Совместная молитва с инославными

Автор Елена_K, июля 02, 2011, 08:16:48

« назад - далее »

Елена_K

Например, мы садимся за стол с иноверцем, и он, например, читает «Отче наш», а что делать нам, чтобы не было совместной молитвы?

И вообще...

Алексей'

Цитата: Елена_K от июля 02, 2011, 08:16:48  
Например, мы садимся за стол с иноверцем, и он, например, читает «Отче наш», а что делать нам, чтобы не было совместной молитвы?

И вообще...
А я не стесьняюсь в сомнительных случаях не молиться. Подумаешь! Помолюсь в любое другое время. Хоть пять раз подряд. Не так-то часто нам приходится принимать пищу вместе с инославными (если мы сами на это не нарываемся). Лично мне ни разу не приходилось.

Елена_K

Мне вообще хотелось бы разобраться в этом вопросе. Он - яблоко раздора сейчас. Одна сторона обвиняет другую в экуменизме, другая в ответ строит богословско-логические "оправдания", и кто прав, а кто заблуждается, не понятно.

Алексей'

Цитата: Елена_K от июля 02, 2011, 14:34:16  
Мне вообще хотелось бы разобраться в этом вопросе. Он - яблоко раздора сейчас. Одна сторона обвиняет другую в экуменизме, другая в ответ строит богословско-логические "оправдания", и кто прав, а кто заблуждается, не понятно.
О чём бы мы ни просили в молитве, мы просим о Прмчастии. Если совместное причащение с инославными уподобить блуду, то совместную молитву уподоблю страстным объятиям перед блудом. Если кто уверен, что после страстных объятий не соблудит и выйдет из них неосквернённым, тот пусть молится. По-моему, так.

Елена_K

Но мы можем оказаться, например, на поминках общего родственника или друга с  инославными, иудеями, сектантами. Что же, не молиться за упокой усопшего родственника? Вот картина: атеисты желают земли пухом, сектанты молятся по-своему, а православный не молится вообще.  ???

Алексей'

Цитата: Елена_K от июля 02, 2011, 15:16:12  
Но мы можем оказаться, например, на поминках общего родственника или друга с  инославными, иудеями, сектантами. Что же, не молиться за упокой усопшего родственника? Вот картина: атеисты желают земли пухом, сектанты молятся по-своему, а православный не молится вообще.  ???
Нет. Ну, мне приходилось, конечно, бывать и напохоронах иноверцев, и за стол садиться с инославными. Но сейчас молиться в таких случаях не очень-то принято. Они помалкивают. Я помолюсь про себя. Да и всё. Может, и они про себя молятся. Я не знаю.

Хотя нет. Бывало, приглашали инославного священника. Ну так что? Не чужие же люди - родственники. По-моему, это как раз тот случай, когда из объятий можешь выйти неосквернённым.

Елена_K

Цитата: Лёша от июля 02, 2011, 15:40:57  
Хотя нет. Бывало, приглашали инославного священника. Ну так что? Не чужие же люди - родственники. По-моему, это как раз тот случай, когда из объятий можешь выйти неосквернённым.
Ну а если не родственник? Тогда оставить покойного человека без молитвы единственного, возможно, на поминках "право славящего" Бога человека?

Только тема началась, уже столько вопросов. Я для того и подняла ее, чтобы какие-то границы для себя определить. Может, еще кому-то это нужно?

Алексей'

Цитата: Елена_K от июля 02, 2011, 16:06:44  
Ну а если не родственник? Тогда оставить покойного человека без молитвы единственного, возможно, на поминках "право славящего" Бога человека?
Ну, не случайно же Вы на поминки попали? Или всё же случайно? Если усопший не был Вам близок, то, наверное, можно в сторонке скорбно воздохнуть. (Или, наоборот, воздать хвалу Богу, если это не поминки, а, к примеру, свадьба). Дело же, во всяком случае, не в пространственной близости, а в духовном единстве с другими молящимися.

Елена_K

Цитата: Лёша от июля 02, 2011, 16:30:02  
Дело же, во всяком случае, не в пространственной близости, а в духовном единстве с другими молящимися.
Это мнение лично мне близко, ну а как канонически, откуда это пошло - запрет совместной молитвы с инославными (иноверцами) и какой в этом изначальный смысл?

