Религиозное состояние российского общества

Автор Священник Александр Усатов, марта 06, 2011, 20:54:39

« назад - далее »

Священник Александр Усатов

Предлагаю здесь не уклоняться от темы ветки: Религиозное состояние российского общества

macs111

А вот интересно существует какая то статистика дореволюционная-какое тогда было состояние общества?Просто что бы было хотя бы с чем сравнивать... Конечно по книгам понятно что религиозность была более высокой...но существует какие  то статистические данные?

Священник Александр Усатов

РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ
25­-26 августа и 1­2 сентября 2007 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проводились инициативные всероссийские опросы.
Исходя из полученных данных, половина россиян — верующие, 10% которых регулярно посещают церковь и соблюдают все обряды и ритуалы, а 43% в церковь ходят только по праздникам и всех обрядов и ритуалов не соблюдают. Треть респондентов (31%) допускает существование Бога, но мало интересуется церковной жизнью. Убежденные атеисты составляют лишь 6%.
8% опрошенных не задумываются о религии.

Самая массовая религия в России — православие (75% опрошенных считают себя ее последователями), 8% составляют мусульмане. К какому-­либо другому вероисповеданию себя относят не более 1­2% респондентов.

В июле 2007 г. Аналитический центр Ю. Левады провел представительный опрос 2011 россиян [6] . 56% ассоциировали себя с православием, 3% — с исламом, менее 1% отнесли себя к протестантам, католикам, иудаистам или другим религиям соответственно. Верующими не считали себя 33% опрошенных. 6% затруднились дать ответ.

Религиозные службы вообще не посещали 59% респондентов; посещали несколько раз в году или раз в год и реже по 19% и 16%, соответственно. Один раз в месяц на богослужения ходят 4% опрошенных, и только 2% посещают церковь раз в неделю.

Причащаются несколько раз в год — 6%, раз в год и реже — 10% респондентов. Менее 1% участников опроса принимают причастие раз в неделю, 1% — раз в месяц. Совсем не причащаются 83% респондентов.
Восемь лет назад причастие ни разу не принимали 53% респондентов; в 2007 эта группа выросла до 83%.
На вопрос «Крещены ли Вы?» 76% ответили утвердительно, 20% — отрицательно, и 4% опрошенных затруднились дать ответ.

В 1968 г. американские социологи религии Р. Старк и Ч. Глок [8] уточнили и детализировали пять «индикаторов» религиозности: 1) вера (принятие доктрин), 2) практика (ритуальная и молитвенная), 3) опыт (например, общение с Богом), 4) знание (прежде всего, религиозной культуры) и 5) результат (образ жизни).
Применив схожие критерии, Каариайнен и Фурман вычленили группу «настоящих» православных верующих — в 1999 г. таких оказалось 7%.

Важнейший мировоззренческий элемент религиозного сознания россиян — псевдонаучные идеологии, т. е. вера в НЛО (70% опрошенных), снежного человека, контакты с внеземными цивилизациями. Вера в астрологию характерна более чем для 60% городских жителей.

В начале 2000 г. был предпринят дифференцированный опрос под названием «Почему я не в церкви?». Автор исследования выделила три наиболее существенные причины, влияющие на мотивацию верующих: (1) церковь как организация не вызывает доверия, в ней много неискренности, давления, политики и конфликтов; (2) занятость; (3) убежденность в том, что можно оставаться верующим без активного участия в деятельности церкви.

Виктор

Цитата: Максим от марта 10, 2011, 14:33:49  
А вот интересно существует какая то статистика дореволюционная-какое тогда было состояние общества?Просто что бы было хотя бы с чем сравнивать... Конечно по книгам понятно что религиозность была более высокой...но существует какие  то статистические данные?
Если бы всё было с религиозностью хорошо, возможно и революции не было.
Возможно с «индикаторами» религиозности: 2) практика (ритуальная и молитвенная),  4) знание (прежде всего, религиозной культуры) и 5) результат (образ жизни), было все отлично, а с 1) вера (принятие доктрин), 3) опыт (например, общение с Богом) не очень. Говорю о крупных городах, в которых и происходили все революционные события.
Как говорили очевидцы-не горели люди душой, хотя "индикаторы" 2,4 и 5 массово исполнялись(и то что исполнялись,очень хорошо, нам бы так, в наше время).

Священник Александр Усатов

Москва. 10 марта. ИНТЕРФАКС - Глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда не согласен с теми, кто считает, будто основой государства до 1917 года являлось православие.

