Созависимость в семье

Автор Священник Александр Усатов, мая 24, 2011, 20:35:07

« назад - далее »

Священник Александр Усатов

Предлагаю обсудить такую сложную тему как созависимость в семье.
Зависимых людей в нашей стране десятки миллионов. Я имею в виду тех, кто страдает пристрастием к наркотикам, алкоголю или игровым автоматам.

А что же происходит с родственниками таких зависимых людей? Как повреждается их душа и вообще жизнь?
Что им можно посоветовать?

Елена_K

А компьютерная зависимость сюда разве не входит? Что еще?

Владимир

Для решения всех проблем нужны вера,пост и молитва. Поэтому, если в семью пришла такая беда,ей надо противостоять,но начинать следует с себя. Тогда и изменится мир вокруг,это давно известно.
Но вот как заставить себя:
Во всем полагаться на Бога
Постоянно пребывать в молитве
Соблюдать пост
Вот настоящая проблема. Корень всех проблем.
Как заставить себя так поступать? У меня плохо получается, если честно сказать,но другого пути не вижу. Текучка так достает,что головы поднять некогда. 
А уж когда что случается, то сразу время находим,да только поздно,уже случилось...
И еще думаю важно найти соратников,которые могут поделиться своим опытом, оказать помощь чем-либо. Для этого нужен объединяющий информационный ресурс.
Как например у Ленина была газета" Искра", а потом"Правда" или интернет-форум.





Елена_K

Цитата: Владимир от мая 25, 2011, 18:13:15  
Для решения всех проблем нужны вера,пост и молитва. Поэтому, если в семью пришла такая беда,ей надо противостоять,но начинать следует с себя. Тогда и изменится мир вокруг,это давно известно.

Мне кажется, что у человека в условиях созависимости не только психологические проблемы, но и духовная жизнь начинает искажаться и буксовать.

Священник Александр Усатов

Вчера наблюдал картину: мужчина после инсульта слабо владеет собой. Жена властно покрикивает на него. Как будто ради его же блага.
Это характерный признак созависимости, когда какой-то член семьи считает себя здоровым, умным, и поэтому начинает унижать того, кто ведет себя неадекватно (пьет, играет, болеет).


Григорий Иванов

#5
Цитата: Священник Александр Усатов от мая 26, 2011, 15:16:59  
Вчера наблюдал картину: мужчина после инсульта слабо владеет собой. Жена властно покрикивает на него. Как будто ради его же блага.
Это характерный признак созависимости, когда какой-то член семьи считает себя здоровым, умным, и поэтому начинает унижать того, кто ведет себя неадекватно (пьет, играет, болеет).

Интересно, что в один ряд Вы поставили болезни духовные (пьет и играет) с которыми человек призван бороться и болезнь телесную, которую он вынужден переносить. Должны ли близкие люди, в этих случаях, вести себя одинаково? Вопрос именно про поведение, а не про отношение, понятно, что в любом случае нужно с любовью относиться к своим близким.

Священник Александр Усатов

Созависимые неадекватно реагируют на зависимого члена семьи.
Или потакают его слабости, или с высоты своей праведности оскорбляют его и читают нотации.

Но в любом случае в их действиях проявляется собственное поражение. Им даже выгодно, чтобы родственник был "болен" и зависим. Тогда будет о ком заботиться и кем командовать. Будет о чем жаловаться окружающим на горькую судьбу.

Священник Александр Усатов

В таком случае отношения строятся по следующим принципам.

