Чего не надо говорить на исповеди

Автор Елена_K, августа 29, 2013, 09:14:47

« назад - далее »

Елена_K

Да, за 15 с лишним лет так и не определилась с этим окончательно.

Ясно, что говорить надо, во-первых "елика соделал еси", то есть, грехи делом и словом. Особо беспокоящие помыслы в целомудренной, благопристойной форме излагать полезно и необходимо тоже. Что касается целомудренности, тут порой долгое время требуется, чтобы научиться находить золотую середину: чтобы и открыть грех, и чтобы не побеспокоить излишне священника, который тоже человек, да еще если знакомый...

Без особых несущественных подробностей. Без самооправдания. Без умничанья. Не обинуясь (как бы в обход) и не округляя, пытаясь словами загородить срамоту греха да еще так, чтобы священник так и не понял, а в чем собственно, грех и состоит.

Для меня не совсем понятно: лучше исповедаться без бумажки, первыми излагая те грехи, которые особо тревожат совесть, а за ними все свои обычные текущие, но тут есть опасность забвения важного, или весь период между исповедями вести "рукописание" грехов, и тогда получается приличная простыня, читая которые на исповеди, периодически рассеиваешься и читаешь просто автоматически.

Вот примерно так этот вопрос хотелось бы рассмотреть.

Артемий

я просто грехи классифицирую, чревоугодие, гордыня, леность и т.д без подробностей

Елена_K

Многое можно без подробностей сказать, это правда.

Но это только часть исповеди, к тому же это страсти, а не сами грехи. Страсти, каких у кого нет? У всех такие же. Но бывают ситуационные поступки, которые никак в одно слово не укладываются потому, что или это сразу несколько страстей вовлечены, или отягчающие обстоятельства имеются.

Например: не только сам курил в подъезде, но и соседского пацана к этому приобщил, некурящего. Или: муж советовал жене сделать аборт, и денег дал, и проводил до абортария. Или: натравила весь двор на соседку клеветой, да так, что ее побили. Разно бывает...

Артемий

В православной церкви нет общепризнанного полного списка («канона») грехов, так же, как нет их строгой классификации. Например, гордыня — грех и против Бога, и против ближнего, и даже (в конечном счёте) против самого же себя. Кроме того, гордыня содержится во множестве других грехов, точнее сказать, во всех, так же, как в гордыню включаются и тщеславие, и самомнение и многие другие грехи, страсти и пороки: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем»  (Иак.2:10)

Правильно не вдаваясь в подробности классифицировать, в т.ч и те которые Вы назвали,любой грех можно уместить в классификацию, вообще даже в молитвословах так указывается, не стоит вдаваться в подробности по той причине, что желающих исповедаться всегда много и чтобы не задерживать священника как раз и нужна классификация, главное раскаяться в содеянном и больше так не поступать а не рассказывать историю о том кто еще виноват и т.д Господь простит даже если неправильно классифицируете но раскаетесь в содеянном, это мое мнение и Вы в праве со мной не соглашаться  ::) потому, что все в нашем мире мудрое, немудрое перед Богом, у каждого своя правда, хотя для православных существует одна правда, Господь! Извините если мой ответ противоречит вашему представлению об исповеди  :-[

Елена_K

#4
Думаю, что грех надо открыть перед священником на исповеди, а не скрывать за общими названиями страстей. Бог, конечно, все знает, но как же священник на суде будет свидетельствовать - какой именно грех Вы исповедовали?

Не знаю, кто из святых советовал классифицировать грехи, но вот советы оптинских старцев:

На вопрос твой об исповеди подробно скажу: святые отцы не советуют грехов чувственности изъяснять подробно, чтобы памятью подробности не осквернять чувств, а сказать просто образ греха, а прочие грехи, наводящие стыд самолюбию, должно пояснить подробнее, с обвинением себя (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 166—167).

преп. Амвросий:
Вопрос: «Что значит искренно исповедоваться?» Ответ: «Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять» (3, с. 217).

Сказать: "слишком часто смотрелся в зеркало" - что может быть проще и не отнимет много времени у священника? А классифицировать - мудрено.

А в молитвослове что читаем?

Исповедь Духу Святому, Который Сам все знает:
Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем; или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся; или солгах, или безгодно спах, или нищ прииде ко мне, и презрех его; или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих; или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся; или стоящу ми на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся, или развращение помыслих; или объядохся, или опихся, или без ума смеяхся; или лукавое помыслих, или доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем; или неподобная глаголах, или греху брата моего посмеяхся...

Алексей'

А я более говорю о состояниях, чем о поступках. Не говорю "пнул человека", а говорю: "Озлобился настолько, что пнул человека". Или не говорю "разуверился в спасении", но говорю: "Впал в уныние настолько, что и спасение меня не привлекает". Так можно не называть все поступки, которых всё равно всех не упомнишь. Но называть их общие корни, которых может быть немного. А "плод", произросший из такого корня, можно назвать самый постыдный, самый "спелый". Он же и самый труднозабываемый.