Алексей'

Цитата: Елена_K от июля 03, 2011, 17:24:09  
Цитата: Лёша от июля 02, 2011, 16:30:02  
Дело же, во всяком случае, не в пространственной близости, а в духовном единстве с другими молящимися.
Это мнение лично мне близко, ну а как канонически, откуда это пошло - запрет совместной молитвы с инославными (иноверцами) и какой в этом изначальный смысл?
Наверное, раньше не было в заводе у христиан молиться молчком по углам. Если молились, то вместе и открыто. Или не молились.

Елена_K

Цитата: Лёша от июля 03, 2011, 18:14:42  
Наверное, раньше не было в заводе у христиан молиться молчком по углам. Если молились, то вместе и открыто. Или не молились.
Не думаю. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне;

Священник Александр Усатов

#11
Далее, в цитируемых словах митрополита Антония Сурожского составитель видит уточнение мысли митрополита Филарета:

    отношение к инославным нашего времени не может быть таким же, как к еретикам ранних столетий. С теми, кто отрицал Божество или Человечество Иисуса Христа, кто отрицал учение о Святой Троице, учение о Святом Духе, общения быть не могло. Но когда мы теперь встречаем инославных, если мы прислушиваемся к тому, что они говорят о своей вере, мы не можем не заметить, что у нас очень много общего и что они с собой унесли из недр неразделенной Церкви достаточно истины, чтобы мы в них могли признавать верующих христиан. Мы с ними можем молиться так, как нельзя было молиться с арианами или с несторианами, потому что у нас общего в вере гораздо больше.

Однако митрополит Антоний осознавал и следующую проблему:

в наше время мы должны более осторожно, чем когда-либо, вглядываться в верования ... тех, кто не разделяют с нами православную веру, но веруют во Христа... когда мы видим вокруг себя неполноту веры, мы можем вглядеться либо в изуродованность, либо в ту красоту, которая осталась, пребыла (Антоний, митрополит Сурожский. Материя и дух )

Таким образом, митрополит Антоний предлагает ценить, и тем более, пытаться перенять в инославии не то, что отличает его от Православия, а то, что сближает. При этом стоит помнить, что указанный пастырь говорил в инославном окружении с миссионерскими целями, так что его слова относятся к конкретной ситуации.

Существуют как положительные оценки такой возможности (например, мнение канониста протоиерея Владислава Цыпина: Цыпин Владислав, прот. О молитвенном общении с инославными с канонической точки зрения), так и резко отрицательные высказывания (например, позиция Юрия Максимова: Максимов Ю. Богословский ответ на «Письмо епископа Диомида»).

Приведенное мнение митрополита Антония Сурожского о возможности совершения совместных молитв с инославными в настоящее время имеет окончательное решение в Церкви.

Последний Поместный Собор РПЦ запретил молитвенное общение с инославными.

Священник Александр Усатов

#12
Вот немного устаревший материал:

Митрополит Кирилл: Участие православных в инославных богослужениях невозможно
Председатель ОВЦС МП пояснил свое отношение к совместным молитвам с западными христианами...
"Русская Православная Церковь препятствует совместным молитвам православных с инославными и не считает такие молитвы возможными", - заявил сегодня глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, отвечая на вопросы журналистов на брифинге в Москве, сообщает Интерфакс-Религия.

"Участие православных в инославных богослужениях не является возможным. Эта точка зрения отражена в моем докладе и, думаю, имеет полное понимание среди членов Собора", – заявил владыка. По словам митрополита, молитвы православных с раскольниками и униатами (католиками восточного обряда), а также поклонение православным святыням, оказавшимся в раскольнических или униатских храмах, "опасны для единства Православной Церкви" в первую очередь потому, что "внешне уния и раскол неотличимы от Православия".

"Через это соучастие в раскольнических действиях такая молитва и может наносить ущерб единству нашей Церкви. Поэтому в случае с раскольниками и униатами надо иметь особую осторожность и осмотрительность", – заявил председатель ОВЦС МП.

Между тем, вчера в своем докладе, прозвучавшем на Архиерейском Соборе, владыка Кирилл сказал о допустимости для православных верующих молиться перед общехристианскими святынями, хранящимися в инославных храмах, напомнив о ежегодном росте числа верующих Русской Церкви, совершающих паломничества к святыням в Святой земле, Франции, Италии.

