Дух, душа и тело

Автор Александр, августа 10, 2010, 22:56:49

« назад - далее »

Священник Александр Усатов

Мне очень понравился цитируемый Вами труд.

Советую по данной теме доклады Богословской Конференции Русской Православной Церкви
УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ О ЧЕЛОВЕКЕ (Москва, 5-8 ноября 2001 г.) http://theolcom.ru/ru/text.php?SECTION_ID=30
Особенно этот : Священник Андрей Лоргус. "Душа и дух": природа бытие".

Александр

Цитата: Священник Александр Усатов от августа 13, 2010, 21:59:42  
Мне очень понравился цитируемый Вами труд.
Понравился в каком смысле?
Цитата: Священник Александр Усатов от августа 13, 2010, 21:59:42  
Советую по данной теме доклады Богословской Конференции Русской Православной Церкви
УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ О ЧЕЛОВЕКЕ (Москва, 5-8 ноября 2001 г.) http://theolcom.ru/ru/text.php?SECTION_ID=30
Особенно этот : Священник Андрей Лоргус. "Душа и дух": природа бытие".
Я так понял конференции проходят раз в два года. На 2009 год сборника почему-то нету.
А так я бегло просмотрел, есть много чего почитать.
Тем более, я так понял, что в сборниках печатаются ведущие богословы РПЦ

Священник Александр Усатов

Цитата: Александр от августа 13, 2010, 22:35:14  
Цитата: Священник Александр Усатов от августа 13, 2010, 21:59:42  
Мне очень понравился цитируемый Вами труд.
Понравился в каком смысле?
Я читал сей труд в свое время. Очень трезвая и глубокая богословская работа.
В каких-то прозрениях весьма близкая православной позиции  :)

Александр

Цитата: Священник Александр Усатов от августа 13, 2010, 23:01:26  
Я читал сей труд в свое время. Очень трезвая и глубокая богословская работа.
В каких-то прозрениях весьма близкая православной позиции  :)
Сотериология и экклесиология явно не в этом списке.

Это один из основных учебников по систематическому богословию у нас в семинарии.

Светлана Козлыкина

А вот что пишет о строении человека святитель Феофан Затворник. Выделенные мною жирным шрифтом слова ещё раз показывают: неважно, из двух или из трёх частей "состоит" человек, важно, как это понимать и как воплощать в свою собственную жизнь.

"Ведай, что во внутренней нашей жизни есть высшая некая сторона или сила, которой сущность есть жить в Боге, по воле Его, отрешённо от всего. Я называю её особой высшей частью нашего естества, духом, - тем духом, который вдохнут в лице первозданного из уст Божиих. Движения или проявления сего духа суть: первое - непосредственная уверенность в бытии Бога, с сознанием полной от Него зависимости, что можно обозначить одним словом - страх Божий; второй - совесть, или показывание воли Божией с понуждением исполнить её, и затем - с одобрением за исполнение и с осуждением за неисполнение; третье - искание богообщения с недовольством ничем тварным.

Ты как хочешь это называй - особой ли частью нашего естества, или только высшей стороной души, - не в этом дело; только признай, что означенные движения духовные есть в нас и составляют высшее наше достояние, норму жизни человеческой, то, что делает человека человеком. Я же буду называть это духом.

Под сим духом есть в нас душа и тело, которые совмещают силы и потребности, приспособленные к жизни на земле: в теле, например, потребность есть, пить, отдыхать, спать и подобное; в душе - потребности семейные, общественные, художественные, деловые, научные и подобные. Сими сторонами жизни мы стоит на одной линии с животными; только они у нас более осмыслены, потому что приподняты значительно от земли данным нам духом.

Из сего сам можешь заключить, что задавать тон жизни в человеке должен дух; душа же и тело должны ему покорствовать, состоять в его услужении, действовать в его видах. Силу на это дух почерпает из богообщения, которое облекает его царственной властью над душой и телом".


(Святитель Феофан, затворник Вышенский. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. - М.: Лепта Книга, 2007. - С. 305-307.)

Священник Александр Усатов

А я бы еще проще ввел схему:
- то, чем обладает человек (в телесном аспекте, душевно-психологическом, в дарах Святого Духа)
- тот, кто является "владельцем" этой человеческой природы (ипостась или личность человека).

Первое нас уподобляет материальному миру и животным.
Второе - Богу в Трех Лицах

Светланочка-беляночка

«...какая разница между душой и духом? Для примера возьмем свечу. Она имеет тело - воск. Имеет ниточку-фитилек, это подобие души. А когда ее затопляют огнем, она как бы обретает дух, оживает. Если свеча лежит, она никакой цены не имеет. Но если ее затеплить, от нее идут свет и тепло. Она сгорает пред Богом. В этом назначение свечи. Человек тоже состоит из плоти, души и духа. Господь - это чистейший Дух. В каждой частице человека есть частица Божества, он получает ее в крещении при миропомазании, с благодатью дара Духа Святаго. Человек может этот дар через молитву, любовь к Богу и ближним, через добрые дела развивать. А может и забросить его, забыть о нем; когда человек в церковь не ходит и Богу не молится, то он подобен незажженной свече...» (Архимандрит Амвросий (Фонтрие)).