Что же в Чаше: Тело Христово или Сам Христос?

Автор Виталий Д., ноября 10, 2010, 08:46:42

« назад - далее »

Виталий Д.

возможно, подобная постановка вопроса будет схожа с некоторыми  позициями несторианского богословия, однако суть темы заключается в другом.
То есть условность темы заключается не столько в богословском исследовании этого понятия, сколько в   исключительном обращении к трудам отцов церкви для того, чтобы увидеть - как отцы осознавали отношение Христа и Евхаристии.


Кто когда либо из отцов Церкви осознавал и высказал это осознание в своих трудах, что в Чаше есть не просто "истинное Тело Христово", а "Сам Христос"?


Священник Роман Зимин

#1
Прежде всего, об этом сказал Сам Господь: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6:56) Т. е., принимая Евхаристические Дары, мы приобщаемся Господу всецело.

В "Послании восточных патриархов" говорится: "Веруем, что в каждой части до малейшей частицы преложенного хлеба и вина находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но Тело Христово, всегда целое и во всех частях единое, и Господь Христос присутствует по Существу Своему, то есть с Душой и Божеством, как совершенный Бог и совершенный человек".

Священник Александр Усатов

#2
Вот из Евангелия про неразрывность приобщения к Телу Христа и Его Ипостаси:
"Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня" (Лук.24:39).

А вот из святых отцов:
В гомилии 82-й на Евангелие Матфея Златоуст говорит:
"Сколь многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду, сапоги! Вот ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его...
Христос Сам питает нас Собственной Кровью, и через (это) соединяет нас с Собою".
В гомилии 46-й на Евангелие Иоанна Златоуст говорит: "Для того Он смесил Самого Себя с нами и растворил Тело Свое в нас, чтобы мы составили нечто единое, как тело, соединенное с главою. И это есть доказательство самой сильной любви... вводя нас в большее содружество с Собой и показывая Свою любовь к нам, Он представил желающим не только видеть Его, но и осязать, и есть, вонзать зубы в Плоть и соединяться и исполнять всякое желание... Часто родители отдают детей своих на вскормление другим; а Я, говорит (Спаситель), не так, но питаю вас Своей Плотью и Самого Себя предлагаю вам, желая, чтобы все вы были благородны, и подавая вам благие надежды на будущее. Ибо Кто отдал вам Самого Себя здесь, Тот тем более сделает для вас там – в будущем. Я восхотел быть вашим братом; Я ради вас приобщился плоти и крови, и эту Плоть и Кровь, через которые Я сделался сокровным с вами, Я опять преподаю вам".
Во всех случаях св. Иоанн Златоуст не двусмысленно, но решительно утверждает, что причащающиеся евхаристических хлеба и вина принимают истинные, реальные Тело и Кровь Господа, соединяются через это причащение с Самим Иисусом Христом (Успенский Н. Д., проф. Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений).

"в каждой частице тела и в каждой капле крови я принимаю всецелого Христа" (св. Иоанн Кронштадтский. Мысли христианина о покаянии и причащении)

Виталий Д.

Цитата: Священник Александр Усатов от ноября 10, 2010, 23:09:47  
Вот из Евангелия про неразрывность приобщения к Телу Христа и Его Ипостаси:
"Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня" (Лук.24:39).

А вот из святых отцов:
В гомилии 82-й на Евангелие Матфея Златоуст говорит:
"Сколь многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду, сапоги! Вот ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его...
Христос Сам питает нас Собственной Кровью, и через (это) соединяет нас с Собою".
В гомилии 46-й на Евангелие Иоанна Златоуст говорит: "Для того Он смесил Самого Себя с нами и растворил Тело Свое в нас, чтобы мы составили нечто единое, как тело, соединенное с главою. И это есть доказательство самой сильной любви... вводя нас в большее содружество с Собой и показывая Свою любовь к нам, Он представил желающим не только видеть Его, но и осязать, и есть, вонзать зубы в Плоть и соединяться и исполнять всякое желание... Часто родители отдают детей своих на вскормление другим; а Я, говорит (Спаситель), не так, но питаю вас Своей Плотью и Самого Себя предлагаю вам, желая, чтобы все вы были благородны, и подавая вам благие надежды на будущее. Ибо Кто отдал вам Самого Себя здесь, Тот тем более сделает для вас там – в будущем. Я восхотел быть вашим братом; Я ради вас приобщился плоти и крови, и эту Плоть и Кровь, через которые Я сделался сокровным с вами, Я опять преподаю вам".
Во всех случаях св. Иоанн Златоуст не двусмысленно, но решительно утверждает, что причащающиеся евхаристических хлеба и вина принимают истинные, реальные Тело и Кровь Господа, соединяются через это причащение с Самим Иисусом Христом (Успенский Н. Д., проф. Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений).

