Православная икона: смыслы и значение

Автор Священник Александр Усатов, декабря 29, 2010, 17:42:20

« назад - далее »

Священник Александр Усатов

Давайте поговорим о символике и смысловых глубинах православной канонической иконы.
Чему икона нас учит и чего не стоит искать в православной иконе?

Для начала рекомендую посмотреть недавний выпуски программы "Церковь и мир" от 18 декабря 2010 года и «Церковь и мир» от 25 декабря 2010 года, посвященные иконописанию.

Священник Александр Усатов

#1
Чтобы разговор был предметным, предлагаю сравнить три изображения
1. Женщина с ребенком на руках
2. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) Леонардо да Винчи
3. Владимирская икона Божией Матери

Дарья

Попробую-ка я первая  :)

рис.1

Изображение двух равноправных, по отношению к нам, героев: матери и ребенка. Их образ неразделен, т.к. чувства и эмоции направлены друг к другу: дитя обнимает маму, а мама свое чадо. Образ формируется именно на взаимоотношении, поэтому нет каких-либо дополнительных сюжетов, способных нести специальную нагрузку.

рис.2

Снова мать и ребенок. Но связь героев ощущается лишь через акт кормления: Мадонна ласково смотрит на своего достаточно крупного  голенького младенца, а тот, теребя ножкой, смотрит как бы "на нас".На заднем плане симметрично расположены два окна, предполагаю, что они несут образ света. Хочу заметить, что художник специально сделал акцент на анатомических данных героев (соблюдены пропорции тела, у младенца отчетливо видны детские складочки).

рис.3

Опять. Мать и дитя. Но ребенок изображен взрослым в уменьшенном размере, прильнувшим к своей матери, а та устремляет взор на нас, прижимая к себе ребенка, будто его хотят отнять... Глаза печальные. Также можно отметить, что покрыты одеждами все части тела, кроме лица, кистей и ступней младенца, что тем самым делает основной упор на лики.

Священник Александр Усатов

Тогда сразу провокационный вопрос: в чем отличие иконы от картины?
И в чем отличие картины от фотографии?

Дарья

Цитата: Священник Александр Усатов от декабря 30, 2010, 14:15:35  
И в чем отличие картины от фотографии?

Начну с простого :)

Фотография - это точная передача какого-либо момента из жизни, конечно, можно все "отфотошопить" и расставить акценты, где нужно. Но прежде всего, на мой взгляд, это неизменный фрагмент истории на бумаге, где человеку подвластно лишь нажать кнопку "снять" в момент фотографирования.

Картина - это прежде всего видение автором предмета, где он с помощью красок и кистей воплощает свое личное отражение действительности. А если художник проявит смекалку и фантазию, то может и вовсе получиться что-то совсем неправдоподобное.

Дарья

Цитата: Священник Александр Усатов от декабря 30, 2010, 14:15:35  
Тогда сразу провокационный вопрос: в чем отличие иконы от картины?

Икона - божественное изображение лиц или событий православия. Иконы не пишутся с натуры. Иконописец намеренно изображает человека в преображенном состоянии, одухотворенном. В данном случае мировоззрение иконописца является мировоззрением всей Церкви. Икона является посредником между осязаемой действительностью и духовным миром. В ней все символично: и изображение пространства, и отсутсвие физических источников света, и единовременность происходящих событий, -то, что не характерно для картины. Мы не можем просто получать эстетическое наслаждение от иконы. Икона призвана вызвать преображение человеческой души, доказательство существования духовного мира. В то время как картина отражает материальную сторону мира.

Светлана Козлыкина

И ещё на иконе чаще всего написано, кто на ней изображён.

Священник Александр Усатов

Большое спасибо Дарье.

Новый вопрос: кто-то заметил на первых двух изображениях Бога или святого человека?

Дарья

Это Вам, Батюшка, спасибо за вопросы!) Интересно разбираться в чем-то новом, приходится кое-что подчитывать, просматривать)

Ничего божественного на первых двух изображениях мною замечено не было. Просто картинка и картина.