"Я бы поспорил с тем, что православие было основой государства до революции 1917 года. Так называемый синодальный период, начавшийся в первой четверти XVIII века и продолжавшийся до Поместного Собора 1917-1918 годов, восстановившего патриаршество, не был самым светлым периодом в истории Церкви", - заявил В.Легойда в интервью, опубликованном на сайте газеты "Газета".

По его мнению, говорить о том, что "православие было основой государства, в ситуации, когда государство вмешивалось во внутреннюю церковную жизнь, не очень корректно".

"Другое дело, что, поставленная в эти условия непростых отношений с государством, Церковь, наверное, не всегда могла осуществлять свои основные функции. Говоря о прессинге со стороны властей, мы обычно упоминаем советский период, но необходимо вспомнить и предреволюционную ситуацию", - сказал В.Легойда.

Он рассказал, что в свое время долго не мог понять, как в России, "где люди, с молоком матери впитывавшие в себя азы церковной жизни, могли пойти и рушить храмы, которые всегда строились всем миром". Переосмыслить это его заставил "один любопытный факт".

В.Легойда напомнил, что в 1916 году в российской армии была отменена обязательная исповедь, а до этого солдаты должны были с какой-то периодичностью исповедоваться. Уже год спустя выяснилось, что добровольно, по собственной инициативе на исповедь ходило менее 10% от всех военнослужащих.

"О какой Церкви как основе жизни общества вы говорите? В это время ни общество, ни государство в России уже не имело глубинных православных оснований", - добавил он.

Священник Александр Усатов

По данным опросов за 2008 год крещено в России около 80% населения, при этом верят в Бога – 51% (!)

Священник Александр Усатов

Москва. 19 апреля. ИНТЕРФАКС -
54% жителей России не согласны с мнением, что после смерти существует возможность воскресения.

Виктор

Цитата: Священник Александр Усатов от апреля 20, 2011, 21:14:47  
Москва. 19 апреля. ИНТЕРФАКС -
54% жителей России не согласны с мнением, что после смерти существует возможность воскресения.
Это как вопрос задавали:
1 Верите, что когда умрете есть возможность воскреснуть?
или
2 Верите во второе пришествие?

Соотношения будут разными.

Священник Александр Усатов

Даже на Рождество и Пасху в богослужениях участвует менее 5% населения России (в США – более 50% каждое воскресенье).

Священник Александр Усатов

В Бога верят 82% россиян - опрос

Москва. 3 мая. ИНТЕРФАКС - Подавляющее большинство россиян (82%) верят в Бога, показал опрос, проведенный фондом "Общественное мнение" и службой "Среда".

При этом 5% респондентов затруднились ответить или выбрали вариант "другое", и только 13% сказали о том, что в Бога не верят.

В опросе, который проходил этой весной, участвовали 1500 респондентов от 18 лет и старше, жители 44 регионов страны. Статистическая погрешность - 3,6%.

Как оказалось, среди атеистов - в два раза больше мужчин (68%), чем женщин (32%). Чаще причисляли себя к неверующим рабочие и самые бедные респонденты ("денег не хватает даже на питание").

Сравнительно чаще, чем в других федеральных округах, атеисты живут на Дальнем Востоке.

27% опрошенных считают себя верующими, но не соотносят свою веру с какой-либо религией.
Среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет таких респондентов более трети (34%). Среди студентов, ответивших подобным образом, уже 38%. Также сравнительно чаще выбирали такой ответ респонденты, живущие в Уральском федеральном округе.

Респондентов, исповедующих буддизм, иудаизм, католицизм или протестантизм, оказалось крайне мало: их число находится в пределах ошибки выборки.

Мусульманами себя назвали 4% респондентов, причем половина из них - последователи суннизма, другие 2% придерживаются прочих направлений ислама. Среди мусульман чаще встречались респонденты, имеющие трех и более детей.

Православными христианами себя считают 50% опрошенных, подавляющее большинство из них принадлежит к Русской православной церкви. Среди православных женщин существенно больше, чем мужчин (62% женщин, 38% мужчин). В семьях у православных христиан чаще двое детей, реже - нет детей вообще.

Православные респонденты несколько чаще в сравнении с остальными живут в городах: 40% - жители городов с населением более 250 тыс. человек.

Безработные россияне, находящиеся в поисках работы, чаще, чем другие опрашиваемые, называли себя православными.

Северо-западный федеральный округ лидирует по количеству граждан, которые определяют себя как "православные, не принадлежащие к Русской православной церкви".

В России верующих граждан оказалось значительно больше, чем во многих европейских странах. Как сообщал на днях "Интерфакс-Религия", согласно опросу, проведенному международной исследовательской компанией "Ipsos" в Швеции живут 37% неверующих, в Бельгии - 36%, в Великобритании - 34%, в Германии - 31%. Всего же, как выяснилось, в Бога верят половина жителей земного шара.

