Дети в храме

Автор Александр, сентября 17, 2010, 12:11:20

« назад - далее »

Александр

Из панорамы видно, что храм очень маленький

В разделе "духовенство прихода", скоро будет обновление??

Священник Александр Усатов

Цитата: Александр от сентября 17, 2010, 12:11:20  
Из панорамы видно, что храм очень маленький
Зато на литургии причащается до сотни детей и до сотни взрослых :)

ЦитироватьВ разделе "духовенство прихода", скоро будет обновление??
Как только я увижу указ правящего архиерея на эту тему

Александр

Цитата: Священник Александр Усатов от сентября 17, 2010, 12:28:40  
Цитата: Александр от сентября 17, 2010, 12:11:20  
Из панорамы видно, что храм очень маленький
Зато на литургии причащается до сотни детей и до сотни взрослых :)
Неужели столько людей присутствуют во время всей литургии?

Цитата: Священник Александр Усатов от сентября 17, 2010, 12:28:40  
ЦитироватьВ разделе "духовенство прихода", скоро будет обновление??
Как только я увижу указ правящего архиерея на эту тему
Не думал, что, не так все просто.

Священник Александр Усатов

Конечно, младенцы не выдерживают ждать всю Литургию.
Это касается и самых больных из взрослых.

Священник Александр Усатов

Дети не могут долгое время находиться в бездействии и сохранять внимание. Психологи подсказывают, что для детей важны именно впечатления, а не выслушивание длинных текстов, во многом им непонятных.
Поэтому детки могут и свечу поставить на службе, и помазаться св.малом, и причаститься. Но нельзя пребывание на службе для детей превращать в мучение. Богослужение призвано дарить детям радость.

Александр

А где дети находятся во время литургии? Т.е. те, кто не в храме.
Их чем то занимают, или они сами по себе?

Священник Александр Усатов

Тут могут быть разные варианты.
Если ребенок утомился в храме, его могут вывести в церковный двор.
Озеленение вокруг храма было признано лучшим в городе. Есть на что полюбоваться :)
Некоторые приносят младенцев прямо к моменту причащения.
Более старших детей мы просим молиться на службе более продолжительное время.
Что касается "сами по себе", то по опыту скажу, что нет ничего хуже. Такие "брошенные" дети привыкают баловаться в святом месте, и впоследствии это весьма пагубно сказывается на их духовной жизни.

Священник Александр Усатов

#7
Вот как эту ситуацию описывает известный духовник прот. Владимир Воробьев (Покаяние, Исповедь, Духовное руководство ):

Но гораздо более трудные проблемы встают в другом случае: когда дети вырастают в семье верующей. Вот это проблема, с которой я не умею справиться. Это, возможно, самое трудное и актуальное для нас.

     Детям, воспитанным в верующих семьях, со временем надоедает то, что им предлагают родители. Родители и священник должны быть к этому готовы. Привыкнув ко всему церковному, как к обычному, обыденному, как к тому, что навязывается старшими наравне со многим другим, что делать неприятно, неинтересно, но нужно, они начинают не вполне осознанно отвергать все это. У таких детей начинает проявляться какая-то центробежная энергия. Они хотят чего-то нового для себя, они хотят постичь какие-то неизведанные ими способы жизни, а все, что говорит мама, или бабушка, или отец, – все это уже кажется пресным. Такие дети очень легко находят недостатки у церковных людей, которые начинают казаться им ханжами, скучными моралистами. Они очень часто в церковной жизни уже не видят ничего достаточно светлого. Такой вектор, такая направленность из церкви делает их по существу не способными воспринимать благодать Божию. Участвуя в таинствах, даже в причащении Святых Христовых Тайн, по существу говоря, они ничего не переживают, они оказываются, как это ни странно, в детском возрасте малоспособными переживать причащение Святых Христовых Тайн как соединение с Богом, как встречу с Богом. Для них это одно из привычных, воскресных, праздничных состояний. Для них церковь часто становится клубом, где можно встретиться и поговорить друг с другом. Они могут здесь о чем-то интересном сговориться, дождаться с нетерпением, когда же кончится служба и они вместе побегут куда-то по секрету от родителей в мир окружающий, во всяком случае не церковный.

     Иногда бывает хуже: им нравится шалить в церкви, даже и такое бывает, или подсмеиваться над разными людьми, которые здесь в церкви находятся, иногда даже над священниками. Если они что-то умеют, если занимаются в церковном хоре, то они с большим удовольствием будут обсуждать, как поют сегодня и – без конца и края всякие насмешки над хорами, над разными певчими, кто как поет, кто что-то слышит, кто что может, кто что понимает. Они всегда чувствуют себя маленькими профессионалами, которые способны оценить все это. И в таком зубоскальстве, у них может пройти вся литургия и вся всенощная. Они совершенно могут перестать чувствовать святость Евхаристического канона. Но это не помешает, когда вынесут Чашу, стать первыми, или, может быть, не первыми, наоборот пропустить маленьких вперед и очень чинно подойти к Чаше, причаститься, потом так же чинно отойти, и через три минуты они уже свободны, все уже забыли и опять предаются тому, что интересно по-настоящему. А момент причащения Святых Христовых Тайн... это все для них привычно, все известно, все это мало интересно.

