"Благая беседа" - Православный форум

Жизнь Церкви => Богословские темы => Тема начата: Елена_K от Январь 13, 2013, 09:40:24 am

Название: Отношение к смерти
Отправлено: Елена_K от Январь 13, 2013, 09:40:24 am
Можно ли рассматривать жизнь как подготовку к смерти? По крайней мере, христианин может так воспринимать свою жизнь?

А можно жить и радоваться тому тоже, что когда-нибудь умрешь, хотя и знаешь, что готов к этому никогда не будешь, равно как и ко Причащению?

Это совершенно не означает для мирянина полного отречения от мира и его негреховных радостей, прошу сразу обратить внимание на эту мысль.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Кирилл от Январь 13, 2013, 13:05:16 pm
Можно ли рассматривать жизнь как подготовку к смерти? По крайней мере, христианин может так воспринимать свою жизнь?

А можно жить и радоваться тому тоже, что когда-нибудь умрешь, хотя и знаешь, что готов к этому никогда не будешь, равно как и ко Причащению?

Это совершенно не означает для мирянина полного отречения от мира и его негреховных радостей, прошу сразу обратить внимание на эту мысль.

И да и нет.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Елена_K от Январь 13, 2013, 13:06:00 pm
А что нет?
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Solmer от Январь 13, 2013, 17:11:39 pm
ИМХО
Мне кажется что жизнь это подготовка к будущей жизни,  смерть что то типа дверей.
жизнь на земле это как школа)
Радоваться мне кажется нужно все таки жизни,  хотим мы этого или нет нам придется пройти через двери смерти, мы не знаем точно что нас там ждет, а радоваться неизвестности... хотя каждый решает сам.  Готовиться и думать о смерти все таки стоит.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Кирилл от Январь 13, 2013, 19:01:02 pm
А что нет?

Жизнь это подготовка к смерти, кем ты закончишь жизнь. "Нет" нет потому что жизнь это подготовка к другому миру, к жизни, к будущему приходу Христа, воскрешению и суду.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Елена_K от Январь 13, 2013, 19:58:42 pm
А что нет?

Жизнь это подготовка к смерти, кем ты закончишь жизнь. "Нет" нет потому что жизнь это подготовка к другому миру, к жизни, к будущему приходу Христа, воскрешению и суду.

Ну так а что "нет"? Ведь Апостол Павел тому и радовался, что умрет не потому, что жизнь закончится, а потому, что далее - жизнь со Христом.

21Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение.

22Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.

23Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; 24а оставаться во плоти нужнее для вас.


Послание к Филиппийцам святого апостола Павла, Глава 1.

С другой стороны, многие великие святые боялись смертного часа, то же Серафим Саровский: "Как мне умирать-то будет?" Часто приводимые Осиповым примеры:
Пимен Великий говорил: "Поверьте, братие, куда будет ввержен сатана, туда буду ввержен я"; Сисой Великий умирал, и лицо его просветилось, как солнце, так что на него невозможно было смотреть, а он умолял Бога дать ему еще немного времени на покаяние.

А вот игумен Никон (Воробьев):
Скорбящим у его постели он говорил: «Меня нечего жалеть. Надо благодарить Бога, что я уже окончил земной путь. Никогда мне не хотелось жить, не видел я ничего интересного в этой жизни и всегда удивлялся, как это другие находят что-то в ней и цепляются за нее из последних сил. Хотя я ничего не сделал за свою жизнь доброго, но искренне всегда стремился к Богу. Поэтому надеюсь всей душой на милость Божию. Не может Господь отринуть человека, который всегда всеми силами стремился к Нему. Мне вас жалко. Что-то вас еще ожидает? Живые будут завидовать мертвым».

Никогда ему жить не хотелось, значит никогда и смерти не боялся? Но много ли у нас таких учителей необходимости видеть свои грехи, каяться?

Макарий Оптинский:
Сердечно прискорбно читать о частых твоих недугах... Да ты же еще стала так малодушна и боязлива смерти; милостив Господь, ты еще поживешь с нами, не устрашайся так, как ты боишься смерти. Истинная память смерти не имеет такого малодушного страха, какой вижу в тебе, но оная побуждает к любомудрию и к доброму жительству (IV, 45, 95).

Вот такое разнообразное отношение... Откуда такое разнообразие?
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Священник Роман Зимин от Январь 13, 2013, 21:07:03 pm
Видимо, то самое радостопечалие. От переживания милости Божией и упорной своей неспособности её принять.

Мне ведомо, что близок день Суда
И на Суде нас уличат во многом…
Но Божий Суд не есть ли
встреча с Богом?
Где будет Суд? Я поспешу туда.