Григорий Иванов

#25
о. Александр, простите, что отступаю от темы, ни как не могу удеражаться, и не высказаться по поводу объективности любых опросов общественного мнения. Сразу вспоминается книжка и одноименный телесериал  - "Да, господин Премьер?министр", где описана очень красивая демонстрация возможностей проведения опросов. Поскольку цитата не маленькая и не совсем по теме, публикую под кнопкой спойлера:
[spoiler]"Хамфри попросил меня срочно заскочить к нему, ,,чтобы, так сказать, обсудить ситуацию": больше всего его интересовали результаты партийного опроса общественного мнения, которые, на мой взгляд, во многом и стали причиной неуспеха в попытке переубедить нашего премьер?министра.
Его решение оказалось на редкость простым: провести еще один опрос, который покажет, что избиратели против  военного призыва.
Тогда я был все еще достаточно наивен. Не понимал даже, как избиратели могут быть одновременно ,,за" и ,,против". Впрочем, старина Хамфри довольно быстро разъяснил суть вопроса.
Оказывается, весь секрет заключается в том, что когда к усредненному обывателю подходит молодая привлекательная девушка с опросной анкетой и задает серию нужных  вопросов, этому усредненному обывателю невольно хочется не выглядеть дураком, а произвести на нее хорошее впечатление. Ей, этой молодой привлекательной девушке, само собой разумеется, надо, чтобы этот самый усредненный обыватель дал ей те самые нужные  ответы.
Сэр Хамфри тут же на мне самом продемонстрировал, как работает эта система:
– Мистер Вули, скажите, вас, конечно же, беспокоит рост преступности в среде подростков?
– Да, конечно же беспокоит, – ответил я.
– Вам не кажется, что в наших общеобразовательных школах сильно хромает дисциплина и недостаточно требовательности?
– Естественно, кажется.
– Как вы считаете: молодым людям нужен порядок и сильный лидер?
– Да, нужен.
– Как вы думаете, хотят ли они добиться в жизни чего?нибудь большего?
– Да, хотят.
– Значит, как нам кажется, вы за военный призыв?
– Да, само собой разумеется.
Вольно или невольно, но на все эти вопросы я, так или иначе, ответил ,,да". А что еще можно сказать, чтобы не выглядеть недотепой? А в итоге публикуется только последний вопрос и только последний ответ.
Самые популярные опросы, конечно, до такого не опускаются или, во всяком случае, стараются не опускаться, но их, в общем?то, совсем немного. Наверное, именно поэтому Хамфри предложил провести новый опрос, но не партийный, а целенаправленный – для министерства обороны. Что мы, соответственно, и сделали. Причем часть ключевых вопросов придумал он сам:
– Мистер Вули, вас тревожит угроза войны?
– Да, конечно, – вполне честно ответил я.
– А рост вооружений?
– Естественно.
– Вы видите опасность в том, чтобы давать молодым людям оружие и учить их убивать?
– Да.
– Считаете ли вы неправильным вынуждать людей брать в руки оружие против их воли?
– Да.
– Готовы ли вы возражать против введения обязательного военного призыва?
И я ответил ,,да", прежде чем сам осознал это, представляете?
Хамфри был просто в восторге.
– Вот видите, Бернард, вы и есть тот самый настоящий усредненный британец, – довольно сказал он."[/spoiler]
:)

На самом деле, очень интересная тема, но хотелось бы уточнить, о какой религиозности мы ведём речь в данной ветке? Привязываемся ли мы к словарным и лингвистическим толкованиям, где под религиозностью понимается весьма широкая мировоззренческая позиция от христианского до языческого, атеистического или, например, веры в пришельцев с далёких планет... Интересуют ли нас традиционные религии (Христианство, Ислам, Иудаизм, Буддизм) или речь исключительно о христинской религиозности? А может быть ещё уже - религиозность как богобоязненость в контексте христианской веры? Спасибо.

Елена_K

 Для сравнения:

Цитировать25.04.11 Большая часть православных греков не верит в воскресение мертвых

Опрос, проведенный греческой газетой "Вима тис Кириакис", показал резкое снижение религиозности населения Греции за последние 3 года.

Если в 2008 году на вопрос "Верите ли Вы в воскресение мертвых?" 51,3% опрошенных отвечали "да", а 41,8% — "скорее, да", то в этом году на вопрос о вере в воскресение мертвых "да" ответили только 26,5% опрошенных, а "скорее, да" — 15,8%. Ответ же "нет" дали 48,1% греков, а 10,1% затруднились ответить.

