Наказывает ли Господь?

Автор Инна Игоревна, октября 31, 2012, 14:03:54

« назад - далее »

Инна Игоревна

Увидела у знакомого цитату: Бог долго терпит, да больно бьет.

Поспорила:Наше наказание приходит к нам не от Господа а от Его отсутствия в нашей жизни. мы сами себя наказываем. А господь не наказывает, Он указывает. Он попускает, но не бьет Сам.

Где это читала - уже и не помню. Просто отложилось на подкорке.
Погуглила, получила:
"Наказание не следует путать с хладнокровной карой. Господнее наказание является реакцией Его любви к нам и Его желания для каждого из нас быть святым. «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притчи 3:11-12; см. также Евреям 12:5-11). Бог будет использовать испытания и различные затруднения, чтобы привести нас обратно к Себе для покаяния. Результатом Его наказания будет более сильная вера и обновленные отношения с Ним (Иакова 1:2-4), не говоря уже об уничтожении зависимости от определённого греха.

Господнее наказание служит для нашего собственного блага, чтоб мы могли прославлять Его нашей жизнью. Он хочет, чтоб мы демонстрировали жизнь в святости, жизнь, отражающую новое естество, данное нам Богом: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Петра 1:14-16)."

Неужели наказывает?
Прошу ответ со ссылками на Писание и Святых отцов. СпасиБо!

Священник Александр Орешин

Инна, я думаю все верно. Вся проблема в том, что мы не верно воспринимаем смысл слова наказание. Мы действительно воспринимаем его как кара. Но давайте разберем слово наказание. Оно происходит от слова Наказ.
Толковый словарь Ожегова
НАКА?З, -а, муж.
1. Наставление, поучение, распоряжение (устар. и прост.). Отцовский н.
2. Поручение, обращение, содержащее перечень требований и пожеланий (офиц.). Н. избирателей депутату.
Синонимы: веление, завет, завещание, заповедь, запорука, инструкция, команда, наставление, обращение, повеление, пожелание, поручение, поучение, предписание, приказ, приказание, распоряжение, требование, указ

В этом смысле  - процесс действия по гл. наказывать, наказать
Приобретается совершенно иной смысл.


Инна Игоревна


Инна Игоревна

 "Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Евр.12,6) Значит "бьет - значит любит" верно? )

Священник Александр Орешин

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Притч.3:12). Из числа любимых Богом нельзя найти никого, кто бы был без скорбей. Но вот не подвергаются ли бичеванию разбойники и воры? Итак, не они ли сыны? Нет. Ибо не сказал, что всякий бичуемый - сын, но: всякий сын подвергается бичеванию. Итак, разбойников бичуют не как сыновей, но их наказывают, как злодеев. Сказав же здесь наперед, что наказывает (????????), потом прибавил: бьет (???????) для того, чтобы бичевание сына ты понимал не в смысле мщения за зло, но в смысле научения. Которого принимает, то есть которого допускает к Себе, принимает чаще сравнительно с другими, которого приближает в качестве близкого друга.

Лопухин А.П.

Ты не можешь, говорит, сказать, что есть какой-нибудь праведник, не терпевший скорбей, и хотя нам так кажется, но иных скорбей мы не знаем. Следовательно, всякому праведнику необходимо пройти путем скорби. Если иначе невозможно, то следует, что тесным путем шли все те, которые вошли в жизнь (Злат.)

Елена_K

Меня всегда утешала мысль, что скорби нам посылаются не только за грехи но и во очищение грехов еще в этой жизни, при условии правильного отношения к скорбям. Вот и еще смысл наказания скорбями.

Слышала древнюю поговорку: "Казни дитя во младости, да упокоит тя в старости". "Казни" (видите, еще жестче по нашим меркам сказано) здесь значит тоже "наказывай", корень "каз" родственен не только слову "наказ", но и "сказать". То есть в наказании, видимо, в те времена выделялось на первом месте наставление, а не побиение или какое другое "ущемление" чада само по себе. Так и Бог скорбями нас еще и обучает, воспитывает.

А "биет сына" - это просто антропоморфизм. Так же как и вполне современный образ хирурга и операции, столь любимый Осиповым. :)


Инна Игоревна

Цитата: Елена_K от октября 31, 2012, 17:21:59  
А "биет сына" - это просто антропоморфизм.
Но можно ли его тогда применять в контексте : Бог терпит, терпит, а потом каАак... ))

Спасибо вам за цитаты, теперь хочу на фоне вышеизложенного проанализировать фразу "Бог долго терпит, да больно бьет"

Елена_K

Цитата: Инна Игоревна от октября 31, 2012, 18:41:16  
Увидела у знакомого цитату: Бог долго терпит, да больно бьет.

