Христианские и общечеловеческие ценности

Автор Мрачковская Людмила, февраля 06, 2011, 16:37:22

« назад - далее »

Мрачковская Людмила

Александр, вы всё время говорите о истиных христианских ценостях. А в чём они? Я внимательно прочла библию и ни о каких ценностях, кроме слепого подчинения словам Бога не нашла. А если этот глас был ложным? Как можно доверяться необдуманно?

Священник Александр Усатов

Цитата: Мрачковская Людмила от февраля 06, 2011, 16:37:22  
Александр, вы всё время говорите о истиных христианских ценостях. А в чём они? Я внимательно прочла библию и ни о каких ценностях, кроме слепого подчинения словам Бога не нашла. А если этот глас был ложным? Как можно доверяться необдуманно?
Никто и не предлагает доверяться необдуманно.
Скажите, Людмила, какие ценности Вы лично признаете и цените?

Священник Александр Усатов

Цитата: Мрачковская Людмила от февраля 06, 2011, 16:37:22  
Александр, вы всё время говорите о истинных христианских ценностях. А в чём они? Я внимательно прочла библию и ни о каких ценностях, кроме слепого подчинения словам Бога не нашла
Странно. Возникает сомнение, что Вы внимательно ВСЮ БИБЛИЮ прочли.
Вообще-то в Библии содержится моральный кодекс, называемый Законами Моисея или Десятью заповедями.
Причем некоторые положения библейских "ценностных ориентаций" включают в себя тогдашние общечеловеческие ценности, а некоторые значительно превосходят их. Задают новую планку. Новый идеал.
В учебнике культурологии я нашел такое определение:
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей...
Без ценностей не может обходиться ни одно общество.
А индивиды? Они могут выбирать, разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие — ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера.

Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Честь и достоинство семьи — одна из важнейших ценностей человеческого сообщества с древнейших времен. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. В качестве руководства к своему поведению он выбрал высокочтимые ценности. Они стали его культурной нормой, а психологическая установка на их соблюдение — ценностной ориентацией.
Ценности — это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека — ценность, а ее охрана — норма. Ребенок — социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем — социальная норма. Одни нормы очевидны на уровне здравого смысла, мы исполняем их не задумываясь. Другие требуют от нас напряжения и серьезного нравственного выбора. Уступать пожилым людям место или здороваться при встрече со знакомыми людьми кажется очевидным. Однако остаться с больной матерью или идти воевать за освобождение родины (перед такой дилеммой был поставлен герой одной из пьес Ж.-П. Сартра) — выбор между двумя фундаментальными нравственными ценностями.
Таким образом, в обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму). Каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет.

Священник Александр Усатов

Страшные слова я отметил в конце цитаты из учебника.
Если ценностные ориентации не являются абсолютными, если конкретное общество или этнос, или даже индивид станут почитать собственные ценности, к чему придет человечество? Неужели нравственность является относительным понятием?
Примеров история нам дает множество.
Гитлеровская Германия создала свои ценности (в виде идеи чистой арийской расы), в СССР они были своими (диктатура пролетариата). Конкретный человек в современной России также пытается сам для себя решать, что такое хорошо, и что такое плохо (аборты теперь на совести и государства и конкретного человека).

Священник Александр Усатов

Вот что пишут в экспериментальном учебнике по ОПК:

И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Источник ценностей понимается по-разному.

Верующие убеждены, что ценности люди получают от Бога. Бог дает людям нравственный закон - знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром.

Люди, которые не придерживаются определенной религии, считают, что ценности – это самые важные знания о жизни, которые младшие получают от старших, а те – от еще более старших и опытных поколений. Такая передача ценностей, или традиция, происходит в семье. Вспомни, родители часто говорят тебе о том, что следует одеваться по погоде, соблюдать правила гигиены, избегать опасных ситуаций. Почему? Потому что, если ты не будешь соблюдать эти простые правила, то может возникнуть угроза для твоего здоровья. Так происходит не только в семье, но и в обществе. Ценности – это простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений.

Откуда бы ни происходили ценности, все люди убеждены в их исключительной важности для жизни. Без ценностей жизнь человека обесценивается, теряет смысл.

Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония.

Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.

Священник Александр Усатов

8 вечных ценностей, составленный Русской Церковью в результате дискуссий с рядом политических сил страны и российской общественностью.

В список вошли: справедливость, свобода, солидарность, соборность, самоограничение (жертвенность), патриотизм, благо человека и его достоинство, семейные ценности – любовь, верность, забота о детях и стариках.