На вопрос "Считаете ли вы, что греки сейчас верят в Бога, так же как и прошлые годы?" 46,1% ответили "меньше, чем раньше", 28,8% — "также как и раньше", и 18,9% — "больше, чем раньше".

На вопрос "Что для Вас означает праздник Пасхи?" 36% ответили "время, которое нужно посвятить религии", 11,1% — "время пойти в церковь", 42,5% — "время для своих собственных дел", 39,9% — "время отдыха", 15,1% — "время побыть с родными", 11,9% — "время посетить родные места".

На вопрос "Вы уходите из церкви на Пасху сразу же как услышите "Христос Воскресе" или дожидаетесь начала Литургии и уходите после того как услышите "Христос Воскресе" на Литургии?" 48,4% ответили "сразу после "Христос Воскресе"", 28,8% — "после начала Литургии и "Христос Воскресе" на Литургии", а 8,5% сказали, что вообще не ходят в церковь на Пасху. Только 13,6% опрошенных ответили, что они остаются до конца пасхальной Литургии.

На вопрос "верите ли Вы в Бога" 56,3% ответили "да", 20% — "скорее, да", 13% — "нет", 7,7% — "скорее, нет" и 3,1% затруднились с ответом.

При этом большинство опрошенных, в общем и целом, понимают богослужение. На вопрос "Понимаете ли вы священные тексты Страстной седмицы?" 9,1% сказали "хорошо понимаю", 36,6% — "понимаю", 37,9% — "немного понимаю", и лишь 16,2% — "не понимаю".
Дайджест "Седмица"

http://subscribe.ru/archive/religion.sedmica/201105/10004150.html#11

Священник Александр Усатов

Только каждый четвертый россиянин не суеверен, в то время как остальные могут быть отнесены к суеверным или среднесуеверным.
К таким выводам пришла социологическая служба Среда в результате всероссийского опроса.
14% россиян являются суеверными, 24% – несуеверны, 63% – среднесуеверны.

Священник Александр Усатов

Цитата: Алексей Каменцев от марта 06, 2011, 21:33:01  
Святая Русь может быть по наличию святых, они как соль земли русской , а соли много не надо поэтому 18% думают о посте
При таком ходе рассуждений Содом был тоже Святой Землей, ведь там жил праведный Лот с семьей...

Священник Александр Усатов

Говорить о народе как хранителе благочестия вообще можно было только в эпоху до социологических опросов.
Социологические опросы показывают, что даже наши постоянные прихожане весьма смутно представляют – к неверию во что их обязывает вера в Христа. Опрос, проведенный среди москвичей социологическим центром МГУ, показал, что "в гороскопы верят 26% православных. Среди христиан верят в колдовство, порчу и дурной глаз – 47%, в спиритизм –– 18%. Стоит обратить внимание на то, что если в колдовство верят 47% христиан, то в дьявола только 32%. Значит, далеко не все считают магические чары пособничеством дьявольских сил. Если сравнивать характеристики сознания "определенно верующих" и "определенно неверующих", то есть, по сути, атеистов, то выясняется, что именно последние в 2-4 раза меньше подвержены влиянию суеверий, оккультизма, сатанизма. Так, соотношение верящих в колдовство среди верующих и атеистов соответственно 57% и 21%, в астрологию –– 29% и 15%, в спиритизм –– 25% и 6%. Более того, распространенность веры в колдовство среди верующих прямо пропорциональна частоте посещения ими церкви. Так, численность верящих в колдовство, порчу, дурной глаз почти одинаково среди посещающих церковь еженедельно (54%), 2-3 раза в месяц (59%), 1 раз в месяц (50%), 2-5 раза в полгода (54%); снижается она только среди посещающих церковь довольно редко –– 1 раз в полгода и 1 раз в год (соответственно 41% и 40%), еще ниже становится среди тех, кто вообще не посещает церковь (31%), хотя, казалось бы, все должно быть наоборот. Верящих в астрологию, гороскопы также максимальное и почти неизменное число среди наиболее частых прихожан: среди посещающих церковь еженедельно –– 34%; 2-3 раза в месяц –– 39%, 1 раз в месяц –– 34%. Среди тех, кто не ходит в церковь, верящих в предсказания астрологов вдвое меньше –– 16%. Тот факт, что распространенность суеверий и оккультизма среди верующих прогрессирует по мере увеличения частоты посещения ими церкви, свидетельствует о слабом влиянии духовенства даже на постоянных прихожан, которые выходят из храма с теми же заблуждениями, что и пришли" .
(д.А.Кураев. ЦЕРКОВЬ В МИРЕ ЛЮДЕЙ)