/Григор Нарекаци, X в./
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Священник Александр Орешин от Январь 14, 2013, 00:23:25 am
Можно ли рассматривать жизнь как подготовку к смерти? По крайней мере, христианин может так воспринимать свою жизнь?
А что понимать под смертью?
Смерть это не есть что-то естественное. Бог создал человека бессмертным, и только с грехом болезни и смерть пришли в мир.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Надежда от Январь 14, 2013, 02:08:37 am
И тем не менее мы все родились для того что-бы умереть. Отношение христианина к смерти должно быть спокойное и сознательное. И не надо "прятать голову в песок", и думать что смерть где-то далеко.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Алексей' от Январь 14, 2013, 11:28:47 am
Мне по душе такое отношение:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Елена_K от Январь 14, 2013, 17:43:24 pm
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.


Как Вы это понимаете, можно более развернуто своими словами?
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Алексей' от Январь 14, 2013, 18:45:26 pm
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.


Как Вы это понимаете, можно более развернуто своими словами?
Так, что было время жить, есть время помереть. И слава Богу! Значит труды наши кончены. И близка обещанная Встреча.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Алексей' от Январь 15, 2013, 18:08:52 pm
Можно ещё так: "В руце Твои предложу дух мой: избавил мя еси, Господи Боже истины". (Пс.30:6) Тоже очень хорошо, по-моему.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Елена_K от Январь 16, 2013, 07:46:09 am
Может, есть два образа, как люди спасаются? Одни, по своему характеру, Как Пимен и Сисой великие, спасаются преимущественно видением своего греха с великой любовью ко Господу, а у других акцент на стремление к Богу, при само собой, ненавидении греха, но не таком глубоком? Я имею в виду, что у всех то и другое есть и отдельно быть не может, но разные акценты переживаний? Вот как образ одной горы: есть путь короткий и крутой, а есть пологий, но дольше?

Или может, глубокое видение своей греховности более свойственно преподобным затворникам, а живущим в миру - менее, и Господь за стремление в Нему снисходит к ним Своей милостью и даром дает любовь к Нему? Как игумен Никон говорил: Хотя я ничего не сделал за свою жизнь доброго, но искренне всегда стремился к Богу.

Может быть два образа, как спасаются люди?
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Надежда_ от Январь 16, 2013, 09:53:32 am
Мне думается, что видение своих грехов открывается по мере духовного возрастания. Чем больше человек духовно возрастает и по милости Божией ближе подходит к Богу, тем больше он видит своих грехов. На те которые он ранее и подумать не мог, что это грехи видит, что это грех.

Чем отличается жизнь монастырская от мирской. В монастырях есть возможность гораздо больше времени проводить в молитве или общении с Богом. Потому монахи, а тем более затворники могут быть ближе к Богу. Потому и грехов своих видят больше. Но в миру Господь нам тоже показывает свою греховность. Просто частенько мы ее не видим, потому что не доросли до понятия какого-то греха.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Алексей' от Январь 16, 2013, 13:47:19 pm
Если бы человек сразу вдруг воочию увидел все свои грехи, то это видение, пожалуй, его бы и раздавило. Думаю, не следует непременным условием спасения человека ставить полное осознание им своего греха. Главное - осознание своей греховности.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Надежда_ от Январь 16, 2013, 14:00:48 pm
Если бы человек сразу вдруг воочию увидел все свои грехи, то это видение, пожалуй, его бы и раздавило. Думаю, не следует непременным условием спасения человека ставить полное осознание им своего греха. Главное - осознание своей греховности.
Согласна, думаю, что никто не видит все свои грехи. Если даже знание немногих - это очень тяжелый груз. Думаю, что Спасением для человека является, осознание, что без Бога ничего не можешь. Не можешь элементарно, победить малый грех, например, вспыльчивость. И именно через понятие греховности это понятие приходит, а далее идет видение, что ты не лучше других и постепенно приходит хотя бы уважение других, не на словах, а на деле. Высшей степенью является любовь к другим. Проявляется это как, например, Серафим Саровский говорил всем, приходившим к нему "Радость моя"

Потому при духовном возрастании и видится больше грехов человеку, чтобы не забывал, кто он есть.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Алексей' от Январь 16, 2013, 16:09:32 pm
Вот ещё отношение к смерти: "...О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?" (Матф.17:17). Так хочется иногда сказать.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Алексей' от Январь 16, 2013, 18:35:45 pm
Потому при духовном возрастании и видится больше грехов человеку, чтобы не забывал, кто он есть.
Поэтому, как случится человеку подумать, что он стал свободным от какого-то греха, так сразу он в него и впадает. А случится помнИть, что стяжал какую-то добродетель, так он её и лишается.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Наталия Хучуа от Январь 17, 2013, 00:10:09 am
Потому при духовном возрастании и видится больше грехов человеку, чтобы не забывал, кто он есть.
Поэтому, как случится человеку подумать, что он стал свободным от какого-то греха, так сразу он в него и впадает. А случится помнИть, что стяжал какую-то добродетель, так он её и лишается.
Вот так нас Господь Промыслитель смиряет...
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Елена_K от Январь 17, 2013, 07:42:36 am
Вот ещё отношение к смерти: "...О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?" (Матф.17:17). Так хочется иногда сказать.