При этом справедливость понимается как политическое равноправие, честность судов, ответственность руководителей, реализуется через социальные гарантии, требует преодоления бедности и коррупции и предполагает достойное место для каждого человека в обществе.

Второе понятие включает в себя свободу предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода деятельности, а также самостоятельность, независимость и самобытность российского народа.

Под солидарностью понимается как способность разделить с другими людьми трудности или болезни, так и общенациональная солидарность как сила, связывающая народ и обеспечивающая единство, целостность и жизнеспособность нации.

Соборность - это единство власти и общества в работе на благо страны и людей, единство разнообразных культур, гармоничное сочетание духовных и материальных интересов каждого человека и общества в целом.

Самоограничение и жертвенность есть отказ от эгоизма, потребительского отношения к ближним и окружающему миру, способность жертвовать личным ради блага ближнего и Родины

Ещё одна вечная ценность - патриотизм, вера в Россию, привязанность к родному краю, его культуре, готовность трудиться ради своей Родины.

Ценность блага человека - это основной приоритет социального развития и соблюдения прав человека, его благосостояние и достоинство, духовное и материальное благополучие.

Восьмым в списке названы семейные ценности, в первую очередь, любовь и верность, забота о детях и стариках.


Как отметил протоиерей Всеволод Чаплин, критерием отбора ценностей стала их укоренённость «в Божией правде и в том опыте жизни, который, несмотря на все консервации и модернизации, оставался для России константой».

Священник Александр Усатов

#6
И вот теперь давайте подумаем, как на этот список ценностей повлияла библейская религия?

Высшее влияет на низшее. Не отменяет его, не уничтожает. А именно меняет.
"Осмыслить нечто означает – применить к этому феномену более высокую шкалу ценностей. Смысл, ценность - всегда выше того, что оценивают с помощью смысла, того, к чему эта шкала прилагается" (протодиакон Андрей Кураев).

Какие были ценности в древности, и в чем новизна сначала Ветхого Завета, а затем и Нового?
Интересно увидеть, как отличались ценности в Ветхом и Новом Завете.

Священник Александр Усатов

Предлагаю список тем для сравнения.

Достоинство человека перед лицом божества (в язычестве и библейской традиции).

Достоинство женщины как человека (думаю, это особенно будет интересно Мрачковской Людмиле :))

Вопрос о справедливости и возмездии (кровная месть и ее преодоление)

Национализм и космополитизм (ксенофобия или любовь ко всем народам?)

Ценность жизни (человека вообще, а также эмбриона и больного старика)

Священник Александр Усатов

#8
ЦитироватьДостоинство женщины как человека
В Древнем мире женщина фактически находилась на положении бессловесного животного, домашней утвари, которая рассматривалась как рабочая сила, способная рожать детей.

Вот как поясняет мой тезис Владимир Легойда:

На Древнем Востоке от женщины требовалось абсолютное послушание мужу во всем. Семейные законы были суровы: непокорную жену супруг мог наказать, и наказать довольно жестоко. Согласно одному древнеассирийскому закону, муж имел право за непослушание, лень или отказ от исполнения супружеских обязанностей избить жену, остричь ее, отрезать ей уши, нос, выжечь на лбу рабское клеймо или выгнать из дома. При этом, что бы ни совершил мужчина, никто не мог привлечь его к ответственности, тогда как он мог все. Например, имел право вернуть бежавшую от его жестокости в родительский дом жену, если она пробыла там более четырех дней. При этом мог еще и подвергнуть ее унизительному испытанию: заставить доказывать, что за время своего отсутствия она не спала ни с одним мужчиной. Способ для этого избирался весьма оригинальный: "Такую жену надлежит связать и бросить в воду; если она выберется благополучно, значит, она невиновна, и муж должен оплатить судебные издержки". [Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990. С. 179-180.] Ну, а если нет... Любое подобное "доказательство" измены означало для женщины неминуемую смерть.