"в каждой частице тела и в каждой капле крови я принимаю всецелого Христа" (св. Иоанн Кронштадтский. Мысли христианина о покаянии и причащении)
Да, и Аминь! Когда вкушаем мы Истинное Тело и Кровь Христа, то соединяемся с Самим Христом и тогда Он Сам пребывает в нас, а мы в Нем!

Но говорил ли Христос, чтобы мы ели Его Самого? Или все же Его Тело?

Если в чаше "Сам Христос", то почему у нас отношение к Нему (к Чаше) иное? Почему  мы не молимся Чаше, как непосредственному присутствию в ней Христа, тогда как молимся перед иконой , которая есть лишь посредственный образ Христа?

Можно ли указав на Тело и Кровь сказать - "Это Бог"?

Не является ли католический культ Тела как раз тем самым восприятием  личностного отождествления Христа и Его Тела?

Священник Роман Зимин

Священник Олег Давыденков пишет в своём "Догматическом богословии": "Господь Иисус Христос в евхаристических Дарах присутствует всем Своим существом, т. е. и телом, и душою человечества, и Божеством".

Цитата: Виталий Д. от ноября 12, 2010, 10:19:57  Если в чаше "Сам Христос", то почему у нас отношение к Нему (к Чаше) иное? Почему  мы не молимся Чаше, как непосредственному присутствию в ней Христа, тогда как молимся перед иконой , которая есть лишь посредственный образ Христа?

Там же о. Олег пишет: "Так как Христу подобает единое нераздельное Божеское поклонение, а Святые Дары находятся в отношении Божеского Лица Спасителя в таком же отношении, что и Его человечество, то Святым Дарам мы должны воздавать ту же честь, какой обязаны Самому Господу Иисусу Христу".


Священник Александр Усатов

Между прочим, после преложения Даров часть евхаристического богослужения называется Ходатайством.
Intercessio (ходатайство) – ходатайственные молитвы о Церкви небесной и земной, епископате, клире, властях мирских, о живых и мертвых.
В это время мы, встретив Христа в Св.Дарах, вспоминаем пред Ним о всех святых, а также о наших живых и умерших христианах...

Александр

Рад Вам Виталий.

Я там Вам книжку обещал. Вот буду в Ростове с 15-го на две недели. Можем встретиться.

Цитата: Виталий Д. от ноября 12, 2010, 10:19:57  
Но говорил ли Христос, чтобы мы ели Его Самого? Или все же Его Тело?

Если в чаше "Сам Христос", то почему у нас отношение к Нему (к Чаше) иное? Почему  мы не молимся Чаше, как непосредственному присутствию в ней Христа, тогда как молимся перед иконой , которая есть лишь посредственный образ Христа?

Можно ли указав на Тело и Кровь сказать - "Это Бог"?

Не является ли католический культ Тела как раз тем самым восприятием  личностного отождествления Христа и Его Тела?

А интересная мысль :-\

Священник Александр Усатов

Цитата: Виталий Д. от ноября 12, 2010, 10:19:57  
Не является ли католический культ Тела как раз тем самым восприятием  личностного отождествления Христа и Его Тела?
Вспомним халкидонский орос.
Нераздельно. Хотя два естества во Христе пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они тем не менее не существуют отдельно, не составляют двух особых лиц, соединенных только нравственно, а соединены в единую Ипостась воплотившегося Бога Слова.
Неразлучно. Соединившись в единую Ипостась с момента зачатия Спасителя в утробе Пресвятой Девы, два естества никогда не разлучались и не разлучатся. Таким образом, имеет место непрерывное соединение

И еще из Катехизиза о.О.Давыденкова про католический культ:
Господь Иисус Христос говорит о необходимости чтить Сына так же, как чтут Отца (Ин. 5, 22-23). "Сын" же есть наименование не природы, а Лица. В Православной Церкви поклонение всегда относится к Божественным Лицам, а не к безличной природе. Поскольку во Христе одно и при том Божеское Лицо, то этому Лицу, а не каждой из природ в отдельности, воздается Божеское поклонение.
Девятый анафематизм V Вселенского Собора прямо запрещает распределять поклонение между двумя природами Спасителя.
Поэтому для православных совершенно неприемлема римо-католическая практика поклонения "сердцу Иисусову". Понимание "сердца Иисусова" как символа любви Христовой не спасает положения. В Священном Писанин мы не видим никаких следов практики поклонения Божественным свойствам, поклонение всегда обращено к Лицам Пресвятой Троицы.

