Тихон Задонский

Автор PAVEL24, декабря 18, 2024, 12:37:15

« назад - далее »

PAVEL24

Святитель Тихон Задонский скончался 13 августа 1783 года. Погребён был в Задонском Рождество-Богородицком монастыре, в склепе во Владимиской церкви. В 1846 году, при разборе этой церкви обнаружилось, что склеп, в котором хранились останки, разрушался. Обветшавший гроб был повреждён упавшими на него кирпичами. Во время подготовки к замене гроба, причастные к этому сообщили, что его облачение «найдено целым», а «тело его обретено нетленным». И всё это несмотря на, мягко говоря, не самые благоприятные условия для сохранения тела. В 1860 году синодальная комиссия произела обследование гробницы и подтвердила факт нетленности мощей.  В комисию вошли:митрополит Киевский Исидор, местный преосвященный архиепископ Иосиф и архимандрит московского Покровского монастыря Паисий, два человека из задонского духовенства и два иеромонаха Задонского монастыря. 19 мая оно засвидетельствовли факт нетленности мощей и облачения святителя Тихона.

После этого Священный синод направил императору Александру II прошение о причислении Тихона Задонского к лику святых и сделать памятным днем 13 августа. Прошение император Александр подписал так: «Согласен с мнением Святейшего Синода. Александр». На соновании этого факта Священный синод постановил признать это тело мощами святыми.

13 августа 1861 года в Задонске в торжественной обстановке при огромном стечении паломников со всех концов России митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) в сослужении многочисленных иерархов и духовенства открыл мощи святителя Тихона. В 1862 году Фёдор Верховцев выполнил раку с сенью для мощей Тихона Задонского. В ней 35 пудов серебра и 1 пуд золота. Но, как оказалось, самое интересное было впереди.

После революции и установении власти большевиков, в 1919 ЧК, активно заниавшаяся вопросами религии, приказала монахам вскрыть святе мощи. Весь процесс снимался на плёнку. И вот что написано в отчёте о вскрытии: мощи представляют собой выветрившийся череп и истлевшие от времени, рассыпающиеся при прикосновении части костей. Грудь и позвонки заменет железный каркас, облик человеческой фигуры этим останкам был придан при помощи картона, ваты и бинтов.

Итак, причисление к лику святых произошло по факту обнаружения нетленности мощей, никак иначе.
Исходя из этого факта можно сделать вывод о том, что мы имеем два варианта развития событий.
1. Останки святителя, истлели от времени также, как любые другие останки, а синодальная комиссия выдала ложную информацию, обманув царя и причислив Тихона Задонского к лику святых. Получив таким образом очередной культ и место поломничества, со всеми вытекающими отсюда выгодами для прихода в частности и церкви в целом.
2.Останки на момент первого вкрытия действительно были не тленны, но после смены места их хранени начали разлагаться, под воздействием естественных природных процессов.

Какой вывод можно сделать: что в первом, что во втором случае, никакого чуда здесь нет. Это обман или банальная ошибка. Третьего не дано.

Отсюда возникает вопрос: есть ли какое-то официальное мнение у РПЦ на этот счёт (поскольку случай не единственный)? Если да, то какое, считают ли они это банальной ошибкой или же сё таки сознательным введением в заблуждение? Изменился ли статус Тихона Задонского в РПЦ с учётом вышеперечисленных фактов: если да, то как, если нет, то почему?
Как священники, по своему субъективному мнению, относятся к таким случаям?

PAVEL24

Цитата: PAVEL24 от декабря 18, 2024, 12:37:15  Святитель Тихон Задонский скончался 13 августа 1783 года. Погребён был в Задонском Рождество-Богородицком монастыре, в склепе во Владимиской церкви. В 1846 году, при разборе этой церкви обнаружилось, что склеп, в котором хранились останки, разрушался. Обветшавший гроб был повреждён упавшими на него кирпичами. Во время подготовки к замене гроба, причастные к этому сообщили, что его облачение «найдено целым», а «тело его обретено нетленным». И всё это несмотря на, мягко говоря, не самые благоприятные условия для сохранения тела. В 1860 году синодальная комиссия произела обследование гробницы и подтвердила факт нетленности мощей.  В комисию вошли:митрополит Киевский Исидор, местный преосвященный архиепископ Иосиф и архимандрит московского Покровского монастыря Паисий, два человека из задонского духовенства и два иеромонаха Задонского монастыря. 19 мая оно засвидетельствовли факт нетленности мощей и облачения святителя Тихона.