     Легко научить детей выглядеть всегда православными: ходить на службы, сначала к Чаше пропустить младших, уступить место. Они все это могут делать, и это, конечно, хорошо. Приятно видеть таких воспитанных детей. Но это совершенно не означает, что они при этом живут духовной жизнью, что они по-настоящему молятся Богу, что они ищут общения с Богом. Это совершенно не означает устремления к реальному соединению с благодатью Божией...
У нас мамы хотят молиться Богу, хотят простоять всю всенощную, а детей некуда деть. Поэтому они приходят в церковь с детьми, здесь отпускают их, а сами молятся Богу. И думают, что детьми должен заниматься кто-то другой. И дети бегают по храму, вокруг церкви, безобразничают, дерутся в самом храме. Мамы молятся Богу. В результате получается атеистическое воспитание. Такие дети легко вырастут революционерами, атеистами, людьми безнравственными, потому что у них убито чувство святыни, благоговения у них нет. Они не знают, что это такое. Причем у них выбили самое высокое – святыню в самом ее высоком выражении. Даже церковь, даже литургия, даже причастие Св. Христовых Таин – уже ничто для них не свято. Каким еще авторитетом можно будет их потом поворотить к церкви, – неизвестно.

     Вот поэтому, мне кажется, что очень важно детей ограничивать в их посещении Церкви, в количестве посещений, и во времени посещений. И, может, в причащении, в исповеди

Светланочка-беляночка

Устала наблюдать в нашем храме ситуацию, когда дети некоторых "мамочек-захожанок" ведут себя как им вздумается, сегодняшнее вечернее богослужение было не исключение. Мамаши позволяют своим отпрыскам бегать по храму, орать, ступать куда им не дозволено и т.д. и т.п. Замечание таким нерадивым женщинам не сделаешь - кто я такая что бы ее учить... Очень хочется, чтобы служащие нашего храма говорили "горе-мамам", что подобное поведение не допустимо в храме, т.к. бесчинства их детей отвлекают прихожан от молитвы. Если ничего им не говорить в подобных ситуациях, они так и буду думать, что такое поведение их детей вполне допустимо в храме Божьем. Профессор Московской Духовной Академии Осипов А.И. высказал такое мнение, что "мамаши с детьми в храме могут быть орудием сатаны" (https://www.youtube.com/watch?v=kshwj3vlf1c ).

Сергий программист

Ничего не поделаешь. Дома детей одних оставлять нельзя, а на службу хоть раз в неделю хочется.
Прихожанка православного храма из Германии как-то рассказывала, что у них такие мамочки организуются, и на время службы одна из мамочек играет со всеми детьми снаружи храма. Дежурят с детьми по очереди.

Священник Роман Зимин

Вот эта идея интересная. У нас на форуме уже когда-то звучало предложение организовать детскую комнату.

Светланочка-беляночка

Не соглашусь с Вами, Сергей,  по поводу "не поделаешь", это отговорки. Детьми надо заниматься, в т.ч. учить их как себя вести в храме, а если ребенок маленький - не означает, что ему можно позволять все огульно. В конце концов есть папы, они могут присмотреть за малышами, пока мамы на службе. Храм - не ясли, не игровая детская комната и не цирк, поэтому если детки не управляемые, сидите пока дома, не отвлекайте прихожан, а молиться в холодное время и дома можно, пока дитё растет. В теплое время, батюшки включают колонки, так что службу можно слушать на улице, присматривая за своим чадом.

Сергий программист

Папы - работают с утра до вечера. А дети - они дети. У кого-то дети тихие, а чьи-то не могут и пяти минут протерпеть, чтобы не напроказничать. Я таких видел в приюте. Ребята - веселые, но с ними нужно всегда ухо держать востро.
Очень жаль, что вы хотите выгнать всех мамочек с детьми вон из храма.

Татиана

а нормально,когда здание кукольного театра епархия отжимает у других детей ??? Ведь построили специально греческую церковь... Какого кляпа нужно еще и помещение кукольного театра ? Может церковь все таки пожертвует детям это здание, отступит от него ? Ведь дети - это будущие прихожане... Жертвовать на благо церкви вроде нормально для нее, а тут может и сделает исключение из правил ?? Если честно, то некрасиво выступает наша епархия в данном случае... То лицей у подростков отожмет, то теперь театр у малышей... А почему бы ей не отжать здание Администрации,ну там где был храм ??? Почему там отделались памятным знаком и все, тишина...

Владимир