Виталий Д.

Вот вопрос и остается открытым: можем ли мы сказать на Тело , что это Сам Христос?

Можем ли мы сказать, что едим Самого Христа, а не просто Его Тело?


Виталий Д.

Цитата: Александр от ноября 12, 2010, 13:07:50  
Рад Вам Виталий.

Я там Вам книжку обещал. Вот буду в Ростове с 15-го на две недели. Можем встретиться.

Цитата: Виталий Д. от ноября 12, 2010, 10:19:57  
Но говорил ли Христос, чтобы мы ели Его Самого? Или все же Его Тело?

Если в чаше "Сам Христос", то почему у нас отношение к Нему (к Чаше) иное? Почему  мы не молимся Чаше, как непосредственному присутствию в ней Христа, тогда как молимся перед иконой , которая есть лишь посредственный образ Христа?

Можно ли указав на Тело и Кровь сказать - "Это Бог"?

Не является ли католический культ Тела как раз тем самым восприятием  личностного отождествления Христа и Его Тела?

А интересная мысль :-\
привет, Александр! Буду рад встретиться!

Игорь

Цитата: Виталий Д. от ноября 12, 2010, 15:44:54  
Вот вопрос и остается открытым: можем ли мы сказать на Тело , что это Сам Христос?

Можем ли мы сказать, что едим Самого Христа, а не просто Его Тело?

а что, уже Божество от тела отделилось что ли???

Священник Александр Усатов

#11
Цитата: Виталий Д. от ноября 12, 2010, 15:44:54  
Вот вопрос и остается открытым: можем ли мы сказать на Тело , что это Сам Христос?

Можем ли мы сказать, что едим Самого Христа, а не просто Его Тело?
"Просто тело" вкушают в случае смерти обладателя тела. Нельзя природу отделять от ипостаси, а Плоть от Души.

ЦитироватьНо говорил ли Христос, чтобы мы ели Его Самого? Или все же Его Тело?
В Евхаристии мы приобщаемся Христу, соединяемся с Ним, происходит прививка веточки к Лозе Христовой.
Зачем это редуцировать к процессу вкушения пищи?

Виталий Д.

Цитата: Священник Александр Усатов от ноября 12, 2010, 21:37:53  
В Евхаристии мы приобщаемся Христу, соединяемся с Ним, происходит прививка веточки к Лозе Христовой.
Зачем это редуцировать к процессу вкушения пищи?
потому что вопрос был конкретным: можно ли сказать, указав на Тело, что это Христос, или же это Тело Христово?

В Евхаристии мы имеем дело с реальным соединением со Христом, это соединение происходит через реальное (а не символическое) вкушение Тела и Крови. И это условие соединения ЧЕРЕЗ реальное вкушение установил Сам Христос.

На мой взгляд, утверждение, что  в Дарах мы видим (!) лично Самого Воплощенного Христа, равносильно тому, если говорить о Втором (многократном) Его Пришествии в мир. Но это абсурдно! Иначе мы могли хотя  бы просто обратиться к Нему (к Дарам) лично, помолиться, попросить, поговорить.  Но никто этого не делает.

Конечно, Тело не отделено от Христа, но нераздельно и неслитно соединено с Его Ипостасью,  а потому, вкушая Его Тело, мы непосредственно соединяемся с Ним в этом Таинстве вкушения,

Виталий Д.

Цитата: Игорь от ноября 12, 2010, 16:55:26  
Цитата: Виталий Д. от ноября 12, 2010, 15:44:54  
Вот вопрос и остается открытым: можем ли мы сказать на Тело , что это Сам Христос?

Можем ли мы сказать, что едим Самого Христа, а не просто Его Тело?

а что, уже Божество от тела отделилось что ли???
нет

Александр

Цитата: Виталий Д. от ноября 13, 2010, 17:07:27  
можно ли сказать, указав на Тело, что это Христос, или же это Тело Христово?
Так мы можем прийти к пресуществлению