Елена_K

Я тоже говорю о состояниях, если они меня тяготят. Таких немало набирается. Но что о поступках, заметьте, Алексей, если Вы скажете просто "я пнул", без объяснения состояний - это будет вполне достаточный минимум для исповеди, а если, пнув человека, Вы на исповеди назовете это "озлобление", не сказав, что пнули, это уже будет сокрытием греха. А насчет самых "спелых" поступков я тоже так поступаю.

Алексей'

Цитата: Елена_K от августа 30, 2013, 12:49:19  
Я тоже говорю о состояниях, если они меня тяготят. Таких немало набирается. Но что о поступках, заметьте, Алексей, если Вы скажете просто "я пнул", без объяснения состояний - это будет вполне достаточный минимум для исповеди, а если, пнув человека, Вы на исповеди назовете это "озлобление", не сказав, что пнули, это уже будет сокрытием греха. А насчет самых "спелых" поступков я тоже так поступаю.
Симптомы болезни не есть же сама болезнь. Иногда даже симптомы, которые можно было бы посчитать болезненными, указывают вовсе не на болезнь. Например, повышенная температура и учащённое сердцебиение у спортсмена после физической нагрузки не говорит о заболевании, но, напротив, говорит о здоровье. А бывают такие люди, которых и следует пнуть, и неоднократно. Но если при этом чувствуешь озлобление, то это будет грехом. И пинок будет плодом греха, хотя при другом душевном расположении он мог бы быть плодом милосердия. Это когда не представляешь, с чего бы это ты пнул человека, тогда, конечно, и говоришь: "грешен - пнул". В том смысле, что подозреваю - мол - в себе болезнь и представляю Всеведущему Судие судить о ней. А если пнул с пользой для дела и с сохранением благодушного расположения, то и каяться-то не в чем - не грех это. Вырви корень - и все плоды засохнут. И зрелые, и незрелые. Никаким не "открытием грехов" будет перечислять: пнул того, да пнул другого, а тогда-то ещё и третьего, а четвёртую обругал. Не "открытием грехов", а ненужной морокой, на мой взгляд.

Мари

Молитвословом пользуюсь только при чтении утреннего и вечернего правила. Иногда молюсь Пантелеимону Целителю. А книга ведь большая, но мне все некогда было даже заглянуть на другие страницы. А вот недавно открыла в самом конце случайно и увидела такой раздел "Чин исповеди". Я так поняла, это нужно говорить на исповеди, но когда почитала немного, стало как-то не по себе. Не представляю, чтобы я так всё говорила священнику. Подскажите, нужно так делать или лучше исповедоваться своими словами? Почему-то мне кажется, что если я буду говорить на исповеди всё так как там написано (в молитвослове), батюшка посмотрит на меня как на сумасшедшую и подумает: "Надо же, начиталась"  :D
А своими словами у меня плохо получается, запинаюсь, сбиваюсь с мысли, стесняюсь и мучаю бедного батюшку и сама мучаюсь.

Надежда

Главное говорить на исповеди искренне. Чтобы не запинаться и не сбиваться я например когда готовлюсь к исповеди, пишу все на листочке, и с ним исповедуюсь. Первое время тоже стеснялась даже прочитать по листочку, давала прочитать его батюшке. Так многие "новоначальные" делают. А вообще здесь на сайте достаточно материалов по подготовке к исповеди, читайте. http://psgp.ru/ispoved.html

Мари

О,сколько всего. Это мне на долгие месяцы изучения  :) Спасибо.

Мари

А еще подскажите, пожалуйста, бывает ли такая исповедь, как бы назвать... индивидуальная? Т. е. чтобы не так, как обычно, а наедине с батюшкой побеседовать, никуда не торопясь, чтобы он задавал может быть какие-то вопросы, помогая разобраться в чем-то и что-то вспомнить. Чтобы исповедь была не просто моим рассказом о содеянных грехах, а диалогом. Чтобы батюшка не просто выслушал, а побеседовал со мной, посоветовал что-то, помог понять себя, ответил на вопросы. Только чтобы не спеша. А то когда я знаю, что человек торопится, а тут еще я со своими вопросами и разговорами пристаю, как-то не по себе и вообще ничего уже не хочется ни спрашивать, ни рассказывать, а хочется отстать поскорее от священника и не надоедать ему.  :(

Надежда

Отец Александр Усатов как-то на беседах говорил, что кроме исповеди существует "беседа с батюшкой", о времени которой можно заранее договориться. Сейчас кстати в Соборе каждый день принимает дежурный священник, как раз для таких бесед.

Мари

Слово "дежурный" как-то настораживает. Такое ощущение, что он там повинность отбывает и не захочет целый час или два общаться  ???

Мари

А не с дежурным батюшкой, со своим знакомым это реально?