Требования созависимости:
Ты должен быть проблемой, чтобы мне было что решать.
Ты должен быть плохим, чтобы я был хорошим.
Ты должен быть больным, чтобы мне было о ком заботиться.
Ты должен страдать, чтобы я был утешителем.
Ты должен быть безответственным, чтобы мне за все отвечать.
Ты должен быть неуправляемым, чтобы мне всем управлять.
Ты должен врать и скрывать, чтобы я мог уличать.
Ты должен быть враждебным, чтобы мне было с кем бороться.
Ты должен быть опасным, чтобы мне было кого бояться.
Ты должен быть в опасности, чтобы мне было кого защищать.
Ты должен быть неумелым, чтобы мне было кого учить.
Ты должен быть невменяемым, чтобы я был опекуном.
Ты должен быть невыносимым, чтобы меня жалели.
Ты должен быть предателем, чтобы я был жертвой.
Ты должен быть преступником, чтобы я был судьей.
Ты должен быть тяжким, чтобы у меня был свой крест.
Ты должен быть беспомощным, чтобы я был всемогущим.
Ты должен нуждаться, чтобы во мне был смысл.
Ты должен быть зависимым, чтобы я был ценным.

Священник Александр Усатов

Есть две хорошие книги на эту тему.

1. Уцелеть... в семье? (Серия "Безопасность России").

Семья играет главную роль в воспитании у детей как здоровых жизненных установок, так и деструктивных, приводящих к формированию психологического механизма зависимости. Но если в процессе семейного воспитания удалось избежать формирования психологических основ зависимости, то ребенок практически гарантирован от риска попасть в деструктивную секту, от опасности алкоголизма и наркомании. Чтобы уберечь детей от угрозы зависимости, родителям необходимо в первую очередь избавиться от нее самим, изменив собственное поведение.

Священник Александр Усатов

2. В. Н. Вишнев, В. А. Цыганков. Преодоление созависимости. Пособие для членов семьи пьющего человека. Серия: Здоровье детям. Издательство: Амиантов Д. И., Добрые книжки, 2009



Созависимость - что это такое? Когда близкий вам человек зависим от алкоголя, вы начинаете испытывать зависимость от него самого, становясь таким образом созависимым человеком. Алкоголизм одного из членов семьи неминуемо затрагивает и всю семью в целом. И ухудшение состояния алкоголезависимого человека так или иначе отражается на самочувствии его окружающих. Как помочь человеку, больному алкоголизмом? Что нужно сделать, чтобы он прекратил безудержное пьянство? Как наладить нормальные отношения в семье и вернуть здоровье всем тем, кто живет с пьющим человеком? На эти и многие другие важные вопросы можно найти ответы в новой книге Владимира Николаевича Вишнева, врача-фитотерапевта, руководителя медицинских программ в петербургской Школе трезвения, и Владимира Анатольевича Цыганкова, психолога, директора Православной школы психологии и медицины.

Елена_K

В сети есть лекции Валентины Новиковой по Зависимости и Созависимости. С первой же лекции становится ясно, что она - верующий человек. Есть на рутрекере mp3. Ссылку могу дать в личку.

Если Администрация против, можно удалить это сообщение (сообщив в личку причину, мне хотелось бы знать).

Елена А.

о.Александр, к сожалению на обеих книгах изображены дети и содержание аналогичное: главное внимание уделяется правилам воспитательного воздействия на детей. Но как быть с взрослыми дядьками?!
Например, в книге Вишнева и Цыганкова говорится, что созависимый должен отказаться от таких форм деятельности, как: контроль, претензии, требования, истерики, ультиматумы и другие властные формы (как я поняла). Говорится, что созависимый должен переключиться НА СЕБЯ, думать о СВОЕМ здоровье и т.п. Описывается, что зависимые безвольные и безответственные, с ними нельзя ни о чем договориться, они не выполняют обещания, врут, притворяются и издеваются, чем манипулируют поведением созависимого.

А несколькими страницами позже, как ни в чем не бывало, следующие правила для созависимого: поставьте зависимому четкие границы дозволенного (например, нельзя домой приходить пьяным, нужно зарабатывать деньги и т.п.). Секундочку, так в этом и проблема!!!
И ближе к концу книги приводятся небольшие скорее универсальные правила как общаться с людьми, их не обижая.

Общий вывод книги для меня (об этом напрямую говорят авторы): сами Вы не справитесь - обращайтесь к психологу.

