Несть бо власть аще не от Бога

Автор OLEG, августа 24, 2010, 20:42:17

« назад - далее »

OLEG

Здравствуйте, отец Александр.
Разрешите вопрос -
"Несть бо власть аще не от Бога" - каков перевод на современный русский язык?
И какие на Ваш взгляд глобальные проблемы наших дней эта фраза обнажает.
Спасибо.

Священник Александр Усатов

Уважаемый Олег!
Вы цитируете на славянском языке текст из послания к Римлянам апостола Павла.
Вот Синодальный перевод этого отрывка в контексте:
Цитировать1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести.
6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
(Рим.13:1-9)

В переводе еп.Кассиана цитируемый Вами текст выглядит так:
Ибо нет власти, кроме как от Бога, а существующие поставлены Богом.

На мой взгляд, эти слова указывают на весьма интересную тему взаимодействия Церкви и государства.
Подробно об этом сказано в официальном документе нашей церкви - Основах социальной концепции Русской Православной Церкви
http://www.mospat.ru/ru/documents/social-concepts/iii/
Там цитируется приведенный мной отрывок и дан такой комментарий:
Апостолы учили христиан повиноваться властям независимо от их отношения к Церкви. В апостольский век Церковь Христова была гонима и местной иудейской властью, и государственной римской. Это не мешало мученикам и другим христианам тех времен молиться за гонителей и признавать их власть.

Однако не стоит путать власть с анархическими группировками. Бунтарей, осуществивших октябрьский переворот свт.патриарх Тихон не признавал за власть до тех пор, пока их не поддержало большинство россиян и пока они не взяли в свои руки ответственность за порядок в стране.
После этого, несмотря на безбожие власти и гонения на христиан, свт.Тихон сказал, что "советской власти он не враг".

Священник Александр Усатов

В этой же главе Концепции сказано про конфликтные ситуации:
Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению.
Отсюда вывод, что есть масса способов влиять на решения государства мирным и законным методом. Не обязательно бунтовать сразу

Священник Александр Усатов

Тертуллиан во II веке писал:
"От сердца молимся с распростертыми руками о долгоденствии императоров, о благосостоянии империи, о храбрости воинов, о верности сената"
И это в то время, когда империя гнала и убивала христиан