Список суеверий. Развенчиваем мифы

Автор Священник Александр Усатов, июля 15, 2011, 13:49:52

« назад - далее »

Священник Александр Усатов

Приходящие в храм люди порой задают весьма странные вопросы (по схеме: "А правда, что нельзя....?").
Попробуем ответить на них и рассеять недоумения.
Сразу отмечу, что основаны такие опросы на невежестве, суеверии и даже богохульстве.

1. Нельзя поминать по четным дням. Можно только по нечетным.
Это заблуждение. Молиться можно и нужно во всякое время: «Непрестанно молитесь» 1 Фес. 5:17

2. Нельзя благословлять человека иконой Богородицы, если на ней не изображены руки Девы Марии.
Это неверно. Икона является окном в мир Небесный.  Не существует жесткой связи между изображенными на иконе частями тела святого (или предметами) и нами.  Икона иногда показывают человека в полный рост. Иногда по пояс. Иногда лишь лик. Но во всех этих случаях мы обращены к святому человеку. Икона помогает нам обратиться к ЛИЧНОСТИ изображенного на ней.

3. В Праздник Св.Троицы можно поминать самоубийц. А всех остальных умерших поминать нельзя.
Все как раз наоборот. За самоубийц без особого благословения архиерея подавать записки на литургию или панихиду НЕЛЬЗЯ. Не следует этого делать и в день Св.Троицы.
И напротив, за умерших христиан мы молимся в этот день, в том числе и за тех, кто связан узами ада.

4. А правда, что нельзя дома отмечать день сорокалетия?
Не правда. Само по себе число 40 не является проклятым, празднование дня рождения в таком случае не запрещается.

5. Нельзя передавать в храме свечи через левое плечо.
Совершенно не важно, как передавать свечи в храме к подсвечнику.
В евангелии есть наставление про сокрытие своей милостыни: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» Мф. 6:3. Но к передаче свечей это не имеет никакого отношения.

Алексей'

Цитата: Священник Александр Усатов от июля 15, 2011, 13:49:52  
5. Нельзя передавать в храме свечи через левое плечо.
Совершенно не важно, как передавать свечи в храме к подсвечнику.
В евангелии есть наставление про сокрытие своей милостыни: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» Мф. 6:3. Но к передаче свечей это не имеет никакого отношения.
:) А я бы ответил так:
Совершенно верно. Нельзя передавать свечи через левое плечо. И через правое плечо тоже нельзя свечи передавать. И вообще, нельзя отвлекать людей на передавание свечей, когда они молятся. И проталкиваться через молящихся нельзя. Можно только стать вместе со всеми и молиться. А свечей поставить можно в любое удобное время сколько хочешь.

Священник Александр Усатов

Алексей, всякие ситуации бывают. Иногда люди могут зайти в храм на минуту. И не пройти им к подсвечнику

Священник Александр Усатов

#3
6. Говорят, что нельзя опалять нижний край свечи, так как при этом якобы поджигаются ноги святого, к которому направлена молитва.

7. Нельзя резать арбуз и вообще круглые предметы в день Усечения головы Иоанна Крестителя. Это заблуждение также магической природы.

Эти заблуждения, основаны на принципе так называемой симпатической магии. Это когда думают, будто внешнее сходство влияет на реальных людей.

Священник Александр Усатов

#4
Очень много языческих табу бытует у нас в сфере похорон и поминок.
8. Говорят, что нельзя на поминках пользоваться вилкой.
Просто глупость.

9. Что из зеркала может выглядывать покойник, поэтому нужно зеркала закрывать простынями
Души не могут самостоятельно пугать людей. Бояться этого не следует.