Одной моей очень трудолюбивой бывшей однокурснице-отличнице, ныне финансовому директору (сама заработала и собрала деньги и купила 1к квартиру и дорогую машину), постоянно попадаются какие-то мужчины-лоботрясы.
В литературе по созависимости упоминается, что созависимые - это властные особы, которые специально находят себе бездельников, чтобы то и дело пинать их.

Я, к сожалению, ОООЧЕНЬ далека от нее по степени ответственности и трудолюбия, но лоботрясов на всех хватает.

С вопросом "Как предохранить себя от будущего лоботряса?" я обратилась к православному психологу. Она ответила, что есть принципы работы с созависимыми от зависимых от химической зависимости, а вот от зависимых бездельников - помочь нельзя. И порекомендовала мне обратиться куда-то в район переходного моста, где по вторникам проходят слеты анонимных созависимых, в т.ч. от зависимых-больных шизофренией. Последняя характеризуется, кроме прочего, утратой интереса к жизни и ассоциализацией, в т.ч. в трудовой сфере.

Что интересно, среди черт созависимых основные также: сострадательность, желание заботиться и опекать и т.п., поэтому это, как правило, женщины. А я думала, что это призвание женщины, особенно женщины-христианки: заботиться, сострадать, помогать, опекать и т.п. Я начинаю подозревать, что что-то тут опять психологи намудрили. Непонятно.

Вот, например, интересная публикация протоиерея Дмитрия Соколова "Назначение женщины по учению слова Божия". Очень интересно, что же наконец делать-то надо....
Так вот, в ней тоже не все гладко.
Текст в начале публикации: 
речь идет о грехопадении и проклятии Божием
"С этого времени в семье началась борьба. Вместо того, чтобы терпеливо нести наказание за грех и внутренней борьбой, самоисправлением уничтожить беспорядок жизни семейной, муж старается освободиться от бремени забот и трудов, которые он должен был нести на себе по суду небесного правосудия. Все эти заботы и труды сваливая на жену, муж, увы, оставляет за собой одно право: приказывать и господствовать. Жена вследствие этого из подруги становится сначала работницей, потом рабой. Она стремится не только освободиться от рабства, но и приобрести власть над мужем, а не имея сил на это, прибегает к хитрости и лукавству.
      Началась борьба деспота с рабой. А между тем милосердный Бог тотчас же при грехопадении предложил средство для излечения страшной болезни, средство, могущее восстановить потерянное равновесие между двумя полами. От Девы должен родиться обетованный Примиритель, который может разрушить дела дьявола (1 Ин. 3,8). Семя жены должно поразить главу змия (Быт. 3,15)".

Дело близится к развязке: следуй за Христом и созависимости как не бывало.
Но проходим несколько абзацев и...

"В описании добродетельной жены, сделанном Соломоном, кратко изложено все, что сказано и что можно сказать еще об этом. Если общий тон и некоторые частные черты в этом описании представляются несогласными с изображением жены христианской, которое находится в Евангелии, то не забывайте, что оно принадлежит Ветхому Завету, где видимое служит сенью духовного. Вот это описание: "Добрую жену кто найдет – цена её выше жемчуга. Сердце мужа её надеется на нее, и не остается без вознаграждения. Она платит ему добром, а не злом во все дни жизни своей... Вздумает приобрести себе сад и приобретает его; руками своими сажает виноградник. Понимая, что работа её прибыльна, ночью не гасит своего светильника. Встает раньше всех и кормит домашних своих. Длань свою открывает бедному и руки свои простирает к нищему. Не боится зимы для дома своего, потому что у всех домашних её есть теплая одежда. Она настелила богатых ковров. Мужа её легко отличить по чистой, хорошей одежде. Прочна и великолепна одежда её самой; с улыбкой встречает она наступающий день. Уста свои открывает с мудростью, и кротко наставление на языке её. Внимательно смотрит за ходом дел в доме своем и хлеба не ест в праздности. Встают дети её и ласкаются к ней, встает муж её и хвалит ее: "Много есть добрых женщин, но ты превзошла всех их". Обманчиво пригожество, ничтожна красота, а жена, боящаяся Господа, достойна похвалы. Дайте ей от плодов рук её, и дела да прославят её. (Притч. 31, 10-31)".

