Епитимия

Автор Священник Роман Зимин, июля 15, 2014, 22:59:10

« назад - далее »

Священник Роман Зимин

Прошу форумчан поделиться своими соображениями по сему животрепещущему вопросу.

"Да мещет пастырь, как камнем, грозным словом на тех овец, которые по лености или по чревоугодию отстают от стада; ибо и это признак доброго пастыря" (Лествица).

Не секрет, что древняя практика епитимии была очень развита, многообразна и строга. Сейчас, сообразуясь с нашей немощью и рассеянностью, священники практически не практикуют отлучения от Причастия на длительные сроки. Сам я, только начиная приобретать опыт священнослужения и принятия исповеди, всегда опасаюсь перегнуть палку и ненароком оттолкнуть кающегося. Но со временем убеждаюсь, что нередки случаи, когда одними рассуждениями обойтись не получается. В первую очередь, когда речь идёт о телесных грехах.

Человек вроде хочет исправиться. Но слушая его исповедь из раза в раз, я убеждаюсь, что он крепко увяз в зыбучих песках своей страсти. Он оправдывает себя, постоянно поддаётся мысли, что "чуть-чуть не повредит". Срабатывает давно замеченный закон: "Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким" (Лествица). И сначала человек предаётся беспечности, а после стоит на пороге отчаяния.

И особенно в подобных ситуациях мне вспоминаются слова (может, тоже прп. Иоанна Лествичника, дословно не помню), о том, что неуместная мягкость священника может поощрить человека ко греху вместо исправления.

Поделитесь. Может, кто-нибудь получал "интересные" епитимии от опытных отцов?

Сергий программист

#1
Не знаю насколько интересную, но нам епитимию давали. Как-то мы в нашем вело-походе по золотому кольцу заночевали в Троице-Сергиевом Варницком монастыре (был вечер, дождь, не было других вариантов, и нам разрешили). Там было так благостно, что очень захотелось сходить утром на причастие. Мы прочли последование и утром пошли на исповедь. Оксана хорошо подготовилась, записав все свои грехи. Мы признались, что во время велопохода пост не соблюдали. Исповедовавший нас молодой монах мягко сказал, что сегодня нам лучше не причащаться, а сделать это в храме у себя дома. Оксана рыдала после этого два дня, а я понял, что наш приход - самый лучший приход в мире!

Игорь

Это ведь вопрос пастырской практики, что мы можем тут сказать:)))))))) Но порассуждать думаю можно, ведь весь вопрос в том (мне кажется), что сами священники могут не знать человека! Они слышат его исповедь, даже могут наложить "небольшую и разумную епитимью" для исправления кающегося, а он (допустим в силу семейных обстоятельств или проблем) не смог ее исполнить! И тут уж можно совсем впасть в уныние, и даже в лукавство - избегать исповедоваться у того священника который ее наложил, или вообще храм сменить.... Мне кажется что епитимья может накладываться на человека только в случае, если священник будет уверен что это по силам человеку и он сможет ее понести, и это не принесет допустим, семейного разлада. Например дали человеку 100 земных поклонов, он их с рвением выполняет, а у него жена ревнивая, может подумать что он ей изменил:)))))), и начнутся расспросы что, да как и почему тебе дали такое наказание "грешник".....
Сложная тема, и уж очень щекотливая и очень индивидуальная.....

Алексей'

Вот, например, у армян наложение епитимии по окончании исповеди считается обязательным условием. Считается, что исповедь без епитимии не будет полезной.

Надежда

Нам такая практика Алексей не подходит. У нас наложение епитимии предполагает отказ в причастии. А исповедуются как правило перед причастием.
Хотя в нашем храме наложение епитимии практикуется. По крайней мере по отношению к постоянным прихожанам, которых батюшка хорошо знает.

Алексей'

Цитата: Надежда от июля 22, 2014, 19:18:56  У нас наложение епитимии предполагает отказ в причастии.
Так ли? Что-то я об этом не нашёл. Пишут только, что епитимия может означать отказ в причащении. Надо полагать, что может и не означать.

Надежда

Точно не знаю, может Алексей вы правы. Думаю что когда епитимия в виде "н-ого количества ежедневных поклонов" - может и достаточно, с разрешением причастия. Надо уточнить у прошедшего такое наказание, знаю вроде как лично.
При "блудном жительстве" точно отлучают от причастия, притом надолго.

Инесса (Инна)

А "блудным жительством" что считается? Живущим гражданским браком разрешают причащаться, значит это не считается блудом?

Владимир


Надежда

Брак зарегистрированный в ЗАГСе церковью признается, написано в концепции РПЦ.

Священник Роман Зимин

В общем случае, мы не допускаем сожителей к Причащению. Но случаются исключения. Например, если есть объективное препятствие к заключению государственного брака - какие-нибудь проблемы с документами, гражданством и т.п.

Дионисий

Епитимья, безусловно, полезна. Как минимум, дисциплинирует (как офицер запаса говорю), в течении срока действия напоминает о содеянном грехе. Подчеркиваю - как минимум... (Это для тех, Лёша, кто решит поспорить о смысле и цели епитимьи :)). Но как быть например, мне... Просил епитимью, помните батюшка? Простите меня. Зная то, что знаю - не должен был. Вы мягко уклонились, и, собственно, правильно сделали, потому что не знаете меня. Той, скажем так, "информации", которую я извергаю на исповеди, явно не достаточно для принятия правильного решения о назначении епитимьи. Ясно, что одно и тоже лекарство одного исцелит, а другому навредит. Не делает ли это обстоятельство епитимью только лишь "инструментом" духовника? А у меня пока, к сожалению, нет духовного отца...Как быть? Ответ "найди духовника", не решит проблему...

Игорь

Кого то епитимья дисциплинирует, а кого то ввергает в грех не исполнения епитимьи...

Дионисий

к сожалению, да...