Оно, правда, безгрешный Господь сказал...   ::) Но я согласна с Осиповым, что жизнь - это исправительные работы.  :) Например, если верующий обретается в кругу преимущественно атеистически настроенных родственников и коллег, это тяжеловато для души, даже и поговорить не с кем. Два слова молвить нельзя о том, что наполняет душу, поделиться радостью, потому что лица сразу каменные становятся и недовольные, непробиваемая стена вокруг. Нет-нет, никто ничего не скажет, но это молчание...
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Алексей' от Январь 17, 2013, 15:32:37 pm
Да. Чтоб такое говорить, нужно самому быть без греха.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Надежда от Январь 21, 2013, 00:51:09 am
А все же, как мы относимся к смерти?  Сталкиваюсь с тем, что большей частью у невоцерковленных людей, даже просто произнесенное слово «смерть», вызывает  страх. Как- то в одной моей паломнической поездке оказались две молодые девушки, явно «случайные», и когда дежурная монахиня порекомендовала им на ночь одеть  платочки, сказав, что так  в монастыре положено, поскольку мы не знаем, вдруг в эту ночь мы умрем, то они с испуганными глазами стали махать руками, и возмущаться, что так  говорить нельзя.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Елена_K от Январь 21, 2013, 08:37:06 am
Помню, читала у нашего владыки Вениамина (Федченкова) такую историю, поразила меня своей благодатью:

Умерла жена-старушка

Ныне я из собора подъехал на машине к дому. Идёт мимо женщина, лет 60 с лишним. Увидев меня, ласково улыбается. А навстречу ей – почтенный интеллигентный старый человек. Обоим я сказал: «здравствуйте». Она молчала. Со старцем разговорились. Он снял шапку и всё время разговора стоял с открытой головой.

– А у меня два дня тому назад умерла жена, – сказал он неожиданно.
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Надежда_ от Январь 21, 2013, 08:43:26 am
Знаете, именно православие накладывает такое отношение человека к смерти.
Для нас - это переход в жизнь вечную. За усопших надо помолиться, чтобы им там было легче, если сразу не попали в рай и вымолить их грехи. Это ли не любовь к ближнему. И тогда мы остаемся духовно с ними соединены. И воспринимаем, что на все воля Божия.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Solmer от Январь 22, 2013, 20:40:37 pm
Вот ещё отношение к смерти: "...О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?" (Матф.17:17). Так хочется иногда сказать.

Оно, правда, безгрешный Господь сказал...   ::) Но я согласна с Осиповым, что жизнь - это исправительные работы.  :) Например, если верующий обретается в кругу преимущественно атеистически настроенных родственников и коллег, это тяжеловато для души, даже и поговорить не с кем. Два слова молвить нельзя о том, что наполняет душу, поделиться радостью, потому что лица сразу каменные становятся и недовольные, непробиваемая стена вокруг. Нет-нет, никто ничего не скажет, но это молчание...
На исправительные работы отправляют за что то,  получается не родившись согрешили или согрешили тем что родились?
Умножаю умножу скорбь твою...
то есть чем больше людей тем больше греха?
Мгновеньями Он виден, чаще скрыт.
За нашей жизнью пристально следит.
Бог нашей драмой коротает вечность!
Сам сочиняет, ставит и глядит.
Так получается что ли?
откуда взялись понятия рая и ада, напоминает религию египтян, жизнь,  смерть,  весы,  итог... Христианство представляется как религия основанная на страхе,  мол не греши везде найду...
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Надежда_ от Январь 23, 2013, 00:08:04 am
откуда взялись понятия рая и ада, напоминает религию египтян, жизнь,  смерть,  весы,  итог... Христианство представляется как религия основанная на страхе,  мол не греши везде найду...
Понятия рая и ада взято из Писания.

По суд тоже написано в Писании
Матф. 25:31-34,46
31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную

Неверное представление о страхе. В православии страх - это страх перед Богом, страх согрешить и тем остаться без Бога. Господь то вездесущ. Ему не надо нас искать. Это нам надо стараться к нему иди. Жизнь на земле, мне кажется дана человеку, для познания,что без Бога человек ничто. И именно в православии дается самый короткий путь к Богу,через любовь к Богу, любовь к ближним.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Надежда_ от Январь 23, 2013, 06:41:52 am
И именно в православии возможно Спасение по учению святых отцов
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Елена_K от Январь 23, 2013, 08:11:30 am
На исправительные работы отправляют за что то,  получается не родившись согрешили или согрешили тем что родились?
... Христианство представляется как религия основанная на страхе,  мол не греши везде найду...