После этого Священный синод направил императору Александру II прошение о причислении Тихона Задонского к лику святых и сделать памятным днем 13 августа. Прошение император Александр подписал так: «Согласен с мнением Святейшего Синода. Александр». На соновании этого факта Священный синод постановил признать это тело мощами святыми.

13 августа 1861 года в Задонске в торжественной обстановке при огромном стечении паломников со всех концов России митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) в сослужении многочисленных иерархов и духовенства открыл мощи святителя Тихона. В 1862 году Фёдор Верховцев выполнил раку с сенью для мощей Тихона Задонского. В ней 35 пудов серебра и 1 пуд золота. Но, как оказалось, самое интересное было впереди.

После революции и установении власти большевиков, в 1919 ЧК, активно заниавшаяся вопросами религии, приказала монахам вскрыть святе мощи. Весь процесс снимался на плёнку. И вот что написано в отчёте о вскрытии: мощи представляют собой выветрившийся череп и истлевшие от времени, рассыпающиеся при прикосновении части костей. Грудь и позвонки заменет железный каркас, облик человеческой фигуры этим останкам был придан при помощи картона, ваты и бинтов.

Итак, причисление к лику святых произошло по факту обнаружения нетленности мощей, никак иначе.
Исходя из этого факта можно сделать вывод о том, что мы имеем два варианта развития событий.
1. Останки святителя, истлели от времени также, как любые другие останки, а синодальная комиссия выдала ложную информацию, обманув царя и причислив Тихона Задонского к лику святых. Получив таким образом очередной культ и место поломничества, со всеми вытекающими отсюда выгодами для прихода в частности и церкви в целом.
2.Останки на момент первого вкрытия действительно были не тленны, но после смены места их хранени начали разлагаться, под воздействием естественных природных процессов.

Какой вывод можно сделать: что в первом, что во втором случае, никакого чуда здесь нет. Это обман или банальная ошибка. Третьего не дано.

Отсюда возникает вопрос: есть ли какое-то официальное мнение у РПЦ на этот счёт (поскольку случай не единственный)? Если да, то какое, считают ли они это банальной ошибкой или же сё таки сознательным введением в заблуждение? Изменился ли статус Тихона Задонского в РПЦ с учётом вышеперечисленных фактов: если да, то как, если нет, то почему?
Как священники, по своему субъективному мнению, относятся к таким случаям?
[/

Хотя, вариант с ошибкой крайне мало вероятен, если принять во снимание полный протокол вскрытия:
По постановлению Задонского Уездного Исполкома Советов Раб. и Кр. Депутатов от 27-го января 1919 года, председатель Чрезвычкома т. З. Шипулин в сопровождении тт. красноармейцев, представителей от Уездного Комитета Р. К. П. (большевиков) и представителей Советских учреждений явились около 4 час. дня 28‑го января 1919 г. в зимнюю церковь Задонского Богородицкого первоклассного монастыря, где находились мощи святителя Тихона, для установления нетленности мощей. В дверях церкви комиссия была встречена послушником Тимофеевым, которому было предложено пригласить архимандрита. Вошли в церковь, где было около 10 молящихся, исключительно старые монахини, и несколько монахов, стоящих при гробнице Тихона. Гробница была открыта.

Председатель Чрезвычкома предложил молящимся удалиться и выставил снаружи церкви караул. К этому времени собрались монашествующие, во главе с архимандритом. Они были очень удивлены появлением комиссии и на предложение показать мощи стали ссылаться на то, что без разрешения воронежского архиерея не могут этого сделать.

По словамъ монахов мощи были освидетельствованы при открытии их в 1861 году митрополитом Исидором (петербургским), воронежским архиепископом Иосифом, тамбовским епископом Феофаном и др., и была удостоверена их нетленность. По словам монашествующих мощи с того времени оставались неприкосновенными; менялось на мощах только верхнее архиерейское облачение, а поэтому они ни в коем случае не могут их показать. После повторных отказов монашествующих показать мощи председатель Чрезвычкома категорически предложил открыть мощи, добавляя, что в противном случае мощи будут открыты самой комиссией.

Монашествующие стали советоваться, кому по чину начать снимать дорогое облачение с Тихона. Гробовой иеромонах Иннокентий снял митру. Присутствующее увидели что-то наподобие [13]головы; голова была забинтована. Распороли повязки — их было несколько рядов (около 7).

Снявши последнюю повязку, увидели вату, слоем до 1 вершка, обложенную вокруг черепа и в пустотах его. Удалили вату. Оказался обыкновенный человеческий череп буроватого цвета, отчасти уже выветрившийся (т.‑е. рассыпавшийся при прикосновении).

Кожи, подкожной клетчатки, мускулов, волос головы, волос бороды, усов совершенно не оказалось.