10. Будто родственники не могут нести гроб с покойником
Язычники думали, будто покойник может обидеться на родственников, которые буквально "выпроваживают" его тело из дома. Поэтому уже много тысяч лет назад возникло ложное поверье, будто родственники должны отстраняться от похорон и не участвовать в изнесении гроба на кладбище. Будто бы в таком случае покойник не станет мстить своим родственникам

Священник Александр Усатов

#5
А еще есть вредное поверье,
11. будто нельзя поднимать с земли чужой нательный крестик, так как через него якобы можно взять на себя грехи и проклятия собственника этого крестика.
Назовем это богохульством и кощунством. Крест - орудие нашего спасения.

Встречается утверждение,
12. будто в день причастия нельзя есть рыбу и вишни, так как выплевываемые косточки и кости нужно будет обязательно сжигать.
Это ошибка, иначе всем нам пришлось бы каждый раз после причастия сжигать также и ложки с вилками.

Священник Александр Усатов

#6
Есть заблуждения и относительно Таинства Крещения
12. Будто во время Крещения младенца его родная матерь не должна допускаться в Храм.
Вообще-то в древности это правило распространялось на рожениц лишь до 40-го дня после родов. Ведь именно таков период физиологических последствий родов, угрожающих чистоте Храма Божия.
Поэтому женщины спустя 40 дней после родов в любом случае могут приходить в Храм.
К тому же уровень современной гигиены позволяет женщинам посещать храм и ранее этого условного срока, так как теперь совершенно исключается вероятность загрязнения Храма "последствиями родов".
Иногда священники просят маму младенца не присутствовать на Крещении ее младенца исходя из гуманных соображений. Ведь положено, чтобы младенца держали на руках крестные родители. Ребенок же, видя рядом родную маму будет непременно громко возмущаться и плакать, выражая тем свое желание вернуться в объятия родной мамы.

13. Часто говорят, что крестные родители одного ребенка не могут вступать в брак.
"Так как при крещении требуется лишь один восприемник или одна восприемница, смотря по полу крещаемого, то нет оснований считать восприемников состоящими в каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им вступление в брак между собою" (Григоровский С.П. Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении. - М.: Издательский Совет РПЦ, 2007.)

Димитрий Хлытчан

#7
Цитата: Священник Александр Усатов от июля 15, 2011, 20:21:55  
Встреча6ется распространенное мнение,
12. будто во время Крещения младенца его родная матерь не должна допускаться в Храм.
Многие священники это объясняют тем, что женщина не чиста и не может присутствовать при Таинстве. Так как Крещение является общественным богослужением и в древности сразу же крещеные причащались на Литургии со всеми верными, кроме тех на ком епитимья.

Священник Александр Усатов


Священник Александр Усатов

Еще есть миф,
14. будто иконы Богородицы различаются по своей силе. Например, будто икона Владимирская "сильнее" Феодоровской.
Вообще-то иконы не действуют присущей им самим автономной силой.
Помогает конкретному человеку САМА БОГОРОДИЦА.

Похожее заблуждение,
15 Будто святая вода с разных молебнов отличается по своей силе (например, с молебнов Николаю Угоднику или Богородице).
Это ошибка. Человек воспринимает благодать Святого Духа лишь в меру своего духовно-нравственного совершенства.

16. Иногда люди утверждают, что 18 и 19 января на Великом освящении воды, святая вода различается по силе и называется одна Иорданской, а другая Крещенской.
Это заблуждение. Чин освящения в эти дни тождественный.

Димитрий Хлытчан

#10
Цитата: Священник Александр Усатов от июля 15, 2011, 20:21:55  
Есть заблуждения и относительно Таинства Крещения
12. Будто во время Крещения младенца его родная матерь не должна допускаться в Храм.
Вообще-то в древности это правило распространялось на рожениц лишь до 40-го дня после родов. Ведь именно таков период физиологических последствий родов, угрожающих чистоте Храма Божия.
Поэтому женщины спустя 40 дней после родов в любом случае могут приходить в Храм.
К тому же уровень современной гигиены позволяет женщинам посещать храм и ранее этого условного срока, так как теперь совершенно исключается вероятность загрязнения Храма "последствиями родов".
Иногда священники просят маму младенца не присутствовать на Крещении ее младенца исходя из гуманных соображений. Ведь положено, чтобы младенца держали на руках крестные родители. Ребенок же, видя рядом родную маму будет непременно громко возмущаться и плакать, выражая тем свое желание вернуться в объятия родной мамы.