Что тут скажешь: я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик!!! Мы с Вами уже обсуждали вопрос: сколько должна зарабатывать современная женщина, чтобы в период собственной нетрудоспособности - уходе за ребенком до 2-3 лет, она могла прокормить и детей и мужа??????????!!!!!!! Тут уже не до созависимости, должна - иди пахай.

Успокаивает только, что автор как-бы намекает, что ее труды с поправкой на Новый завет должны быть прежде всего духовные. Говорится также, что чтобы муж не совсем превращался в деспота, ему Новый завет диктует любить свою жену, а жене - повиноваться, чтобы приобрести его без слов.
Как-то на деле смирение перед безнадегой к ответной любви не привело. ??? :-\ Сегодня от женщины ЯВНО ожидается ветхозаветный вариант поведения!!! Так хочется быть слабой женщиной, но то кони скачут, то избы горят.  :( А больше некому просто... в условиях всеобщей мужской инфантилизации.

Я также слышала, что известный автор по педагогике Шишова пишет, что сегодня подростковый возраст у людей гораздо позже заканчивается, у мужчин до 30 лет теперь длится. Шишова давно наверное это писала.... последних веяний не учла.  ;)

Т.е. с одной стороны от женщины требуется быть и бабой и мужиком, но при этом успевать возвеличивать того, кто под ногами путается все-время. По телевизору показывали репортаж о том, что многодетные мамы стали чаще разводиться - не выдерживают: муж - самый требовательный ребенок.

Священник Александр Усатов

#12
ЦитироватьЧто интересно, среди черт созависимых основные также: сострадательность, желание заботиться и опекать и т.п., поэтому это, как правило, женщины. А я думала, что это призвание женщины, особенно женщины-христианки: заботиться, сострадать, помогать, опекать и т.п. Я начинаю подозревать, что что-то тут опять психологи намудрили. Непонятно.
Между прочим, Елена, все грехи в нашей жизни - это искаженные и вышедшие из под контроля добродетели и нормальные стремления. Грех как бы паразитирует на добре.
Как говорится, хотим как лучше, а получается как всегда.
Например, христианская опека в созависимом человеке превращается в гиперопеку. Сострадательность в ложную жалостливость и плаксивость.
Ап.Павел поясняет, что даже полная самоотдача порой бывает без любви и поэтому - греховна и бесполезна:
«если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» 1 Кор. 13:3
Важны не сами по себе действия, а их результат в конкретном случае.

В этом-то и опасность, что люди свое поведение рассматривают как благостное, культурное, социальнозначимое, даже единственновозможное. И поэтому начинают навязывать свой взгляд на мир окружающим, считая их слабыми, некультурными, безвольными...
Фактически, такие люди берут на себя полномочия Господа Бога.... :(

Священник Александр Усатов

Цитироватьот женщины требуется быть и бабой и мужиком, .
От женщины требуется быть хорошей женой.

Цитироватьно при этом успевать возвеличивать того, кто под ногами путается все-время
Поверьте мне, Елена, с таким отсутствием уважения к мужу построить нормальные отношения в семье не удастся. ИМХО.

Даю совет женской половине в Вашей семье, ибо мужская на нашем форуме вопросы не задает...

Священник Александр Усатов

Цитироватьо.Александр, к сожалению на обеих книгах изображены дети и содержание аналогичное: главное внимание уделяется правилам воспитательного воздействия на детей. Но как быть с взрослыми дядьками?!
Всё правильно: воспитательные воздействия эффективны лишь для детей. Взрослые формируют и воспитывают себя САМИ. Если дать человеку понять, что его должны воспитывать жена, мама, папа или психолог, это будет и дальше стимулировать в нем инфантилизм.
Между прочим, в той же книге сказано, что психолог никого не лечит. Он лишь подсказывает, куда должен человек САМОСТОЯТЕЛЬНО двигаться в своем душевном и духовном становлении.