Цитата: Инна Игоревна от октября 31, 2012, 18:41:16  
теперь хочу на фоне вышеизложенного проанализировать фразу "Бог долго терпит, да больно бьет"
Тут имхо нечего анализировать. Это народная "мудрость" людей, которые скорбей вообще не хотят и Бога видят жестоким, подобно себе. Все мы такие, и я тоже, как прижмет. Тоже антропоморфизм своего рода. Мне видится, да и общее это место в православии, что у каждого человека - своя Голгофа, у кого меньше, у кого больше, но обычно в старости у людей больше скорбей накапливается: болезни, уход близких, одиночество и т.д. Рано или поздно всем приходит та или иная большая скорбь, этого никто не избежит. Рано или поздно всем это надо для спасения. Восход ко Кресту.

От одной женщины, которая вела православные беседы в одном из храмов Ростова лет двенадцать назад, слышала одну вещь: "Вот, говорят, живет человек нечестивый, долго живет благополучно и не умирает. До ста лет почти. Почему? Просто Бог знает, что ждет человека "там" и жалеет человека, дает ему хотя бы какое-то время пожить сносно." Что удивительно, нигде больше я эту мысль в православии не встречала, но почему-то она никак не забывается... Да и вот, подпись моя нынешняя "Господь тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление (прп. Амвросий Оптинский)", мне как-то кажется, перекликается со сказанным ею. Не могу понять как перекликается, но кажется, что есть такое дело. Может, кто-то разберется что за дело такое? Почему-то в контексте темы в голову пришло.   :-\

Инна Игоревна

В другом месте получила ответ о том, что даже святые отцы использовали эту пословицу: "к примеру преп. Амвросий Оптинский,старец Паисий Святогорец да и другие отцы раскрывают смысл этих слов. Особенно святой Амвросий повторял эти слова в письмах:"Смотрит Ваня, Бог долго терпит, да больно бьет".
Вот только не могу найти эти письма.. поможете?

Светланочка-беляночка

Господь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколько из любви, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари за это Бога, заботящегося о тебе (Игум. Никон (Воробьев).

Светланочка-беляночка

Осмелюсь предположить, что Господь попускает бедствия, скорби и болезни людям слабым духом во исцеление и очищение от грехов, наставляя тем самым на путь истинный, а людям сильным духом - во укрепление духа, души и тела. "Если у тебя есть грехи, они легко попалятся и истреблятся скорбью. Если же есть у тебя добродетель, от скорби она сделается светлее и блистательнее ( Свт. Иоанн Златоуст). Особо мне запомнилась мудрость Древнего Патерика: некоторый старец часто подвергался болезни. Случилось ему в течении одного года не болеть; старец очень скорбел об этом и плакал, говоря, что оставил и не посетил его Господь.

Елена_K

Цитата: Инна Игоревна от ноября 01, 2012, 18:54:57  
В другом месте получила ответ о том, что даже святые отцы использовали эту пословицу: "к примеру преп. Амвросий Оптинский,старец Паисий Святогорец да и другие отцы раскрывают смысл этих слов. Особенно святой Амвросий повторял эти слова в письмах:"Смотрит Ваня, Бог долго терпит, да больно бьет".
Вот только не могу найти эти письма.. поможете?

В этой статье есть упомянутая поговорка. Но там очевидно опечатка. Правильно, думаю, читать так: "Смотри, Ваня...", судя по смыслу.
Н.Е.Пестов.
Православное воспитание детей
:
Взрослый сын стал плохо себя вести, грубо нарушал христианские заповеди и не слушал увещеваний родителей. Потерявший терпение отец как-то сказал ему: "Смотрит Ваня, Бог долго терпит, да больно бьет". В тот же вечер сын, заряжая охотничье ружье, нечаянно выстрелил и себя поранил.
Слова отца запали ему в душу, а их немедленное исполнение поразило его.
С этого времени он оставил порочную жизнь и стал истинным христианином.


Вот нашла, где правильно написано:
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/pestov_praktika_pravoslavnogo_blagochestiya_2_24-all.shtml#1