Священник Александр Усатов

Протоиерей Сергий Булгаков так описал свое впечатление о "Сикстинской мадонне" Рафаэля:
"Здесь — красота, лишь дивная человеческая красота, с ее религиозной двусмысленностью, но... безблагодатность. Молиться перед этим изображением? — это хула и невозможность! Почему-то особенно ударили по нервам эти ангелочки и парфюмерная Варвара в приторной позе с кокетливой полуулыбкой... Я наглядно понял, что это она, ослепительная мудрость православной иконы, обезвкусила для меня Рафаэля... Красота Ренессанса не есть святость, но то двусмысленное, демоническое начало, которое прикрывает пустоту, и улыбка его играет на устах леонардовских героев".

Подробнее про отличие католических и православные икон здесь

Священник Александр Усатов

#10
Отличие представленных изображений в том, что первые два описывают реальность нашего мира. Более или менее реалистично. При этом художник вкладывает, что называется, свою душу в картину.
Такое изображение умиляет, но ни к чему не обязывает. Никуда не зовет. Не открывает новых планок для предстоящего человека.

А на канонической иконе представлен взгляд Церкви на преображенного человека во Христе. Каким должен быть спасенный человек. Это рассмотрение человека, достигшего Царства Небесного.
Это образец для подражания для молящегося человека.
Вот почему на канонических иконах золотой фон неба и нет затемненных участков. Темнота на иконе часто указывает на мрак ада (Вспомним икону Дионисия "Сошествие во ад").
Таким образом, икона представляет собой средоточие смыслов и целей. Не понимая этого, нам будет очень сложно оценить этот особенный художественный жанр.
Между прочим, каноническая икона характерно отличается своей схематичностью. Многие элементы передаются условно, без тщательной прорисовки. Открыты лишь лицо и руки святых. В редких случаях открываются иные части тела. Это тоже несет в себе богословский смысл.
Напротив, обычная и западная живопись совсем не стесняется изображать обнаженных людей. Это и было запрещено на 6-м Вселенском Соборе (100-й канон).
Совершенно не реалистичными могут быть формы тела человека на иконе. Святой часто представлен в аскетичном виде, складки одежды скрывают анатомические подробности. Все это необходимо для того, чтобы молящийся концентрировал свое внимание на важнейшем, не отвлекался на второстепенное.
Посмотрите на Владимирскую икону. Главное здесь - лик Богородицы, и Ее взаимная любовь с Богомладенцем.

Грустит она о том, что Сына придется отдать на смерть. Ради спасения людей.
Может быть этот укор читается в Ее глазах?

Священник Александр Усатов

Вот пример символических гипербол в изображении роста святых.
Повторюсь, что это не отражение физических параметров святых людей, а отражение величия их святости.

Икона "Иоанн Лествичник, Св. Георгий и Св. Власий".

Владимир

ЦитироватьПовторюсь, что это не отражение физических параметров святых людей, а отражение величия их святости
Значит,можно предположить, что Иоан Лествичник, более значимая, заслуживающая большего почитания фигура,чем Св. Георгий и Св. Власий??? И как это определяется,по каким критериям?

Дарья



Другой пример: изображение гор на православных иконах. Это не синие рериховские вершины – на иконах это символы духовного восхождения, восхождения к личностному и Единому Богу. Поэтому горки на иконах имеют лещадки – своего рода стилизованные ступени, благодаря которым гора приобретает смысл лестницы.

Дарья


Икона "Успение Божьей Матери"

Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На иконе «Успение Божией Матери» одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к смертному ложу Богородицы, и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа. Это говорит о том, что события Священной истории, происходившие в нашем реальном времени и пространстве, имеют другой образ в пространстве духовном. Событие, происшедшее двадцать веков назад, действенно и сейчас, оно вне пространственно-временных рамок, оно оказывает и сейчас такое же воздействие на главную цель Боговоплощения: спасение всех душ человеческих от вечной смерти.