О каких-то иных правах женщины говорить вовсе не приходится. Согласно законам вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р.Х.), мужчина имел неограниченную власть над членами своей семьи. Несмотря на то, что какие-то права у женщины были, по большому счету она являлась собственностью мужа. Хотя и жена и муж имели право на развод, у мужа эти права были несравнимо шире, а жена обязана была хранить верность супругу и после смерти последнего. Даже овдовев, она не могла заключать договоров, вести денежные дела, ставить свою подпись - все делалось только через опекуна. К людям ("авилумам") [Акадский термин "авилум" переводится на русский как "человек" или "полноправный человек". Второе значение термина - высшее сословие, состоявшее из членов "общин", имевших права на участки земли. Наряду с "авилумами" существовали сословия "мушкенумов" (люди, не имевшие земельной собственности и не бывшие членами общины) и "вардумов" ("рабов", лиц, имевших хозяев, которые могли распоряжаться их временем, трудом и, видимо, даже жизнью). (Законы Хаммурапи)] приравнивались только женщины-жрицы, которые, однако, были строго исключены из семейных отношений. [Законы Хаммурапи]

В отличие от иудейской традиции, во многих других древних культурах мы не видим столь глубокого почитания брака, почитания, коренящегося в религиозных смыслах. Многие культуры к браку относятся с откровенным презрением. Сегодня модно говорить об общечеловеческих ценностях, подразумевая под ними некие универсалии, естественным образом присущие всем людям и мало зависящие от культуры. Однако изучение прошлого показывает, что то, что сейчас именуется "ценностями для всех" родилось именно под воздействием иудео-христианской традиции. И если для ветхозаветных иудеев появление потомства имеет в том числе (или даже в первую очередь) религиозный смысл и значение, а традиция безбрачия в древнееврейской культуре не получила широкого распространения, то, согласно тем же законам Хаммурапи, посвященные богу жрицы вообще не имели права вступать в связь с мужчинами.
...
Супружеская измена в Древнем Риме каралась смертью. Естественно, если изменяла женщина. Понятие мужской измены юридически закрепляется лишь во II веке по Р.Х., при императоре Антонине.
Аристотель утверждает неравенство полов, замечает, что причиной этого является качественная разница между полами, которая предполагает большую значимость мужчины, чем женщины.
Женщина же предназначена лишь для рождения детей и ухода за мужчиной, но никак не для любви.
любовь к женщине пошла, такое чувство могут испытывать лишь люди ничтожные, считали греки.

Греческий гомосексуализм был важной составной частью всей греческой культуры, в особенности - греческого воспитания. Считалась вполне нормальной "любовь" между взрослым мужчиной и юношей 15-18 лет: именно в таких отношениях молодой человек получал воспитание, а педофелия рассматривалась как самая совершенная, самая прекрасная форма образования. [Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998. С.56.] Сегодня для большинства из нас все это звучит дико, хотя мы редко задумываемся о том, что наше отношение есть следствие проникновения христианских ценностей в культуру. Будучи глубоко семейной религий, христианство сформировало новые семейный ценности. А правильнее сказать, семейные ценности как таковые, ведь в эллинской культуре все обстояло совсем не так просто: женщина, в силу своего бесправного положения теряла власть над ребенком после того, как ему исполнялось 7 лет, отец всегда был занят более важными делами, чем возня с детьми, школа (образование), традиционно воспринимающаяся сегодня как второй после семьи образовательный элемент, для греков таковой не являлась.

Священник Александр Усатов

И далее из статьи В.Легойды "Женщина и мужчина: отношения сквозь века":

Христианство, явившись вызовом всей римской культуре, не могло не затронуть и взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Конечно, евангельская проповедь не была направлена на подрыв социально-политического порядка и не задавалась целью изменить отношения между полами, и все же христианство радикально утверждало новые принципы взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Прежде всего, христианство предложило принципиально новую оценку человека, актуализировав идею творения "по образу и подобию". Новое учение утверждало, что (позволю себе процитировать еще раз) "нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:28)
Принципиально важно понять, что в этом отрицании нет ни малейшего презрения к полу или браку (о чем уже говорилось выше), но утверждается, напротив, равенство полов перед Богом, ценность личности, а не мужского или женского per se. Конечно, равенство ценностное не означает равенства функционального, не стирает разницу - и это важно осознавать и чувствовать, иначе христианские установки могут быть при желании легко истолкованы в духе "воинствующего феминизма".

Христианство впервые посмотрело на женщину как на человека, увидело в ней самостоятельную цельную личность, неравную мужчине, но и не менее ценную для Бога, чем он. В христианстве женщина перестала быть чем-то нечистым, злым, перестала быть вещью и собственностью мужа, перестала, наконец, быть только матерью или женой. В этих словах нет никакой христианской пропаганды. Ярый противник христиан Цельс (II в. по Р.Х.) в своем "Правдивом слове" ("Alethes Logos"), вступая в полемику с христианским учением, которое он обвинял в нравственной и интеллектуальной деградации, недоумевал, как же христиане могут верить, что Бог ниспошлёт на землю Дух, вселив Его в "нечистое" тело женщины. [См.: Свенцицкая И.С. Женщина в раннем христинастве // Женщина в античном мире. М., Нака, 1995. С.156.]