13. Часто говорят, что крестные родители одного ребенка не могут вступать в брак.
"Так как при крещении требуется лишь один восприемник или одна восприемница, смотря по полу крещаемого, то нет оснований считать восприемников состоящими в каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им вступление в брак между собою" (Григоровский С.П. Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении. - М.: Издательский Совет РПЦ, 2007.)

Однако, один священник Крестил ребенка,а восприемники спустя год женились и решили Венчаться .Когда же в том Храме узнали ,что они кумовья им сказали:"под вами земля гореть будет". Они к владыке,что их об этом никто не предупреждал. Владыка " зделал [удалено экспрессивное выражение]" тому священнику который Крестил и не предупредил. Теперь всегда предупреждает.
Такая вот история.Молва бабушек победила.

Священник Александр Усатов

#11
По данной теме есть замечательный доклад Диак. Константина Горбунова: Околоцерковные суеверия как следствие подмены ценностей в сознании людей. Суеверия, связанные с паломническими поездками

И еще: Методы изучения и классификации околоцерковных суеверий

Особо можно выделить формально не запрещенные Церковью действия, но, однако же, наделенные сомнительным смыслом (или сомнительным обоснованием), например: подать сорокоуст в трех храмах. Если подача поминовения в нескольких храмах совершается по любви к ближнему, связана с желанием пригласить к молитве за него побольше православных священнослужителей и мирян, то это хорошо. Однако если подача поминовений имеет какие-либо оккультные или магические обоснования, то наличие таких мнений является грехом.


Исходя из этого вспомним такие суеверия:
17. Будто числа имеют важное, почти волшебное значение.
Будто нужно ставить определенное количество свечей в храме, или же нести домой для непонятных ритуалов определенное количество свечей. Например, 40, 150 и т.д.
Будто для спасения ближнего нужно обязательно заказать сорокоуст в 3-х, или 12-ти, или даже 40-ка храмах или монастырях.


Количество в духовной сфере не переходит в качество.

Священник Александр Усатов

Действительно, раньше весьма ревностно соблюдали правило о восприемниках. И в этом есть определенный смысл. Для ребенка ПОЛЕЗНО, если крестные будут из разных семей. Вдруг один из крестных переедет в иной город, или совершенно порвет отношения с семьей младенца. Тогда хотя бы второй крестный будет заботиться о ребенке.
Так что в этом случае следует говорить о полезности, а не про богословие.

Вы правы, когда нет аргументов, люди любят адом стращать народ...

Священник Александр Усатов

#13
В Питере была специальная конференция о суевериях. Подробнее здесь.

18. Бывает, что люди идут креститься повторно. Говорят, что если на человека наведена порча, или сглаз, то его надо заново окрестить в Церкви. Причём при крещении ему надо поменять имя, и чтобы это имя было в тайне, чтобы никто не смог больше навести порчу.

Это дикое нарушение канонов Церкви и отрицание одного из положений Символа веры: "Исповедую ЕДИНО Крещение". Второго Крещения не может быть по аналогии с единственностью физического рождения человека.
Боязнь порчи и сглаза есть следствие отрыва от Церкви. Такой страх вызван грехом неверия в Бога, или недоверия Богу. Подробнее здесь.
"Портит" человека не злой и завистливый глаз человека, а собственный грех, расхристанность, отпадение от Христа...

Димитрий Хлытчан

#14
Цитата: Священник Александр Усатов от июля 15, 2011, 21:02:43  
16. Иногда люди утверждают, что 18 и 19 января на Великом освящении воды, святая вода различается по силе и называется одна Иорданской, а другая Крещенской.
Это заблуждение. Чин освящения в эти дни тождественный.
Но некоторые Священники так и считают, вот и результат. Много раз слышал подобное.