После такой картины комиссия предложила открыть всего Тихона. Сняли дорогое верхнее облачение с довольно большими затруднениями, т. к. монашествующие все старались не показывать, как разоблачать его. Наконец, была снята верхняя часть облачения.

Взору присутствовавших представилось следующее.

Тихон лежал в подряснике, перепоясанный старым кожаным монашеским поясом. По заявлению монахов в таком виде и одеждах Тихон и был найден при открытии в 1861 году. По снятии пояса и подрясника присутствующие увидели одежду из ветхого материала.

Затем было приступлено к выяснению того, что находится под одеждой. Начали с ног Тихона. Сняли сандалию (туфлю) с правой ноги, затем белый шелковый чулок, затем женский полуботинок (из материи), искусно пригнанный к ступне.

Когда сняли полуботинок, оказался картон телесного цвета, имеющий форму ступни, сшитый белыми нитками.

Внутри картона — вместо мощей оказалась вата.

Никакой ступни, даже костей ее не оказалось. Затем приступили к осмотру голени и бедра (правой ноги). Голень и бедро оказались сделанными, из картона телесного цвета, сшитого белыми нитками, слегка обложенного ватой. Внутри картона была вата.

В средине ваты находилась кость (берцовая), которую можно было рукой растереть в порошок. Эта кость состояла из нескольких частей.

Бедренная кость была таким же образом упакована. Шейка бедренной кости была обращена коленной чашечкой (т.-е. кость была перевернута).

Вместо туловища оказалась горсть костей от таза, совершенно [14]выветрившихся, несколько фунтов ваты и всевозможных тряпок, увязанных бинтовой материей.

Костей позвоночника, грудной клетки (ребер) и внутренностей, конечно, не было. Руки были так же сделаны, как и ноги. Вместо кисти перчатка, в которую вложен картон, остальное пространство набито ватой. Кисть левой руки была также составлена, но в ней было несколько перстяных костей.

Ни плеча, ни подплечья совершенно не было.

После этого все составные элементы мощей: кости, вата, тряпки, ризы, картон и т. п., были тщательно собраны, два раза сфотографированы в присутствии указанных в начале сего протокола лиц.

Затем была вскрыта нижняя часть гробницы (раки), в которой оказались сверху стружки в свеже отделанном ящике.

В присутствии всех подписавшихся гробница была закрыта, опечатана печатью управления милиции и выставлен караул.

Протокол нам прочитан и признан правильным, в чем и подписуемся.

Собственноручно подписали (следуют многочисленные подписи).

Священник Роман Зимин

Подробный ответ на Ваши вопросы есть в этой статье: https://pravoslavie.ru/123369.html

"В православной традиции нетленность не является обязательным условием для благоговейного почитания останков угодников Божиих. До революции в России (не без влияния католического Запада) наблюдалась тенденция придавать видимость целостности телам святых. Недостающие части восполнялись картоном и ватой. Против подобных имитаций слышались голоса и в Синодальную эпоху. А Святейший Патриарх Московский Тихон (Беллавин) уже в феврале 1919 вынужден был издать указ епархиальным архиереям «Об устранении поводов к глумлению и соблазну в отношении святых мощей». Он напомнил, что Православная Церковь почитает не только мощи святых, которых Господь прославил нетлением, но и тех, чьи мощи имеют вид «костей, не облечённых плотью»

Священномученик Александр (Трапицын), в ту пору епископ Вологодский, разъяснял в письме местному губисполкому: «Наша Православная Церковь никогда не смотрела на мощи святых угодников Божиих как на непременно и совершенно целые нетленные тела, ибо это было бы не согласно со словом Божиим, по которому только один Богочеловек наш Иисус Христос не увидел тления... все же люди, в силу определения Божия «земля еси, и в землю отъидеши», должны подвергаться и подвергаются тлению...».

Подвергались тлению и мощи святителя Тихона. Однако эмоциональный «Протокол вскрытия мощей», произведённого в январе 1919 года, и фото-кинофиксацию этого события нельзя считать достоверными документами. Задонский краевед Морев категорически заявляет: «То, что в раке на момент вскрытия находился именно тот хлам, который был выставлен поутру на всеобщее обозрение – это может быть и должно быть опровергнуто». А известная киносъёмка московского оператора Новицкого, якобы зафиксировавшего момент вскрытия мощей, и вовсе является «не слишком продуманной инсценировкой». В протоколе указано, что мощи вскрывали в храме, а за спинами у собравшихся видны деревья.

Словом, эта история не стала последней главой в истории почитания святителя Тихона. Его мощи по-прежнему оставались в Задонском монастыре, привлекали паломников и раздражали представителей советской власти".