла из христиан. Современник святого Георгия епископ Кесарийский Евсевий Памфил повествует: «Император объявил войну не всем нам сразу, а испытал свои силы сначала только на войске. Он думал, что ему легко будет уловить и остальных, если он одолеет сопротивление военных. Многие воины немедленно и безусловно предпочли исповедание Христа своему благополучию и славе. Большинство военных решили уйти со службы и стать простыми гражданами, лишь бы не отрекаться от веры в Творца вселенной. Император выбирал в войсках одного-двух человек, которые за свое крепкое стояние в вере платили не только потерей звания, но и жизнью».
18 Никомедия - в древности крупный город Римской империи, находившийся на северо-западе Малой Азии. При Диоклетиане Никомедия была резиденцией императора и фактической столицей восточной части Римской империи. Ныне на месте некогда знаменитой Никомедии находится город Измит.
19 День памяти святых мучеников Анатолия и Протолеона - 23 апреля/ 6 мая.
20 Можно предположить, что царица Александра была вдовой одного из императоров, правив­ших Римской империей до Диоклетиана. В период с 270 по 284 год сменилось пятнадцать импера­торов. Во многих русских житийных текстах и у святителя Димитрия Ростовского царица Алек­сандра названа женой императора Диоклетиана. Но единственной женой Диоклетиана была Приска, а женой его соправителя императора Галерия - Валерия, дочь Диоклетиана. Обе они погибли в 313 году, когда были уничтожены все родственники Диоклетиана. Очень важно отметить, что ни у Симеона Метафраста, ни в «Ватиканском кодексе» 916 года, ни в ряде других византийских и латинских древних текстов царица Александра не называется женой Диоклетиана.
21 Стадий - мера длины, равная приблизительно 185 м.
22 Имя Афанасий по гречески означает «бессмертный».
23 Блаженный Симеон Метафраст упоминает, что Гликерий был самарянином.
24 За югер у древних римлян принималась площадь, которую можно вспахать за день парой быков. Югер   равен 2518,2 кв. м.
25 Блаженный Симеон Метафраст. Гл. 21.
26 Кончина святого великомученика Георгия последовала в 303 году, в пятницу, в семь часов вечера 23 апреля/6 мая.
27 В коптском апокрифе повествуется, как Пасикрат перенес и похоронил тело святого в со­провождении двух христиан - Лукиоса и Киринеоса, слуг святого Георгия.
28 Святой великомученик Георгий был погребен в Лидде. Первый небольшой храм в честь свя­того Георгия в Лидде был построен еще при императоре Константине Великом. В этот храм ко времени его освящения 3 ноября были перенесены мощи святого. Поэтому в дошедшем до наших дней месяцеслове Сирийской Церкви 1030 года 3 ноября значится праздничным днем перенесе­ния мощей святого Георгия в Лидду. Археологические исследования доказали, что сохранившаяся наиболее древняя алтарная часть храма в Лидде была построена в VI веке при Юстиниане Вели­ком. Во время сарацинского нашествия этот храм, являвшийся главным украшением Лидды, неод­нократно подвергался частичному разрушению и восстанавливался. В 1871 году Иерусалимская Церковь обратилась с воззванием к российским георгиевским кавалерам с просьбой о пожертво­ваниях на восстановление этого храма. По высочайшему повелению Императора Александра II из сумм капитула Ордена было отпущено 3000 рублей. Деньги, выделенные российским правитель­ством, и пожертвования благотворителей дали возможность восстановить храм великомученика в Лидде. Его освящение состоялось в 1872 году 3 ноября, в тот же день, когда храм был освящен впервые. В нашем церковном календаре под 3 ноября отмечена память об этом событии.
29 Мощи святого Георгия (вероятно, в VIII веке) были разделены, и большая их часть перене­сена в другие города. Ныне части мощей святого великомученика почивают в Лидде, Рамле, Риме (в храме, посвященном великомученику, хранится также его копье и хоругвь), Иерусалиме, Каире, в монастырях на Святой Горе Афон, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и в Москве (в Богояв­ленском соборе и в храме Воскресения Христова в Сокольниках).

Составили  А. БУГАЕВСКИЙ, игумен ВЛАДИМИР (Зорин)

Календарь

8 ноября 2024 г. ( 26 октября ст.ст.), пятница. Великомученика Димитрия Солунского. Воспоминание великого и страшного трясения. День постный.

сегодня

08.00 – Божественная Литургия. Панихида

17.00 – Вечернее богослужение. Молебен праведным Петру и Февронии Муромским. Молебен о беременных женщинах

ЗАДАТЬ ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ
ПОМОЛИМСЯ ВМЕСТЕ

Объявления