Евангельская история, вся история раннего христианства свидетельствуют об отличном от цельсова (т.е. от языческого как такового) отношения к женщине. Так, Христос беседовал и общался как с мужчинами, так и с женщинами. Именно женщины сопровождали Христа на Голгофу в то время, когда ученики оставили Его. Именно женщинам первым явился Христос. Этих женщин, шедших ко гробу Христа с драгоценным миром, чтобы умастить тело по древнему обычаю (этого не сделали сразу после распятия, так как начиналась суббота, нарушать которую было нельзя по ветхозаветному обычаю), христианская Церковь до сих пор чтит, прославляя в неделю жен-мироносиц (вторая неделя после Пасхи). Апостол Павел, несмотря на то, что в его словах проскальзывает иногда фарисейское воспитание, часто обращается в посланиях к женщинам, приветствуя их как своих сотрудниц. По мнению авторитетного церковного историка М.Э.Поснова, слова апостола Павла "Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие апостолы, и братья Господни, и Кифа?" (1 Кор. 9:5) означают то, что жены апостолов, по всей видимости, сопровождали их в миссионерских путешествиях. [Поснов М.Э. История Христинаской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). Брюссель, 1994. С.83.]

Конечно, пройдут века, прежде чем христианское понимание сформирует соответствующую культуру (и сформирует ли до конца?).
...вышеописанные картины женского бесправия в древнем мире кажутся нам сегодня ужасными и несправедливыми только благодаря произошедшей две тысячи лет назад "христианской революции".

Именно в христианской культуре утвердился моногамный брак. Именно христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская измена мужчины настолько же недопустима, насколько недопустима измена женщины.

Вообще христианство возносит брак на недосягаемую дотоле высоту: венчание именуется таинством, а любовь супругов сравнивается с любовью Бога и человека. Кстати сказать, понимание любви в христианстве очень сильно отличается от понимания любви в язычестве. В античной греческой литературе понятие любовь чаще всего выражается словом "эрос". Эрос - это всегда страстная любовь; любовь, приносящая одновременно наслаждение и страдание. Эрос - это желание заполучить другого, это любовь для себя. Интересно, что в евангельских текстах слово "эрос" не встречается. Вместо него евангелисты используют слово "агапе". Агапе, в отличие от эроса, есть любовь дарующая, а не вожделеющая. Любовь для другого, а не для себя. [См.: Вардиман Е. Указ. соч. С. 105.]

В средние века, когда на смену языческой культуре приходит культура христианская, семья становится не просто "ячейкой общества", но таинством, в которое вступают два христианина, заявляя о совместном решении перед своей общиной. По христианскому учению, семья есть малая церковь. А церковь не может созидаться "на время" - она создается навсегда, скрепляемая любовью, которая не ищет лишь своей выгоды и удобств.

Священник Александр Усатов

#10
Пока все молчат, предлагаю обсудить смежную ценность - ценность жизни (человека вообще, а также эмбриона и больного старика).
И для начала предлагаю сравнить отношение к телу человека в античном мире и в христианстве.

В античное время философы открыто презирали тело человека, называя его темницей для души. Плотин стыдился своей телесности. При этом смерть и даже самоубийство рассматривали как избавление и путь к совершенству.

Христианству такой подход совершенно чужд.
По мнению свт. Иоанна Златоустого, «добрыми и злыми бывают не естественные действия, а только действия ума и воли... итак, никто не обвиняй (тело), но злое произволение. Диавол всячески старается внушить, чтобы обвиняли более тело, или Бога, или ближнего, а не свою развращенную волю, дабы, постигнув истинную причину зла, они не вырвали ее с корнем»

Всецелый человек в христианстве является ценностью. Иначе Бог Слово не стал бы Человеком.
«Христос имел плоть подобную нашей грешной, но безгрешную и по природе одинаковую с нами... отсюда видно, что природа плоти не зла» , - так выражает этот подход свт.Иоанн Златоуст.

Священник Александр Усатов

Новость...

Лондон. 8 июня. ИНТЕРФАКС - Психотерапевта Лесли Пилкингтон из английского графства Хартфордшира обвинили в должностном преступлении - попытку привить гею традиционную ориентацию.

Теперь ей грозит увольнение.