"В связи с массовыми паломничествами эта практика распространилась очень широко, и до определенного времени не было ничего спорного в том, чтобы человек молился перед святынями в культовых местах иной конфессии или даже религии (так, в Хевронской мечети находятся останки праотца Авраама, и многие христиане приходят к ним на поклонение)", – сказал митрополит Кирилл. Однако в связи с тем, что в прессе епископом Анадырским и Чукотским Диомидом и поддерживающими его людьми были сформулированы обвинения в адрес некоторых архиереев, участвующих в сложившейся практике, глава ОВЦС "представил эту тему Архиерейскому Собору, и она, конечно, получит свое разрешение: состоится дискуссия, по материалам которой будет оформлена позиция Церкви".

Кроме того, митрополит Кирилл коснулся вопроса о возможности присутствия православных на молитве христиан иных конфессий. "Присутствие православного христианина в культовом здании иной религиозной традиции, в том числе в момент, когда там происходит молитва, становится неизбежным не только во время паломничества, но и тогда, когда член Православной Церкви, занимая государственную должность, посещает культовые места различных религий в соответствии с протоколом и программой визита", – передает слова владыки Кирилла пресс-служба Архиерейского Собора.

"Отвечая на возможные в подобных случаях вопросы, следует указать на допустимость православной молитвы перед общехристианскими святынями, находящимся в инославных храмах, а также на возможность для православных христиан присутствовать на инославном богослужении, подчеркнул председатель ОВЦС. – Простое посещение храма или богослужения иной конфессии не может означать автоматического согласия православного христианина с инославным вероучением и литургическими традициями".

При этом митрополит Кирилл отметил, что недопустимым присутствие на молитве, совершаемой представителями других церквей, становится тогда, когда оно может непосредственным образом способствовать обращению христианина из Православия в иную конфессию или раскол.

Алексей'

Цитата: Елена_K от июля 03, 2011, 18:34:09  
Цитата: Лёша от июля 03, 2011, 18:14:42  
Наверное, раньше не было в заводе у христиан молиться молчком по углам. Если молились, то вместе и открыто. Или не молились.
Не думаю. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне;
Да. Но не злоупотребляем ли мы этим призывом не молиться напоказ? Не заперлись ли мы "за дверями комнаты своей", в том числе, и от соборной молитвы?

Елена_K

Спасибо, отец Александр.

Ссылка на прот.Владислава Цыпина не работает, вообще с тем сайтом что-то не то.

ЦитироватьПоследний Поместный Собор РПЦ запретил молитвенное общение с инославными.

Лично меня это радует. Не знаю, может, и нет беды в особых случаях в молитвах с инославными, но меня этот запрет радует потому, что, если начнутся в Церкви перемены такого рода, то они со временем примут лавинообразный характер и заодно переменится много лишнего. Иными словами, создадутся прецеденты обновления. Некоторые спорные традиции стоит хранить хотя бы ради этого, имхо. А также во избежание риска расколов.

Но вернемся к бытовому общению. Предположим, за столом с харизматом или иудеем (иноверцами, да и инославными тоже), если он читает молитву вслух, я могу на время воздержаться и попросить про себя благословения на трапезу позже. Это совместная молитва?

А если все молятся молча, и я тоже (не зная, молится ли иноверец или нет) - это уже грех, в нем надо каяться и исповедовать? У меня были такие случаи - это совместная молитва, если по неведению?
--------------------------------------------------------------------------------------------------

Цитата: Лёша от июля 04, 2011, 16:37:41  
Да. Но не злоупотребляем ли мы этим призывом не молиться напоказ? Не заперлись ли мы "за дверями комнаты своей", в том числе, и от соборной молитвы?
Сегодня была на литургии в соборе, люди молились, что выражалось в осенении себя Крестом, поклонах, общем пении "Символа веры" и Отче наш". Это не соборная молитва?

Иногда на службе рядом кто-то пытается петь всю литургию, так это, честно говоря, раздражает, т.к. все равно не в лад, да и не принято у нас, а наоборот считается, что не надо выделяться из общего числа верующих. Вы, Алексей, имеете в виду, что у первых христиан все пели всю службу, а сейчас этого нет?

PS: Спасибо Вам, Алексей, за активное участие в теме.