Вот Осипова Вы не смотрите, сразу видно.  :) Исправляем в Господе наше поврежденное грехом естество, которое иначе опять вняло бы в каждом из нас искушению сатаны: "Будете как боги", т.е. можете жить райской жизнью и без Бога. И тогда мы все, рождаясь в раю, опять повторяли бы грех Адама и Евы, отпадали от Бога. Исправление состоит в том, чтобы мы поняли, что без Бога не можем никак, полюбили бы Его добровольно так, что просто никак не смогли бы повторить грех Адама и Евы. Адам-то и Ева смогли. Бог не хотел делать нас "непадательными" насильно. Ему нужно наше сердце, сыновняя любовь и преданность. За это Бог дарит, прежде всего, Самого Себя, а там и прочие райские радости. Не маленький дар!

А насчет страха - действительно, со стороны наша религия может такой показаться, что кругом одно сплошное "не можно", и никаких радостей жизни.  :D Со стороны.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Надежда_ от Январь 23, 2013, 08:38:55 am
мне понравилось как сказал о.Олег Стеняв, что Заповеди нам даны как зеркало, чтобы видеть какими мы должны стать. Алексей Ильич говорит, что Заповедями Господь говорит человеку не делай или делай в зависимости от заповеди и тебе будет хорошо. Не завидуй, например и люби другого как самого себя.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Священник Александр Орешин от Январь 23, 2013, 13:08:06 pm
откуда взялись понятия рая и ада, напоминает религию египтян, жизнь,  смерть,  весы,  итог... Христианство представляется как религия основанная на страхе,  мол не греши везде найду...
Вы знаете, на начальном этапе духовного становления наверное так и есть, страх наказания и ожидание награды. Однако же, Христианство - есть религия основанная на любви.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Solmer от Январь 23, 2013, 13:24:52 pm
Но сам Христос чаще употребляет понятие Царство небесное и помоемому оно немного отличается от понятия рая, рай как место куда должны придти после смерти если Бог разрешит, а царство небесное это то что внутри нас и то к чему мы можем прикоснуться уже на земле и пронести с собой через дверь смерти.  рай и ад это дуализмы, такие же как добро и зло, интерес в сравнении которых,  возник после употребления плода. Рай и ад не места в мирозданье, это две половинки души - и с этим выСказыванием я согласен.  без моего бытия или прекращении его во времени, все теряет смысл и любовь и страх, для меня пропадает и смысл и истина.  То есть жизнь подаренная один раз должна быть вечной,  и  растраиваться из за того что мне придется оставить "шкуру", так как после грехопадения это стало естественным процессом,  зная что сохраниться моя суть не вижу смысла.  Ни я первый ни я последний. 
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Надежда_ от Январь 23, 2013, 16:28:46 pm
Знаете слова рай и Царства Божие - синонимы. Рай - это как понятие Иисуса Христа. Он истинный Бог и истинный человек. Так и Царство Божие - это и внутрь нас есть и место куда были помещены первые люди и куда помещаются праведники, когда переходят в жизнь вечную. http://azbyka.ru/dictionary/16/ray-all.shtm (http://azbyka.ru/dictionary/16/ray-all.shtm)l

По святоотеческому учению Царство Божие в этом веке не приходит внешним образом, но обретается внутри человека. Об этом сказал Иисус Христос: "Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук. 17:20-21).
http://azbyka.ru/dictionary/22/tsarstvo_bozhie-all.shtml (http://azbyka.ru/dictionary/22/tsarstvo_bozhie-all.shtml)

Вообще двойственность понятий характерна и в природе. Например, элементарные частицы, они ведут себя то как волны, то как материя.
Название: Re: Отношение к смерти
Отправлено: Надежда от Январь 24, 2013, 00:56:20 am
откуда взялись понятия рая и ада, напоминает религию египтян, жизнь,  смерть,  весы,  итог... Христианство представляется как религия основанная на страхе,  мол не греши везде найду...
Вы знаете, на начальном этапе духовного становления наверное так и есть, страх наказания и ожидание награды. Однако же, Христианство - есть религия основанная на любви.
Правильно конечно -  Христианство - есть религия, основанная на любви, т.е. Господь любит нас, а мы любим Господа.  Но страх, как ожидание наказания - явно не от любви. Любовь к Богу рождает один страх, который при духовном возрастании «крепчает» - это страх огорчить Господа, содеянными грехами, страх «отпасть» от Господа.
Смерть духовная начинается еще в "живых телах". Смертельным для души является полное неверие в Бога, ожесточение, постоянное оскорбление любви Божией.
Другая сторона смерти – успение. Это именно та смерть, к которой мы готовимся и "Бог принимает душу в свои объятия".